III. Из опыта работы: урок-практикум "Восстание декабристов"
Развитие личности школьника обеспечивается, прежде всего,
через формирование универсальных учебных действий. Функции универсальных
учебных действий включают возможность школьников самостоятельно ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Основа стандарта второго поколения – это
системно-деятельностный подход, который подразумевает добывание знаний
учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Но,
чтобы знания были результатом собственных поисков учащихся, нужно правильно
организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. И
делать это можно на уроках-практикумах.
Урок-практикум – это форма организации обучения,
которая предусматривает выполнение учащимися самостоятельно практических работ.
Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в
старших классах, но уже начиная с 6 класса в работе с учащимися на уроках
истории можно было бы рекомендовать выполнять кратковременные практические
задания, готовящие их к развернутой исследовательской деятельности.
Уроки- практикумы проводятся после изучения какого-либо
раздела курса с целью повторения и углубления пройденного материала.
Эффективность урока практикума зависит, конечно, от уровня
теоретической подготовки учащихся, от степени сформированности умений работать
с оборудованием. И это можно отслеживать, и по возможности корректировать.
Подготовка учителя к конкретному уроку - это
творческий процесс, который раскрывает индивидуальность учителя, его опыт, его
мастерство.
На примере урока-практикума "Восстание
декабристов" хотелось бы показать применение медиадидактических приёмов на
уроках истории (приложение 1).
Приложение
1
Схема
конспекта урока
Педагог
(ФИО)_Емельянова Елена Анатольевна___________________________________
Предмет____История
России___________________________________________________
Возраст
учащихся: класс (группа) ___8, 10 класс___________________________________
Тема
урока (занятия) ___«Восстание декабристов»_________________________________
Тип
урока: урок-практикум
Цель
урока:
-сформировать представление учащихся о тайных
обществах царствования Александра I, восстании декабристов,
личностях и их судьбе.
Задачи:
Образовательные:
-раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в
обществе после Отечественной войны 1812 года;
-познакомиться с личностями, входившими в
тайные общества;
-проследить ход и итоги восстания, а также
дальнейшую судьбу декабристов;
- закрепить и систематизировать знания
учащихся по теме "Восстание декабристов".
Развивающие:
-развивать творческое мышление учащихся
(анализ документов, самостоятельная работа с литературой);
-выработать у учащихся умения и навыки работы
с интерактивной доской: использование на практике медиадидактических приёмов.
Воспитательные:
-воспитывать патриотизм, чувство
гордости за свою страну и интерес к предмету "История" через
практическую направленность;
ЭТАПЫ
РАБОТЫ,
номер
слайдов
|
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТАПА
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Медиадидактические приёмы,
описание заданий
|
1.Организационный момент.
|
Цель:
-сформировать
представление учащихся о тайных обществах царствования Александра I, восстании декабристов, личностях и их судьбе.
Задачи:
1.Образовательные
-раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в
обществе после Отечественной войны 1812 года;
-познакомиться с личностями, входившими в
тайные общества;
-проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую
судьбу декабристов;
-закрепить и систематизировать знания
учащихся по теме "Восстание декабристов".
2.Развивающие:
-развивать творческое мышление учащихся
(анализ документов, самостоятельная работа с литературой);
-выработать у учащихся умения и навыки
работы с интерактивной доской: использование на практике медиадидактических
приёмов.
2. Воспитательные:
-воспитывать патриотизм, чувство
гордости за свою страну и интерес к предмету "История" через
практическую направленность;
Тип урока: урок-практикум.
Техническое
обеспечение: интерактивная
доска, ноутбук.
Этапы урока:
1.Организационный
момент- 3
мин..
2.Актуализация
опорных знаний учащихся- 5мин.
3.Практическая
работа-25
мин.
4.Первичное
закрепление полученных знаний- 5 мин.
5.Домашнее
задание-2мин.
6.Итог урока (рефлексия)- 5 мин.
|
обозначение
темы урока, форма проведения урока, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, ЭТАПЫ УРОКА.
|
запись
темы урока в тетрадь.
|
|
2.Практическая работа
|
Работа с практическими заданиями, применяя
медиадидактичес-
кие приёмы (работа с терминами, картой,
картиной, документами, видеороликами...)
|
Задание:
угадайте, кто эти исторические личности?
Задание: дайте
определения следующим понятиям.... (работа с терминами)
Задание:
Соотнесите м\у собой названия союзов и даты
Задание:
просмотр видеоролика "организации
декабристов"
Работа с картиной "Сенатская
площадь"с помощью инструмента "лупа".
Задание: с
помощью инструмента "лупа" рассмотрите картину и ответьте на
вопросы...
Задание:
найдите в тексте ошибки и выделите маркером
Задание:
с помощью маркера отметьте на карте расположение
правительст-
венных войск и отрядов восставших
(работа с контурной исторической картой)
Рассказ учителя о приговорённых и казнённых
декабристах с использованием музыкального сопровождения, минута молчания.
Рассказ о жёнах декабристов
Рассказ учителя декабристы в ссылке, задание
по документу "досуг декабристов"
Игра "Угадай слово" (обозначение
правил игры)
Кроссворд (правила отгадывания кроссворда)
|
Работа с портретами (исторические личности)
Работа с терминами
Работа с датами и историческими событиями
(названия союзов), распределение в хронологическом порядке
Просмотр видеоролика
Просмотр картины
"Сенатская площадь", работа с
картиной, ответы на вопросы
Работа с историческим текстом (текст с
ошибками)
Работа с контурной исторической картой
Работа со слайдом Казнь декабристов (минута
молчания)
Просмотр видеоклипа на песню Л. Успенской
"К единственному, нежному..."
Работа с документом
Игра "Угадай слово"
Разгадывание кроссворда
|
Слайд №2
Приём шторка
Слайд №4
Приём растяжка,
приём "шляпа"
Слайд №5
Слайд №6
Видеоролик
Слайд №7, №8,9
Лупа
Слайд №10
Рисование маркером
Слайд №11
Рисование маркером
Слайд №12
Файл с музыкальным сопровождением
Слайд №13
Видеоклип
Слайд №14
Работа с картиной и документом
Слайд №15
Приём шторка
Слайд №16
Аннимированный кроссворд
|
3.Закрепление учебного материала
|
Подведение итогов
работы на уроке
|
Подведение итогов
работы на уроке (закрепление изученного материала). Значение движения
декабристов.
|
Подведение итогов
урока. Значение движения декабристов.
|
Слайд №17
Файл с музыкальным сопровождением
(колокольный звон)
|
4.Задание на дом
|
Домашнее задание
|
Задание на дом:
напишите эссе на тему:"Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш
скорбный труд и дум высокое стремленье" с использованием терминов:
Сенатская площадь, декабристы, ссылка, Сибирь, жёны декабристов.
|
Запись домашнего
задания.
|
|
5.Рефлексия
|
Мнение учащихся об уроке:
Чем понравился урок? Какие плюсы и минусы
урока. Затруднения на уроке.
(заполнение анкеты)
|
Анкетирование учащихся (рефлексия)
|
Рефлексия
|
|
Подготовка учителя к таким урокам,
конечно, занимает большой объем времени. Проводится анализ тематического
планирования. Теоретический материал рекомендуется изучать
укрупненными блоками, для того, чтобы освободить 2-3 урока, а по возможности и
больше. Все уроки должны быть взаимосвязаны, поэтому готовиться к каждому из
таких уроков нужно не изолированно, а одновременно.
Подбирать задания и дидактический материал необходимо
с учетом «зоны ближайшего развития» школьников: к сильным учащимся проявлять
более высокие требования, для более слабых – предъявлять свой список
предлагаемых заданий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.