Инфоурок Музыка Другие методич. материалыШедевры мировой культуры. М.П. Мусоргский, опера "Борис Годунов"

Шедевры мировой культуры. М.П. Мусоргский, опера "Борис Годунов"

Скачать материал

Шедевры мировой культуры.

М.П.Мусоргский, опера «Борис Годунов»: история и современность.

 

Цель занятия: углубить знания учащихся об оперном спектакле; помочь понять его драматургию на основе взаимодействия и взаимозависимости происходящих в нем событий, переданных интонационным языком музыки; выявить идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни.

 

 

(Предварительный этап)

1.Коллективный просмотр оперы «Борис Годунов» в Пермском театре оперы и балета (24 декабря)

2.Домашняя работа учащихся по плану «Анализ музыкально-сценического произведения»

3.Домашнее задание: написать отзыв на спектакль «Борис Годунов» (учащийся в роли музыкально-театрального критика)

 

 

Ход занятия

 

Мы с вами посмотрели и послушали одно из величайших произведений русской классики оперу М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Я знаю, что после спектакля у вас появилось много вопросов, наверное, каких-то непониманий. Сегодня у нас с вами есть возможность эти непонимания разъяснить. И для начала я хочу задать вам вопрос: Искусство – это прежде всего удовольствие?

Ответы учащихся.

 

Давайте вспомним некоторые определения понятия «искусство».

Искусство – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Большой энциклопедический словарь

 

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».

 

Я хочу предложить вам для размышления еще одно определение:

«Искусство – это зеркало, которое отражает того, кто в него смотрится, а вовсе не произведение».

Оскар Уайльд

(англ. писатель, публицист, философ

1854-1900 г.г.)

«Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней».

Ф.Лист

Давайте послушаем ваши отзывы на спектакль.

Отзывы учащихся:

 

Вопросы для обсуждения:

Почему опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» вошла в число Шедевров мировой культуры?

Роль и значение оперы в истории отечественной и мировой культуры.

Но прежде всего, наверное, надо ответить на вопрос какова главная идея оперы и драмы?

Ответы учащихся.

 

«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеей. Это – моя задача. Я попытался разрешить ее в опере» - такую знаменательную надпись М.П.Мусоргский сделал на клавире «Бориса Годунова» в год его первой постановки.

Рождение «Бориса Годунова» ознаменовала собой и рождение нового оперного жанра – народной музыкальной драмы. В основу оперы положены одноименная историческая трагедия Пушкина, главную мысль которой лучше всего выразил сам поэт: «Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ – судьба человеческая и судьба народная».

 

Давайте вспомним, существует несколько редакций оперы Мусоргского «Борис Годунов».

С чем это связано?

Историческая личность Борис Годунов (сообщение учащихся).

 

История создания оперы.

Взять пушкинскую трагедию как сюжет для оперы посоветовал Мусоргскому Владимир Васильевич Никольский – философ, литературовед, специалист по истории русской литературы и русского языка. Предметом особого интереса Никольского были личность и творчество Пушкина А.С.

Никольский часто присутствовал на собраниях «Могучей кучки» и особенно близко сошелся с Мусоргским (общие интересы, сходные черты характера). Однажды осенью 1868 г. у друзей зашел большой и серьезный разговор о Пушкине. До этого времени Мусоргский близко, вплотную не сталкивался с произведениями Пушкина и находился во власти распространенных в то время представлений о Пушкине как о певце «чистой красоты», чуждом острой общественной борьбы. Как многим современникам, Мусоргскому казалось, что только с Лермонтова и гоголя русская литература стала откликаться на драматические конфликты общественной жизни, отражать беспокойные искания человеческой мысли и критическое отношение к действительности. Никольский страстно опровергал подобные взгляды: «Пора, наконец, увидеть, - говорил он, - что Пушкин был не только поэт, но и гражданин». И он обратил внимание Мусоргского на трагедию «Борис Годунов», с которой только 2 года кА был снят цензурный запрет, висевший над ней в течение почти 40 лет, и эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто.

 

После прочтения «Бориса Годунова», Мусоргский должен был признаться, что его прежние суждения о Пушкине были несправедливы. Поистине велик был Пушкин , если живя в иную эпоху, он сумел с такой потрясающей силой высказать то главное, что волнует и людей нового времени, современников Мусоргского. Воскресив картины далекого прошлого, показав во всей истинности характеры, дела и думы людей минувших времен, Пушкин одновременно обнажил связи прошлого с настоящим. История помогла ему лучше понять и выразить смысл происходившего в его дни. Мусоргский понял: главное, что. при всех существенных различиях, сближает между собой три эпохи – Бориса Годунова, Пушкина и современность, - это непроходимая пропасть между властью и народом. Царь и народ – извечные, непримиримые противники.

         В далекие времена, которые воскресил Пушкин, как и в настоящие дни, народ уповал на царскую милость. Бориса ненавидели, считая его «незаконным» царем, злодеем, убийцей наследника престола малолетнего Димитрия. Зато доверчиво восприняли сказку о чудесном спасении Димитрия, «праведника», «законного царя; его ждали как избавителя. А на самом деле виесто него помогали взойти на престол самозванцу, предателю Родины, тем самым навлекли на себя еще худшие беды…

         Мусоргского поразило, как тонко сумел поэт провести в своей трагедии мысль о зависимости судьбы правителя от отношения к ним массы. «Мнение народное», «суд людской», любовь или нелюбовь народа к тому или иному деятелю определяют исход борьбы за власть. Трагическая участь Годунова предрешена уже тем, что народ по принуждению, из-под палки, избрал его царем и питает к нему недоверие. А весть об угличском убийстве, облетев страну, стала грозной силой, которая приводит Бориса к падению, а Самозванца к победе.

         (из трагедии)

«Всегда народ к смятенью тайно склонен»

«конь иногда сбивает седока»

«чернь изменчива, мятежна, суеверна»

         Характеры трагедии сложные, изменчивые, многогранные, привлекали Мусоргского тем, что обещали приблизить его все к той же заветной цели – к созданию «живого человека в живой музыке».

         Действующие лица из народа – бродяги Варлаам и Мисаил, Юродивый, вся народная толпа.

         Образ царя Бориса открывает широкие просторы для музыкального выражения глубоких чувств и сложных психологических переживаний. Это сложная, глубокая, хотя и противоречивая натура. Поэт показал его государственный ум, выдержку и волю, чувство ответственности за страну, его теплые отеческие чувства.

         В ходе работы над либретто, естественно, Мусоргскому приходилось делать в тексте Пушкина значительные изменения. Огромное количество картин, действующих лиц – немыслимы в опере. В большинстве картины оказывались слишком краткими, негде было развернуться музыке. Мусоргский соединял картины, сочинял свой текст, при этом опирался на исторический материал. Помогали ему Никольский и Стасов, который брал материал из «Истории государства Российского» Карамзина.

         Некоторые отступления от Пушкина были обусловлены своеобразием творческих интересов Мусоргского. Сохраняя общую верность оригиналу, он заострял и подчеркивал то, что было для него самым главным и значительным, опускал то, что ему казалось менее значительным. Главным у него стали взаимоотношения между царем и народом; зато он почти совсем отказался от показа сложной картины боярских интриг, сохранив из всех бояр одного Шуйского и сильно урезав его роль. Самозванца с Мариной Мнишек как и польский элемент убрал совсем. Ничто не должно было отвлекать внимание от главного. Оставив из 22 сцен только 9, уделил основное внимание двум главным линиям – Бориса и народа.

         Сочинял 15 месяцев. Незадолго до завершения оперы Балакирев высказал предположение, что оперу в театр не возьмут: слишком необычной, порою угловатой была эта музыка, слишком дерзко автор нарушал привычные правила благозвучия.

15 декабря 1869 года опера была представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге и отклонена. «Новизна и необычайность музыки, - рассказывал Римский-Корсаков, - поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии» (в первом варианте оперы композитор дал развернутую характеристику только дочери Годунова Ксении; образа Марины Мнишек не было совсем).

         Композитор не хотел переделывать оперу, но поссовету друзей Мусоргский вынужден был сдаться. Он ввел в оперу польские сцены. Полнее стал образ Хозяйки корчмы. Картину у собора Василия Блаженного по цензурным соображениям пришлось снять. Опера стала кончаться не смертью Бориса, а восстанием народа под Кромами (идею этой сцены, отсутствующей в трагедии Пушкина, подсказал Никольский В.В.). Развитие образа народа было доведено в ней до кульминации: народ, покорный и безропотный в начале оперы, становится под конец могучим и грозным.

         Вторично «Борис» был представлен в дирекцию Мариинского театра в 1872 году, но снова была отклонена. Говорили, будто царь сказал, что «Борис» призывает к мятежу.

премьера состоялась только в 1874 году благодаря вмешательству певицы Ю.Ф.Платоновой, выразившей желание исполнять в свой бенефис партию Марины Мнишек. В главных ролях выступили лучшие русские певцы того времени: И.А.Мельников, Ф.П.Комиссаржевский, О.А.Петров.

         На сцене Большого театра в Москве «Борис» в первый раз был поставлен 16 декабря 1888 года – уже после смерти композитора.

А в Перми премьера в конце XIX века (сообщение уч-ся)

Данная постановка осуществлена в 1998 году режиссером-постановщиком, ныне художественным руководителем театра Исаакяном Г.Г.

 

Какие факты биографии повлияли на мировоззрение и мировосприятие Мусоргского?

М.П.Мусоргский (1839-1881 г.г.)

«Обычно ребята ожидали его у плетня, отделявшего деревушку Карево от помещичьих угодий.

         Оттого ли, что дед Мусоргского, потомственный дворянин, был женат на крестьянке, или оттого, что Юлия Ивановна, мать Модеста, была женщиной доброй, участливой, она не запрещала сыну дружить с детьми крестьян.

         О прогулке договаривались заранее. В дорогу брали молоко, хлеб, соль и луковицу. Модест еще с вечера укладывал все это в холщовый мешочек и следил за тем, чтобы няня не подсунула ему какое-нибудь лакомство. Он не хотел отличаться от своих товарищей и дорожил тем. Что они считали его своим» (В.П.Россихина «Рассказы о русских композиторах»).

 

1852 г. – М.П.Мусоргский поступает в военное училище гвардейских подпрапорщиков. На вступительных экзаменах выяснилось, что Модест свободно говорит по-французски, по-немецки, владеет латынью и хорошо играет на фортепиано.

Мусоргский жил так же, как большинство его новых товарищей. Но редкие из них читали те книги по истории, по философии, естествознанию, которые увлекали Модеста. Никто, кроме него, не вел разговоров о том, что волновало передовых людей России.

1856 г. – с отличием окончил Гвардейское военное училище и стал офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Офицерский мундир аристократического полка обеспечивал ему прочное положение в обществе. Но Мусоргского томило бессмысленные парады, придворные приемы, пустые развлечения не приносили ничего, кроме скуки.

1857 г. – знакомство с А.С.Даргомыжским, с М.А.Балакиревым, позже Цезарем Кюи, Н.А.Римским-Корсаковым и А.П.Бородиным. Так возникло «Вольное содружество пяти».

Владимир Васильевич Стасов – музыкальный и литературный критик, вдохновитель, защитник и опора молодых художников и музыкантов, назвал балакиревцев «Могучая кучка». Его увлекали передовые идеи революционных демократов Белинского, Добролюбова и Чернышевского.

         «Ничто не может сравниться с чудным художественным настроением, царствовавшем на этих маленьких собраниях, - писал Стасов. – Каждый из товарищей редко приходил на собрание с пустыми руками: он приносил либо произведение свое, только что оконченное, либо отрывки из создаваемого в ту минуту. Какое роскошное торжество фантазии, вдохновения, поэзии, музыкального почина! Все толпой собирались у фортепиано, и тут шла тотчас же проба, критика, взвешивание достоинств и недостатков, нападение и защита. Затем игрались и пелись лучшие, любимейшие товарищами прежние сочинения».

         Не одна музыка интересовала балакиревцев. Читала вместе литературные новинки, статьи и книги по философии, естествознанию. Жаркие ссоры, смелые высказывания друзей об искусстве, о судьбе народа меняли привычные представления. Мусоргский все больше размышлял о назначении музыки, о долге композитора перед людьми, перед обществом. По-новому вспоминал он теперь про товарищей детских игр, до сих пор прозябавших в глухих, заброшенных деревушках.

         Талант Мусоргского развивался медленно. Композитор долго метался, брался то за одно, то за другое, не доводя работы до конца.

С самого начала его тянуло к опере: Софокл «Царь Эдип» - древнегреческая трагедия, не окончена, не хватило опыта; Флобер «Саламбо» - восстание народов Древней Африки, не окончена.

Образы бунтовщиков из народа давно привлекали композитора.

Порвал с военной карьерой. Рядовой чиновник петербургского Лесного департамента. Осознанно обрекает себя на лишения. Живет в «коммуне» вместе с молодыми людьми, недавно окончившие Петербургский университет (бедняки, разночинцы, труженики). Заходили знаменитые литераторы Тургенев, Писемский, Григорович, историк Костомаров. Говорили и спорили о настоящем и будущем России.

 

Опера «Борис Годунов» - главный труд жизни Мусоргского, - родилась не сразу. Все, что создано до нее, было подготовкой к главному.

 

Структура оперы

Как мы теперь знаем, опера «Борис Годунов» имеет несколько редакций.

В каком варианте представлено произведение на сцене пермского театра?

Какие сцены не вошли в оперу этой редакции?

Изменилась ли главная идея оперы?

 

Действующие лица и музыкальная характеристика

Кто главные действующие лица?

Борис Годунов, Пимен, Самозванец, народ (хор), оркестр.

 

(Роль оркестра)

Пролог. Опера «Борис Годунов» начинается небольшим оркестровым вступлением.

Звучит Вступление (CD 1, №1)

Вступление (не Увертюра) – чудное начало оперы – русская мелодия, один голос начинает (одноголосную мелодию ведут фаготы), а иногда кажется, что начало вступления поют в унисон мужские голоса (как пели в мужском монастыре монахи), и только потом к ним присоединяются другие голоса, народные.

Характер мелодии вступления? На что похожа эта мелодия?

Печальным раздумьем звучит начало вступления, словно рассказ самого автора. Мотив вступления горький, глубоко страдальческий. Постепенно главная мелодия превращается из скорбной жалобы в грозный гул могучей силушки народной.

Вступление к «Борису Годунову» и «Хованщине» называют «Мыслью о России».

2 картина. В московском Кремле. Сцена коронации.

Великий колокольный звон (звучит фрагмент – CD 1, №7)

Что означает колокол, колокольный звон на Руси?

В опере Мусоргского колокол можно назвать одним из главных действующих лиц. В Прологе раздается торжественный перезвон «венчания на царство», в келье в Чудовом монастыре – приглушенный звон к заутрене; в царском тереме под звон курантов Борис терзается угрызениями совести, в Грановитой палате царь умирает под погребальный звон, на лесной поляне под Кромами тревожно и грозно звучит набат, извещающий Русь о новой беде (сквозная колокольная драматургия).

 

Опера была определена композитором как народная музыкальная драма: народ – это все, и драма – всех.

Народная драма? Борис Годунов, Шуйский, Щелкалов, Ксения, Пимен, Валаам, Самозванец – народ. А хоры, в которых поет русский люд, - толпа?

Вопрос «народ или толпа», имевший для русских людей особое значение, не мог, конечно, не встать перед Мусоргским. Но суть позиции композитора в том, что для него, собственно, вопроса нет: народ – но все же толпа. Толпа – но ведь народ?

В опере «Борис Годунов» народ терпит поражение?

Критическим взором окидывая современность и прошлое, Мусоргский выносил приговор определенным явлениям жизни: ненавидя власть предержащих, виновных в тяжком положении народа, но не снимая вины и с самого народа-толпы.

 

Все массовые сцены в опере исполняет хор.

1 картина. Двор Новодевичьего монастыря под Москвой.

Как эта сцена показана у Пушкина?

Чтение по ролям, стр.211-213.

А как это звучит в опере Мусоргского?

- прочитать подтекстовку хора

-звучит фрагмент хора «На кого ты нас покидаешь?» (CD 1, №3)

 

Какие средства выразительности использует здесь композитор?

Речитатив.

Почему?

 

Звучит хор «Слава» (CD 1, №8)

 

Образ Бориса.

Отликовал народ, прославил нового царя, и звучит монолог Бориса. (CD1, №9)

Как звучит партия Бориса? Какие это слова? К кому они обращены?

Мелодия Бориса полна величавости и благородства, нетороплива, в ней чувствуется гордая осанка и широкий, величественный жест. Речь Бориса отличается плавностью. Жизнь царя Бориса неразрывно связана с жизнью государства, за которое он чувствует себя в ответе. Страна разорена, терпит бедствия, а он не в силах вывести ее на путь процветания. Трагедия царя одновременно трагедия всей страны.

Многое в музыкальной характеристике Годунова идет от раздумий композитора о жизни, долге и чести, об ответственности, которую несет человек перед своей совестью, обществом, Родиной.

Мусоргский с огромной, потрясающей силой раскрыл острые душевные муки Бориса, вызванные укорами его нечистой совести. Борис – натура благородная и глубоко чувствующая, и его совесть не может примириться с этим воспоминанием.

У Пушкина Годунов показан трезво мыслящим государственным деятелем, и раскрывается он преимущественно в отношениях с боярами, патриархом, приближенными иностранными послами.

         У Мусоргского Годунов лиричен. Большое место в его партии занимают монологи-раздумья, позволяющие заглянуть в его смятенную душу. Например, в сцене коронации у Пушкина Борис произносит тронную речь, у Мусоргского Борис погружается в самого себя и дает волю как будто беспричинно охватившему его чувству тревоги (CD 1, №9). Эти слова отсутствуют у Пушкина, они сочинены Мусоргским и определяют скорбный характер музыки, резко контрастирующий с праздничными переливами колокольного звона и народным славлением.

         Борис в кругу нежно любимых детей.

Во второй редакции оперы, заново написав сцену в тереме (II действие), Мусоргский превратил сурового Бориса в кающегося грешника и сжалился над ним, придав музыке монолога «Достиг я высшей власти» теплый, почти сплошь лирический тон скорби, раскаяния, мольбы и мучительных страданий совести (CD 2, №6).

Главной темой оперы становится личная драма царя Бориса на фоне народной смуты.

 

 

Образ Пимена.

Пимен трудится над тем, чтобы поведать потомкам «Земли родной минувшую судьбу», и он же олицетворяет собой совесть народную, «вершит суд над деяниями современников».

Образ Юродивого.

Роль по масштабам не велика, этот персонаж появляется только в 1 картине 4 действия (2 картине 2 действия в предварительной редакции).

Как вы понимаете этот образ? Его роль в опере?

Несчастный нищий, над которым даже уличные мальчишки вольны безнаказанно глумиться. Юродивый – православный символ, человек-совесть. Он предрекает темень темную и горе – их принесет с собой новы царь. Юродивый от имени народа предвещает судьбу, прозревает будущее. Но как ни велико унижение, в народе живет высокое чувство человеческого достоинства и не меркнет вера в справедливое возмездие. И именно Юродивый, этот убогий, отверженный, оказывается первым смельчаком, отважившимся бросить в лицо царю обвинение в убийстве «Велика их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». На просьбу Бориса: «Молись за меня, блаженный» отвечает: «Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода! Богородица не велит».

Как заканчивается опера? (предварительная редакция)

Как заканчивается трагедия Пушкина?

(ремарка – народ безмолвствует)

Вот окончание оперы во второй редакции. 4 действие, 3 картина – безначалие царит на Руси. Доведенный до отчаяния и нищеты народ возбужден зародившейся в его недрах разрушительной силой. Самозванец обещает людям быть их милостивым защитником, идет на Москву, толпа следует за ним. Юродивый остается один, скорбя и оплакивая горькую судьбу Руси.

«Лейтесь, лейтесь, слезы горькие!

Плачь, плачь, душа православная.

Скоро враг придет

И настанет тьма.

Темень темная, непроглядная.

Горе, горе Руси.

Плачь, плачь, русский люд,

Голодный люд!»

 

Так какая же основная идея оперы?

(ответы учащихся)

 

 

Значение оперы

 

В наши дни не только музыканты, художники, но крупнейшие ученые зарубежных стран часто обращаются к творчеству Мусоргского; по их словам, при изучении истории России необходимо знакомиться и с живописью Сурикова, Репина, Перова и с музыкой Мусоргского: в ней те же герои, тот же размах, то же стихийное величие.

 

Общепринятая трактовка оперы – драма совести Бориса, драма народа. Совесть – ключевое слово оперы. Народ и власть, их взаимодействие, умение слышать и понимать друг друга, и эта проблема актуальна во все времена.

 


 

«Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней».

Ф.Лист

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.; различают материальную и духовную культуру.

Современный словарь иностранных слов.

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».

 

Культура – информационная сверхсистема, которая обеспечивает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти.

Большой энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия.

 

Культурология – наука о духовной культуре народа.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Шедевры мировой культуры. М.П. Мусоргский, опера "Борис Годунов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный конспект может быть использован при проведении урока-обобщения или во внеурочное время, например, в клубе любителей музыки.

Цель занятия: углубить знания учащихся об оперном спектакле; помочь понять его драматургию на основе взаимодействия и взаимозависимости происходящих в нем событий, переданных интонационным языком музыки; выявить идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни.

Предполагается предварительная работа учащихся:

1.просмотр оперы «Борис Годунов» в Пермском театре оперы и балета 2.домашняя работа учащихся по плану «Анализ музыкально-сценического произведения»

В наши дни не только музыканты, художники, но крупнейшие ученые зарубежных стран часто обращаются к творчеству Мусоргского; по их словам, при изучении истории России необходимо знакомиться и с живописью Сурикова, Репина, Перова и с музыкой Мусоргского: в ней те же герои, тот же размах, то же стихийное величие.

Общепринятая трактовка оперы – драма совести Бориса, драма народа. Совесть – ключевое слово оперы. Народ и власть, их взаимодействие, умение слышать и понимать друг друга, и эта проблема актуальна во все времена.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 651 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

  • 10.09.2020
  • 617
  • 9
«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1858
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ветлугина Ирина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ветлугина Ирина Борисовна
    Ветлугина Ирина Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12621
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деревянные духовые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

Преподаватель академического вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе