Главная / Химия / Семинарское занятие как метод активизации познавательной деятельности студентов

Семинарское занятие как метод активизации познавательной деятельности студентов

Департамент образования, науки и молодёжной политики

Воронежской области

Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Семилукский государственный технико-экономический колледж»



Преподаватель химии

ГОБУ СПО ВО «СГТЭК» Подрезова И.Г.




Семинарское занятие как метод активизации познавательной деятельности студентов


Для того чтобы выжить в наше динамичное время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем и сегодня, и завтра. Поэтому так важно развивать у обучающихся умение отвечать на вопросы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Для этого мало научить химии. Необходимо воспитывать независимую личность, способную принимать решения, делать выбор, отвечать за результаты своей деятельности. Условия для формирования таких качеств личности создаются на семинарских занятиях.

Семинар – это форма организации обучения, при которой обучающиеся самостоятельно изучают программный материал по различным источникам (учебнику, дополнительной литературе, интернет ресурсам), решают задачи, выполняют задание с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности при руководящей роли преподавателя.

Психологи считают, что семинарские занятия развивают познавательный интерес, критичность и самостоятельность мышления обучаемых. Атмосфера семинарских занятий побуждает обучающихся рассуждать, дискутировать, доказывать правильность высказанной ими точки зрения. А это в свою очередь вызывает повышенный интерес к учению.


Типы семинарских занятий


I тип – семинар усвоения новых знаний.

Цель – изучение новой темы путём самостоятельной работы на занятии или дома.

Группа разбивается на подгруппы. Преподаватель заранее записывает тему и задание на доске.

Тема: «Сложные эфиры и жиры»

I Фронтальный опрос по предыдущим темам:

  1. Назовите функциональные группы спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.

  2. Химические свойства этих классов веществ и др.

II Объяснение нового материала.

На каждый стол выдаётся карточка, на которой написаны 12 формул веществ. Обучающиеся работают в паре.

1) СН3СООН 7) СН3СН2ОNО2

2) С3Н6О2 8) С2Н5ОSО2ОН

3) СН3ОСН3 9) СН3Сl

4) СН3СООСН5 10) С2Н5ОН

5) С17Н35СООС2Н5 11) СН2ОСОС17Н35

6) НСООСН3 |

СНОСОС17Н35

|

СН2ОСОС17Н35

12) СН2ОСОС17Н33

|

СНОСОС17Н33

|

СН2ОСОС17Н33


Задание № 1

  1. Из приведённых формул выбрать известные и дать им названия, указав только номер формулы и название (3 минуты).

Задание № 2

Посмотрите на формулы № 4, 5, 6. Что общего в составе? Какой общей формулой можно выразить состав этих веществ (3 минуты). Что представляют эти вещества?

Задание № 3

Посмотрите формулы № 7, 8. Сравните с формулами № 4, 5, 6 – что общего в их составе и в чём различие?

Задание № 4

Посмотрите формулы № 11, 12 и сравните их с формулами № 4, 5, 6. Что общего и чем отличаются?

Следовательно сложные эфиры классифицируются на:

  1. образованные низшими карбоновыми кислотами и спиртами;

  2. минеральными кислотами и спиртами (№ 7, 8);

  3. образованные высшими карбоновыми кислотами и многоатомными спиртами. Они называются жирами (из предельных – твёрдые, из непредельных – жидкие).

Задание №5

Дать определение сложных эфиров. Посмотреть в учебнике (у групп разные учебники). Так как в разных учебниках разное определение – выбирают более точное.

Далее номенклатура. Даётся название всем написанным формулам.

Задание №6

Посмотрите на формулу № 9. К какому классу органических веществ оно относится?

Задание №7

Посмотрите на формулу № 2. Напишите все возможные структурные формулы веществ данного состава. Дайте им названия.

Значит между сложными эфирами и карбоновыми кислотами существует

межклассовая изомерия.

Могут ли быть другие виды изомерии?

Далее следует вывод:

Итак, мы выяснили, что …


II тип – комбинированное семинарское занятие.

Цель – осознание, углубление, овладение знаниями, умениями, полученными на установочной лекции.

Тема: «Углеводы»

I Подготовка к занятию:

  1. Составить конспект по углеводам: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза.

  2. Группу делим на четыре бригады и каждой выдаётся задание по одному из углеводов.

  3. В бригаде распределяются роли – обязанности:

а) лидер – распределяет обязанности, руководит работой бригады;

б) докладчик – готовит доклад по своему углеводу;

в) оппонент – готовит реферат и дополняет докладчика;

г) художник – оформитель – готовит рекламный буклет;

д) провокатор – готовит дополнительные вопросы;
е) свободные роли – отвечают на дополнительные вопросы и помогают всем остальным.

II Проведение занятия.

Докладчик даёт характеристику своему углеводу; оппонент – дополняет интересными фактами; художник демонстрирует рекламный буклет; отвечают на дополнительные вопросы.

III Выполнение дополнительных заданий (тестовы задания, решение задач, осуществление цепочки превращений и др.).

IV Подведение итогов.

hello_html_7c6fdc0b.jpg


III тип –семинар повторно – обобщающего типа.

Цель – повторение, углубление и обобщение материала, уже известного обучающимися по обобщающей лекции или в ходе изучения отдельных тем.

К семинару готовимся заранее за 1 месяц.


Тема «Углеводороды»


Студент должен знать:

- основные положения теории химического строения вещества, виды связей, их электронную трактовку;

- строение, свойства, практическое значение важнейших углеводородов.

Студент должен уметь:

- составлять структурные формулы углеводородов;

- решать задачи на нахождение молекулярной формулы газообразных органических веществ на основании относительной плотности по воздуху и массовой доли элементов;

- получать предельные и непредельные углеводороды и проделывать качественные реакции.


Перечень вопросов для подготовки к семинару


I. Теоретические.


  1. Дать характеристику алканам.

  2. Дать характеристику циклоалканам.

  3. Дать характеристику алкенам.

  4. Дать характеристику алкадиенам.

  5. Дать характеристику алкинам.

  6. Понятие о ВМС. Реакции полимеризации.

  7. Дать характеристику аренам.


II. Практические.


  1. Изобразите структурные формулы изомеров алкана С6Н14 и назовите их.

  2. Изобразите структурные формулы изомеров алкена С7Н14 и назовите их.

  3. Составьте уравнения реакций получения хлорэтана СН3СН2Сl из предельного и непредельного УВ.

  4. Напишите структурные формулы веществ: 2,2, 5 – триметилоктен – 4; 2 – этилпропан: 3, 4 – диметилпентин – 1.

  5. Составьте реакцию полимеризации на примере пропен – 1.

  6. Составьте уравнение реакции получения хлорциклогексана из циклогексана.

  7. Составьте уравнения реакций между бутен -1 и бромоводородом, а также его реакцию гидрирования.


III. Задачи.


  1. Сколько литров О2 потребуется для сгорания 220 л пропана.

  2. При термическом разложении метана на С и Н2 получилось 60 кг сажи. Сколько кг метана израсходовано.

  3. Какой объём воздуха расходуется при полном сгорании 1 кг гептана, зная, что кислорода в воздухе 20%.

  4. Сколько г брома поглощает 17,8 г этилена.

  5. Какое количество брома требуется для бромирования 2,24 л бутадиена?

  6. Сколько л СО2 выделится при сгорании 390 л С6Н6.

  7. Сколько кг циклогексана требуется для получения 2,34 кг бензола при реакции дегидрирования.


Для проведения семинара использую миниэкзамен,т.е. студенты вытягивают билет и выполняют его. Билетов всего семь – поэтому миниэкзамен. За ответ на один вопрос – «3», за ответ на два вопроса – «4» и за полный ответ – «5»


IV тип – межпредметный, комплексный семинар.

Межпредметность характеризует, прежде всего содержание занятия или задания, включающего применение знаний и умений из нескольких дисциплинам.

Комплексность указывает на решение комплекса учебно-воспитательных задач, сочетание различных методов и форм обучения, взаимодействия преподавателей различных предметов, которые принимают участие в подготовке и проведении семинаров.

Этот тип семинара применяется на этапе обобщающего повторения.

Цель – закрепление, углубление, обобщение материала по двум или нескольким смежным дисциплинам, развитие умений обобщать явления и процессы с позиции законов диалектики, видеть специфику их проявления в явлениях разной природы.


Тема «Продукты питания как химические вещества»

При подготовке к семинару студенты используют знания по нескольким дисциплинам и разделам «Химия пищи», «Микробиология», «Органическая химия».

Студенты готовят исследовательские проекты и презентации и докладывают их.

Темы: «Сладкая история», «Секреты воды», «Пищевые добавки», «Значение углеводов в жизни человека», «Эликсиры жизни витамины», «искусственный и натуральный мёд», и другие.


V тип – наивысший уровень семинара.

Близкий к вузовскому.

Цель – изучение нового материала и обобщение. На семинаре демонстрируется умение обучаемыми работать с дополнительными источниками информации: телевидением, периодической печатью, научно-популярной литературой, интернет ресурсами. Можно проводить по темам «Химия и здоровье человека», «Химия в повседневной жизни», «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия», «Бытовая химическая грамотность», «Общие представления о промышленных способах получения химических веществ»

Подобное семинарское занятие провожу на завершающем этапе изучения химии для подведения итогов работы.






Настоящий ученик извлекает

Неизвестное из известного

И тем приближается к мастерству

И. Гёте


Семинарское занятие как метод активизации познавательной деятельности студентов
  • Химия
Описание:

             Для того чтобы выжить в наше динамичное время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем и сегодня, и завтра. Поэтому так важно развивать у обучающихся умение отвечать на вопросы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Для этого мало научить химии. Необходимо воспитывать независимую личность, способную принимать решения, делать выбор, отвечать за результаты своей деятельности. Условия для формирования таких качеств личности создаются на семинарских занятиях.

            Семинар – это форма организации обучения, при которой обучающиеся самостоятельно изучают программный материал по различным источникам (учебнику, дополнительной литературе, интернет ресурсам), решают задачи, выполняют задание с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности при руководящей роли преподавателя.

 

   Психологи считают, что семинарские занятия развивают познавательный интерес, критичность и самостоятельность мышления обучаемых. Атмосфера семинарских занятий побуждает обучающихся рассуждать, дискутировать, доказывать правильность высказанной ими точки зрения. А это в свою очередь вызывает повышенный интерес к учению.

Автор Подрезова Ирина Григорьевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 534
Номер материала 10810
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓