Главная / История / семинарское занятие "Россия в 17 веке" 10 класс

семинарское занятие "Россия в 17 веке" 10 класс

Семинарское занятие: Россия в XVII веке. 10 класс.


Цели урока: - повторить и обобщить знания учащихся по истории России XVII века.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2.Развивающие:

- продолжить работу по формированию умений ясно, четко и убедительно излагать свои мысли;

- продолжить работу по формированию умений давать оценку историческим событиям, деятельности исторической личности;

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения искать пути решения задач.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства ответственности за выполнение определенной работы.;

- воспитание умения выслушивать различные точки зрения по определенным вопросам.

Оборудование урока: Интерактивная доска, карта «Россия в XVII веке».

План семинарского занятия:

  1. Этапы истории России в XVII веке: критерии выделения, основные характеристики.

  2. Смутное время, «Бунташный век» в истории XVII века.

  3. Эволюция политической власти России в XVII века.

  4. Важнейшие дискуссионные вопросы истории России XVII века

Основные материалы:

Документы: к параграфам 30-35 (учебник История России с древнейших времен до конца XVII века. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов).

Параграфы V главы учебника.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель говорит, что цель данного семинарского занятия: повторить и обобщить знания по истории России XVII века. XVII век – особое время в истории России, историки по разному характеризуют это время: «Смутное время», «Бунташный век», «Новый период в истории России».

  1. Рассмотрение первого вопроса: Этапы истории России в XVII веке.

В основе периодизации истории России XVII века лежат основные события, которые происходили в то время, повлияли на дальнейшее развитие России.

Выделяют следующие этапы:

  1. Смутное время – 1598-1613гг.

  2. Преодоление последствий Смуты, правление Михаила Федоровича Романова – 1613 – 1645гг.

  3. Путь к абсолютизму – 1645-1680гг.

  4. Начало правления Петра I – конец XVII века.

3. Рассмотрение второго вопроса: Смутное время, «Бунташный век» в истории XVII века.

Вопросы для обсуждения: - Почему Смуту начала XVII века считают гражданской войной?

-Какие признаки гражданской войны проявились в Смуте?

- Почему восстановление хозяйства носило затяжной характер?

- Почему считают, что появление мануфактур является главным новшеством?

- Почему винокурни, соляные варницы, кожевенные предприятия не относятся к мануфактурам?

- Почему XVII век – называют «бунташным» веком?

- Как менялась роль народа в эти периоды российской истории?

4. Рассмотрение третьего вопроса: Эволюция политической власти России в XVII века.

Вопросы для обсуждения:

-Когда и почему появились Земские соборы? Какие вопросы они решали? Назовите наиболее известные Земские соборы? Что свидетельствует об угасании их деятельности во второй половине 17 века?

- Когда возникли первые приказы? Когда сложилась приказная система? Какие функции государственного управления выполняли приказы?

- Какую роль в управлении государством играла Боярская Дума? Какие изменения происходили с Боярской Думой во 2-й половине 17 века?

- В чем была суть конфликта между светской властью и духовной властью? Почему в конечном итоге победила светская власть?

- Рассмотрим оценку движению старообрядцев: «Движение старообрядцев не руководствовалось призывами к прогрессу, а, напротив, цеплялось за старину. Позднее борода и старорусское платье превратилось в символы старообрядчества. Именно со стороны старообрядцев раздавались самые резкие суждения в адрес Петра I и его преобразований».

Какими фактами можно подтвердить или опровергнуть эту оценку?

  1. Рассмотрение четвертого вопроса: Важнейшие дискуссионные вопросы истории России XVII века.

Выделяют следующие дискуссионные вопросы истории России XVII

- о причинах Смутного времени;

- о новом периоде русской истории.

Вопросы для обсуждения: Приводятся высказывания российских историков:

а. «В основе Смуты лежала социальная причина, что сам тяглый строй Московского государства порождал социальную рознь, когда поднялся общественный низ. Смута превратилась в социальную борьбу, в истребление высших классов низшими» (В.О.Ключевский)

б. «Смута была вызвана борьбой земских людей собственников с так называемыми казаками, людьми безземельными, бродячими, которые разрознили свои интересы с интересами общества» (С.М.Соловьев)

в. «Смута – дело ужасное и нелепое, результат разврата, исподволь подготовленного тиранством Грозного и властолюбием Бориса, повинного в убиении Дмитрия и пересечении законной династии. В смуту народ осознал свою силу и играл царями, узнав, что они могут быть избираемы и низвергаемы властью». (Н.М.Карамзин)

- Какое высказывание, на ваш взгляд более верно отражает причины Смуты?

- Почему, советские историки основными событиями Смутного времени считали восстание Ивана Болотникова и борьбу русского народа с польскими и шведскими интервентами, а современные историки (А.Н.Сахаров) рассматривают Смутное время как попытку России в сфере политической перейти к моделям Польши и Швеции, где появились представительные органы, выборность монарха.

- Какой точки зрения будем придерживаться мы? Почему?

6.





















РР




семинарское занятие "Россия в 17 веке" 10 класс
  • История
Описание:

 

Цели урока: -повторить и обобщить знания учащихся по истории России XVII века.

Задачи урока:

1. Образовательные:

 - вовлечение  каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2.Развивающие:

 - продолжить работу по формированию умений ясно, четко и убедительно излагать свои мысли;

- продолжить работу по формированию умений давать оценку историческим событиям, деятельности исторической личности;

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения искать пути решения задач.

3. Воспитательные:

 - воспитание чувства ответственности за выполнение определенной работы.;

 

 - воспитание умения выслушивать различные точки зрения  по определенным вопросам. 

Автор Султанаева Альбина Мидхатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1177
Номер материала 47030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓