Главная / Школьному психологу / семинар для педагогов "Адаптация пятиклассников"

семинар для педагогов "Адаптация пятиклассников"

Семинар-практикум «Адаптация обучающихся»


Педагог-психолог: Хохрякова О.Н.


Цель:помочь учителям осознать смысл адаптационного периода и принять его идеи.

Материал к занятию:

— листы А3;

— маленькие листочки для каждого участника

— карандаши или фломастеры;


Ход занятия

Знакомство.1.«Давайте договоримся, как мы будем называть друг друга». Я думаю, достаточно будет оформить визитку, написав свое имя, или как бы вы хотели, чтобы Вас называли в нашей группе.Предложить участникам оформить визитки со своим именем.Просьба к участникам группы, а это является так же одним из правил работы группы называть друг друга теми именами, как обозначено в визитках.

II. Разминка «Я сегодня вот такой»

Наше приветствие сегодня предлагаю провести интересным и немного веселым способом. Упражнение приветствие называется «Я сегодня вот такой!» Например. «Я, Олеся Николаевна, я сегодня вот такая!» (показывает жест или движение, мимику). Группа должна поприветствовать участника группы таким образом «Здравствуй, Олеся Николаевна, ты сегодня вот такая!» (повторяют движение водящего).


Ш. Введение.«Наша встреча сегодня посвящена адаптации учащихся 1 классов» «В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства взаимодействия, преодолевать стереотипы. В этом нам окажут помощь правила группы, которые я вам предлагаю

активное участие всех;

сказал сам, послушай других;

правильный тот, который выражает свое мнение.

При совместной работе мы можем больше узнать друг друга. Разумеется, если мы хорошо будем работать, то добьемся определенных результатов.Мы будем работать искренне и достаточно серьезно воспринимать все этапы работы, какими бы они не показались.Есть ли у Вас вопросы? Все готовы работать?

IV. Упражнение «Ассоциации»

Цель: эмоциональное погружение в проблему.«Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»Какие ассоциации, мысли возникают от слова АДАПТАЦИЯ?Что для меня в этих словах? (высказывается каждый участник, по кругу)

Вывод: Каждый из нас прошел какую-то часть жизненного пути. Некоторые ситуации в жизни связаны с понятием адаптацияВ самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Адаптация к школе имеет две стороны: социально-психологическую - коренным образом меняется социальная ситуация, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная, физиологическую - организм должен привыкнуть работать в новом режиме.

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

V. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог. 

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  4. Нежелание выполнять домашние задания.

  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  7. Беспокойный сон.

  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.


Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.


VI. «Причины дезадаптации» (работа в группах)

Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.
Причины школьной дезадаптации:

  • низкая готовность к школе;

  • несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;

  • отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;

  • неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);

  • чрезмерная требовательность родителей;

  • гиперопека со стороны родителей;

  • незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

  • высокая тревожность самих родителей;

  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);

  • наличие серьезных хронических заболеваний;

  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);

  • и др.

VII. Упражнение «Как поощрить первоклассника»

Ведущий предлагает участнику на время стать первоклассником, который заслужил похвалу. Участник – доброволец выходит в центр, а все остальные его хвалят.

- Ученик очень старался, но у него не получилось так, как этого хотели родители

- ученик новенький в классе

VIII. Упражнение «Сегодня я увидел в группе…»

Ведущий предлагает участникам посмотреть на соседа справа. Процедура выполняется по кругу. Каждый участник начинает с предложения «Сегодня здесь, в группе, я увидел, что…»



IX. Заключение.

«Все в твоих руках»

Сегодня мы еще раз вместе с вами, обозначили, с какими трудностями могут встретиться или уже встретились наши учащиеся; находили выходы и пути преодоления; отмечали возрастную специфику.Само построение семинара-тренинга одна из возможных форм организации классного часа или родительского собрания в классе.Скажите себе спасибо за работу.



семинар для педагогов "Адаптация пятиклассников"
  • Школьному психологу
Описание:

Семинар для педагогов «Адаптация обучающихся»

 

Педагог-психолог: Хохрякова О.Н.

 

Цель:помочь учителям осознать смысл адаптационного периода и принять его идеи.

Материал к занятию:

— листы А3;

— маленькие листочки для каждого участника

— карандаши или фломастеры;

 

Ход занятия

Знакомство.1.«Давайте договоримся, как мы будем называть друг друга». Я думаю, достаточно будет оформить визитку, написав свое имя, или как бы вы хотели, чтобы Вас называли в нашей группе.Предложить участникам оформить визитки со своим именем.Просьба к участникам группы, а это является так же одним из правил работы группы называть друг друга теми именами, как обозначено в визитках.

II. Разминка «Я сегодня вот такой»

Наше приветствие сегодня предлагаю провести интересным и немного веселым способом. Упражнение приветствие называется «Я сегодня вот такой!» Например. «Я, Олеся Николаевна, я сегодня вот такая!» (показывает жест или движение, мимику). Группа должна поприветствовать участника группы таким образом «Здравствуй, Олеся Николаевна, ты сегодня вот такая!» (повторяют движение водящего).

 

Ш. Введение.«Наша встреча сегодня посвящена адаптации учащихся 1 классов» «В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства взаимодействия, преодолевать стереотипы. В этом нам окажут помощь правила группы, которые я вам предлагаю

активное участие всех;

сказал сам, послушай других;

правильный тот, который выражает свое мнение.

При совместной работе мы можем больше узнать друг друга. Разумеется, если мы хорошо будем работать, то добьемся определенных результатов.Мы будем работать искренне и достаточно серьезно воспринимать все этапы работы, какими бы они не показались.Есть ли у Вас вопросы? Все готовы работать?

IV. Упражнение «Ассоциации»

Цель: эмоциональное погружение в проблему.«Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»Какие ассоциации, мысли возникают от слова АДАПТАЦИЯ?Что для меня в этих словах? (высказывается каждый участник, по кругу)

Вывод: Каждый из нас прошел какую-то часть жизненного пути. Некоторые ситуации в жизни связаны с понятием адаптацияВ самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Адаптация к школе имеет две стороны: социально-психологическую - коренным образом меняется социальная ситуация, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная, физиологическую - организм должен привыкнуть работать в новом режиме.

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

            Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

V. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог. 

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

1.         Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2.         Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3.         Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4.         Нежелание выполнять домашние задания.

5.         Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6.         Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7.         Беспокойный сон.

8.         Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9.         Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

10.     Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

11.     Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

12.     Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

 

Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.

 

VI. «Причины дезадаптации» (работа в группах)

Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.
Причины школьной дезадаптации:

·  низкая готовность к школе;

·  несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;

·  отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;

·  неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);

·  чрезмерная требовательность родителей;

·  гиперопека со стороны родителей;

·  незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

·  высокая тревожность самих родителей;

·  несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);

·  наличие серьезных хронических заболеваний;

·  чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);

·  и др.

VII. Упражнение «Как поощрить первоклассника»

Ведущий предлагает участнику на время стать первоклассником, который заслужил похвалу. Участник – доброволец выходит в центр, а все остальные его хвалят.

- Ученик очень старался, но у него не получилось так, как этого хотели родители

- ученик новенький в классе

VIII. Упражнение «Сегодня я увидел в группе…»

Ведущий предлагает участникам посмотреть на соседа справа. Процедура выполняется по кругу. Каждый участник начинает с предложения «Сегодня здесь, в группе, я увидел, что…»

 

IX. Заключение.

«Все в твоих руках»

Сегодня мы еще раз вместе с вами, обозначили, с какими трудностями могут встретиться или уже встретились наши учащиеся; находили выходы и пути преодоления; отмечали возрастную специфику.Само построение семинара-тренинга одна из возможных форм организации классного часа или родительского собрания в классе.Скажите себе спасибо за работу.

 

 

Автор Хохрякова Олеся Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 789
Номер материала 31569
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓