Главная / Начальные классы / Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)

Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)

Документы в архиве:

95.43 КБ 202.jpg
40.5 КБ Thumbs.db
42.08 КБ ber1.jpg
42.16 КБ ber13.jpg
31.31 КБ ber4.jpg
64.13 КБ der29.jpg
49.75 КБ kuk3.jpg
63.93 КБ kuk5.jpg
61.65 КБ mor16.jpg
48 КБ ОРТ Урок Что такое почва.doc
1.51 МБ Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
3.16 МБ Фильм.wmv
239 КБ тест почва.ppt

Название документа ОРТ Урок Что такое почва.doc

Урок окружающего мира

Тема «Что такое почва» (3 часа)

3 класс

Учитель Орт Г. М.



Тема: Что такое почва.

Цель урока: 1. Создание условий для экспериментальной работы по

углублению представлений учащихся о почве как верхнем

плодородном слое земли.

2. Выявление основных свойств почвы.

3. Развитие мышления, наблюдательности, любознательности

учащихся.

Оборудование: 1. Презентация.

2. Прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки.

3. Спиртовка, штатив, лабораторное стекло.

4. Коллекция почв.

5. Мультимедийное оборудование.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (Подготовка сообщений по вопросам):

Что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении?

Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?

Какую роль в разрушении камней играет вода?

Какую роль в разрушении камней играет ветер?

Почему растения могут ускорить разрушение камней?

Во что превращаются камни?

  1. Постановка проблемы. Отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.

(Земля).

- Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Фильм из презентации).

- Что же это за чудесная кладовая? (Ответы детей).

- Правильно, земля. Но более точное значение этого слова вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайды 3 – 7).

III. Работа над понятием «почва»

- Что же это за чудесная кладовая и почему её так назвали? (Ответы детей)

- У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний слой земли. (слайд 8)

Сегодня объектом нашего изучения будет почва. А что будет предметом изучения? Что нам важно узнать о почве? (слайд 9)

  1. Изучение состава почвы. (слайд 10)

Работа в группах.

Опыт № 1. Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают остатки листьев, иголок, мусор. На дне стакана – осадок).

- Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? Сделайте вывод.

В почве есть песок и глина. (Слова появляются на экране).

Опыт № 2. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха).

- Какой вывод можем сделать?

В почве есть воздух.

Опыт № 3. Возьмите столовую салфетку и насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

_ Что вы увидели на бумаге?

(На бумаге осталось влажное пятно).

А сейчас нагреем немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что вы на нём увидели?

(На стекле появились капельки воды)

- Какой вывод делаем?

В почве есть вода.

Опыт № 4. Продолжим нагревать почву. Что вы почувствовали и увидели?

(Над почвой появился дым. В классе распространяется запах сгоревшего).

В почве есть перегной. (Перегной образуется из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя).

Опыт № 5. Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода… испарилась. Что осталось на стекле?

(На стекле остался белый налёт).

- Что это, как вы думаете? (Ответы детей).

- Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною. Какой вывод делаем?

В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде.

Итак, подведём итог. Каков состав почвы? (слайд 10)

  1. Что растения получают из почвы?

Работа по учебнику, с. 39. Дети самостоятельно читают текст, заполняют схему в рабочей тетради.

Затем идёт обсуждение прочитанного.

- Почему почву называют «чудесной кладовой»?

- Что растения получают из почвы? (слайд 11)

3. Образование и разрушение почв.

- Замечательный русский учёный В. В. Докучаев говорил: «…почва дороже золота».

Почему он так говорил о почве? (Идёт дискуссия).

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл. (слайд 12)

- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы. (Дети записывают слово в словарик).

- Чего ещё «боится» почва? (ответы детей)

1. Дети читают текст учебника, стр. 39 – 40.

4. Охрана почв

- Как же нужно охранять почву? Составляется список мер по охране почв. (слайд 13)

1. Чтение текста в хрестоматии, стр.

2. Работа в группах. Подготовьте, используя хрестоматию, сообщение о мерах охраны почвы:

1 группа – снегозадержание

2 группа – полезащитные полосы

3 группа – посев многолетних трав

4 группа – вспашка поперёк склонов

IV. Итог урока.

- Что самое главное вы теперь знаете о почве? (ответы детей).

В ходе дискуссии делаются выводы:

  • Почва – это верхний плодородный слой земли.

  • Главная часть почвы – это перегной.

  • Почва образуется очень медленно. Её необходимо охранять от разрушения.

Домашнее задание:

  1. В РТ нарисовать плакат «Береги почву!»

  2. Прочитать статью «Рассказ агронома», стр. 41 – 42 (Федотова О. Н., Г. В. Трафимова. Наш мир, часть 2, 3 класс).

На итоговом уроке проводится проверочная работа в виде теста. (Презентация «Тестовая работа по теме «Что такое почва»)



Список использованной литературы:

  1. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. Москва «ВАКО», 2005.

  2. Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 класс. Волгоград, 2002.















7



Название документа Презентация Microsoft PowerPoint.ppt

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА. Орт Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей ...
Вещество, которое получается от разрушения камней П Е С О К 		1.				 	2.					...
Часть растения, которая находится в земле К О Р Е Н Ь 		1.П	Е	С	О	К 	2. 					...
Из неё появляется лист или цветок П О Ч К А 		1.П	Е	С	О	К 	2.К	О	Р	Е	Н	Ь 3.		...
Это ВЕЩЕСТВО необходимо для каждого растения В О Д А 		1.П	Е	С	О	К 	2.К	О	Р	Е...
Животное, которое имеет 8 ног П А У К 		1.П	Е	С	О	К 	2.К	О	Р	Е	Н	Ь 3.П	О	Ч	К	...
Состав почвы Свойства почвы Связь растений, Животных и почвы Образование и Р...
СОСТАВ ПОЧВЫ ПЕСОК ГЛИНА ВОЗДУХ ВОДА ПЕРЕГНОЙ МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
кислород перегной соли вода Растворённые в Воде соли
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ• ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬКА ЧЁРНАЯ,...
ОХРАНА ПОЧВ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ ПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ПОЛОСЫ ПОСЕВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ВСПАШК...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА. Орт Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей «Си
Описание слайда:

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА. Орт Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей «Синтон г. Чайковский, 2013 г.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Вещество, которое получается от разрушения камней П Е С О К 		1.				 	2.					 3.
Описание слайда:

Вещество, которое получается от разрушения камней П Е С О К 1. 2. 3. 4. 5.

№ слайда 4 Часть растения, которая находится в земле К О Р Е Н Ь 		1.П	Е	С	О	К 	2. 					 3.
Описание слайда:

Часть растения, которая находится в земле К О Р Е Н Ь 1.П Е С О К 2. 3. 4. 5.

№ слайда 5 Из неё появляется лист или цветок П О Ч К А 		1.П	Е	С	О	К 	2.К	О	Р	Е	Н	Ь 3.
Описание слайда:

Из неё появляется лист или цветок П О Ч К А 1.П Е С О К 2.К О Р Е Н Ь 3. 4. 5.

№ слайда 6 Это ВЕЩЕСТВО необходимо для каждого растения В О Д А 		1.П	Е	С	О	К 	2.К	О	Р	Е	Н
Описание слайда:

Это ВЕЩЕСТВО необходимо для каждого растения В О Д А 1.П Е С О К 2.К О Р Е Н Ь 3.П О Ч К А 4. 5.

№ слайда 7 Животное, которое имеет 8 ног П А У К 		1.П	Е	С	О	К 	2.К	О	Р	Е	Н	Ь 3.П	О	Ч	К	А
Описание слайда:

Животное, которое имеет 8 ног П А У К 1.П Е С О К 2.К О Р Е Н Ь 3.П О Ч К А 4.В О Д А 5.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Состав почвы Свойства почвы Связь растений, Животных и почвы Образование и Разр
Описание слайда:

Состав почвы Свойства почвы Связь растений, Животных и почвы Образование и Разрушение почвы Охрана почв

№ слайда 10 СОСТАВ ПОЧВЫ ПЕСОК ГЛИНА ВОЗДУХ ВОДА ПЕРЕГНОЙ МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
Описание слайда:

СОСТАВ ПОЧВЫ ПЕСОК ГЛИНА ВОЗДУХ ВОДА ПЕРЕГНОЙ МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

№ слайда 11 кислород перегной соли вода Растворённые в Воде соли
Описание слайда:

кислород перегной соли вода Растворённые в Воде соли

№ слайда 12 ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ• ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬКА ЧЁРНАЯ, А
Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ• ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬКА ЧЁРНАЯ, А ХЛЕБЕЦ БЕЛЫЙ РОДИТ ? КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСЛОВИЦУ? ? КАК «ЗЕМЕЛЬКА» НАЗЫВАЕТСЯ ПО-НАУЧНОМУ? КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО И ЗЕМЛЯ ЛЕЛЕЕТ. ? ЧТО РАСТЕНИЯ ПОЛУЧАЮТ ИЗ ПОЧВЫ?

№ слайда 13 ОХРАНА ПОЧВ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ ПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ПОЛОСЫ ПОСЕВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ВСПАШКА П
Описание слайда:

ОХРАНА ПОЧВ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ ПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ПОЛОСЫ ПОСЕВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ВСПАШКА ПОПЕРЁК СКЛОНОВ

Название документа тест почва.ppt

Орт Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей «Синтон г. Чайков...
В скалах и камнях образуются трещины по причине А) нагревания скал, камней в ...
Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал? А) животные Б) гр...
Что образуется при разрушении скал, камней? А) песок и глина Б) мрамор и гра...
К какой природе можно отнести почву? А) к живой природе Б) к неживой природе...
Из чего состоит почва? А) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а ...
Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину Б) воздух, воду, со...
Что влияет на плодородие почвы? А) наличие в почве перегноя Б) наличие в поч...
Какие живые существа обитают в почве? А) муравьи, мухи, тараканы Б) бабочки, ...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Орт Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей «Синтон г. Чайковски
Описание слайда:

Орт Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ лицей «Синтон г. Чайковский, 2013 г.

№ слайда 2 В скалах и камнях образуются трещины по причине А) нагревания скал, камней в тёп
Описание слайда:

В скалах и камнях образуются трещины по причине А) нагревания скал, камней в тёплые солнечные дни Б) остывания скал, камней по ночам В) неравномерного расширения и сжатия скал, камней

№ слайда 3 Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал? А) животные Б) грибы
Описание слайда:

Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал? А) животные Б) грибы и микробы В) растения

№ слайда 4 Что образуется при разрушении скал, камней? А) песок и глина Б) мрамор и гранит
Описание слайда:

Что образуется при разрушении скал, камней? А) песок и глина Б) мрамор и гранит В) вода и газ

№ слайда 5 К какой природе можно отнести почву? А) к живой природе Б) к неживой природе В)
Описание слайда:

К какой природе можно отнести почву? А) к живой природе Б) к неживой природе В) неживая и живая природа в почве соединяются

№ слайда 6 Из чего состоит почва? А) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так
Описание слайда:

Из чего состоит почва? А) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей В) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

№ слайда 7 Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину Б) воздух, воду, соли
Описание слайда:

Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину Б) воздух, воду, соли В) остатки растений и животных

№ слайда 8 Что влияет на плодородие почвы? А) наличие в почве перегноя Б) наличие в почве
Описание слайда:

Что влияет на плодородие почвы? А) наличие в почве перегноя Б) наличие в почве воды В) наличие в почве песка и глины

№ слайда 9 Какие живые существа обитают в почве? А) муравьи, мухи, тараканы Б) бабочки, жук
Описание слайда:

Какие живые существа обитают в почве? А) муравьи, мухи, тараканы Б) бабочки, жуки, мыши В) дождевые черви, кроты, медведки

Серия уроков на тему "Что такое почва" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

1.    Тема «Что такое почва» в курсе «Окружающий мир»  для учащихся начальной школы – одна из трудных для понимания. Разработанные материалы  содержат    серию уроков по изучению почвы, презентацию, которая служит хорошим наглядным пособием, а также тестовую работу в электронном виде. Данные материалы  систематизируют разделы темы, помогают последовательно формировать    коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия  учащихся: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действий, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, планирование учебного сотрудничества,  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Методическая разработка повышает качество образовательного процесса, способствует мотивации учащихся, развивает      информационно – коммуникационную культуру учащихся. Она представит интерес для  учителей,  сэкономит время педагогов при подготовке к уроку.

 

В методической разработке представлены материалы разных категорий:

  - презентация;

  - фильм;

  - методическая разработка серии уроков;

  - тест

    Использование презентации, последовательность слайдов указана в конспекте урока.

    На итоговом уроке проводится тестовая работа.

 

 

 

 

 

Автор Орт Галина Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 756
Номер материала 33556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓