Главная / Классному руководителю / СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ.

СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ.

Реализация концепции «Наша новая школа»: научно-методическое обеспечение, опыт и перспективы.


СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ.

Легович Маргарита Владимировна

Аспирант кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г.Москва

МБОУ Нижнесортымская СОШ методист по науке с.п.Нижнесортымский Сургутский район РФ


В статье представлена система работы классного руководителя по организации педагогического взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.


Под воспитанием мы понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое социально подготовленными людьми, воздействие на личность ребенка с целью ее развития. Воспитание детей будет более успешным, если сотрудничество семьи и школы станет специально организованным (педагогическим) процессом.

В настоящее время отмечается отсутствие доверительных отношений, сотрудничества, партнерства между родителями и учителями, отчужденность учащихся от своих учителей, уклонение родителей от своих воспитательных функций. Закономерно возникает вопрос об интеграции усилий школы и семьи, об активизации совместной деятельности в процессе воспитания школьников, о качестве взаимодействия двух важнейших институтов воспитания и социализации ребенка.

Работа с родителями, как правило, ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей через организацию лектория и привлечение родителей (родительский комитет) к участию в делах школы и класса для повышения уровня учебно-воспитательной работы со всем классом.

В последнее десятилетие в российской системе образования усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогическое сопровождение.(личностно- ориентированный подход) Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура, призванные обеспечить высокое качество российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, т.е. количественной характеристике, но также связывается с понятием «качество жизни», которое напрямую зависит от степени налаженности отношений в парадигме «семья-ребёнок-школа».[2,с.76]

Необходимость включения родителей в программу воспитания детей всегда осознавалась философами и педагогами (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.). Несмотря на утрату существенных ценностных ориентиров, сегодня ведущая роль в становлении будущей личности по-прежнему принадлежит институту семьи.

В современной научной литературе повышение педагогической культуры родителей определяется как деятельность, необходимым результатом которой является формирование так называемой «родительской позиции» (термин А. Адлера), представляющей собой «совокупность взглядов и убеждений родителей относительно цели, задач и средств воспитания детей, а также осознание ими своей роли в становлении личности ребёнка».

Таким образом, повышение педагогической культуры родителей в аспекте рассматриваемой проблемы сводится к их систематическому и системному обучению, организуемому образовательным учреждением. Результатом такого обучения является осознание важности своей роли в процессе воспитания ребёнка, изменение условий данной деятельности в сторону качественных изменений.

На практике это условие реализуется в построении личностно-ориентированного подхода взаимодействия школы и семьи, то есть таком конструировании педагогических мер и процедур по отношению к семье учащегося со стороны учителя, которое давало бы учебному и воспитательному процессу максимальное качество обучения и положительные изменения в личностной сфере ребёнка. Системный и личностно- ориентированный подход к решению данной проблемы открывает новые возможности для комплексного решения образовательных и воспитательных задач. Обеспечивая благоприятные условия для гармоничного развития личности учащегося, максимально нивелируя негативные факторы, влияющие на неустойчивую психику ребёнка (конфликты в семье, негативное воздействие социума и т.д.), оптимально используя при этом воспитательные ресурсы образовательного учреждения.[5,c.108]

Вышесказанное из необходимости построения эффективной педагогической технологии взаимодействия школы и родителей учащихся очерчивает круг проблем, связанных с её решением, а именно поиском результативных форм и методов, которые позволят педагогу (в первую очередь классному руководителю) грамотно выстроить систему мероприятий по вовлечению семьи в учебно-воспитательный процесс.

Во-первых, это системность как ведущий принцип, проходящий через всю работу педагога с семьёй. Несмотря на достаточную разработанность категории, система в современной отечественной философской науке (труды И.В. Блауберга, В.П. Кузьмина, В.Н. Садовского, В.П.Симонова, Э.Г. Юдина), системный подход при решении проблемы взаимодействия школы и семьи повсеместно не применялся. Но только в системе, а именно в единстве всех составляющих его компонентов, может быть осуществлён грамотный анализ взаимодействия школы и семьи как важнейших структурных компонентов педагогической системы, и предложены оптимальные пути влияния на познавательную и личностную сферу детей как результат этого взаимодействия. Работа педагога с семьёй специально организуется и ведётся по всем направлениям воспитательной деятельности по определённому графику, согласованному с педагогическим коллективом, учениками, родителями. Также со стороны руководителей взаимодействием необходимо обеспечение организованности и управляемости всего технологического процесса.[2.c 78]

Система мероприятий по взаимодействию школы и семьи включает три основных направления оценки - это:

качество потенциала взаимодействия, эффективность процесса взаимодействия, предполагающие готовность всех участников к конструктивному сотрудничеству (личностно-профессиональную готовность педагогов к работе с семьёй, заинтересованность и мотивированность родителей, совершенствование системы управления школой);

качество результата взаимодействия, т.е. характер изменений личностной сферы ребёнка как субъекта педагогического процесса, повышение педагогической культуры родителей учащихся;

профессиональной компетентности педагогов.

Во-вторых, личностно-ориентированная парадигма современного образовательного процесса диктует индивидуальный подход к каждому его участнику. Педагог выбирает индивидуальную тактику общения с каждым ребёнком, родителем. Только таким образом в школе будут созданы благоприятные условия для учащихся и семьи.

Третьим важнейшим принципом организации технологического процесса является прогностичность - составление прогноза развития ребёнка, с учетом участия его родителей. И в результате этот прогноз может осуществиться, и тогда технология будет признана эффективной, или не осуществиться, в этом случае необходим подробный педагогический анализ недостатков данной технологии с целью их избежания в будущем.

Принцип координации применительно к технологии взаимодействия школы и семьи предполагает чёткое определение границ и рамок, в области которых строится технология, а также условий, регулирующих эту деятельность (действия руководства образовательною учреждения по поддержке педагога-организатора, поощрение детей, вовлечение родителей и т.д.).

Любая технология строится как алгоритм, представляющий собой совокупность действий, последовательно выполняя которые, исполнитель добивается намеченного результата.

Принцип иерархичности - технологический процесс при анализе может быть разложим на составляющие его уровни, адекватные организационным уровням социально-педагогической деятельности. Каждый из уровней решает микрозадачи в рамках сверхзадачи всей технологии. Применительно к технологии взаимодействия школы и семьи сверхзадачей продуктивного взаимодействия является качественное изменение в сознании ребёнка, достигаемое количественными мерами, объединяющими усилия школы и семьи. Микро задачи каждого из уровней технологии взаимодействия школы и семьи достигаются за счёт:

  1. Анализа противоречий, возникающих между теоретической и практической составляющими процесса взаимодействия школы и семьи.

  2. Выделения педагогических условий, обеспечивающих готовность обеих сторон взаимодействия к процессу.

  3. Обоснование значимости системного характера организации взаимодействия школы и семьи, с учётом построения системы управления качеством этого процесса.

  4. Разработки комплекса форм и методов сотрудничества институтов семьи и школы, который в конечном итоге, приведёт к разрешению имеющихся противоречий.

И, наконец, последний, не менее важный принцип построения технологии - взаимодоверие и взаимоуважение всех субъектов взаимодействия. На этом основывается успешность любой совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и педагогов должны носить не характер поучений или морали, а находиться под знаком совместного поиска оптимальных решений поставленной проблемы.

Все эти принципы поэтапно реализуются при системном подходе к конструированию взаимодействия семьи и школы. Подобный подход позволяет на практике выделить в данном процессе структурно-содержательные уровни, а также подуровни, составляющие систему интегрального образовательного процесса, и для каждого этапа определить условия и факторы, влияющие на их реализацию.[3,c.84]

Эффективное построение технологии основывается на триаде её составляющих структурных блоков, выделенных современными исследователями. Как нам кажется, работу педагогов следует строить на реализации трех блоков.

I.Информативный блок - носит характер педагогического просвещения родителей, формирование у них основ педагогического мышления, реализуемое посредством специально организуемых систематических мероприятий, цель которых - объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию детей. Данный синтез родительских и педагогических сил даёт качественный результат, когда идёт по трём основным направлениям:

    1. Работа с семьёй ученика

    2. Работа с самим учащимся

    3. Работа с педагогическим коллективом

Внутри каждого направления логично выделить наиболее рациональные формы и методы, позволяющие гармонично включить семью в учебно-воспитательную деятельность школы.

II. Аналитический блок технологии взаимодействия школы и семьи в рамках работы педагогического коллектива с детьми выступает связующим звеном между теоретическими знаниями, полученными в процессе педагогического просвещения семьи учащихся и коллектива учителей, и непосредственно процессом включения семьи в учебно-воспитательный процесс. Приступая ко второму этапу данной технологии, необходимо иметь данные о личностном состоянии ребёнка для их подробного психолого-педагогического анализа. Аналитический этап позволяет провести диагностическую работу об уровне сформированности навыков межличностной коммуникации и других особенностей семьи и школы, обеспечивающих их эффективное взаимодействие. Наиболее важными для получения диагностических данных периодами считаются так называемые «кризисные» периоды обучения. В среднем звене это пятый класс, куда дети приходят после трёх- четырёх лет начальной школы. Неизбежно возникают проблемы адаптации учащегося к новой системе работы, которые возможно решить только совместными усилиями.

III. Третьим блоком технологии взаимодействия школы и семьи является инструментальный блок, получивший своё название по формируемым в ходе его организации чертам и личности - психологи называют их инструментальными (Коломинский Я.Л., Кон И.С., Люблинская А.А.). Реализация основных функций этого блока осуществляется за счёт привлечения к процессу взаимодействия воспитательных и формирующих резервов учебно-воспитательного процесса. Это со своей стороны позволит сделать семью полноправным участником педагогического процесса с учётом сё воспитательных традиций, личностных особенностей каждого из членов семьи. Помощь в создании ребёнку комфортных условий для обучения на данном этапе технологии заключается в правильно сформулированной родительской позиции: если в кризисный период родители направляют все свои силы на поддержку и помощь ребёнку, тем самым они обеспечивают условия для оптимальной его адаптации в дальнейшем обучении, воспитании и развитии. [1,c.56]

Чтобы воспитать у выпускника развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, само развитие и самосовершенствование –залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель совместно с родителями могут и должны учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации. За период работы педагог может выпустить не более 5 выпусков (это старшее звено 5-11) и 8 выпусков(1-4классов) За время моей работы 4 выпускных класса как классного руководителя. Вот уже второй выпуск (а в этом году они в 11 классе ) мы начинаю работать заранее т.е со 2 класса как с подшефным классом при этом помогает более раньше узнать детей и родителей ,а в тоже время у учащихся шефского класса формируются организаторские, заботу о младших и другие качества.

И родители приводя ребенка в 5 класс будут спокойны –зная при этом кто будет классным руководителем и вести математику. В пятом классе мы начинаем планирования с того каким хотят видеть родители своего ребенка в 11 классе исходя из желания родителей и детей мы совместно составляем перспективное развитее на 7 лет, за тем разбивая на блоки 5-6 класс( по возрастным особенностям)7-8 классы, 9-10классы, и 11 класс.

Конкретно ,что мы хотим видеть в детях, какие качества на данный период должны быть выработаны за период 5-6 класс и конечно учитывая что нам рекомендует школа ,район государство. Это делает не отдельная группа детей и не спускается свыше, и не рекомендуется родительским комитетом, а это класс разбивается на группы (которые состоят из родителей и детей) и создаются проекты плана работы и происходит защита данных проектов. Родители и дети с удовольствием принимают участие, планируя при этом совместное проведение мероприятий. При таком планирование родители не самоустраняются и не обсуждают школу и не становятся наблюдателями ,а являются активным участником ,и болеют не только за своего личного ребенка, а за коллектив в целом и за школу в общем. Рассматривая таким образом планирование происходит саморазвитие самих родителей , накопление и обмен опытом. Дети в 5-6 классах очень хотят общаться с родителями, но в данный период родители считают, что ребенок вырос и стал самостоятельный и самоустраняются от какой-то совместной деятельности, забывая о том, что именно сейчас они необходимы для развития дальнейших навыков. А к 7-8 классу после подхода самоустранения начинаются проблемы переходного периода, но когда в 5-6 классах дети проводили много мероприятий и родители активно принимали участие в творчестве класса, школы. Автоматически родители остаются с детьми они больше им доверяют, советуются и видят в них соратника, не стесняются своих родителей. [4,c.41]

В 9-10класс помогают подготовится к экзаменам и переходят на новый виток взаимоотношений родители воспринимаю уже детей как взрослых и равных при этом обучая своих повзрослевших детей.

11 класс- это итоговый класс где подводятся итоги ,где видна должна быть самостоятельность желание самосовершенствоваться и мы видим плоды своего нашего труда.

Сами разработки мероприятий можно рассмотреть на сайте «1сентября», в настоящее время очень много литературы, где можно найти любой материал, в школах работают психологи, которые всегда приходят на помощь.

Какие яркие мероприятия можно вспомнит, которые были организованы совместно с родителями. С последним выпуском были организованы и проведены.

  • Создан хор родителей и детей « Вдохновенье» мы выступали на мероприятиях школьных поселковых и районных(5-6-7класс) СПЕКТР

  • Создана вокальная группа «Ассорти»(8-11 класс)

  • Диспут « Дети глазами родителей родители глазами детей»

  • КВН между родителями и детьми (затем была создана команда КВН KREZZI-klas)

  • Организован праздничный вечер «И в шутку и всерьез»

  • Осуждения прочитанных книг «Дети капитана Гранта», «Фобас»

  • Участвовали в конкурсе самая читающая семья поселка

  • Проводили забытую военно-спортивную игру «Зарница»

  • Туристические походы «Изучаем свой край»

  • Создаем своими руками «Мы таланты»

  • Сотрудничество с социальным центром «Акция Милосердия»

  • Встреча с местными поэтами и писателями Разетдинов Р.Г, СоловейчикА.С. (главный редактор местной газеты «Вестник») и др.

  • Систематически проводили акцию «Посылка солдату»

  • Принимаем активное участие в научно исследовательской работе ,где организованы группы детей по подготовленности ,где старшие помогают младшим ,прослушивают, редактируют, помогают в оформлении. Затем ребята выступают перед своими родителями, которых считают истинными критиками, родители зададут самые каверзные вопросы и в тоже время дадут самый нужный совет и помогут в дальнейшем. После такой рецензии и помощи ребята с удовольствием и без боязни выступают на районных и окружных, всероссийских конференциях, где занимают поощрительные и призовые места.

  • Про конкурсы можно сказать отдельно:

-Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

- Всероссийский конкурс «ЮНОСТЬ.НАУКА.КУЛЬТУРА»

- Районный конкурс «Мой родной край»

- Всероссийский конкурс «Шаг в будущее»

- Всероссийский конкурс «Портфолио»

- Районный конкурс «Самый лучший ученический коллектив»

Можно продолжать до бесконечности перечислять мероприятие, где мы принимаем участие и как их организуем. В чем плюс нашей работы, не все ложится на плечи классного руководителя, а работа распределяется по всему коллективу как ученическому, так и родительскому. Конечно, ты являешься основным куратором событий, но это не сложно. И когда наблюдаешь за полученным результатом, становится приятно и гордо как родителям, так и нам педагогам и не стыдно за свой проделанный труд. Выпускник выходит приспособленный к жизни и старается проводить активный образ, активную позицию. Таким образом, понимание педагогической общественностью значимой роли семьи в процессе воспитания и развития личности ребенка позволяет совершенствовать этот процесс путем содействия в решении воспитательных образовательных проблем, направленного на становление гуманистических взаимоотношений родителей и детей.

Литература:

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия у мысли.- М.: «Просвещение», 2011.-160с.

2.Недвецкая М.Н.Теория и практика организации педагогического взаимодействия семьи и школы.- М.:УЦ Перспектива,2011.-152с.

3.Недвецкая М.Н.Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи.- М.:УЦ Перспектива,2009.-152с.

4. Синягин Ю.В.Ключ от сейфа по имени другой(книга об общении для учителей, родителей, воспитателей, родителей и тех кто к ним не имеет к ним никакого отношения):Ульяновск,1993.-96с.

5.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.- М.:Владос,2001.- 240с

Ключевые слова:

партнерство между родителями и учителями, институт семьи, составления прогноза развития ребёнка, технология взаимодействия школы и семьи, родительская позиция.


FAMILY AND SCHOOL - PARTNERS IN EDUCATION.

M.V.Legovich


In article the system of work of school on the organisation of pedagogical interaction of a family and educational institution is presented.


Keywords:

Partnership between parents and teachers, institute of a family, drawing up of the forecast of development of the child, technology of interaction of school and a family, a parental position


СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ.
  • Классному руководителю
Описание:

Реализация концепции «Наша новая школа»: научно-методическое обеспечение, опыт и перспективы.

 СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЕРЫ В ВОСПИТАНИИ.

В статье представлена система работы классного руководителя по организации педагогического взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.

 

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое  социально подготовленными людьми, воздействие на личность ребенка  с целью ее развития. Воспитание детей будет более успешным, если сотрудничество семьи и школы станет специально организованным (педагогическим) процессом.

Автор Легович Маргарита Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 907
Номер материала 43090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓