Главная / Другое / Серия уроков по самопознанию 9 класс

Серия уроков по самопознанию 9 класс

hello_html_m30473d8d.gifhello_html_65e046ca.gifhello_html_158dd5a2.gifhello_html_m2bc69a87.gifhello_html_m11fc11ff.gifhello_html_m2e4133bd.gifhello_html_4304201f.gifhello_html_m223fd738.gifЩучинск қаласы

Ақмола облысы

Бурабай ауданының білім бөлімі

Отдел образования Бурабайского района

Акмолинской области



































Тема. БЫТЬ МУЖЧИНОЙ (1)

Самопознание в 9 классе

Цель: углубление представлений учащихся о личностных качествах и предназначении мужчины в обществе.

Задачи:

- раскрыть смысл выражения «быть мужчиной»;
- развить сознательное стремление проявлять личностную активность;
- воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход урока:

1. Орг.момент (4 минут)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок мы начнем с поднятия настроения, для этого сядьте поудобнее и просмотрите небольшой ролик.

- психологический настрой (для поднятия настроения, просмотр ролика «Для друзей», приложение1)

-Ну а теперь с хорошим настроением мы приступим к работе, сейчас я вас разделю на 4 группы, по такому принципу: смелый, добрый, мужественный, ответственный

-деление на группы (получится 4 группы, по 5 человек, учащиеся рассаживаются каждый по распределенным признакам в свою подгруппу)


2. Создание проблемной ситуации (10 минут)

-Тема сегодняшнего урока «Быть мужчиной», а цель урока вы сами должны будете сказать мне в конце нашего урока. Сейчас каждой группе я раздам письмо школьника, его необходимо прочитать, сделать анализ и ответить на вопросы, не забывайте что работа групповая.

Итак запоминайте у каждой группы свой вопрос:


1 группа «Смелые» - Выскажите свое отношение к описанным событиям.

2 группа «Добрые»- Как относитесь к утверждению «...мир мужчин жестокий, в нем надо уметь выстоять, не упасть»?

3 группа «Мужественные»- Согласны ли вы с предложенным автором выходом из данной ситуации? Какой выход вы могли бы предложить?

4 группа «Ответственные»- В чем, на ваш взгляд, достоинство современного молодого человека?

-И общий вопрос, для всех групп, встречались ли вы с подобной ситуацией?

(Учащиеся обсуждают в группах письмо школьника, где сильный обижает слабого)

(Письмо, приложение 2)

ПИСЬМО:
«Я все больше убеждаюсь, что мир мужчин очень жестокий, в нем надо уметь выстоять, не упасть. А упадешь - затопчут. Сейчас школа, затем высшее или среднее учебное заведение, потом армия, и везде сильный -выживает, слабый - погибает. А когда жить страшно -никакая учеба в голову не идет.
У нас в школе у дверей постоянно дежурят ребята. На вид - просто невезучие. Но они верховодят: ловят младших, отнимают деньги, а если их нет, заставляют принести. Если не приносят - бьют.
В классах своих «героев» хватает. Они собираются на переменах, ловят любого мальчишку, и бьют, и смеются... Это у них такое развлечение. Особенно достается новеньким и приезжим из сельской местности. За них никто не заступается, другие дети уходят, иначе и их побьют.
Вы думаете, что лучше бы нам всем объединиться и дать сдачи самим? Но это хорошим не кончится... Не хочу драться. Не хочу даже видеть драку».


-Ну а теперь приступим к обсуждению ваших вопросов. (учащиеся проводят анализ своего вопроса)

-Ребята, а вот теперь скажите, а по вашему мнению что значит быть настоящим мужчиной?
- Есть ли качества, которые присущи только
мужчине? Обоснуйте ответ.
- Какова роль мужчины в нашем обществе?
- Расскажите о настоящих мужских поступках.

3. Работа с флепчартом. (10 минут)

-Мы поработали над письмом, сделали анализ и уже имеем определенные понятия о мужчине, его качествах, достоинствах и роли мужчины в обществе, сейчас я раздам вам флепчарт и каждая группа должна будет составить образ мужчины. Как вы представляете, какой должен быть настоящий мужчина в вашем понимании, видении? Можете добавить, какими качествами должен обладать мужчина, образ которого вы создадите? Не забывайте, работа должна проходить в группе.

(Приложение 3, примерный образ)

-Ну а теперь мы приступим к защите ваших проектов.

(Учащиеся защищают, отвечают на вопросы, которые задают параллельные группы)


4.Чтение по учебнику (5 минуты)

-А сейчас мы прочитаем по учебнику стихотворение, которое написала Людмила Щипахина, оно связано с нашей темой. Но прежде чем прочитать стихотворение, вам необходимо будет задуматься, соответствует ли описанное в стихотворении действительности?
(Приложение №4)


ПОСЛЕДНИЕ МУЖЧИНЫ
Людмила Щипахина

Последние мужчины –
Поэзия средь прозы, -
Ввергая в изумленье,
Еще нам дарят розы.
Не ведая корысти
И не во имя жеста,
Последние мужчины
Нам уступают место.
И не застольным тостом,
А просто без причины
Нас греют добрым словом
Последние мужчины...
Чтоб снять пред ними шляпу
И уступить дорогу...
Последние мужчины
Есть в мире, слава богу!
И пусть вокруг немало
Коллег, сограждан славных, -
Последние мужчины
Себе не знают равных!
Дай бог им лет предолгих,
Осенних дней и летних!
Последние мужчины –
Друзья не из последних!
Всё резче их морщины,
Безжалостней природа...
Последние мужчины
Из рыцарского рода.
5.Анализ стихотворениям( 4 минуты)

-Ребята, скажите, акакое настроение вызвало у вас данное стихотворение?
-А как вы думаете в чем смысл названия стихотворения?
- Разделяете ли вы мнение автора о том, что настоящих мужчин сегодня мало? Почему?

6. Выявление цели. (2 минуты)

- А как вы думаете какова была цель нашего урока? О чем мы сегодня говорили весь урок?

(расширить представления учащихся о личностных качествах и предназначении мужчины в обществе.)


7.Рефлексия. Составление кластера (3 минуты)

Быть мужчиной









-Ребята, на столах лежат стикеры, на них вы должны каждый написать свое мнение или качество, какой должен быть мужчина в обществе и приклеить на доску, когда вы будете вешать свой стикер, вы обязательно озвучивайте свою мысль, качество мужчины.

(можно применить актив студию при составлении кластера)

8. Итог. Оценивание. Домашняя работа(2 минута)

-Спасибо, за урок, сегодня вы молодцы, все хорошо поработали, и за урок каждый из вас получает смайлик.

Домашняя работа, составить эссе-размышление «Мужчина в обществе»




Тема: Быть мужчиной (2)

Самопознание 9 класс

Цель: Углубление представлений учащихся о личностных качествах и предназначении мужчины в обществе. Задачи:

  • Раскрыть смысл выражения «быть мужчиной»;

  • Развить сознательное стремление проявлять личностную активность;

  • Воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход урока:

  1. Орг.момент (5 минут)

- Здравствуйте ребята.

Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку , рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком.

(рисунок сотового телефона)

-Ну а сейчас мы с вами разделимся на группы по счету: 1, 2, 3, 4. Итак, рассаживаемся.

II. Проверка домашнего задания (7 минут)

- На прошлом уроке мы проходили тему «Быть мужчиной», сегодня мы продолжаем работу по данной теме. И дома вам было задано написать эссе- размышление «Мужчина в обществе». Давайте заслушаем.

III. Работа в группах. (8 минут)

-Каждой группе сейчас будет необходимо вытянуть листочек, где на нем написано задание. У каждой группе оно индивидуальное.

1. Составить портрет, образ мальчика из детского сада, и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

2. Составить портрет, образ мальчика, ученика 11 класса, и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

3. Составить портрет, образ студента 4 курса, и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

4. Составить портрет, образ мужчины, работающего в школе и какими качествами «мужчины» он должен обладать.


Итак, на эту работу вам отводится время 10 минут.

IV. Презентация работы.(5 минут)

- Ну а теперь, мы заслушаем каждую группу.

V. Работа над текстом (10 минут)

- Мы выслушали все группы, и наверное не случайно я дала вам описать мужчину на разных этапах его жизни. Со временем многие мужчины заводят семью и становятся отцами. Но в наше время отцом быть очень трудно. Вот об этом мы и поговорим с вами. Сейчас мы прочитаем отрывок «Каким быть отцу» . Каждой группе выделяется свой отрывок, после прочтения вы должны выбрать представителя, который бы смог бы рассказать о прочитанном параллельным группам. А затем эта группа должна будет рассказать нам об услышанном, и насколько точно она донесет до нас ваш рассказ, мы оценим , умеете ли вы владеть мастерством доступного объяснения. (Приложение 1)



КАКИМ БЫТЬ ОТЦУ

(Отрывок)

Н. Соловьев

1) Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замешан авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической, коллективистской семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства в доме: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств - после бабушки, дедушки, сверстников.

А может быть, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

2) Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит по жизни идти ложным путем.







Один инженер рассказал мне, что его отец рано ушел из семьи. Но на всю жизнь он запомнил хорошее отношение к себе отца его школьного друга. В этой семье он видел, как ладят отец и мать, родители и дети, брат с братом. А ребенку важны и доброе слово, и пример, и ласка, и прогулка с ним. Его сердце наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности. Каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо охотнее ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

VI. Работа по группам (5 минут)

(Каждой группе выделяется по кусочку из отрывка, где они должны его прочитать, а затем представитель от группы должен донести другим группам прочитанный кусочек текста, можно заслушать одного представителя, что бы соединить текст в целое)

- Скажите, в какой форме был донесен до вас отрывок? (доступной или нет)



VII. Анализ текста по вопросам (2 минуты)

  • Насколько важна роль мужчины в семье?

  • Как мужчине совместить профессиональную деятельность с обязанностями в семье?

VII. Рефлексия (3 минуты)

-На этом тему «Быть мужчиной» мы заканчиваем, и что бы немного отдохнуть мы посмотрим небольшой ролик (Приложение 2, про барашка), а затем я раздам вам стикеры, на них вы напишите, что понравилось, а что не очень, на уроке и приклеите на доску.



















Самопознание 9 класс

Тема: Постижение красоты мира.(1)

Цель: Углубление представлений учащихся о красоте человека и окружающего мира.

Задачи:

  • Раскрытие смысла красоты окружающего мира как источника вдохновения;

  • Развитие стремления замечать и ценить красоту окружающего мира;

  • Воспитание чувства прекрасного.

Ресурсы: аудиозапись нежной лирической мелодии.

Ход урока:

I. Орг.момент (3 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:

Я так люблю себя (руку на сердце),

Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).

И сможешь полюбить меня (руку на сердце).

- А сейчас мы разделимся с вами по такому принципу: яблоко, арбуз, дыня

II. Беседа (4 минуты)

- Тема сегодняшнего урока «Постижение красоты мира.»

  1. Где можно встретиться с красотой в обычной жизни?

  2. Что значит стремиться к красоте?

  3. Кто может создавать красоту?

- Правильно красота - это все, что радует глаз и сердце, все, что связано с добром и любовью. С красотой неразделимы человек и природа, а значит, и весь мир.


III. Чтение (7 минут)

- Сейчас мы прочитаем текст и немного поразмышляем. (Приложение 1)

КРАСОТА

Юрий Бондарев

Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию?

И я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми ее закатами, восходами, свежими утрами и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, представил, что


наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет более человека - и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.

В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем, юдолью человека в мировом пространстве и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека - и красота не может отразиться в нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать самое себя, как это могут сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва так же, как, в сущности, и разум для разума - в этом поедающем самоуглублении нет свободной игры, притяжения и отталкивания, живого дыхания, поэтому оно обречено на гибель.

Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, ведь ощущение красоты - это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.

Красота связана с жизнью, жизнь - с любовью, любовь - с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, - всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги - не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.

Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.


III. Анализ прочитанного (3 минуты)

- Что одухотворяет красоту? В чем смысл красоты?

- В чем главная ценность красоты?

-Правильно , красоту одухотворяет человек, а главная ее ценность в том, что она дает человеку «ощущение жизни, любви, надежды».


  1. Просмотр ролика (6 минут)

- А сейчас вашему вниманию я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик, где вы увидите , что действительно красоту одухотворяет человек, а главная ее ценность в том, что она дает человеку «ощущение жизни, любви, надежды».

(Ролик «Она должна проснуться» (Приложение 2)

- А как вы думаете, какова главная ценность для мамы?

Информация (на доске) (Приложение 4)

Красота мира дарит человеку радость жизни. Она во всем — улыбке ребёнка, первом свидании, зимнем вечере, приветливости соседа, помощи друга. Однако красота не открывается тому, кто спешит, суетится, злится. В этом случае человек замечает только крайности: хорошо или плохо, черное или белое. Чтобы увидеть весь спектр красок мира, нужно научиться чувствовать важность каждого мига, слышать малейший трепет сердца. Это и есть красота жизни, когда проявляются все краски мира.

  1. Выполнение задания. Защита (10 минут)

Сейчас я вам раздам репродукции картин известных художников. В этих работах отражены представления художников о красоте человека, природы и других человеческих ценностей, вам необходимо назвать именно эти ценности и увидеть, в чем их красота.

- Рассмотрите репродукции картин. Что удалось подметить художникам? Можно ли то, что они изобразили, назвать красотой? Почему?

(Приложение 3)


  1. Составление синквейна (3 минут)

Красота мира

Приветливые, добрые

Создавать, видеть, дарить

Красота дарит человеку радость.

Вселенная.

(можно использовать актив студию)

  1. От сердца к сердцу (3 минуты)

- Сейчас мы все встанем. У вас на спине приклеен стикер, вы должны написать этому человеку пожелание. (Приложение 5)


VIII. Итог (2 минуты)

- Я думаю многие взяли в пользу для себя из этого урока. Дома вам необходимо будет подумать и на следующий урок назвать виды деятельности людей, которые преобразуют мир, делая ее красивее.

- Урок окончен.



Самопознание 9 класс

Тема: Постижение красоты мира. (2 урок)

Цель: Углубление представлений учащихся о красоте человека и окружающего мира.

Задачи:

  • Раскрытие смысла красоты окружающего мира как источника вдохновения;

  • Развитие стремления замечать и ценить красоту окружающего мира;

  • Воспитание чувства прекрасного.


Ход урока:

I. Орг. момент. Проведение тренинга. (4 минут)

-Здравствуйте. Садитесь. Дома вам необходимо было подумать, вспомнить и назвать виды деятельности людей, которые преобразуют мир, делая ее красивее. (Ребята называют профессии)

- А сейчас я хочу провести тренинг, из каждой группы будет выходить по одному участнику, ему на голову я надену коронку, где написана профессия, а вы должны с помощью мимики и жестов объяснить, т.е без слов ,что за профессия написана у вас на коронке.

(ребята по очереди выходят и угадывают )

II. Деление на группы. (2 минуты)

- А теперь мы с вами поделимся на 3 группы: солнце, луна, звезды

III.Работа с текстом, чтение, анализ (10 минут)

- Сейчас вы прочитаете небольшой рассказ, где автор показывает привычную и с первого взгляда ничем не примечательную будничную жизнь города. Такие картинки вы видите ежедневно, никогда не останавливаете на этом своего внимания.

Группа солнце ответит на вопрос:

-Что привлекло автора в центре города?

Группа луна ответит на вопрос:

-Может ли повседневность быть красивой? Почему?

Группа звезды ответит на вопрос:

- Расскажите, где вам приходилось наблюдать повседневную красоту?

(Приложение 1)

ГОРОДСКАЯ АКВАРЕЛЬ

Надежда Иволга

Выбралась я как-то в центр города. Дело было одно, или два, или даже несколько - неважно, больше хотелось погулять, наверное. Ну и получила удовольствие по полной программе. Погода чудесная, самая что ни на есть весенняя, мартовская. Улицы города тоже... мартовские. Я чуть не утонула, но выплыла-таки, потому что остаться в черной жиже совсем не хотелось.

Временами я останавливалась либо вынужденно, так как движение по тротуару преобладало одностороннее, а навстречу шел очень напористый народ, либо по собственному желанию (это, конечно, приятнее). И во время остановок, когда можно было глаза от земли нашей грешной, грязной и скользкой приподнять, я с интересом наблюдала за людьми.

Вот двухметровый подросток, весь такой рэпистый, рассупоненный, уверенный в своей взрослости. Его кроссовки с ярко-белыми шнурками бесстрастно ступают в дорожный кисель. Они еще не знают, что ожидает их за поворотом, бедненькие.

Две девочки-барби бегут за автобусом. Они громко смеются, кукольно дергают ручками и стучат каблучками- шпильками по асфальту. Ура! Автобус еще не успел закрыть свои хищные двери. Девочки - скок на подножку.

Медленно и целеустремленно, словно танк, идет пожилая тетенька в зимнем пальто с огромным песцовым воротником. Две черные авоськи так и норовят лизнуть тротуар, но хозяйка крепко держит их сантиметрах в пяти от земли. Вдруг лужа - маленькая, но глубокая. «Шлеп!» - сказал тетенькин зимний сапог. «Ух ты!» - воскликнули авоськи, наконец попробовав дорожной водицы.

Красивый, упитанный и очень-очень начищенный гражданин, выйдя из машины, ступил куда-то не туда. Смешной! Ему бы радоваться, что вообще сумел припарковаться.

А еще я видела... Как бы это назвать?.. Огромные доски, положенные на края необъятной лужи. Получились такие импровизированные мостки. Я о таких уже забыть успела, с советских времен не встречала. Но самое замечательное, что лежали они у самого крыльца шикарного супермаркета, где зеркальный пол, важные продавцы и цены с большим количеством нулей. И вот выходит из машины чудненькая дамочка, идет к крыльцу по дощечке, а та вибрирует и в самой середине прогибается так, что скрывается из виду. «Ах!» - восклицает дамочка и, по-цирковому балансируя, изящно прыгает-таки на заветное крылечко.

Хорошо весной в центре города!

(Учащиеся проводят анализ по вопросам)

IV. Просмотр видеосюжета. (6 минут)

- Ребята , сейчас я хочу, чтобы вы просмотрели небольшой ролик «Семь чудес света ». (Приложение 2)

Обратите внимание на красоту, как она подействовала на ваше состояние после просмотра?

- Действительно, ребята наша жизнь состоит из привычных событий, которые мы не замечаем в силу нашей занятости и вечной спешки. Человек думает, что главное в его жизни еще впереди. Однако каждое мгновение безвозвратно уходит и уносит с собой или свежесть утра, или добрый взгляд, брошенный на тебя прохожим, или чье-то сердечное спасибо.

V. Творческая работа. (10 минут)

- Ребята, вы посмотрели видеоролик, прочитали рассказ и ваши представления о красоте расширились. Сейчас я вам предлагаю каждой группе придумать пригласительный билет в Мир красоты.

Подумайте, как будет выглядеть пригласительный билет в Мир красоты? Какой текст вы напишите в них?

(каждая группа выполняет задание)

VI. Представление работы (3 минуты)

(Учащиеся комментируют свои пригласительные, кто то из учащихся рисует на доске)

VII. Выполнение задания. Индивидуальная работа.(2 минут)

Задание выполняется в тетради.

Прочитайте перечень слов. Соотносятся ли они с понятием «красота»? Составьте четверостишие с данными словами.

Материнство, природа, творчество, жестокость, свобода, труд, забота, однообразие, искусство, уныние, восхищение, гордыня, лень, красноречие, мода, человек.

VIII. Заслушивание четверостиший. (3 минуты)

(учащиеся зачитывают стихи)

IX. Заполнение карты самооценки. (2 минуты)

Журнал самооценки

1 2 3 4

  • Я слушал других людей

  • Я отвечал на идеи других людей

  • Я помогал в организации

  • Я помогал другим в моей группе

  • Я четко объяснял мои идеи

(Приложение 4)

X. Рефлексия. (3 минуты)

- А урок мне хочется закончить цитатой словацкого поэта XIX - начала XX века Павола Гвездослава , где она содержит идею о том, что красоту человек открывает для себя через сердце: (приложение 3)


Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем.

Павол Гвездослав


- Заканчивая урок по данной теме, мы точно можем сказать, что предназначение человека - видеть и творить красоту!

- А сейчас на стикерах вы должны написать что понравилось, а что нет на нашем уроке.

(учащиеся на стикерах пишут + и – и вывешивают на плакат для рефлексии)

-Урок окончен.


















Самопознание 9 класс

Тема: Жизнь- бесценный дар. (1 урок)

Цель: расширение представлений учащихся о ценности здоровья как основы полноценной жизни человека, о гармонии физического и духовного здоровья..

Задачи:

  • Раскрыть сущность взаимосвязи полноценной жизни и здоровья человека;

  • Развить представления о здоровом образе жизни;

  • Воспитывать ответственность за сохранение и улучшение своего здоровья.


Ход урока:

  1. Орг. момент . «Круг радости» (3 минуты)

- Здравствуйте. Встаньте все в круг, возьмите друг друга за руки. «Круг радости» мы начнем с таких слов «Жизнь для меня………», а дальше каждый продолжает сам. Итак я начну, а вы продолжите. Для меня жизнь это дети и моя работа. (Учащиеся по кругу продолжают)


II. Постановка цели, деление на группы. (3 минуты)

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о физическом и духовном здоровье человека, о здоровом образе жизни, о сохранение и улучшение своего здоровья, поэтому тема сегодняшнего урока звучит так «Жизнь- бесценный дар».

- Сейчас мы разделимся на группы, по принципу цветов: красный, желтый и зеленый.


III. Заполнение таблицы ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) (2 минуты)

- Ребята у вас у каждого на столе лежит табличка ЗУХ. Вам необходимо заполнить 2 столбца: ЗНАЮ, ХОЧУ ЗНАТЬ о здоровом образе жизни, о том как можно сохранить или улучшить, т.е. заполнение граф должно соответствовать теме нашего урока.

(Приложение 1)

IV. Просмотр ролика. (5 минуты)

- Сейчас мы посмотрим ролик, о ценностях жизни и немного поразмышляем (Приложение 2)



V. Беседа (5 минуты)

- Мы просмотрели ролик, ответьте мне на вопрос, кто из вас задумывается о жизни, как наш герой сюжета?

- А как вы думаете, почему жизнь каждого человека- бесценный дар?

- Как сохранить этот дар на долгие годы?

- В чем смысл здорового образа жизни?

- Какие вредные привычки вы знаете, которые влияют на здоровье человека?

-Дайте совет, как вести здоровый образ жизни?


VI. Выполнение практического задания. (10 минут)

- Сейчас я каждой группе раздам перечень слов и словосочетаний, а так же таблицу, где вам необходимо будет раскрыть смысл каждого с точки зрения его влияния на здоровье человека. Итак, работаем в группе, а затем будем защищать.

(после выполнения учащиеся зачитывают)

(Приложение 3)

(Искусство, природа, спорт- красный,

сельская местность, средства массовой информации, кино- желтый, телевидение, город, физическая культура- зеленый)


Предмет анализа

Положительное влияние на здоровье человека

Отрицательное влияние на здоровье человека












(Учащиеся защищают каждый свою таблицу)


VII. Творческая работа ( 8 минут)

- Ребята, скажите а для того чтобы укрепить свое здоровье, с чего можно начать?

(С утренней зарядки)

- Правильно, ребята, сейчас у каждой группы будет творческое задание, вам необходимо разработать комплекс упражнений для утренней зарядки. Их вы можете как нарисовать, так и описать и показать элементы. (Для рук, головы, ног, туловища)

(учащиеся работают по составлению комплекса упражнений, а затем каждая группа выступает со своим проектом)




VIII. Заполнение ЗУХ. (2 минуты)

-Ну а сейчас, ребята мы вернемся к нашей таблице ЗУХ и запишем, что же вы узнали нового .

(учащиеся зачитывают таблицу)

IX. Рефлексия. «Горячий стул» (3 минуты)

- А сейчас мы проведем с вами тренинг «Горячий стул», желающие от каждой группы садятся на вот этот стул и говорят, что им понравилось, а что не очень., что у них получилось во время работы, а что нет.

(во время «Горячего стула» звучит музыка)


X . Заполнение карты самооценки. (2 минуты)

Журнал самооценки

1 2 3 4

  • Я слушал других людей

  • Я отвечал на идеи других людей

  • Я помогал в организации

  • Я помогал другим в моей группе

  • Я четко объяснял мои идеи


(учащиеся оценивают себя по критериям)

(Приложение 4)


XI . Итог. Домашнее задание (2 минуты)

- На следующий урок мы поработаем так же в этих группах, поэтому дома группа желтые готовит о вреде табакокурения, группа красные- алкоголь, группа зеленые- о вреде пищи (т.е чипсы, кола и т.д), можно выполнить в сладах, это будет зачетная, итоговая работа.

































Самопознание 9 класс

Тема: Жизнь- бесценный дар.(2 урок)

Цель: расширение представлений учащихся о ценности здоровья как основы полноценной жизни человека, о гармонии физического и духовного здоровья..

Задачи:

  • Раскрыть сущность взаимосвязи полноценной жизни и здоровья человека;

  • Развить представления о здоровом образе жизни;

  • Воспитывать ответственность за сохранение и улучшение своего здоровья.


Ход урока:

  1. Орг. момент . «Круг радости» (3 минуты)

- Здравствуйте. Встаньте все в круг. На прошлом уроке вы разрабатывали комплекс упражнений для укрепления своего здоровья, я предлагаю выполнить несколько упражнений. Итак, желающие провести зарядку, прошу. (Один или несколько учащихся показывают несколько элементов, если учащиеся не желают делать показ, то предлагаю провести разминку тренинг, Приложение 3 )


II. Постановка цели. (1 минуты)

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем вести беседу о здоровом образе жизни.

- На прошлом уроке каждая группа получила домашнее задание, вы должны были приготовить презентации по темам: вред «Алкоголя», «Табака», «Чипсы, Кока-кола». Слово предоставляется вам.


III. Защита презентаций. Проверка домашней работы. (15 минут)

(учащиеся проводят защиту своих проектов)

IV. Работа по тексту. (7 минут)

- Сейчас вашему вниманию я предлагаю прочитать отрывок из книги Д.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», где академик размышляет о границах жизни человека. Обратите внимание на выделенные строки. (Приложение 1)


Самая большая ценность- жизнь.

Дмитрий Лихачев.

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“.

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.


V. Беседа, анализ (2 минуты)

- Что Д.Лихачев считает основой жизни человека?

- Как вы понимаете смысл утверждения «жизнь бесконечно глубока»?

VI. Просмотр ролика, анализ (5 минут)

- Сейчас я хочу чтобы вы немного расслабились, сели поудобнее и посмотрели небольшой видеосюжет.

(Приложение 2)

- Просмотрев ролик, из 13 фраз каждый из вас я думаю, выбрал для себя хотя бы одну значимую для вас.

- Как вы думаете любовь в жизни человека, является ценностью или нет?

- Почему вы так думаете?

VII. Творческая работа (7 минут)

- Ребята, сейчас я каждой группе предлагаю разработать свой эликсир.

- «Эликсир жизни и здоровья »

- «Эликсир молодости»

- «Эликсир любви и счастья»

- Вы его можете сделать, как в качестве рецепта, т.е описать, так и нарисовать на флепчарте.

(учащиеся работают по разработке элексира, а затем каждая группа выступает со своим проектом)


VIII. Рефлексия. Итог (5 минуты)

- Наш урок подходит к концу, сегодня вам пришлось поработать больше чем на остальных уроках, так как этот урок итоговый, и я вам должна поставить зачет. Давайте проведем небольшой анализ по каждой группе, в каждой группе имелся свой лидер, я хотела бы заслушать его. Жанеля начнем с вашей группы, проведи небольшой анализ о каждом в своей команде, кто как работал на протяжении не только этого урока, а нескольких.

(каждая группа делает анализ по каждому ученику)

- Из моего наблюдения я могу сделать вывод, что групповая работа пошла вам на пользу, я услышала даже тех кого могла не услышать в течение нескольких месяцев. Поэтому вы заслуживаете все зачет. У каждого на столе лежит листочек со смайликом, вы заканчиваете учебный год, и я могу уже больше вас не увидеть, а так же вы будете редко общаться друг с другом, мне хотелось бы что бы вы написали друг другу, а так же мне пожелания.













Серия уроков по самопознанию 9 класс
  • Другое
Описание:

Тема. БЫТЬ МУЖЧИНОЙ (1)

Самопознание в 9 классе

Цель: углубление представлений учащихся о личностных качествах и предназначении мужчины в обществе.

Задачи:

- раскрыть смысл выражения «быть мужчиной»;
- развить сознательное стремление проявлять личностную активность;
- воспитывать чувство собственного достоинства.

                                                                     Ход урока:

1. Орг.момент (4 минут)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок мы начнем с поднятия настроения, для этого сядьте поудобнее и просмотрите небольшой ролик.

- психологический настрой (для поднятия настроения, просмотр ролика «Для друзей», приложение1)

-Ну а теперь с хорошим настроением  мы приступим к работе, сейчас я вас разделю на 4 группы, по такому принципу: смелый, добрый, мужественный, ответственный

-деление на группы (получится 4 группы, по 5 человек, учащиеся рассаживаются  каждый по распределенным признакам в свою подгруппу)

 

2. Создание проблемной ситуации  (10 минут)

-Тема сегодняшнего урока «Быть мужчиной», а цель урока вы сами должны будете сказать мне в конце нашего урока. Сейчас каждой группе я раздам письмо школьника, его необходимо прочитать, сделать анализ  и ответить на вопросы, не забывайте что работа групповая.

Итак запоминайте у каждой группы свой вопрос:

 

1 группа «Смелые» - Выскажите свое отношение к описанным событиям.

2 группа «Добрые»- Как относитесь к утверждению «...мир мужчин жестокий, в нем надо уметь выстоять, не упасть»?

3 группа «Мужественные»- Согласны ли вы с предложенным автором выходом из данной ситуации? Какой выход вы могли бы предложить?

4 группа «Ответственные»- В чем, на ваш взгляд, достоинство современного молодого человека?

-И общий вопрос, для всех групп, встречались ли вы с подобной ситуацией?

(Учащиеся обсуждают в группах письмо школьника, где сильный обижает слабого)

(Письмо, приложение 2)

ПИСЬМО:
«Я все больше убеждаюсь, что мир мужчин очень жестокий, в нем надо уметь выстоять, не упасть. А упадешь - затопчут. Сейчас школа, затем высшее или среднее учебное заведение, потом армия, и везде сильный -выживает, слабый - погибает. А когда жить страшно -никакая учеба в голову не идет.
У нас в школе у дверей постоянно дежурят ребята. На вид - просто невезучие. Но они верховодят: ловят младших, отнимают деньги, а если их нет, заставляют принести. Если не приносят - бьют.
В классах своих «героев» хватает. Они собираются на переменах, ловят любого мальчишку, и бьют, и смеются... Это у них такое развлечение. Особенно достается новеньким и приезжим из сельской местности. За них никто не заступается, другие дети уходят, иначе и их побьют.
Вы думаете, что лучше бы нам всем объединиться и дать сдачи самим? Но это хорошим не кончится... Не хочу драться. Не хочу даже видеть драку».

 

-Ну а теперь приступим к обсуждению ваших вопросов. (учащиеся проводят анализ своего вопроса)

-Ребята, а вот теперь скажите, а по вашему мнению что значит быть настоящим мужчиной?
- Есть ли качества, которые присущи только
мужчине? Обоснуйте ответ.
- Какова роль мужчины в нашем обществе?
- Расскажите о настоящих мужских поступках.

3. Работа с флепчартом. (10 минут)

-Мы поработали над письмом, сделали анализ и уже имеем определенные понятия о мужчине, его качествах, достоинствах и роли мужчины в обществе, сейчас я раздам вам флепчарт и каждая группа должна будет составить образ мужчины. Как вы представляете, какой должен быть настоящий мужчина в вашем понимании, видении? Можете добавить, какими качествами должен обладать мужчина, образ которого вы создадите? Не забывайте, работа должна проходить в группе.

(Приложение 3, примерный образ)

-Ну а теперь мы приступим к защите ваших проектов.

(Учащиеся защищают, отвечают на вопросы, которые задают параллельные группы)

 

4.Чтение по учебнику (5 минуты)

-А сейчас мы прочитаем по учебнику стихотворение, которое написала Людмила Щипахина, оно связано с нашей темой. Но прежде чем прочитать стихотворение, вам необходимо будет задуматься, соответствует ли описанное в стихотворении действительности?
(Приложение №4)


ПОСЛЕДНИЕ МУЖЧИНЫ
Людмила Щипахина

Последние мужчины –
Поэзия средь прозы, -
Ввергая в изумленье,
Еще нам дарят розы.
Не ведая корысти
И не во имя жеста,
Последние мужчины
Нам уступают место.
И не застольным тостом,
А просто без причины
Нас греют добрым словом
Последние мужчины...
Чтоб снять пред ними шляпу
И уступить дорогу...
Последние мужчины
Есть в мире, слава богу!
И пусть вокруг немало
Коллег, сограждан славных, -
Последние мужчины
Себе не знают равных!
Дай бог им лет предолгих,
Осенних дней и летних!
Последние мужчины –
Друзья не из последних!
Всё резче их морщины,
Безжалостней природа...
Последние мужчины
Из рыцарского рода.
5.Анализ стихотворениям( 4  минуты)

-Ребята, скажите, акакое настроение вызвало у вас данное стихотворение?
-А как вы думаете в чем смысл названия стихотворения?
- Разделяете ли вы мнение автора о том, что настоящих мужчин сегодня мало? Почему?

6. Выявление цели. (2 минуты)

- А как вы думаете какова была цель нашего урока? О чем мы сегодня  говорили  весь урок?

(расширить  представления учащихся о личностных качествах и предназначении мужчины в обществе.)

 

7.Рефлексия. Составление кластера (3 минуты)

 

 

 

 

 

Быть мужчиной

 

 

 

 

 

 

 


                                                                         



 

 

 

-Ребята, на столах лежат стикеры, на них вы должны каждый написать свое мнение или качество, какой должен быть мужчина в обществе и приклеить на доску, когда вы будете вешать свой стикер, вы обязательно озвучивайте свою мысль, качество мужчины.

 (можно применить актив студию при составлении кластера)

8. Итог. Оценивание. Домашняя работа(2 минута)

-Спасибо, за урок, сегодня вы молодцы, все хорошо поработали, и за урок каждый из вас получает смайлик.

 Домашняя работа, составить эссе-размышление «Мужчина в обществе»

 

 

 

Тема: Быть мужчиной (2)

  Самопознание 9 класс

Цель: Углубление представлений учащихся о личност­ных качествах и предназначении мужчины в обществе.                                                                                                                                                                          Задачи:

-     Раскрыть смысл выражения «быть мужчиной»;

-    Развить сознательное стремление проявлять личност­ную активность;        

-     Воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход урока:

I.  Орг.момент (5 минут)

- Здравствуйте ребята.

Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку , рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком.

       (рисунок сотового телефона) 

-Ну а сейчас мы с вами разделимся на группы по счету: 1, 2, 3, 4. Итак, рассаживаемся.

 

II. Проверка  домашнего задания   (7 минут)                                                              

- На прошлом уроке мы проходили тему «Быть мужчиной», сегодня мы продолжаем работу по данной теме. И дома вам было задано  написать эссе- размышление «Мужчина в обществе». Давайте заслушаем.

III. Работа в группах. (8 минут)

-Каждой группе сейчас будет необходимо вытянуть листочек, где на нем написано задание. У каждой группе оно индивидуальное.

1. Составить портрет, образ мальчика из детского сада, и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

2. Составить портрет, образ мальчика, ученика 11 класса, и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

3. Составить портрет, образ студента 4 курса, и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

4. Составить портрет, образ мужчины, работающего в школе и какими качествами «мужчины» он должен обладать.

 

Итак, на эту работу вам отводится время 10 минут.

IV. Презентация работы.(5 минут)

- Ну а теперь, мы заслушаем каждую группу.

V. Работа над текстом (10 минут)

- Мы выслушали все группы, и наверное не случайно я дала вам описать мужчину на разных этапах его жизни.  Со временем  многие мужчины заводят семью и становятся отцами.  Но в наше время отцом быть очень трудно. Вот об этом мы и поговорим с вами.  Сейчас мы прочитаем отрывок «Каким быть отцу» .  Каждой группе выделяется свой отрывок, после прочтения вы должны выбрать представителя, который бы смог бы рассказать о прочитанном параллельным группам.   А затем эта группа должна будет рассказать нам об услышанном, и насколько точно она донесет до нас ваш рассказ, мы оценим , умеете ли вы владеть мастерством доступного объяснения.  (Приложение 1)   

 

                  КАКИМ БЫТЬ ОТЦУ

                                                             (Отрывок)

                                                   Н. Соловьев

1) Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследствен­ного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замешан авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот автори­тет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демо­кратической, коллективистской семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства в доме: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств - после бабушки, дедушки, сверстников.

А может быть, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

2) Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит по жизни идти ложным путем.

 

 

 

Один инженер рассказал мне, что его отец рано ушел из семьи. Но на всю жизнь он запомнил хорошее отношение к себе отца его школьного друга. В этой семье он видел, как ладят отец и мать, родители и дети, брат с братом. А ребенку важны и доброе слово, и пример, и ласка, и прогулка с ним. Его сердце наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности.  Каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более вниматель­ны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Устано­влено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо охотнее ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.  

   VI. Работа по группам (5 минут)                                                                                                 

(Каждой группе выделяется по кусочку из отрывка, где они должны его прочитать, а затем представитель от группы должен донести другим группам прочитанный кусочек текста, можно заслушать одного представителя, что бы соединить текст в целое)

- Скажите, в какой форме был  донесен  до вас отрывок? (доступной или нет)

 

VII. Анализ  текста по вопросам (2 минуты)

               Насколько важна роль мужчины в семье?

                   Как мужчине совместить профессиональную деятельность с обязанностями в семье?

VII. Рефлексия (3 минуты)

-На этом тему «Быть мужчиной» мы заканчиваем, и что бы немного отдохнуть мы посмотрим небольшой ролик (Приложение 2, про барашка), а затем я раздам вам стикеры, на них вы напишите, что понравилось, а что не очень, на уроке и приклеите на доску.

 

 Самопознание 9 класс

Тема: Постижение красоты мира.(1)

Цель: Углубление представлений учащихся о красоте человека и окружающего мира.

Задачи:

-Раскрытие смысла красоты окружающего мира как источника вдохновения;

-Развитие стремления замечать и ценить красоту окружающего мира;

-    Воспитание чувства прекрасного.

Ресурсы: аудиозапись нежной лирической мелодии.

Ход урока:

I. Орг.момент (3 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:

Я так люблю себя                                         (руку на сердце),

Что я могу любить тебя                      (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя                (руку на плечо соседа).

И сможешь полюбить меня               (руку на сердце).

- А сейчас мы разделимся с вами по такому принципу: яблоко, арбуз, дыня

II. Беседа (4 минуты)

- Тема сегодняшнего урока«Постижение красоты мира.»

1.  Где можно встретиться с красотой в обычной жизни?

2.  Что значит стремиться к красоте?

3.  Кто может создавать красоту?

- Правильно красота - это все, что радует глаз и сердце, все, что связано с добром и любовью. С красотой неразделимы человек и природа, а значит, и весь мир.

 

III. Чтение (7 минут)

- Сейчас мы прочитаем текст и немного поразмышляем. (Приложение 1)

                                    КРАСОТА

                         Юрий Бондарев

Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию?

И я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми ее закатами, восходами, свежими утрами и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, представил, что

 

наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет более человека - и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.

В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем, юдолью человека в мировом пространстве и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека - и красота не может отразиться в нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать самое себя, как это могут сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва так же, как, в сущности, и разум для разума - в этом поедающем самоуглублении нет свободной игры, притяжения и отталкивания, живого дыхания, поэтому оно обречено на гибель.

Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, ведь ощущение красоты - это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.

Красота связана с жизнью, жизнь - с любовью, любовь - с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, - всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги - не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.

Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.

 

III. Анализ прочитанного (3 минуты)

- Что одухотворяет красоту? В чем смысл красоты?

- В чем главная ценность красоты?

-Правильно , красоту одухотворяет человек, а главная ее ценность в том, что она дает человеку «ощущение жизни, любви, надежды».

 

IV.           Просмотр ролика (6 минут)

- А сейчас вашему вниманию я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик, где вы увидите , что действительно красоту одухотворяет человек, а главная ее ценность в том, что она дает человеку «ощущение жизни, любви, надежды».

(Ролик «Она должна проснуться» (Приложение 2)

- А как вы думаете, какова главная ценность для мамы?

Информация (на доске) (Приложение 4)

Красота мира дарит человеку радость жизни. Она во всем — улыбке ребёнка, первом свидании, зимнем вечере, приветливости соседа, помощи друга. Однако красота не открывается тому, кто спешит, суетится, злится. В этом случае человек замечает только крайнос­ти: хорошо или плохо, черное или белое. Чтобы увидеть весь спектр красок мира, нужно научиться чувствовать важность каждого мига, слышать малейший трепет сердца. Это и есть красота жизни, когда проявляются все краски мира.

V.               Выполнение задания. Защита (10 минут)

–Сейчас я вам раздам репродукции картин известных  художников. В этих работах отражены представления художников о красоте человека, природы и других человеческих ценностей, вам необходимо назвать именно эти ценности и увидеть, в чем их красота.

  - Рассмотрите репродукции картин. Что удалось подметить художникам? Можно ли то, что они изобразили, назвать красотой? Почему?

(Приложение 3)

 VI.           Составление синквейна (3 минут)

Красота мира

Приветливые, добрые

Создавать, видеть, дарить

Красота дарит человеку радость.

Вселенная.

(можно использовать актив студию)

VII.        От сердца к сердцу (3 минуты)

- Сейчас мы все встанем. У вас  на спине приклеен стикер, вы должны написать этому человеку  пожелание. (Приложение 5)

 

VIII. Итог (2 минуты)

- Я думаю многие взяли в пользу для себя из этого урока. Дома вам необходимо будет подумать и на следующий урок назвать виды деятельности людей, которые преобразуют мир, делая ее красивее.

- Урок окончен.

 

 Самопознание 9 класс

Тема: Постижение красоты мира. (2 урок)

Цель: Углубление представлений учащихся о красоте человека и окружающего мира.

Задачи:

-Раскрытие смысла красоты окружающего мира как источника вдохновения;

-Развитие стремления замечать и ценить красоту окружающего мира;

-    Воспитание чувства прекрасного.

 

Ход урока:

I. Орг. момент. Проведение тренинга. (4 минут)

-Здравствуйте. Садитесь. Дома вам необходимо было подумать, вспомнить и  назвать виды деятельности людей, которые преобразуют мир, делая ее красивее. (Ребята называют профессии)

- А сейчас я хочу провести тренинг, из каждой группы будет выходить по одному участнику, ему на голову я надену коронку, где написана профессия, а вы должны с помощью мимики и жестов объяснить, т.е без слов ,что за профессия написана у вас на коронке.

(ребята по очереди выходят и угадывают )

II. Деление на группы. (2 минуты)

- А теперь мы с вами поделимся на 3 группы: солнце, луна, звезды

III.Работа с текстом, чтение, анализ (10 минут)

- Сейчас вы прочитаете  небольшой рассказ, где автор показывает привычную и с первого взгляда ничем не примечательную будничную жизнь города. Такие картинки вы  видите ежедневно,  никогда не останавливаете на этом своего внимания.

Группа солнце ответит на вопрос:

-Что привлекло автора в центре города?

Группа луна ответит на вопрос:

-Может ли повседневность быть красивой? Почему?

Группа звезды ответит на вопрос:

- Расскажите, где вам приходилось наблюдать повседневную красоту?

(Приложение  1)

               ГОРОДСКАЯ АКВАРЕЛЬ

                                            Надежда Иволга

Выбралась я как-то в центр города. Дело было одно, или два, или даже несколько - неважно, больше хотелось погулять, наверное. Ну и получила удовольствие по полной программе. Погода чудесная, самая что ни на есть весенняя, мартовская. Улицы города тоже... мартовские. Я чуть не утонула, но выплыла-таки, потому что остаться в черной жиже совсем не хотелось.

Временами я останавливалась либо вынужденно, так как движение по тротуару преобладало одностороннее, а навстречу шел очень напористый народ, либо по собственному желанию (это, конечно, приятнее). И во время остановок, когда можно было глаза от земли нашей грешной, грязной и скользкой приподнять, я с интересом наблюдала за людьми.

Вот двухметровый подросток, весь такой рэпистый, рассупоненный, уверенный в своей взрослости. Его кроссовки с ярко-белыми шнурками бесстрастно ступают в дорожный кисель. Они еще не знают, что ожидает их за поворотом, бедненькие.

Две девочки-барби бегут за автобусом. Они громко смеются, кукольно дергают ручками и стучат каблучками- шпильками по асфальту. Ура! Автобус еще не успел закрыть свои хищные двери. Девочки - скок на подножку.

Медленно и целеустремленно, словно танк, идет пожилая тетенька в зимнем пальто с огромным песцовым воротником. Две черные авоськи так и норовят лизнуть тротуар, но хозяйка крепко держит их сантиметрах в пяти от земли. Вдруг лужа - маленькая, но глубокая. «Шлеп!» - сказал тетенькин зимний сапог. «Ух ты!» - воскликнули авоськи, наконец попробовав дорожной водицы.

Красивый, упитанный и очень-очень начищенный гражданин, выйдя из машины, ступил куда-то не туда. Смешной! Ему бы радоваться, что вообще сумел при­парковаться.

А еще я видела... Как бы это назвать?.. Огромные доски, положенные на края необъятной лужи. Получились такие импровизированные мостки. Я о таких уже забыть успела, с советских времен не встречала. Но самое замечательное, что лежали они у самого крыльца шикарного супермаркета, где зеркальный пол, важные продавцы и цены с большим количеством нулей. И вот выходит из машины чудненькая дамочка, идет к крыльцу по дощечке, а та вибрирует и в самой середине прогибается так, что скрывается из виду. «Ах!» - восклицает дамочка и, по-цирковому балансируя, изящно прыгает-таки на заветное крылечко.

Хорошо весной в центре города!

(Учащиеся проводят анализ по вопросам)

  IV. Просмотр  видеосюжета. (6 минут)

- Ребята , сейчас я хочу, чтобы вы просмотрели небольшой ролик «Семь чудес света ». (Приложение 2)

 Обратите внимание на красоту, как она подействовала на ваше состояние после просмотра?

-  Действительно, ребята наша жизнь состоит из привычных событий, которые мы не замечаем в силу нашей  занятости и вечной спешки. Человек думает, что главное в его жизни еще впереди. Однако каждое мгновение безвозвратно уходит и уносит с собой или свежесть утра, или добрый взгляд, брошенный на тебя прохожим, или чье-то сердечное спасибо.

V. Творческая работа.  (10 минут)

- Ребята, вы посмотрели видеоролик, прочитали рассказ и ваши представления о красоте расширились. Сейчас я вам предлагаю каждой группе придумать пригласительный билет в Мир красоты.

Подумайте, как будет выглядеть пригласительный билет в Мир красоты? Какой текст вы напишите в них?

(каждая группа выполняет задание)

VI. Представление работы (3 минуты)

(Учащиеся комментируют свои пригласительные, кто то из учащихся рисует на доске)

VII. Выполнение задания. Индивидуальная работа.(2 минут)

Задание выполняется в тетради.

Прочитайте перечень слов. Соотносятся ли они с понятием «красота»? Составьте четверостишие с данными словами.

Материнство, природа, творчество, жестокость, свобода, труд, забота, однообразие, искусство, уныние, восхищение, гордыня, лень, красноречие, мода, человек.

VIII. Заслушивание четверостиший. (3 минуты)

(учащиеся зачитывают стихи)

IX. Заполнение карты самооценки. (2 минуты)

Журнал  самооценки

                                                              1      2     3      4

·         Я слушал  других  людей                             

·         Я отвечал  на  идеи  других  людей                       

·         Я помогал  в организации                            

·         Я помогал  другим  в  моей группе                       

·         Я четко  объяснял  мои  идеи                        

(Приложение 4)

X. Рефлексия. (3 минуты)

- А урок мне хочется закончить цитатой  словацкого поэта XIX - начала XX века Павола Гвездослава , где она содержит  идею о том, что красоту человек открывает для себя через сердце: (приложение 3)

 

       Я сорвал цветок - и он завял.  Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем.

                                              Павол Гвездослав

 

- Заканчивая урок по данной теме,  мы точно можем сказать, что предназначение человека - видеть и творить красоту!

- А сейчас на стикерах вы должны написать что понравилось, а что нет на нашем уроке.

(учащиеся на стикерах пишут + и – и вывешивают на плакат для рефлексии)

-Урок окончен.

 

Самопознание 9 класс

Тема: Жизнь- бесценный дар. (1 урок)

Цель: расширение  представлений учащихся о ценности здоровья как основы полноценной жизни человека, о гармонии физического и духовного здоровья..

Задачи:

-Раскрыть сущность взаимосвязи полноценной жизни и здоровья человека;

-Развить представления о здоровом образе жизни;

-    Воспитывать ответственность за сохранение и улучшение своего здоровья.

 

Ход урока:

I.    Орг. момент . «Круг радости» (3 минуты)

- Здравствуйте. Встаньте все в круг, возьмите друг друга за руки. «Круг радости» мы начнем с таких слов «Жизнь для меня………», а дальше каждый продолжает сам. Итак я начну, а вы продолжите. Для меня жизнь это дети и моя работа. (Учащиеся по кругу продолжают)

 

II. Постановка цели, деление на группы. (3 минуты)

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о физическом и духовном здоровье человека, о здоровом образе жизни,  о сохранение и улучшение своего здоровья, поэтому тема сегодняшнего урока звучит так «Жизнь- бесценный дар».

- Сейчас мы разделимся на группы, по принципу цветов: красный, желтый и зеленый.

 

III. Заполнение таблицы ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) (2 минуты)

- Ребята у вас у каждого на столе лежит табличка ЗУХ. Вам необходимо заполнить 2 столбца: ЗНАЮ, ХОЧУ ЗНАТЬ о здоровом образе жизни, о том как можно сохранить или улучшить, т.е. заполнение граф должно соответствовать теме нашего урока.

(Приложение 1)

IV. Просмотр ролика.  (5 минуты)

- Сейчас мы посмотрим ролик, о ценностях жизни и немного поразмышляем (Приложение 2)

 

 

V. Беседа (5 минуты)

- Мы просмотрели ролик, ответьте мне на вопрос, кто из вас задумывается о жизни, как наш герой сюжета?

- А как вы думаете, почему жизнь каждого человека- бесценный дар?

- Как сохранить этот дар на долгие годы?

- В чем смысл здорового образа жизни?

- Какие вредные привычки вы знаете, которые влияют на здоровье человека?

-Дайте совет, как вести здоровый образ жизни?

 

VI. Выполнение практического задания. (10 минут)

- Сейчас я каждой группе раздам перечень слов и словосочетаний, а так же таблицу, где вам необходимо будет раскрыть смысл каждого с точки зрения его влияния на здоровье человека. Итак, работаем в группе, а затем будем защищать.

(после выполнения учащиеся зачитывают)

(Приложение 3)

(Искусство, природа, спорт- красный,

 сельская местность, средства массовой информации, кино- желтый, телевидение, город, физическая культура- зеленый)

 

Предмет анализа

Положительное влияние на здоровье человека

Отрицательное влияние на здоровье человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся защищают каждый свою таблицу)

 

VII. Творческая работа ( 8 минут)

- Ребята, скажите а  для того чтобы укрепить свое здоровье, с чего можно начать?

(С утренней зарядки)

- Правильно, ребята, сейчас у каждой группы будет творческое задание, вам необходимо разработать комплекс упражнений для утренней зарядки. Их вы можете как нарисовать, так и описать и показать элементы. (Для рук, головы, ног, туловища)

(учащиеся работают по составлению комплекса упражнений, а затем каждая группа выступает со своим проектом)

 

 

 

VIII. Заполнение ЗУХ. (2 минуты)

-Ну а сейчас, ребята мы вернемся к нашей таблице ЗУХ и запишем, что же вы узнали нового .

(учащиеся зачитывают таблицу)

IX.  Рефлексия. «Горячий стул» (3 минуты)

- А сейчас мы проведем с вами тренинг «Горячий стул», желающие от каждой группы садятся на вот этот стул и говорят, что им понравилось, а что не очень., что у них получилось во время работы, а что нет.

(во время «Горячего стула» звучит музыка)

 

X. Заполнение карты самооценки. (2 минуты)

Журнал  самооценки

                                                              1      2     3      4

·         Я слушал  других  людей                             

·         Я отвечал  на  идеи  других  людей                       

·         Я помогал  в организации                            

·         Я помогал  другим  в  моей группе                       

·         Я четко  объяснял  мои  идеи                        

 

(учащиеся оценивают себя по критериям)

(Приложение 4)

 

XI. Итог. Домашнее задание (2 минуты)

    - На следующий урок мы поработаем так же в этих группах, поэтому дома группа желтые готовит о вреде табакокурения, группа красные- алкоголь, группа зеленые- о вреде пищи (т.е чипсы, кола и т.д), можно выполнить в сладах, это будет зачетная, итоговая работа.

 Самопознание 9 класс

Тема: Жизнь- бесценный дар.(2 урок)

Цель: расширение  представлений учащихся о ценности здоровья как основы полноценной жизни человека, о гармонии физического и духовного здоровья..

Задачи:

-Раскрыть сущность взаимосвязи полноценной жизни и здоровья человека;

-Развить представления о здоровом образе жизни;

-    Воспитывать ответственность за сохранение и улучшение своего здоровья.

 

Ход урока:

II.Орг. момент . «Круг радости» (3 минуты)

- Здравствуйте. Встаньте все в круг. На прошлом уроке вы разрабатывали комплекс упражнений для укрепления своего здоровья, я предлагаю выполнить несколько упражнений. Итак, желающие провести зарядку, прошу. (Один или несколько учащихся показывают несколько элементов, если учащиеся не желают делать показ, то предлагаю провести разминку тренинг, Приложение 3 )

 

II. Постановка цели. (1 минуты)

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем вести беседу о здоровом образе жизни.

- На прошлом уроке каждая группа получила домашнее задание, вы должны были приготовить презентации по темам: вред «Алкоголя», «Табака», «Чипсы, Кока-кола». Слово предоставляется вам.

 

III. Защита презентаций. Проверка домашней работы. (15 минут)

(учащиеся проводят защиту своих проектов)

IV. Работа по тексту. (7 минут)

- Сейчас вашему вниманию я предлагаю прочитать отрывок из книги Д.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», где академик размышляет о границах жизни человека. Обратите внимание на выделенные строки. (Приложение 1)

 

Самая большая ценность- жизнь.

Дмитрий Лихачев.

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“.

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

 

V. Беседа, анализ  (2  минуты)

- Что Д.Лихачев считает основой жизни человека?

- Как вы понимаете смысл утверждения «жизнь бесконечно глубока»?

VI. Просмотр ролика, анализ (5  минут)

- Сейчас я хочу чтобы вы немного расслабились, сели поудобнее и посмотрели небольшой видеосюжет.

(Приложение 2)

- Просмотрев ролик, из 13 фраз каждый из вас я думаю, выбрал для себя хотя бы одну значимую для вас.

- Как вы думаете любовь в жизни человека, является ценностью или нет?

- Почему вы так думаете?

VII. Творческая работа (7 минут)

- Ребята, сейчас я каждой группе предлагаю разработать свой эликсир.

- «Эликсир жизни и здоровья »

- «Эликсир молодости»

- «Эликсир любви и счастья»

- Вы его можете сделать, как в качестве рецепта, т.е описать, так и нарисовать на флепчарте.

(учащиеся работают по разработке элексира, а затем каждая группа выступает со своим проектом)

 

VIII.  Рефлексия. Итог (5 минуты)

- Наш урок подходит к концу, сегодня вам пришлось поработать больше чем на остальных уроках, так как этот урок итоговый, и я вам должна поставить зачет. Давайте проведем небольшой анализ по каждой группе, в каждой группе имелся свой лидер, я хотела бы заслушать его. Жанеля  начнем с вашей группы, проведи небольшой анализ о каждом в своей команде, кто как работал на протяжении не только этого урока, а нескольких.

(каждая группа делает анализ по каждому ученику)

- Из моего наблюдения я могу сделать вывод, что групповая работа пошла вам на пользу, я услышала даже тех кого могла не услышать в течение нескольких месяцев. Поэтому вы заслуживаете все зачет. У каждого на столе лежит листочек со смайликом, вы заканчиваете учебный год, и я могу уже больше вас не увидеть, а так же вы будете редко общаться друг с другом, мне хотелось бы что бы вы написали друг другу, а так же мне пожелания.

Автор Ахметова Ирина Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2044
Номер материала 47529
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓