Современную школу
очень часто называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая
детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа
воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при
этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации
учеников, невостребованности их способностей. Отсюда – нежелание детей
учиться. Недаром древняя китайская мудрость гласит
Если школа будет только
транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как
научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению
своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной
деятельности, в соответствии с его целями. Эльконин писал: «Учебная
деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой
происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее
продуктом являются те изменения, которые происходят в ходе ее выполнения в
самом субъекте».
На
сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к
ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование
умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»
образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт
Хаббарт.
Традиционно
учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. . В традиционном
обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний.
Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер. Если
это представить в виде некой схемы, то это будет выглядеть вот так.
Жизнь
меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии
предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает
необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как
следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на
основе способов деятельности. .
Главной
функцией новой дидактики является организация учебной деятельности школьника, в
рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер.
Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и
учащихся, т.е. их реального сотрудничества.
Но это не
значит,
что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное
содержание перестает быть центральной частью стандарта.
В чём
новизна подхода к обучению по новым стандартам?
Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных
действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать
учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и
ее самореализации.
Качество
усвоения знаний определяется многообразием и характером видов
универсальных действий.
В
качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта
выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый
учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для
формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и
его предметным содержанием.
Личностные
УУД позволяют
сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных
задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют
сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
.
Регулятивные
УУД обеспечивают
возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. В них входят:
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
и к преодолению препятствий.
Познавательные
УУД включают
действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее
структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и
операции, способы решения задач.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать,
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Так
как же сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или
может, пусть этим родители занимаются?
В
настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией
формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но
ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс
организован по-старинке.
«Если
хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными
действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться
систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется
анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому
реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль
учителя. Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё
равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные
и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь
конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только
путём включения его в активную деятельность.
Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование
УУД в общеобразовательном учреждении, необходимо научиться "видеть"
действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной
ситуации. Умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на
пути выстраивания всей методической системы работы по формированию
универсальных учебных действий .
Обсуждение
результатов групповой работы педагогов
Сегодня мы говорим не просто о детях, а о детях
испытывающих определенные трудности в обучении. Великими учеными они может быть
и не станут, а вот самостоятельными людьми, способными анализировать свои
поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем
мире им научиться необходимо. Поэтому перед нами возникает проблема – как
сформировать компетенции, включающие в себя фундаментальные и практические
знания о важнейших сферах социальной жизни; о возможности достижения успеха в
том или ином виде деятельности.
При формировании предметных компетенций чрезвычайно
значимым и эффективным для нас является деятельностный подход в обучении,
Деятельностный подход это тот подход, при котором ребенок – не объект учебной
деятельности(тот, кого учат), а субъект (тот, кто учится). Деятельностный
подход предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной
учебной цели;
- выполнение учениками определенных действий для
приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия,
позволяющего осознано применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои
действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения
значимых жизненных задач. А активизировать ученика, снять «барьеры» в наибольшей
степени позволяют интерактивные методы обучения. Еще вчера мы говорили о
активных методах обучения, тогда как сегодня уже говори об интерактивном
обучении. Интерактивное обучение – обучение, построенное на
взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит
областью осваиваемого опыта. Идея интерактивного обучения состоит в
том, что учебный процесс происходит при постоянном активном взаимодействии всех
учащихся и учителя. Делясь своими знаниями
и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций
преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности
обучения. Во-вторых, в такой форме мы идем не от теории к практике, а от
формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, тем более, как мы
говорили выше, опыт у учителей есть.
Перед вами основные формы интерактивного
обучения. (слайд)
• Игры
• Пары и группы
• «Мозговой штурм»
• Дискуссия
• Проекты
•
Семинары
Одной
из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, а особенно в
коррекционных классах, является групповая. Младшим школьникам очень нравится
работать в группах, поэтому мы стараемся применять эту форму работы как можно чаще,
в том числе на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности.
Целью
групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс
усвоения учебного материала.
Именно
во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная,
коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что
ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем
обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о
повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и
навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и
в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают
работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.
Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее
подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей
стороны
Однако
есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Хотя
ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом
зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой
работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на
каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает
неэффективна.
- Организация
групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При
непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться
результатами труда более сильных одноклассников.
Есть
несколько правил по организации групповой работы:
- Нельзя
принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- Следует
разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- Групповая
работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более
20-30 минут – в III – IV классах;
- Нельзя
требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться
мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в
классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого
уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- Нельзя
наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В
групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается
практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут
проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор
ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Учитывая идеи
интерактивного обучения, при проведении индивидуально-групповых коррекционных
занятий следует применять следующие требования:
а) по возможности,
исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся,
такие как свободный выбор.
б) обеспечить возможность
последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых
заданий;
в) создавать необходимый
психологический микроклимат на индивидуально-групповых занятиях, т.е.
доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
Учитель должен научить
учащихся самостоятельно добывать знания, а сообщать только необходимый минимум
знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых
учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть
практическую применимость (увиденного) изученного.
В
результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить
и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают
свои способности, начинают творчески относиться к труду.
При
организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка –
задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на
первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное
переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность
задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной
работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие
принципы:
• индивидуальный подход
• игровая форма занятий для поддержания
неослабевающего интереса;
• доброжелательность в отношениях с
детьми, недопустимость порицания за неуспех;
• поддержка положительной эмоциональной
оценкой любого достижения ребенка, чтобы успех переживался ребенком как
радость;
• развитие у детей способности к
самостоятельной оценке своей работы.
Индивидуально-групповые
коррекционные занятия бывают
• общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти,
внимания, речи, развитию мыслительной деятельности;
• занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной
программы;
• ликвидация пробелов предшествующего обучения.
• Использование многократных указаний,
упражнений.
• Проявление большого такта со стороны учителя
• Использование поощрений, повышение самооценки
ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
• Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Коррекционные занятия, направленные на
формирование УУД, через индивидуальную и групповую работу, распределение
нагрузок с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, создание ситуаций
успеха, нестандартных ситуаций дают возможность детям с особыми
образовательными потребностями включаться в учебно-воспитательную деятельность,
повышают их самооценку, помогают наладить отношения с одноклассниками,
педагогами родителями, повысили учебную мотивацию.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.