Главная / Школьному психологу / Семинар для учителей «Правила педагогического общения»

Семинар для учителей «Правила педагогического общения»

Семинар «Правила педагогического общения»

1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагогического общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытекает из программы и плана" и т.п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок. Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь педагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" поможет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.

3. Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся (дифференцированный подход). Что значит точно ориентировать речь? Прежде всего - это учитывать индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.

4. Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный "репертуар" общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия. Как только мы позволим себе опустить хоть какую-нибудь функцию педагогического взаимоотношения, она незамедлительно отомстит нам.

5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", сверху вниз (Родитель - Ребенок). Помните, что даже малыш стремится в какой - то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагогическое право надо завоевывать. Помните, что ваша реальная позиция в коллективе учащиеся определяется не столько вашим официальным статусом, сколько вашей, по словам А.С. Макаренко, "прекрасной личностью".

6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Формируйте у себя навыки этого "психологического камертона", который подскажет вам наиболее точные психологические ходы к личности.

Представьте - идет урок математики. Вы объясняете новый материал. Смирнов с интересом слушает вас потому, что любит математику, а Сидорова слушает объяснения, но очень интересуется в этот момент Смирновым (красив он, или нет). В этот же момент Капустин, который не любит математику, но успешно занимается спортом, рассказывает соседу Петрову о результатах последнего хоккейного матча. А Петров, с трудом понимающий математику, почему-то взглянул в окно и увидел там ворон. А Максимова этот тип задач уже прошла с репетитором и т.п. А теперь помножьте эти детали на особенности темпераментов: Смирнов - флегматик, Сидорова - холерик, Капустин - сангвиник, Петров - меланхолик. Плюс ваш урок - последний, плюс… и так до бесконечности.

Да, психологические ситуации реального урока бесчисленны, и каждый раз надо искать именно сегодняшнюю тональность урока, сегодняшний стиль разговора с ребятами, который хотя и похож на предыдущий, но все-таки в каждой конкретной ситуации обогащается новыми характеристиками. Держите руку на "психологическом пульсе" класса. Для этого необходимо:

-         уметь наблюдать за детьми;

-         воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

-         обращать внимание на все детали поведения ребят, их настроение;

-         быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

-         учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он и всегда меняется.

7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Для этого необходимо:

-         чаще анализировать собственную деятельность;

-         стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете;

-         посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними

-         выявить, какие ваши личностные недостатки влияют на работу с детьми;

-         честно признавать свое ошибки, не стесняться сказать, что чего-то в данный момент не знаете;

-         чаще организовывайте контакты с детьми в свободное от занятий время;

-         если у вас появилась в классе кличка, не обижайтесь, а спокойно проанализируйте ее суть и постарайтесь определить, какие ваши личные недостатки привели к ее возникновению.

8. Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя по таким показателям:

-         всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца;

-         не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;

-          последите, не ведете ли вы во время высказывания школьника внутренней полемики с ним и не отражается ли этот процесс на вашем лице, мимике, жестах и т.д.

-         не предъявляете ли вы к высказываниям ребят "взрослые" требования, не ловите ли себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, не важно, пустяки и т.п.;

-         можете ли вы почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.

9. В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты.

Необходимо помнить:

-         конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать.

-         конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта - он может играть роль движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерастет в конфликт межличностный);

-         помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей, - в этом тоже своеобразие педагогического общения (т.к. мы автоматически ставим себя в позицию Ребенка, обида это инфантильная эмоциональная реакция).

 10. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками: убедить их в неправильности мнения, показать ошибочность суждения и т.п., старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения ученика, не задевая недостатков его характера. Например: “Ты неверно считаешь так потому, что…” Но ни в коем случае: “Какой ты упрямый, нудный” и т.п. Вы можете сказать: “Я глубоко разочарован в твоем поведении”, но не “Ты ведешь себя безобразно”. Или: “Мне стыдно за тебя” вместо “Кошмарное поведение”.

11. Нередко молодые педагоги испытывают затруднения в общении с неконтактными учащимися, которые на все попытки организовать беседу отвечают односложно. Если вы хотите преодолеть неконтактность, стремитесь, чтобы ваше обращение к ученику начиналось с вопросов "почему?", "как?", "для чего?" и т. д. Это стимулирует развитие общения. Но помните - в разговоре с такими учениками губительны "провалы", паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Проверяйте себя по следующей программе:

-         не бывает ли у вас в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, чем они вызваны;

-         не было ли в вашей педагогической практике ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникали "пустоты", чем они были вызваны, как вы их преодолевали;

-         удается ли вам в ходе урока постоянно взаимодействовать со всеми учащимися, если чувствуете, что такого контакта не возникает, стремитесь ли его наладить.

12. Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество.

Быть инициативным в общении - значит:

-         уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;

-         целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;

-         вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимодействии, на основе которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;

-         уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т.п.;

-         использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия учащихся между собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;

13. Организуя общение со школьниками, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение, одновременно, в отличие от юношей, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу. Девушки негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, следовательно, необходимо выстраивать систему косвенного влияния.

14. Избегайте штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться:

-         в общей манере вести себя;

-         в стереотипных реакциях на поведение учащихся;

-         в механическом следовании запланированной схеме разговора на уроке без учета его реального развития;

-         в "психологической закрытости" учителя, который реализует на уроке только педагогические функции и не раскрывается как человек.

Рекомендую проанализировать, нет ли у вас подобных штампов, посоветуйтесь об этом с коллегами и, если заметите за собой подобные недостатки, стремитесь от них избавляться.

 15. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам - это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Такие, порой неосознанные, негативные установки могут возникать в результате:

-         отрицательного стереотипа в отношении к данному школьнику, сформированного у вас коллегами, работавшими в данном классе;

-         слабой успеваемости учащегося;

-         межличностного конфликта, который мог ранее произойти у вас с этим воспитанником;

-         негативного отношения к данному школьнику в ученическом коллективе;

-         стремления учащегося выделиться на уроке;

-         частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами школьник.

16. Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни школьника бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и не передает учащемуся нашего личностного позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а зачастую и ведет к формированию заниженной самооценки.

В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность как общий психологический контекст взаимодействия, без которого невозможны плодотворные деловые и межличностные отношения. Рекомендую проанализировать себя по таким параметрам:

- не преобладает ли в вашем общении с детьми критика над другими оценками;

- каких требований больше в вашей, системе общения: запрещающих ("нельзя", "не следует", "прекратить" и т.д.); ориентирующих на то, что надо делать; нейтральных;

- сколько в среднем замечаний на одном уроке вы делаете;

- способны ли вы прервать объяснения нового материала или ответ ученика, если возникает желание сделать замечание нарушителю дисциплины;

- часто ли вы начинаете урок, общение с учащимися с критики;

- не злоупотребляете ли на уроке противопоставлениями слабых учащихся сильным;

- реагируете на нарушения дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор (но не насмешки и сарказм);

- не переходите ли в процессе педагогического общения на угрозы и оскорбления;

- не ощущаете ли некоторую отчужденность школьников, стремление ограничить контакты с вами лишь деловым общением.

17. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Вообще улыбка учителя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает их к общению, вызывает стремление к работе.

Понаблюдайте за собой:

- как часто вы улыбаетесь на уроке;

- способны ли вы вместе с детьми смеяться;

- не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости;

Помните, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у ребят негативных психологических установок.

18. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания. Проследите за собой:

-         всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.п.);

-         готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, но старающегося;

-         часто ли в ваших оценках встречаются слова: "молодец", "хорошо придумано", "я это одобряю", "удачное решение" и т.п.;

-         часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ; помните - есть огромная психологическая дистанция между оценками: "Верно, Петров" и "Молодец, Володя";

-         часто ли показываете детям, что верите в их возможности;

-         не бывает ли в ваших оценках детей психологических характеристик их безнадежности типа: "Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает";

-         всегда ли вы способны внушить своим учащимся уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях.

Помните, что одобрение, поддержка, дружественная доброжелательность - важнейшее условие совместной творческой работы.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса. Наши оценки за ответ, наши критические замечания и пожелания всегда воспринимаются и интерпретируются учащимися именно в контексте нашего отношения к ним. Надо учиться "транслировать" в класс свое позитивное отношение к детям.

20. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические ходы к личности. Запоминайте имена учащихся, другие характеристики их личности, это очень важно для общения.

21. Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстояшего разговора. Продумайте:

-         какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите;

-         необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенными средствами;

-         уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане;

-         каковы возможные негативные последствия планируемой беседы;

-         какие приемы воспитательного воздействия вы будете использовать в беседе;

-         какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать;

-         с чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя).

А теперь продумайте возможные стратегии поведения школьника в процессе индивидуальной беседы:

-         как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие,

-         согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию;

-         не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша дальнейшая линия поведения;

-         если школьник пойдет на конфликт, что вы предпримете.

А теперь несколько общих рекомендаций по "психологической партитуре" организации беседы:

-         стремитесь не перебивать школьника, как бы вам не хотелось высказаться;

-         не спешите с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;

-         не отвечайте на возражения в категорическом тоне, это мешает диалогу;

-         стремитесь показать перспективы будущей деятельности;

-         не заканчивайте разговор эмоционально неопределенной интонацией;

-         если у вас существуют какие-то предубеждения по отношению к школьнику, не показывайте их;

-         в ходе разговора продумайте возможные варианты развития ваших отношений со школьниками;

-         чутко следите за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагируйте на них, корректируйте психологические ходы в общении.

22. Помните, что людей всегда волнует их личность - ваше отношение к ней, понимание, уважение и т.п. В нашем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети это должны ощущать.

23. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год. Помните, что противоречия, возникающие между изменившимися возрастными особенностями школьников и неизменными формами нашего педагогического общения, способны привести к серьезной деформации взаимоотношений и отрицательно сказаться на качестве учебно-воспитательного процесса.

24. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Предлагаю следующую программу такой коммуникативной подготовки:

-         вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;

-         попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;

-         попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;

-         соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства.

-         Не забудьте вспомнить и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок, которые могут у вас сформироваться по отношению к детям.

25. Умейте анализировать процесс общения.

Если на уроке, переменах, в коллективном или индивидуальном общении имели место сбои, то

- попытайтесь определить причины ошибок в педагогическом общении:

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) "перескакивание" через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения, сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег:

ж) недостаточное владение учебным материалом;

з) психологические барьеры;

-         постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

-         попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом (учащимися);

-         продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.

26. Особое внимание следует обратить на взаимоотношения с коллегами: они существенным образом влияют на общий социально-психологический климат учебно-воспитательного процесса. Рекомендую при организации взаимоотношений с коллегами учитывать следующее:

-         будьте доброжелательными в отношении к другим членам педагогического коллектива;

-         подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;

-         стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;

-         стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на недостатках; представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.

Помните, что взаимоотношения в педагогическом коллективе самым существенным образом влияют на общешкольный психологический микроклимат, они улавливаются учащимися и оказывают воздействие на нравственную атмосферу воспитательного процесса.

27. Следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности, не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.

 

Попытайтесь проанализировать собственную речь по следующим показателям:

-         нет ли у вас в речи словечек-паразитов (“ну”, “так значит”, “в общем”, “короче” и т.п.);

-         способны ли вы точно строить высказывания, не отвлекаясь от главных мыслей;

-         следите, за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;

-         обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат урока;

-         исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

28. Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными школьниками. Помните, что:

-         трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии:

-         он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;

-         необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;

-         нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;

-         необходимо - изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;

-         следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.









Семинар для учителей «Правила педагогического общения»
  • Школьному психологу
Описание:

Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не дос­тигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их. 

При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагоги­ческого общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытека­ет из программы и плана" и т.п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из ко­торых незаметно ускользает живой ребенок.  Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогичес­кого видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь пе­дагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" помо­жет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.

Автор Хомякова Инга Минюлламовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 719
Номер материала 47192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓