Главная / Логопедия / Схема взаимодействия по распределению задач по основным направлениям деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с минимальными или парциальными нарушениями психического развития

Схема взаимодействия по распределению задач по основным направлениям деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с минимальными или парциальными нарушениями психического развития

Схема взаимодействия по распределению задач по основным направлениям деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с минимальными или парциальными нарушениями психического развития


О.А. Беглова, к.п.н., учитель-логопед, И.Г. Грязнова, учитель-дефектолог, Т.Н. Марьина, учитель-дефектолог

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1155 (дошкольное отделение)

г. Москва, РФ

В настоящее время возросло количество детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в специализированной помощи педагогов различных направлений. Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильной слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.

В связи с этим актуальным становится разработка системы взаимодействия педагогов в работе с детьми с целью оптимизации педагогического процесса, достижения положительных результатов и предупреждения вторичных нарушений в развитии.

Данная проблема послужила поводом к созданию схемы взаимодействия по распределению задач по основным направлениям деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с минимальными или парциальными нарушениями психического развития [2] в ГБОУ СОШ № 1155 (дошкольное отделение).

Представленный в данной статье подход строился на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание:

  • Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приемов, используемых в процессе коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для получения наибольшей эффективности, особенно с детьми со сложной структурой дефекта в условиях комбинированного образовательного учреждения.

  • Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объеме в соответствии с требованиями коррекционного блока основной образовательной программы дошкольного отделения.

  • Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между коррекционными педагогами (учителем-дефектологом и учителем-логопедом), когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов. Применение данного принципа позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность каждого специалиста более плодотворной, соблюдая щадящий режим детей дошкольного возраста.

  • Принцип «сотворчества» и разнообразия учителя-дефектолога с учителем–логопедом в коррекционной работе с детьми осуществляется через создание творческой атмосферы с использованием креативных развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.

В данной статье представлены цели, задачи и примеры игровых упражнений в практической деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ГБОУ СОШ №1155 (дошкольное отделение).

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Развитие сенсорного восприятия

1.Формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

2. Формирование целостного восприятия образа предметов (составление целого из частей, например, разрезные картинки или нахождение предметов на зашумленном наглядном материале)

3. Развитие тактильно-двигательного восприятия (различение предметов на ощупь по различным признакам (форма, материал, текстура).

4. Развитие пространственных и временных представлений (ориентировка в собственном теле, относительно тела другого человека и в пространстве; ориентировка на листе бумаги, на доске и в зеркальном отображении; формирование последовательности временных понятий).

1 и 2. Умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже (Например, красного мяча, белому зайцу)

Умение составлять описательный рассказ.







3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.

4. Формирование предложно-падежных конструкций. Профилактика оптической и кинетической дисграфии и дислексии (изучение и расположение элементов букв в пространстве).

Развитие временных представлений при пересказах и составлении рассказов.

Развитие памяти

  1. Развитие оперативной слуховой памяти (повтори слова, например: дом, звезда, дача и т.д.; найди заданные картинки).

  2. Развитие оперативной зрительной памяти (запомни и найди картинки; какого предмета не стало или что изменилось; найти недостающий фрагмент).

  3. Развитие опосредованной смысловой памяти (запомни слово и найди подходящую по смыслу картинку; запомни пару картинок и дорисуй недостающую).

  1. Развитие вербальной памяти (повторение предложений, заучивание скороговорок, чистоговорок, стихов).



  1. Запоминание обозначений звуков, слогов, слов, предложений и образа букв.







Развитие внимания

Развитие объема, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания:

1.Зрительного (найди отличия; корректурные пробы; найди рисунок, похожий на образец; найди выделенный элемент и обведи его; лабиринты; закрой данные фигуры предложенными фигурами).

2.Слухового (на материале неречевых и речевых звуков, например, на звучание нескольких предметов (в частности, музыкальных инструментов) выполни соответствующие им движения, следуя инструкции взрослого; выполни названные взрослым движения только тогда, когда услышишь ключевое слово; покажи предмет, букву или слово, названное взрослым только тогда, когда услышишь слово-команду и др.).

1.Развитие зрительного внимания на материале изучения букв (перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек и прочитай слова; обведи заданную букву; прочитай слова по стрелкам, начиная от точки; собери слово).

2. Развитие речевого внимания на материале заданий по развитию фонематического слуха (хлопни в ладоши, если услышишь звук [с] в заданных словах; разложи картинки на две группы – первая – слова, в которых есть звук [с], вторая – слова со звуком [ц]).

Развитие мышления

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (мыслительных операций):

1. Анализ (расчленение целого на части, а также установление связей между ними) и синтез (мыслительное соединение в единое целое частей) - дорисуй до целого или дорисуй, чтобы все предметы были одинаковыми; конструирование (пример, сложи целое из частей по образцу); разложи последовательно серию сюжетных картинок; подбери по смыслу, например, птица-гнездо, медведь -…….);

2.Обобщение (мысленное объединение в одну группу предметов, явлений по основным свойствам) (пример, назови одним словом; что общего?; найди лишнее (например, среди кругов треугольники), найди общий признак (пример, среди всех кошек найти тех, у кого белые лапы);

3.Исключение (что лишнее? (например, найти среди фигур с четырьмя кружками лишнюю));

4.Систематизация (выявление закономерности в создании определенной системы и определение места предмета в этой системе) (пример, логические квадраты; продолжи ряд; найди предмету место; определи последовательность событий);

5.Сравнение – развитие ассоциативного мышления (пример, найди пару, то есть найти из множества предметов такой же); найди сходства и различия между предметами по картинкам; где больше – меньше – сравнение при счете (например, какое число больше: 5 или 6);



6.Классификация (кому что нужно (пример, какие инструменты нужны повару или игра «угостим зверей»); найди лишнее (пример, из группы фигур выделить с углами или без углов); разложи по группам (пример, игра «найди домик» или найди подходящую картинку);



7.Отрицание (выявление признака предмета на основе противоположного признака) найди фигуры (пример, не красные и не круглые; в том числе используются блоки Дьеныша);

8.Умозаключение (одна из логических форм мышления, при помощи которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам можно получить заключение) - использование логических задач (пример, в коробке лежали 4 карандаша, 2 было красных, остальные синие. Сколько было синих? Или на столе лежат яблоко и груша. Сколько овощей на столе?), развитие критичности мышления (применение нелепиц, игра «что неправильно нарисовал художник?»); нахождение скрытого смысла по сюжетной картине и по серии (пример, почему так произошло?).

1.Развитие звукобуквенного анализа и синтеза (например, составь слово из первых звуков слов, составь слова, переставив буквы, слоги; назови второй звук в слове «кот» и т.д.);











2.Развитие обобщающих понятий на материале изучения лексических тем (например, назови одним словом);











3. «4-ый лишний» (например, найти одежду среди обуви).



4.Работа с серией сюжетных картин. Составление предложения из слов.











5.Какими звуками отличаются слова, например, день-тень; использование сравнения при составлении описательных рассказов (пример, летом день длинный, ночь – короткая, а зимой – наоборот); при употреблении слов-антонимов и сравнительной степени прилагательных (пример, длинный – длиннее);

6.Классификация предметов по лексическим темам (пример, назови, перечисли из предлагаемых вариантов слова, относящиеся к водному и воздушному транспорту); звуков (назови, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой - звонкий); слов (назови слова из двух, а затем трех слогов);

7.Найди слова (пример, слова, в которых нет мягких согласных или в которых нет звуков [с], [л] или найди не короткие слова; найди не хвойные деревья);



8.Использование умозаключений при формировании фонематического восприятия (пример, объясни, почему это слово лишнее, т.е. выделение слова должно идти по наличию определенного звука, слога); при составлении сложноподчиненных предложений (пример, мальчику нужна расческа, чтобы……..); при развитии связного речевого высказывания (пример, при пересказах и составлении рассказов).

Развитие воображения

Развитие невербального воображения

(дорисуй, чтобы получился предмет; на что похоже (пример, дается элементарное схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот рисунок); видоизменение объектов по заданным параметрам, чтобы получился новый объект (пример, из треугольника сделать квадрат, доложив палочки или из 5 квадратов сделать прямоугольник, убрав 4 палочки); использование различных конструкторов (пример, постройки из геометрических фигур, из «змеек», из блоков Дьеныша или из палочек Кьюизенера), мозаик; имитация предметов живой и неживой природы (пример, изобрази кенгуру или покажи руками домик); использование предметов-заместителей (пример, игра «почтовый ящик» - опусти письма (фигуры) в соответствующий ящик (отверстия))

1.Развитие невербального воображения

на материале изучения и представления образа букв (пример, на что похожа буква «А» или постройте букву «А», используя части собственного тела); использование мнемокарточек и мнемотаблиц при пересказах и составлении рассказов (пример, птицы улетели на юг – это изображение галочки или выпал снег – изображение снежинки).























2.Развитие вербального воображения

(использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением или применение упражнений для развития общей моторики с речевым сопровождением; включение игр-драматизаций; составление творческих рассказов).

Развитие речи







  • контроль за правильным произношением поставленных звуков на этапе автоматизации;





  • развитие фонематического слуха в процессе развития слухоречевой памяти (например, повтори слова: дом-том-ком-гном);

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза при развитии мыслительных процессов (например, найди лишний предмет, обращая внимание на звуки в начале слова);







  • контроль над произнесением слов простой и сложной слоговой структуры слова в процессе развития слухоречевой памяти (например, запомни, найди и повтори слова: милиционер, полотенце, регулировщик), мыслительных процессов при составлении логических задач (например, в аквариуме больше рыб или карасей?);

  • контроль над грамматически правильным произнесением фразы в процессе применения упражнений на развитие высших психических функций (пример, найди маму и проведи дорожку от мамы к ее детенышу и назови или разложи угощения и объясни (белке –орешки, зайцу-морковь));

  • развитие связного речевого высказывания при составлении рассказа по сюжетной картине или по серии сюжетных картинок для выяснения причинно-следственной связи; при использовании нелепиц, картин со скрытым смыслом.









Использование знания букв и умение читать при выполнении различных заданий в процессе развития высших психических функций.

Развитие речеязыковой компетенции

1.Развитие фонетико-фонологической компетенции

  • коррекция звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков, постановка звуков, автоматизация и дифференциация);

  • развитие фонематического слуха;







  • развитие навыков звукового анализа и синтеза (например, назови первый звук в слове «кот» или назови звук, который стоит после звука [о] в слове «кони» или выдели слово с заданным звуком; назови количество звуков в слове «пони»; скажи, какое слово получилось (т, а, н, к));

  • работа над слоговой структурой слова (двухсложные, трехсложные и четырехсложные слова) (например, повтори: баобаб, аэропорт и т.д.; добавь один или несколько слогов и получи слово «ра-……»;или поменяй слоги местами и составь слово: «камыш»);





2.Развитие грамматической компетенции

  • развитие лексико-грамматических категорий (словоизменение, словообразование, синтаксис);









  1. Развитие связного речевого высказывания

  • диалогической речи (драматизация, беседы, ответы на вопросы по прочитанному);

  • монологической речи (умение пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, описательные и творческие рассказы);



  1. Обучение грамоте

дифференциация понятий «звук-буква», «слог-слово-предложение»; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов; слогослияние; чтение слогов и простых слов; печатание букв.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Формирование порядкового и количественного счета;











  1. Развитие ориентирования в числовом ряду от 1-10 (например, вставь пропущенные цифры, найди и назови соседей числа).

  2. Обучение сравнению и уравниванию количеств предметов (например, чего больше или меньше? или сделай так, чтобы стало поровну).









  1. Закрепление представлений о составе числа (например, рассели жильцов в домики. Сколько не хватает до определенного числа?).

  2. Решение и запись задач на сложение и вычитание с опорой или без опоры на наглядность (например, на дереве сидели 2 птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве?).

  3. Обучение отсчету предметов в пределах 10 (например, достань из мешочка пять грибочков).







  1. Работа по предупреждению зеркального письма (пример, найди и зачеркни неправильно написанные цифры или выложи цифру из палочек, бусинок, веревочек)

  • определение количества звуков, букв, слогов в слове, слов в предложении.

  • определение порядкового числа заданного звука или буквы в слове.

  • согласование имен существительных с именами числительными (пример, посчитай карандаши от одного до пяти).









  • сравнение слов по количеству звуков или букв;

  • преобразование слов (например, сделай из слова с одним слогом слово с двумя слогами);

  • преобразование предложений (например, добавь еще одно слово в предложение).



















  • согласование имен существительных с именами числительными (например, достань из мешочка три морковки, два огурца, считай вслух и называй предмет. Проверь и скажи, сколько всего овощей ты достал?)

Развитие графо-моторного навыка

1.Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (массаж, например, с грецким орехом, самомассаж, нанизывание бус, игры с крупой, с пуговицами, работа с пластилином, мозаикой и другим материалом, «теневой театр», шнуровка).

2.Формирование зрительно-моторной координации с использование вспомогательных приемов: рисование по трафарету, обведение пунктирного изображения в заданном направлении (сверху - вниз, слева - направо и против часовой стрелки), проведение линий по опорным точкам, графические диктанты, лабиринты, штриховки, раскрашивание.

3.Формирование направления письма посредством написания на строчках палочек, кружков, крючков и других элементов















Формирование зрительно-моторной координации при письме (контроль над размером изображаемого объекта, соблюдение интервалов между изображениями (например, между буквами в слове и словами), профилактика зеркального письма); при чтении букв, слогов, слов, предложений.

Данная организация работы специалистов позволяет получить максимально высокие результаты в процессе НОД, не истощая ресурсы детей, тем самым, создавая комфортно психологическую обстановку для их развития в стенах образовательного учреждения. Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая ее разными средствами.

Список литературы:

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под ред. И.Ю. Левченко – М.: Национальный книжный центр, 2013

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008.

4. Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр.– СПб: Наука и Техника, 2011





Схема взаимодействия по распределению задач по основным направлениям деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с минимальными или парциальными нарушениями психического развития
  • Логопедия
Описание:

В настоящее время возросло количество детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в специализированной помощи педагогов различных направлений. Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильной слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.

В связи с этим актуальным становится разработка системы взаимодействия педагогов в работе с детьми с целью оптимизации педагогического процесса, достижения положительных результатов и предупреждения вторичных нарушений в развитии.

Данная проблема послужила поводом к созданию схемы взаимодействия по распределению задач по основным направлениям деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с минимальными или парциальными нарушениями психического развития.

Автор Марьина Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 540
Номер материала 38257
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓