Семинар -
тренинг для родителей
« Пути формирования бесконфликтных
взаимоотношений с подростками.»
Цели:
объединить усилия
семьи и школы в формировании у родителей старших подростков ответственного
отношения к воспитанию своих детей;
научить родителей
умению бесконфликтного общения со своими детьми.
Задачи:
1. Познакомить
родителей с понятиями детско-родительских отношений, благополучия в семье и
стилями семейного воспитания.
2. Способствовать
адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.
3. Формировать
позитивные установки на отношение к окружающему миру и понимание родителями
собственного ребёнка.
4.
Развивать
представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения
в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.
Задачи:
-
Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;
-
Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;
-
Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.
Ход
занятия.
Родители
и дети рассаживаются по семейным парам за парт
Добрый
день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои
многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня
мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор,
конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в
школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и
детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на
земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь
привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не
уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят
учителей».
(Звучит спокойная музыка,
стулья расставлены по кругу)
1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…»
(клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
- Вот так, как этой нитью, все мы
связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как
найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться
в этой проблеме.
Теоретическая
часть.
- Родителям может показаться
неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они
хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство
безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то
скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому
сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в
семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
1. Правила
должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2.
Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с
требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка
обсудить разногласия.
3. При
наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
4. Дайте
свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш
отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание-
это стремление выйти из-под вашей опеки.
5. Никаких
нотаций
Больше всего подростков раздражают
нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный
, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите:
ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
6.
Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не
подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями,
способность понимать друг друга исчезает.
7. Не надо
обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь
сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми.
Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
При составлении или изменении правил
в вашей семье следует помнить о таких моментах:
1. Четкая
формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном
стиле и иметь конкретный характер).
2. Ограничения
и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
3. Ограничение
должно быть выполнимым.
Практическая
часть.
Упражнение
«Десять Я»
Перед
вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против
каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю
мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками.
Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по
парте? (ответы участников занятия)
Психолог:
Из
выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (подводится
к тому, что мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека).
Конфликтом
обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за
несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю Вам
посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших
семьях
(Разыгрывается
сценка.)
Психолог: Татьяна
собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно
прохладно.
Мать: «Надень
пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не
одену».
Мать: (на
повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю.
Немедленно надень пальто!»
Девочка: (на
повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать: (на
повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно.
Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка: (крича)
«Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
Психолог: Конфликт
ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и
мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать
семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его
снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать
"пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день
у нее наверняка сложится скверно.
Я
предлагаю каждой семейной команде, найти пути решения выхода из этой ситуации,
чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)
Психолог:
Большинство
житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая
сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.
Слайд
- «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)
Вот
вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
(Разыгрывается
сценка)
Мать: «Надень
пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не
одену».
Мать: «Можем ли
мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –
Девочка
кивает.
Мать: «А раз
так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто
для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли
какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно,
как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»
Мать:
«Прекрасная мысль».
Психоолог: На этом
инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что
дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Теперь,
я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса. (Раздаются
карточки, участникам предоставляется время для решения проблемы. Музыкальный
фон.
Содержание
карточек:
-
Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают,
чтобы он сначала выучил уроки.
Пример
компромиссного решения проблемы:
Мама:- Ты куда
собираешься?
Подросток:- Иду
гулять.
Мама: - Но ты
ещё не сделал уроки?
Подросток: - Ну и
что, потом сделаю.
Мама: - Сначала
надо сделать уроки.
-
У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители
настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:
Пример
компромиссного решения проблемы:
Мама: - Опять у
тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя
Подросток: - Я не
хочу сейчас убираться.
Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:
Ситуация
1.
Уже поздно,
ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка
в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря,
что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой
ситуации?
Обобщение:
Родители должны
знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В
этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери
надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав.
Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем
здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и
понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым.
Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.
Ситуация
2.
Муж наказал
ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть
с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?
Обобщение.
В этой ситуации
возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные».
Мама может сказать:
- Да, папа, наш
сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так
поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем
его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о
единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.
Обсуждение
ситуаций в группах
(родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации,
определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного
высказывания».
1. Ребенок обычно возвращается из
школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь
домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения».
Не следует требовать выполнения сразу же.)
2. Родители говорят своему ребенку:
«Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой
вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку:
«Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на
карманные расходы. Других денег не будет»)
4. Родители своему ребенку: «Ты опять
разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть
внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)
После обсуждения ситуаций и обмена
мнениями психолог делает выводы:
1. любую
информацию можно преподнести в позитивном ключе;
2. дети,
слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
3. высказывания,
способствующие повышению самооценки ребенка, также
формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более
«отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно
попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов»
под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более
устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или
наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его
психики.
Причины отклонения в поведении детей.
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания,
которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
2. Борьба
за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной
родительской власти и опеки.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на
родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от
семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье.
В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же
протесты, непослушание.
4. Потеря
веры в собственный успех.
Ребенок переживает неблагополучие в
какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у
мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба.
Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок
теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно
ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все
равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении -
это крик о помощи!
Все родители воспитывают детей в меру
своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в
определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в
жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но
всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Упражнение
«Эмоциональное восприятие».
- Уважаемые родители! Закройте на
минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу).
Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и
вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Упражнение
«Чаша чувств»
(каждый родитель по очереди вынимает
из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).
Мы поможем нашим детям общаться с
нами, если наше отношение к ним будет
включать:
1. принятие
2. внимание
3. признание(уважение)
4. одобрение
5. теплые
чувства.
6. понимание
7. любовь
8. доверие
9. поддержка
10. юмор
Моделируя свое отношение к детям в
соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые
отношения с ровесниками и другими людьми.
Вывод.
Чтение
стихотворения «Родителям…»
(решение взаимоотношений детей и
родителей через призму взаимоотношений в семье).
-Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Упражнение .Коллаж «Портрет моей
семьи»
Памятки-рекомендации
(раздаются всем
родителям)
1. Выстраивайте
позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в
уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении.
Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
2. Будьте
одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в
роли судьи.
3. Контроль
над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит
к успеху.
4. Поддерживайте
подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не
достигает успеха.
5. Имейте
мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
6.
Демонстрируйте
взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к
подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.