Главная / ИЗО, МХК / Шинель и лестница как художественная деталь ( Повесть Н.Гоголя

Шинель и лестница как художественная деталь ( Повесть Н.Гоголя

Творческая работа ученика 8 класса Гавриленко Владислава


Шинель и лестница как образ художественной детали

в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

«Я брат твой…».


Толпа… Страшная, беспощадная, всё сметающая на своём пути. Человек толпы столь же безлик и сер, как и сама толпа. И если ты личность, и если ты пусть самую капельку что-то значишь в этом жестоком мире, то толпа тебя постарается уничтожить, потому что человек в толпе – маленькая песчинка; пронесётся толпа, не заметит его, как будто и не было человечка.

Вот такой маленькой песчинкой пронеслась по петербургским улицам и улочкам трагическая судьба маленького человека – Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Но заслуживает ли он насмешек и унижений или же всё-таки достоин сочувствия и помощи?

Единственная цель жизни маленького чиновника - новая шинель. Он думает о ней, как любой другой человек думал бы о семье, о любви. Ради неё герой идёт лишения и полуголодное существования, Описывая несчастную судьбу Акакия Акакиевича, Гоголь показывает его неожиданный взлёт по жизненной лестницы с покупкой новой шинели и столь же стремительное внезапное падение с потерей оной. Сравним же эти две детали, которые неизменно присутствуют в тексте на всех этапах его повествования и раскрывают саму идею произведения Николая Васильевича Гоголя. Это детали – шинель и лестница.



Первый этап: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»


Всё спасение чиновника состоит

в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее 5-6 улиц и потом как следует натоптаться в швейцарской.

Рассмотрев шинель хорошенько,

он открыл, что в двух-трёх местах она сделалась точно сертянка, настолько истёрлось сукно.

Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли её капотом.

Увидевши в чём дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в 4-ом этаже по чёрной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков.

Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была умащена водой и помоями, - взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович.







Второй счастливейший этап: Он чувствовал всякий миг минуты.


Он приучился голодать по вечерам, но зато он питался духовно, нося в мыслях своих идею будущей шинели.

Никогда бы в другое время не пришлась так кстати шинель, потому что начинались уже довольно крепкие морозы и грозили ещё более усилиться.

Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

Когда все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель, Акакий Акакиевич потерялся совершенно.

Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во втором этаже.

Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежащую на полу, стряхнул её. Снял с неё всякую пушинку, надел на плечи и опустился по лестнице на улицу.




Третий этап: «А ведь шинель-то моя!»


«А ведь шинель-то моя» - сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник.

Повествование о грабеже шинели, несмотря на то, что нашлись и такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеялись над Акакием Акакиевичем, однако же, многих тронуло.

Акакий Акакиевич пытался найти шинель, прося помощи у значительного лица.

Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завёл, чтобы низшие чиновники встречали его ещё на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему прямо никто не смел, а чтоб шло всё порядком строжайшим.

Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого он не помнил.





Четвёртый этап: «Твоей-то шинели мне и нужно!»


По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, идущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели.

Но ужас значительного лица превзошёл все границы … рот мертвеца покривился и произнёс такие речи: «А! вот ты наконец! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей – отдай свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер.

Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою и закричал кучеру не своим голосом: «Пошёл во весь дух домой!»

Итак, значительное лицо сошёл с лестницы, сел в сани и сказал кучеру: « К Каролине Ивановне », а сам, закутавшись весьма роскошно в тёплую шинель, остался в том приятном положении, лучше которого и не выдумаешь для русского человека.





Последний этап: «Тебе чего хочется?»


с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно. Генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайне мере уже не было нигде слышно таких случаев, чтобы сдёргивали с кого шинели.


Вот так две обычных детали сыграли трагическую роль в жизни хоть и «маленького», но очень тихого, доброго и просто хорошего человека. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное… переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь…». Две, казалось бы, обычных детали символизируют служебную табель о рангах и жизненную дорогу. Они раскрыли нам идею повести Николая Васильевича Гоголя и описали несчастную жизнь Акакия Акакиевича: как он с самых низов почти достиг пределов своих желаний и как судьба сломала его только начинавшую налаживаться жизнь, отобрав у него символ новой жизни – шинель.

Нельзя относиться ко всему этому равнодушно, тем более насмехаться над Башмачкиным, жаль его, жаль его добрую и светлую душу, которая никогда не испытывала ни гнева, ни зависти, ни злобы. Жаль, что лишь только перед смертью он смог стать настоящим человеком.











Шинель и лестница как художественная деталь ( Повесть Н.Гоголя
  • ИЗО, МХК
Описание:

Литература в школе – особый предмет, так как относится к предметам эстетического цикла. Уроки литературы, при всём их разнообразии, имеют единую цель – научить школьников чтению как процессу, адекватному творчеству художника слова.

    Дидактические принципы развивающего обучения помогают  осуществить цели языкового и литературного образования.

    Современный школьник должен действовать по принципу «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю»,           « пробую – и делаю». Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Используя технологии, опирающиеся на личностно ориентированные, культурно ориентированные, деятельно ориентированные принципы, обучаю учащихся не только самостоятельной работе, но и сотрудничеству

Автор Суббот Зинаида Семёновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1314
Номер материала 36913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы