Главная / Русский язык и литература / Серия уроков по русскому языку "Сложносочинённое предложение", 9 класс.

Серия уроков по русскому языку "Сложносочинённое предложение", 9 класс.

Русский язык, 9 класс

Урок 1

Тема: Общее понятие о сложном предложении.

Цель: систематизация знаний, умений и навыков учащихся о простом предложении и формирование понятия о сложном предложении.

Ход урока



1.Актуализация знаний.

Цель: выявление существующих связей и закономерностей

Данный приём на этапе актуализации позволяет связать информацию, полученную на предыдущих уроках с темой данного урока. Стратегия «Снежный ком».

Синтаксис – это ………

Предложение – это ……

Простое предложение – это ….

Сложное – это ….


Выход на тему и цель урока.



2.Основная часть урока. Следующие этапы урока организованы посредством применения разноуровневых заданий.


Цель: выявление объективной информации, раскрывающей сущность объекта изучения.


2.1.Первичная обработка информации.

Учащиеся работают в группах разноуровневого состава.

На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс) на стр 35-38 (параграфы 8,9) составить схему «Виды сложных предложений». (Одна группа презентует свою работу, другие группы дополняют или корректируют).


2.2. Практическая часть (применение полученной информации)

Учащиеся работают индивидуально. Все задания выполняются учащимися последовательно.

Роль учителя - наблюдать и корректировать. В качестве консультантов можно привлечь учащихся, справившихся с заданиями раньше остальных.


Задание 1

Упражнение 59. Запишите данные предложения в такой последовательности: сначала простые, затем – сложные. Объясните свой выбор графически.

1.Белое облако медленно плывёт на север, задевая за островерхие крыши Кунерсдорфа. 2.Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3. В тот день они были в степи – сено сгребали. 4. Все побежали к шалашу, устроенному под одиноким деревом, и сразу все заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 6. Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови.


Задание 2

Упражнение 62. Выпишите из текста сложные предложения и определите в них средства связи. Объясните свой выбор графически.

Стремление человека проводить свою хозяйственную деятельность с учётом законов природы привело к возникновению науки экологии. В переводе с греческого экология – это наука о доме, о непосредственном окружении человека, которое представляет живая и неживая природа. Экология изучает природу как взаимодействие всего живого с неживым, она исследует отношения растений и животных, их видов между собой и с окружающей средой. Задача экологии – помочь человеку сохранить биологическое равновесие а природе, создаваемое связями живой и неживой природы.


Задание 3

Выпишите из текста сложные союзные предложения. Объясните свой выбор графически. Преобразуйте их в бессоюзные.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, а она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверхностью возле плотины вправо. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба. На ней висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)


Задание 4

Распределите данные предложения на категории по их видам и структуре, используя всю известную информацию о предложении. (Данное задание предусматривает знания учащихся о простых односоставных и двусоставных предложениях, простых осложнённых и сложных союзных и бессоюзных)


1.В маленькой мастерской позади заправочной станции стучали по жести. 2. Он шутил, а я злобствовал. 3. От холода ныло плечо, он не мог уснуть. 4. Сегодня с утра мы начали жать рожь. 5. Пахло старым пивом и долгой зимой. 6. Даша раздумывала, что бы ей ещё сказать Кате доброго. 7. Смех, говор и приплясывание. 8. Один из спящих стрелков проснулся, удивлённо посмотрел на нас обоих, пробормотал что-то про себя и заснул.


3. Рефлексия.

Оценка рациональности полученной информации в формировании научной картины мира (оценка достоверности на основе эмпирического восприятия).


Прочитайте и сравните 2 текста и сделайте вывод о значимости сложных предложений в нашей речи.

Учащиеся работают в группах с разноуровневым составом. Выводы представляет одна группа, другие – дополняют.


1. В наше время добрая половина людей живет в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остается, потому что общение с ней необходимо. Человек старательно создает ниточки, которые связывали бы его с живой природой. Если выпадает свободный день, горожанин торопится уехать за город, чтобы подышать свежим воздухом, насмотреться на свежую зеленую траву, искупаться в речке.


2. В наше время добрая половина людей живет в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остается. Общение с ней необходимо. Человек старательно создает ниточки. Они связывают его с живой природой. Выпадает свободный день. Горожанин торопится уехать за город. Дышит свежим воздухом, смотрит на свежую зеленую траву, купается в речке.

4. Самопроверка по листу успешности или самооценки (критерии и дескрипторы). Ключ.


Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А


1

Даёт определение понятию «СП»

1

Знает виды СП и средства связи в них.

В


1

Различает простые и сложные предложения, объясняя свой выбор.

1

Определяет виды СП и средства связи в них.

С


1

Сравнивает предложения на основе их структуры и связи частей предложения, делает выводы

1

Анализирует и интерпретирует полученную информацию



Урок 2

Тема: Сложносочинённые предложения


Цель: способствование формированию у учащихся навыков самостоятельного обучения, саморегулируемого процесса обучения.


Ход урока


1.Актуализация знаний.

Выделение объективной информации, раскрывающей сущность объекта изучения.


Сравните предложения. Определите, какое из них является сложносочинённым, докажите свой выбор на основе полученных на предыдущем уроке знаний о видах сложных предложений. (работа в паре)


Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало солнце.

Большими шагами я направился к дому, где жила Ася.


Выход на тему и цель урока.


2.Основная часть урока.

Задания данного этапа урока направлены установление отношений между частями одного целого, на их объединение и детальное понимание.

Учащиеся выполняют задания в группах. Результат работы представляет одна группа, другие корректируют.


Цель: интерпретация полученной информации. Выявления определённых связей и закономерностей.


Задание 1. Данное задание предполагает как практическую, так и теоретическую части урока.


Классифицируйте союзы в данных предложениях в зависимости от их значения.


Виды сочинительных союзов

Значения сочинительных союзов

Сочинительные союзы

Соединительные

Временные (одновременность, последовательность), причинно-следственные


Разделительные

Чередования или взаимоисключения



Противительные

Сопоставительные и противительные



1.На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.  

2.За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт.  
3.Будет солнце или буря  мы с тобою навсегда.    

4.Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.  

5.Надежда  мой компас земной, а удача  награда за смелость.  

6.То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей.  

7.Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды.  
8.Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.  

9.Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески.

10.Корень учения горек, зато плоды его сладки.

11.Поле с рожью горит огнём да речка блестит на солнце.

12.Товарищи относились к нему осторожно, солдаты же любили воистину.

13.Мы с сестрой плакали, мать также (тоже) плакала.

14.Сказка ложь, да в ней намёк.

15.Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

16.Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

17.Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое.

18.Не хотелось мне здесь останавливаться, только делать было нечего.

19.Цвела черёмуха, однако было холодно.


Задание 2

Дайте развёрнутое определение сложносочинённого предложения как синтаксической единицы.


3. Рефлексия.

Учащиеся выполняют задание индивидуально, после чего проводится фронтальная беседа или дискуссия.


Произведите стилистический эксперимент – сложносочиненные предложения в данном тексте переделайте в простые. Что изменилось в звучании, в интонации текста в таком случае?


Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те…асой и в..н..цианскими стеклами.

В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бе..конечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома…

Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..слась голова когда ему сказали что умер Чехов…

(По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”)

Модельный ответ:

Сложносочиненные предложения в речи:

художественное описание - связь между картинами, фактами, чувствами;

повествование - плавность, музыкальность речи

Простое предложение - подчеркивание отдельных деталей описания


5. Оценивание своей работы на уроке по дескрипторам.


Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А


1

Определяет строение «ССП»

1

Формулирует определения видов ССП.

В


1

Определяет вид ССП, доказывая свой выбор

1

Осуществляет синонимическую замену ССП другим видом предложения

С


1

Корректирует готовые тексты по заданной установке

1

Оценивает роль сложных предложений в тексте


Урок 3


Русский язык, 9 класс

Тема: Знаки препинания в ССП


Цель: обеспечение практической готовностью в использовании ССП в речи и на письме.


Ход урока

1.Актуализация знаний. (Работа в паре)

Цель: выделение объективной информации, раскрывающей сущность объекта изучения.


2.1.Подготовьте сообщение согласно данной понятийной цепочки: Предложение – сложное предложение – средства связи – виды- ССП - ?

2.2. Как связаны между собой разделы русского языка «Синтаксис» и «Пунктуация» ?


Выход на тему и цель урока.


2.Основная часть урока

Цель: интерпретация полученной информации. Выявления определённых связей и закономерностей


Задание 1. Данное задание направлено на понимание отдельных частей с учётом целого и включает в себя как практическую, так и теоретическую части урока. Учащиеся выполняют его индивидуально, затем проводят взаимопроверку в группах.


Рассмотрите данные примеры предложений и определите условия, при которых запятая перед союзом в ССП не ставится.


 Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях, если:


простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют .


Вскоре после восхода набежала туча и брызнул 

короткий дождь. 

простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют … .

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла. 


в состав сложносочинённого предложения входят … .

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам ?


в состав сложносочинённого предложения входят … и … .

Подпустить врага и огонь дать по команде! 


Как он смешон и как глупы его выходки !


в состав сложносочинённого предложения входят … и … .

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад .


Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя … … перед союзом и ставится:

Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море )


в состав сложносочинённого предложения входят …

Мороз и солнце... 



3.4. Рефлексия.

Объясните наличие или отсутствие знака препинания между частями сложных предложений в данном тексте.


1. В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы. 2. Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах. 3. К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки . 5. Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн, подняв в небеса. 6. Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! 7. С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 8. Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? 9. Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад.


5. Оценивание своей работы на уроке.



Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А


1

Описывает структуру каждого вида ССП

1

Знает условия постановки ЗП в ССП

В


1

Строит схему ССП

1

Расставляет знаки препинания в ССП

С


1

Корректирует готовые тексты в собственной интерпретации

1

Корректирует собственный текст на различных уровнях



Общие критерии и дескрипторы по трём урокам


Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А


1

Даёт определение понятию «СП»

1

Знает виды СП и средства связи в них.

1

Определяет строение «ССП»

1

Формулирует определения видов ССП.

1

Описывает структуру каждого вида ССП

1

Знает условия постановки ЗП в ССП

В


1

Различает простые и сложные предложения, объясняя свой выбор.

1

Определяет виды СП и средства связи в них.

1

Определяет вид ССП, доказывая свой выбор

1

Осуществляет синонимическую замену ССП другим видом предложения

1

Строит схему ССП

1

Расставляет знаки препинания в ССП

С


1

Сравнивает предложения на основе их структуры и связи частей предложения, делает выводы

1

Анализирует и интерпретирует полученную информацию

1

Корректирует готовые тексты по заданной установке

1

Оценивает роль сложных предложений в тексте

1

Корректирует готовые тексты в собственной интерпретации

1

Корректирует собственный текст на различных уровнях



Серия уроков по русскому языку "Сложносочинённое предложение", 9 класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная серия включает в себя 3 урока по теме "Сложносочинённые предложения". Работа учащихся направлена на формирование таких общеучебных навыков, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.. Первый урок включает в себя разноуровневые задания, согласно таксономии Блюма, второй - задания на развитие умений классифицировать по нескольким признакам, третий урок предполагает переход от анализа к синтезу. Ко всем урокам разработаны дескрипторы по уровням, согласно которым учащиеся проводят оценивание своей деятельности на каждом уроке.

Автор Остапенко Наталья Сергеевна
Дата добавления 24.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1807
Номер материала MA-062617
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓