Главная / География / семинар на тему "Модернизация системы образования как условие выполнения социального заказа общества"

семинар на тему "Модернизация системы образования как условие выполнения социального заказа общества"

Тема семинара

Модернизация системы образования как условие выполнения социального заказа общества


«В различные периоды исторической жизни народа образование носит различный характер, но оно всегда и везде гармонирует с потребностями данного времени, всегда и везде школа дает то, чего требует жизнь»

Какая же школа востребована в настоящее время?

Какое образование – как часть социализации – помогает растущему человеку найти свое место в жизни?


Сегодня в нашем обществе налицо тенденция смены базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные умения (и стоящие за ними компетенции).

Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса.

Таким образом, модернизация системы образования – одна из самых актуальных задач сегодня, так как существует разрыв между современной системой требований к результатам образования и реальными результатами.


Цель семинара: проведение анализа процесса модернизации системы образования как условия осознания сущности основных составляющих деятельности педагога.


В ходе семинара мне хотелось бы привлечь Ваше внимание к следующим критериям: знания, обучающиеся, цели образования, отношения между учителем и обучающимися, педагогические технологии и средства обучения, мастерство учителя.


ЗНАНИЯ

Государственным заказом школе является заказ на социальную зрелость и компетентность выпускников. Однако компетенцию нельзя свести ни к знаниям, ни к умениям.

Знания имеют самостоятельную ценность как базовую основу компетентности.

Согласитесь, что часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих применить их в нужный момент, когда возникает определенная необходимость.

Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.

Я уверена, что разница между знающим и компетентным человеком интуитивно понятна каждому. Сравним, например, знающего врача и компетентного врача: знающий врач – знает и пытается лечить, тогда как компетентный – знает и вылечивает человека. Таким образом, дело заключается не в объеме знаний (ибо именно недостаточность знаний часто является мощным стимулом для появления творческих решений), не в их прочности и в глубине (так как знания слишком быстро устаревают, превращаясь в уже ненужный балласт), а в их системности. Дело в том, как организованны индивидуальные знания и в какой мере они надежны в качестве основы для принятия эффективных решений.


Обучающиеся

Один из вызовов текущего десятилетия, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Человек - основной объект и субъект образовательного процесса.

Учащийся из «пустого сосуда», который надо наполнить должен стать носителем знаний в компетентностной, осознанно – индивидуальной и социально значимой форме.

При этом следует помнить, что ценность человеческого существования заключается в его гармонии с миром природы и социумом.

Наряду с традиционной школой с ее отдельными дисциплинами, разбитыми по классам и по циклам, параллельно существует и иной источник информации и знаний человека, представленный кино, телевидением, радио, прессой. Он оказывает исключительное влияние на умственное и моральное развитие.

По целям своего воздействия указанные источники информации (традиционная и «параллельная» школы) не всегда согласуются, часто расходятся и потому важно не только учить детей усваивать знания и социальный опыт предыдущих поколений, но и научить учиться, развивать способности к анализу информации, готовность к самостоятельности, самореализации и творчеству.

Эффективными технологиями обучения, направленными на развитие самостоятельности и создание продукта деятельности являются проектная и исследовательская.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников.


ЦЕЛИ образования

Современная образовательная концепция определяется множеством факторов, одним из которых является понимание целей образования.

Цель образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного и даже высокообразованного специалиста, как обычно принято говорить, а формирование социально зрелой личности, мотивация на получение образования в течение всей жизни.

Под социальной зрелостью понимается способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют человеку адаптироваться в меняющихся условиях.

Образовательная деятельность людей должна приобрести не только всеобщий, но и непрерывный характер.

Традиционное понимание непрерывного образования основано на идее последовательного движения от дошкольного образования к высшему.

Современное же понимание непрерывности образования предполагает количественное наращивание добавочных знаний. Чтобы преодолеть фрагментарность, односторонность, однобокость развития личности, необходимо в образовательный процесс ввести метапредметный подход в обучении, который способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка.

Приведу пример реализации принципа метапредметности по теме «Вулканы». Педагогические средства, используемые на этом уроке: плакат «Строение вулкана», видеофильм «Вулканы», репродукция картины Брюллова «Последний день Помпеи», кроссворд для закрепления знаний по теме, звездочки для нанесения на карту мест расположения действующих вулканов и материал для проведения опыта термического разложения бихромата аммония.

С этим пакетом я иду на урок. И результат - горят глаза ребят, с каким увлечением они исследуют карту, воспринимают дополнительный материал, наблюдают за «извержением вулкана», отвечают на вопросы кроссворда! Я как учитель получаю истинное удовольствие от работы.

Главное заключается в том, чтобы каждый учитель - предметник понял, что его предмет сегодня - лишь средство, позволяющее создать условия для становления растущей личности.


Отношения между учителем и обучающимися

Принципиально важной стороной педагогической деятельности является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых.

Для того, чтобы попытаться охарактеризовать этот критерий, необходимо сделать небольшое теоретическое отступление.

В авторитарных технологиях педагог является единственным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь объект. Эти технологии отличаются жёсткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся.

Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством в субъект-субъектных отношениях педагога и ребёнка. Сотрудничество в отношениях «учитель-ученик» составляет союз более старшего и опытного субъекта с менее опытным.

Современная концепция развития образования во главу угла ставит правовые отношения, возникающие при реализации права на образование. Формула стиля отношений учителя и учеников такова: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Например, детям предстоит описывать природный комплекс Сахары. Объявляя домашнее задание, можно сказать: «Параграф 25, выучить. Буду спрашивать про Сахару». А можно объявить, что на следующем уроке состоится «встреча с побывавшими в пустыне географами».

Казалось бы, всё это простые и известные вещи, но часто ли мы этим пользуемся?

Если провести анализ изменения действий учителя в учебном процессе со времён «традиции» до настоящего времени, то можно наблюдать смещение акцента на собственно учебную деятельность обучающихся. При этом функция учителя традиционной школы, напоминающая «проводника по незнакомой местности» переходит в задачу своеобразного «сервисного обслуживания», результатом которого становится достижение планируемых результатов обучения.

К сожалению, мы иногда не придаём значения важности формирования у обучающихся универсальных учебных действий самоорганизации:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения,

2)осознанно выбирать способы решения задач, вступать в диалог с другими;

3)осуществлять контроль своей деятельности;

4)владеть самоконтролем и самооценкой.


Самоорганизация является движущей силой саморазвития личности. Развитие самоорганизации предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность.


Педагогические технологии и средства обучения

А.С. Макаренко писал: «Наше педагогическое производство, к сожалению, никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…».

Работа в рамках объяснительно-иллюстративных технологий обучения оказывает негативное влияние, как на учителя, так и на учащегося. Учитель идёт в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму, своей субъективной оценке. Ученик нужен ему как объект воздействия. Педагог «выдавливает» информацию с помощью многократных повторений, работает на активизацию механизмов восприятия и памяти, стимулирует послушание и исполнительность. Рассогласованность позиций учителя и учащихся, постоянно возникающий барьер между ними преодолеваются в основном с помощью дисциплинарных мер.

Сегодня никто не станет спорить с тем, что современная технологизация и информатизация учебно-воспитательного процесса позволяют превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков работы с информацией. Ведь новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации обучающимся.

Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий для развития умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Приведём пример использования противоречия в предметном материале.

Подумайте, почему южноамериканская лама-альпако, живущая на широте экватора, имеет густую длинную шерсть? Попробуйте объяснить этот противоречивый факт с точки зрения географии.

Произвольная мотивация в этом случае возникает как реакция на противоречие, которое приводит к потребности анализа.

Вопрос вызывает интерес, заставляет задуматься и искать ответ.

А ответ кроется в умении учащихся провести анализ среды обитания этого животного (а живёт лама в условиях высокогорья - 3-4 тысячи метров над уровнем моря, где среднегодовая температура 10-12 градусов С с характерными ночными заморозками).


Как Вы полагаете, существуют ли специальные приёмы изучения географии? Наверняка помните, что изучение географии связано с картами, чертежами, рисунками, диаграммами, графиками и другими изображениями изучаемых предметов и для формирования предметных умений по географии особенно важным является развитие графического мышления. Именно рисунки наглядно раскрывают основные понятия курса, помогают учащимся установить зависимость, например, между распределением температуры воздуха, атмосферным давлением и количеством выпадающих осадков на Земле. Ребёнок постепенно приобретает навык читать и понимать рисунки, овладевает методом познания и умением применять полученные знания на практике: например, прочитать атлас автомобильных дорог, ориентироваться по карте туристического маршрута или плану города, найти нужный бутик на схеме крупного супермаркета.


Педагогическое мастерство учителя


Хотелось бы обратить внимание на еще одну принципиально важную для нас вещь.

Чтобы реализовать современную парадигму образования, нужен новый учитель, готовый к творчеству. Творчество в данном случае выступает как особый способ самообразования и самовоспитания, самопознания и самовыражения личности

Труд учителя уникален, поскольку связан с творением человека. Обучая, воспитывая другого человека, тем самым он общается, взаимодействует с ним. Он включается, внедряется в его бытие, духовный мир, обеспечивает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Уроки географии предоставляют прекрасную возможность для формирования зрелой гражданской позиции и экологического мировоззрения.

Например, при изучении темы «Байкал» нельзя ограничиться только описанием его красоты и уникальности, важно организовать дискуссию об экологической проблеме Байкала.

Сегодня учителю предоставлена свобода выбора. Именно она помогает определить направление творчества. Эта свобода просто угаснет, если учитель не станет больше читать, по – новому общаться на уроке, не найдет нестандартные формы обучения.

Глобальность мышления, способность к осмыслению информационных потоков, готовность к решению любых проблем – вот те ориентации, без которых трудно представить учителя нынешнего столетия.


Итак, проведённый теоретический анализ изменений позволяет акцентировать внимание на наиболее важных составляющих педагогической деятельности и способствует более глубокому пониманию современной концепции развития российского образования, а значит – и решению задач государственного образовательного стандарта.


Как Вы помните, в начале выступления мною были обозначены критерии анализа. Исходя из вышесказанного, сделаны следующие выводы.

- Знания имеют самостоятельную ценность как базовую основу компетентности.

- Обучающийся должен стать носителем знаний в компетентностной и социально значимой форме.

- Цель образования – формирование социально зрелой личности.

- Современная концепция образования во главу угла ставит правовые отношения.

- Настоящее и будущее российского образования заключены в творчестве учителя, поиске им эффективных педагогических технологий, требующих не созерцания, а высокого профессионализма, оригинальности мышления и ответственного действия учеников.


Эффективность системы образования зависит от успеха выпускника школы в жизни. А жизненный успех приходит к тем, кто сумел самореализоваться, стать активным творцом, созидателем и мироустроителем.

Сделаться таковым после школы нельзя, таковым нужно быть уже за партой. А это значит, что школа уже сегодня должна создать необходимые условия для выполнения социального заказа общества.


семинар на тему "Модернизация системы образования как условие выполнения социального заказа общества"
  • География
Описание:

В настоящее время внедрение ФГОС требуют от учителя внесения изменений во все компоненты учебного процесса.

Мой семинар прежде всего направлен на привлечения внимания к следующим критериям образования: знания, обучающиеся, цели образования, отношения между учителем и обучающимися, педагогические технологии и средства обучения, мастерство учителя.

Для чего сейчас нужен учитель? В новой ситеме главная задача учителя на уроке - создание условий для получения знаний, для самостоятельного поиска.

Ученик же, после окончания школы, это сформированная, социально зрелая личность.

А школа- готовность выполнения социального заказа общества.

Автор Трубченинова Светлана Ильмаровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 361
Номер материала 28847
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓