Главная / Информатика / Схема конспекта урока по информатике "Основные понятия алгебры логики"

Схема конспекта урока по информатике "Основные понятия алгебры логики"

Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента).


Предмет информатика

Возраст учащихся: класс (группа) 10 класс

Тема урока (занятия) «Основные понятия алгебры логики» (урок изучения нового материала)

(При написании конспекта урока (занятия) на каждом из его этапов необходимо отразить цель деятельности педагога и учащегося, методы и способы достижения поставленной цели, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса (группы))


Цель урока (занятия): изучить основные понятия алгебры логики

Задачи урока: образовательные:

  1. Дать определение форм мышления,

  2. Дать определение алгебры логики;

  3. Дать определение логическому высказыванию;

  4. Дать определение логическим операциям;

  5. Сформировать навыки решения задач ( запись высказываний в виде логических выражений, составление и запись истинных сложных высказываний из простых с использованием логических операций)

развивающие:

  1. Активизировать познавательную деятельность через решение проблемной ситуации, через решение задач;

  2. Развивать навыки сравнения, анализа.

  3. Развивать коммуникативные способности детей.

  4. Формировать у учащихся навыки первичного самоконтроля.

воспитательные:

  1. Воспитывать информационную культуру,

  2. Заинтересовать своим предметом, развить интерес к изучению информатики.

  3. Развитие ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования)



Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог)

Цель, стоящая перед обучающимися: настроиться на работу по изучению нового материала

Цель, стоящая перед учителем: эмоционально настроить учащихся на работу; подвести учащихся к теме урока; создать положительную мотивацию изучения темы, подготовка воспитанников к активной учебно-познавательной деятельности на уроке

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, фронтальные

Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку (проверка состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверка отсутствующих).


Здравствуйте, ребята! Эпиграфом нашего урока будут слова известного польского педагога Яна Амоса Каменского…. И я очень надеюсь, что сегодняшний день будет счастливым для каждого из вас и вы откроете для себя новые страницы такого замечательного предмета, как информатика.

hello_html_6b0152bc.gif


  1. – Как человек мыслит?

  2. Что в нашей обыденной речи является высказыванием, а что – нет? Предложение «Кто последний?» - высказывание или нет?

  3. Арифметическое умножение и логическое умножения. В чем сходство и различие?

hello_html_3319697a.gifhello_html_14da0d86.gif

2.

Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;

  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

Цель, стоящая перед обучающимися: показать знания, полученные при изучении дополнительного материала, подготовиться к следующему этапу урока.

Цель, стоящая перед учителем: определить уровень усвоения материала, активизировать деятельность детей, подготовить учащихся к изучению новой темы урока: «Основные понятия алгебры логики».

Методы обучения: словесные, наглядные, фронтальные.

Совместная деятельность: фронтальная работа с классом, анализ, сравнение различных последовательностей.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: оценочный, похвала.

Критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: оценивание по безошибочности и полноте ответа, активности, чёткая и грамотная речь.

hello_html_m24aa0029.gifhello_html_1b971a11.gif

hello_html_45ac2277.gif

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

Учебная цель, стоящая перед обучающимися: изучить определения основных понятий; изучить логические операции; научиться решать задачи по данной теме;

Цель, стоящая перед учителем: сформировать у учащихся понятие форм мышления; сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции; показать основные приёмы решения задач по данной теме;

Основные положения учебного материала:

определение форм мышления,

определение алгебры логики;

определение логическому высказыванию;

определение логическим операциям;

Формы и методы изложения нового материала: урок с элементами проблемного обучения, с применением ИКТ; методы сравнения, аналогии, анализа, умозаключения; фронтальная работа с классом

Определение критериев внимания и интереса: визуально, по активности участия в обсуждении, по записям в тетради.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: интересная подача материала, убеждение.


В основе современной логики лежат учения. Созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.

Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.

Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.

Пример 1.

Прямоугольник, компьютер, проливной дождь.

Приведите свои примеры.



hello_html_mc64bd60.gif



hello_html_64a755cb.gifhello_html_3f9222ab.gif


– Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.

  1. Какой длины эта лента?

  2. Прослушайте информацию.

  3. Делайте утреннюю зарядку!

  4. Назовите устройства вывода информации.

  5. Кто сегодня отсутствует?

  6. Париж- столица Канады.

  7. Число 11 является составным.

  8. 4+5=9

  9. Сложите числа 2 и 5.

  10. Некоторые медведи живут на севере.

  11. Все медведи белые.

Задание:

Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений.

(Пусть основанием треугольник является сторона с. Тогда, а = b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основанием может быть любая другая сторона, например а. Тогда b = c. Следовательно, a = b = c. Треугольник равносторонний).

–Дайте определение понятие «алгебра».

(Алгебра – это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению)

Но это наука об общих операциях, которые выполняются не только над числами, но и над другими математическими объектами, в том числе и над высказываниями. Такая алгебра называется алгеброй логики. Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний и принимает во внимание только истинность или ложность высказывания.



hello_html_m2e94f63d.gif

Логические операции – логические действия.

Рассмотрим три базовые логические операции – конъюнкцию, дизъюнкцию, и отрицание и дополнительные – импликацию и эквивалентность.



hello_html_m16ad27c9.gifhello_html_m243b77ac.gif


hello_html_m5000e71.gifhello_html_m659e7244.gif


Дополнительные логические операции:

hello_html_74c3cfb2.gifhello_html_f97331a.gif

«Если число 10 - четное, то оно является отрицательным»=ЛОЖЬ

«Число 10 – четное тогда и только тогда, когда отрицательно» =ЛОЖЬ


При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций, а именно:

    1. действия в скобках;

    2. инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность


Задание: Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку».

  1. Проанализируем составное высказывание.

Оно состоит из следующих простых высказываний: «Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку», обозначим их через логические переменные:

А= Петя поедет в деревню;

В = Будет хорошая погода;

С = Он пойдет на рыбалку.

  1. Запишем высказывание в виде логического выражения, учитывая порядок действий. Если необходимо, расставим скобки:

F=A& (B→C).


Физкультминутка:

Теперь немного отдохнём, выпрямим спину, потянулись, закроем глаза и нарисуем мысленно 8, теперь повернули её на 900 вправо и нарисовали знак бесконечности…Открыли глаза. Продолжаем работу.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

Учебная цель, стоящая перед обучающимися: учиться решать типичные задачи по теме; проверить и оценить первичное усвоение материала;

Цель, стоящая перед учителем: отследить качество первичного усвоения материала; оказать помощь в отработке и первичном закреплении материала по теме «Основные понятия алгебры логики».

Формы и методы достижения поставленной цели: самостоятельная работа обучающего характера

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: визуально, по количеству и качеству выполнения заданий теста (по сигнальным карточкам, по желанию учащихся выставить отметку в журнал)

Пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: выставление оценок по желанию учащихся; использование помощи и консультации более сильных учащихся.

Самостоятельная работа.

Задание1:

Есть два простых высказывания:

А - «Число 10 – четное»;

В - «Волк травоядное животное».

Составьте из них все возможные составные высказывания и определите их истинность.

Ответ:

А&В

А v В

¬ А

¬ В

А→В

А↔В

ЛОЖЬ (0)

ИСТИНА (1)

ЛОЖЬ (0)

ИСТИНА (1)

ЛОЖЬ (0)

ЛОЖЬ (0)


Задание 2:

Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.

  1. Число 13 нечетное и двузначное.

  2. Неверно, что корова хищное высказывание.

  3. На уроке информатики ученики выполняли практическую работу и сообщали результаты учителю.

  4. Если число делится на 2, то оно четное

  5. Если Маша сестра Саши, то Саша – брат Маши.

  6. Водительские права можно получать тогда и только тогда, когда тебе исполнится 18 лет.

  7. Компьютер выполняет вычисления, если он включен.

Задание 3:

Даны высказывания: А - «р делится на 5» и В- «р - нечетное число». Найти множество значений р при которых результат а) логического сложения и б) логического умножения будет:

  1. истинным;

  2. ложным.

Задание 4:

Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.

  1. Неверно, что 10>Y>5 и Z<0. Ответ: (¬(Y<10) &(Y>5)&(Z<0)).

  2. А является max(A,B,C). Ответ: (A>B) & (A>C).

  3. Все числа X,Y,Z равны 12. Ответ: (X=12) & (Y=12) & (Z=12).

  4. Любое из чисел X,Y, Z отрицательно. Ответ: (X<0) v (Y<0)v(Z<0).

Задание 5:

Найдите значение логических выражений:

  1. F=(0v0)v(1v1) (ответ: 1)

  2. F=(1v1)v(1v0) (ответ: 1)

  3. F=(0&0)&(1&1) (ответ: 0)

  4. F= ¬1&(1v1)v(¬0&1) (ответ: 1)




Подведение итогов (самопроверка)


Два задания – критический уровень (красные карточки)

Три задания – допустимый уровень (жёлтые карточки)

Пять задания – оптимальный уровень (зелёные карточки)

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.

Цель самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания: отработка навыков, знаний и умений, полученных при изучении нового материала; подготовка к дальнейшему изучению материала, творческое задание.

Цель, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом: закрепление полученных на уроке знаний; развитие творческих способностей учащихся.

Д.З.: выучить теоретический материал, разобрать все решённые задачи по теме на уроке; творческое задание (по желанию): «Возможна ли и другая логика?» (задачи, эссе, примеры.)


Итак, урок приближается к концу, дополните фразы:

hello_html_m670a1067.gif


Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успехам в жизни приведут!


Я желаю, чтобы логика вела по жизни вас только вперёд! Я благодарю всех за работу! Мне было приятно с вами общаться! До свидания!




Схема конспекта урока по информатике "Основные понятия алгебры логики"
  • Информатика
Описание:

Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента).

 

Предмет  информатика

Возраст учащихся: класс (группа) 10 класс

Тема урока (занятия) «Основные понятия алгебры логики» (урок изучения нового материала)

(При  написании  конспекта  урока (занятия)  на  каждом  из  его  этапов  необходимо  отразить  цель деятельности  педагога  и  учащегося, методы и способы достижения поставленной цели, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса (группы))

 

Цель урока (занятия): изучить основные понятия алгебры логики

Задачи урока: образовательные:

1.        Дать определение форм мышления,

2.        Дать определение алгебры логики;

3.        Дать определение логическому  высказыванию;

4.        Дать определение логическим операциям;

5.        Сформировать навыки решения  задач ( запись высказываний в виде логических выражений,  составление и запись истинных сложных высказываний из простых с использованием логических операций) 

развивающие:

1.        Активизировать познавательную деятельность через решение проблемной ситуации, через решение задач;

2.        Развивать навыки сравнения, анализа.

3.        Развивать коммуникативные способности детей.

4.        Формировать у учащихся навыки первичного самоконтроля.

воспитательные:

1.       Воспитывать  информационную культуру,

2.       Заинтересовать своим предметом, развить интерес к изучению информатики.

 

3.       Развитие ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования)

Автор Федосеева Алла Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 508
Номер материала 39527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓