Главная / Начальные классы / Семинар для педагогов "Формирование УУД у младших школьников на коррекционно-групповых занятиях"

Семинар для педагогов "Формирование УУД у младших школьников на коррекционно-групповых занятиях"

   Современную школу очень часто называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Недаром древняя китайская мудрость гласит

Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Эльконин писал: «Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые происходят в ходе ее выполнения в самом субъекте».

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. . В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер. Если это представить в виде некой схемы, то это будет выглядеть вот так.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. .

Главной функцией новой дидактики является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества.

Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.



Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. В них входят:

Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планированиеопределение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Так как же сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя. Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность.

Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД в общеобразовательном учреждении, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей методической системы работы по формированию универсальных учебных действий .

Обсуждение результатов групповой работы педагогов


Сегодня мы говорим не просто о детях, а о детях испытывающих определенные трудности в обучении. Великими учеными они может быть и не станут, а вот самостоятельными людьми, способными анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире им научиться необходимо. Поэтому перед нами возникает проблема – как сформировать компетенции, включающие в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности.


При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным для нас является деятельностный подход в обучении, Деятельностный подход это тот подход, при котором ребенок – не объект учебной деятельности(тот, кого учат), а субъект (тот, кто учится). Деятельностный подход предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознано применять приобретенные знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. А активизировать ученика, снять «барьеры» в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения. Еще вчера мы говорили о активных методах обучения, тогда как сегодня уже говори об интерактивном обучении. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Идея интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при постоянном активном взаимодействии всех учащихся и учителя. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Во-вторых, в такой форме мы идем не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, тем более, как мы говорили выше, опыт у учителей есть.

Перед вами основные формы интерактивного обучения. (слайд)

Игры

Пары и группы

«Мозговой штурм»

Дискуссия

Проекты

Семинары


Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, а особенно в коррекционных классах, является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому мы стараемся применять эту форму работы как можно чаще, в том числе на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны



Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Есть несколько правил по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.


Учитывая идеи интерактивного обучения, при проведении индивидуально-групповых коррекционных занятий следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор.

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых заданий;

в) создавать необходимый психологический микроклимат на индивидуально-групповых занятиях, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

Учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, а сообщать только необходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.

В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:



индивидуальный подход

игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса;

доброжелательность в отношениях с детьми, недопустимость порицания за неуспех;

поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребенка, чтобы успех переживался ребенком как радость;

развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Индивидуально-групповые коррекционные занятия бывают

  • общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности;

  • занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;

  • ликвидация пробелов предшествующего обучения.

  • Использование многократных указаний, упражнений.

  • Проявление большого такта со стороны учителя

  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы



Коррекционные занятия, направленные на формирование УУД, через индивидуальную и групповую работу, распределение нагрузок с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, создание ситуаций успеха, нестандартных ситуаций дают возможность детям с особыми образовательными потребностями включаться в учебно-воспитательную деятельность, повышают их самооценку, помогают наладить отношения с одноклассниками, педагогами родителями, повысили учебную мотивацию.















Семинар для педагогов "Формирование УУД у младших школьников на коррекционно-групповых занятиях"
  • Начальные классы
Описание:

   Современную школу очень часто называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации  учеников, невостребованности их  способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Недаром древняя китайская мудрость гласит

     Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? 

Автор Гришакина Елена Алексеевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 978
Номер материала 10777
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓