Учитель-дефектолог
|
Учитель-логопед
|
Развитие сенсорного восприятия
|
1.Формирование
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
2.
Формирование целостного восприятия образа предметов (составление целого из
частей, например, разрезные картинки или нахождение предметов на зашумленном
наглядном материале)
3.
Развитие тактильно-двигательного восприятия (различение предметов на ощупь по
различным признакам (форма, материал, текстура).
4.
Развитие пространственных и временных представлений (ориентировка в
собственном теле, относительно тела другого человека и в пространстве;
ориентировка на листе бумаги, на доске и в зеркальном отображении;
формирование последовательности временных понятий).
|
1
и 2. Умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в
роде, числе и падеже (Например, красного мяча, белому зайцу)
Умение
составлять описательный рассказ.
3.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, как с речевым, так и без речевого
сопровождения.
4.
Формирование предложно-падежных конструкций. Профилактика оптической и
кинетической дисграфии и дислексии (изучение и расположение элементов букв в
пространстве).
Развитие
временных представлений при пересказах и составлении рассказов.
|
Развитие памяти
|
1.
Развитие
оперативной слуховой памяти (повтори слова, например: дом, звезда, дача и т.д.;
найди заданные картинки).
2. Развитие
оперативной зрительной памяти (запомни и найди картинки; какого предмета не
стало или что изменилось; найти недостающий фрагмент).
3. Развитие
опосредованной смысловой памяти (запомни слово и найди подходящую по смыслу
картинку; запомни пару картинок и дорисуй недостающую).
|
1. Развитие
вербальной памяти (повторение предложений, заучивание скороговорок,
чистоговорок, стихов).
2. Запоминание
обозначений звуков, слогов, слов, предложений и образа букв.
|
Развитие внимания
|
Развитие
объема, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания:
|
1.Зрительного
(найди
отличия; корректурные пробы; найди рисунок, похожий на образец; найди
выделенный элемент и обведи его; лабиринты; закрой данные фигуры предложенными
фигурами).
2.Слухового
(на
материале неречевых и речевых звуков, например, на звучание нескольких
предметов (в частности, музыкальных инструментов) выполни соответствующие им
движения, следуя инструкции взрослого; выполни названные взрослым движения
только тогда, когда услышишь ключевое слово; покажи предмет, букву или слово,
названное взрослым только тогда, когда услышишь слово-команду и др.).
|
1.Развитие
зрительного внимания на материале изучения букв (перенеси каждую букву в
квадрат при помощи дорожек и прочитай слова; обведи заданную букву; прочитай
слова по стрелкам, начиная от точки; собери слово).
2. Развитие
речевого внимания на материале заданий по развитию фонематического слуха
(хлопни в ладоши, если услышишь звук [с] в заданных словах; разложи картинки
на две группы – первая – слова, в которых есть звук [с], вторая – слова со
звуком [ц]).
|
Развитие мышления
|
Развитие
наглядно-образного и словесно-логического мышления (мыслительных операций):
|
1.
Анализ (расчленение целого на части, а также установление связей между ними)
и синтез (мыслительное соединение в единое целое частей) - дорисуй до целого
или дорисуй, чтобы все предметы были одинаковыми; конструирование (пример,
сложи целое из частей по образцу); разложи последовательно серию сюжетных
картинок; подбери по смыслу, например, птица-гнездо, медведь -…….);
2.Обобщение
(мысленное объединение в одну группу предметов, явлений по основным
свойствам) (пример, назови одним словом; что общего?; найди лишнее (например,
среди кругов треугольники), найди общий признак (пример, среди всех кошек
найти тех, у кого белые лапы);
3.Исключение
(что лишнее? (например, найти среди фигур с четырьмя кружками лишнюю));
4.Систематизация
(выявление закономерности в создании определенной системы и определение места
предмета в этой системе) (пример, логические квадраты; продолжи ряд; найди
предмету место; определи последовательность событий);
5.Сравнение
– развитие ассоциативного мышления (пример, найди пару, то есть найти из
множества предметов такой же); найди сходства и различия между предметами по
картинкам; где больше – меньше – сравнение при счете (например, какое число
больше: 5 или 6);
6.Классификация
(кому что нужно (пример, какие инструменты нужны повару или игра «угостим
зверей»); найди лишнее (пример, из группы фигур выделить с углами или без
углов); разложи по группам (пример, игра «найди домик» или найди подходящую
картинку);
7.Отрицание
(выявление признака предмета на основе противоположного признака) найди
фигуры (пример, не красные и не круглые; в том числе используются блоки
Дьеныша);
8.Умозаключение
(одна из логических форм мышления, при помощи которой из одного или
нескольких суждений по определенным правилам можно получить заключение) - использование
логических задач (пример, в коробке лежали 4 карандаша, 2 было красных,
остальные синие. Сколько было синих? Или на столе лежат яблоко и груша.
Сколько овощей на столе?), развитие критичности мышления (применение нелепиц,
игра «что неправильно нарисовал художник?»); нахождение скрытого смысла по
сюжетной картине и по серии (пример, почему так произошло?).
|
1.Развитие
звукобуквенного анализа и синтеза (например, составь слово из первых звуков
слов, составь слова, переставив буквы, слоги; назови второй звук в слове
«кот» и т.д.);
2.Развитие
обобщающих понятий на материале изучения лексических тем (например, назови
одним словом);
3. «4-ый лишний»
(например, найти одежду среди обуви).
4.Работа
с серией сюжетных картин. Составление предложения из слов.
5.Какими
звуками отличаются слова, например, день-тень; использование сравнения при
составлении описательных рассказов (пример, летом день длинный, ночь –
короткая, а зимой – наоборот); при употреблении слов-антонимов и
сравнительной степени прилагательных (пример, длинный – длиннее);
6.Классификация
предметов по лексическим темам (пример, назови, перечисли из предлагаемых
вариантов слова, относящиеся к водному и воздушному транспорту); звуков
(назови, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой -
звонкий); слов (назови слова из двух, а затем трех слогов);
7.Найди
слова (пример, слова, в которых нет мягких согласных или в которых нет звуков
[с], [л] или найди не короткие слова; найди не хвойные деревья);
8.Использование
умозаключений при формировании фонематического восприятия (пример, объясни,
почему это слово лишнее, т.е. выделение слова должно идти по наличию
определенного звука, слога); при составлении сложноподчиненных предложений
(пример, мальчику нужна расческа, чтобы……..); при развитии связного речевого
высказывания (пример, при пересказах и составлении рассказов).
|
Развитие воображения
|
Развитие
невербального воображения
(дорисуй,
чтобы получился предмет; на что похоже (пример, дается элементарное
схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот
рисунок); видоизменение объектов по заданным параметрам, чтобы получился
новый объект (пример, из треугольника сделать квадрат, доложив палочки или из
5 квадратов сделать прямоугольник, убрав 4 палочки); использование различных
конструкторов (пример, постройки из геометрических фигур, из «змеек», из
блоков Дьеныша или из палочек Кьюизенера), мозаик; имитация предметов живой и
неживой природы (пример, изобрази кенгуру или покажи руками домик);
использование предметов-заместителей (пример, игра «почтовый ящик» - опусти
письма (фигуры) в соответствующий ящик (отверстия))
|
1.Развитие
невербального воображения
на
материале изучения и представления образа букв (пример, на что похожа буква
«А» или постройте букву «А», используя части собственного тела);
использование мнемокарточек и мнемотаблиц при пересказах и составлении
рассказов (пример, птицы улетели на юг – это изображение галочки или выпал
снег – изображение снежинки).
2.Развитие
вербального воображения
(использование
пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением или применение упражнений для
развития общей моторики с речевым сопровождением; включение
игр-драматизаций; составление творческих рассказов).
|
Развитие речи
|
·
контроль
за правильным произношением поставленных звуков на этапе автоматизации;
· развитие
фонематического слуха в процессе развития слухоречевой памяти (например,
повтори слова: дом-том-ком-гном);
· развитие
навыков звукового анализа и синтеза при развитии мыслительных процессов
(например, найди лишний предмет, обращая внимание на звуки в начале слова);
· контроль
над произнесением слов простой и сложной слоговой структуры слова в процессе
развития слухоречевой памяти (например, запомни, найди и повтори слова: милиционер,
полотенце, регулировщик), мыслительных процессов при составлении логических
задач (например, в аквариуме больше рыб или карасей?);
· контроль
над грамматически правильным произнесением фразы в процессе применения
упражнений на развитие высших психических функций (пример, найди маму и
проведи дорожку от мамы к ее детенышу и назови или разложи угощения и объясни
(белке –орешки, зайцу-морковь));
· развитие
связного речевого высказывания при составлении рассказа по сюжетной картине
или по серии сюжетных картинок для выяснения причинно-следственной связи; при
использовании нелепиц, картин со скрытым смыслом.
Использование
знания букв и умение читать при выполнении различных заданий в процессе
развития высших психических функций.
|
Развитие речеязыковой
компетенции
1.Развитие
фонетико-фонологической компетенции
·
коррекция
звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков,
постановка звуков, автоматизация и дифференциация);
· развитие
фонематического слуха;
· развитие
навыков звукового анализа и синтеза (например, назови первый звук в слове
«кот» или назови звук, который стоит после звука [о] в слове «кони» или
выдели слово с заданным звуком; назови количество звуков в слове «пони»;
скажи, какое слово получилось (т, а, н, к));
· работа
над слоговой структурой слова (двухсложные, трехсложные и четырехсложные
слова) (например, повтори: баобаб, аэропорт и т.д.; добавь один или несколько
слогов и получи слово «ра-……»;или поменяй слоги местами и составь слово:
«камыш»);
2.Развитие
грамматической компетенции
·развитие
лексико-грамматических категорий (словоизменение, словообразование,
синтаксис);
3.
Развитие
связного речевого высказывания
·
диалогической
речи (драматизация, беседы, ответы на вопросы по прочитанному);
·
монологической
речи (умение пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картине, по серии
сюжетных картин, описательные и творческие рассказы);
4.
Обучение
грамоте
дифференциация
понятий «звук-буква», «слог-слово-предложение»; звукобуквенный и слоговой
анализ и синтез слов; слогослияние; чтение слогов и простых слов; печатание
букв.
|
Формирование элементарных математических
представлений
|
1. Формирование
порядкового и количественного счета;
2. Развитие
ориентирования в числовом ряду от 1-10 (например, вставь пропущенные цифры,
найди и назови соседей числа).
3. Обучение
сравнению и уравниванию количеств предметов (например, чего больше или
меньше? или сделай так, чтобы стало поровну).
4. Закрепление
представлений о составе числа (например, рассели жильцов в домики. Сколько не
хватает до определенного числа?).
5. Решение
и запись задач на сложение и вычитание с опорой или без опоры на наглядность
(например, на дереве сидели 2 птички, прилетела еще одна. Сколько птичек
стало на дереве?).
6. Обучение
отсчету предметов в пределах 10 (например, достань из мешочка пять
грибочков).
7. Работа
по предупреждению зеркального письма (пример, найди и зачеркни неправильно
написанные цифры или выложи цифру из палочек, бусинок, веревочек)
|
· определение
количества звуков, букв, слогов в слове, слов в предложении.
· определение
порядкового числа заданного звука или буквы в слове.
· согласование
имен существительных с именами числительными (пример, посчитай карандаши от
одного до пяти).
·
сравнение
слов по количеству звуков или букв;
·
преобразование
слов (например, сделай из слова с одним слогом слово с двумя слогами);
·
преобразование
предложений (например, добавь еще одно слово в предложение).
· согласование
имен существительных с именами числительными (например, достань из мешочка
три морковки, два огурца, считай вслух и называй предмет. Проверь и скажи,
сколько всего овощей ты достал?)
|
Развитие графо-моторного навыка
|
1.Развитие
функциональных возможностей кистей и пальцев рук (массаж, например, с грецким
орехом, самомассаж, нанизывание бус, игры с крупой, с пуговицами, работа с
пластилином, мозаикой и другим материалом, «теневой театр», шнуровка).
2.Формирование
зрительно-моторной координации с использование вспомогательных приемов:
рисование по трафарету, обведение пунктирного изображения в заданном
направлении (сверху - вниз, слева - направо и против часовой стрелки),
проведение линий по опорным точкам, графические диктанты, лабиринты,
штриховки, раскрашивание.
3.Формирование
направления письма посредством написания на строчках палочек, кружков,
крючков и других элементов
|
Формирование
зрительно-моторной координации при письме (контроль над размером
изображаемого объекта, соблюдение интервалов между изображениями (например,
между буквами в слове и словами), профилактика зеркального письма); при
чтении букв, слогов, слов, предложений.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.