Шадрина И.Ю.
Рисунок на стекле
Как утверждают специалисты, роспись по стеклу была
известна человечеству с древнейших времен. Еще во времена захвата Египта
Александром Македонским и образования Александрии стеклоизделия расписывали
необожженными масляными красками. Египтяне также научились использовать
эмалевые красители, а после этот метод декорирования распространился и заслужил
должную популярность во всей Сирии и Италии. До первого века нашей эры
обжиговая роспись была еще не так популярна. Большинство предметов домашней
утвари и произведений архитектурного искусства украшают налепными нитками и
стеклянными жгутиками.
Витражи
самой первой стала использовать католическая церковь. Слово
"витраж" произошло от французского (оконное стекло). Свет, проходя сквозь витраж, окрашивается в его цвета и
создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно в храмах. Произошло
это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было
очень неоднородно. Оно родилось в Египте, возможно, самой магической
цивилизации и было непрозрачным. Прозрачное бесцветное стекло появилось
одновременно с христианством.
В России
витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом
убранства интерьеров русских домов. В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими
романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре
сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными
картинами» (от французского transparent — прозрачный). Николай I
проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в
России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге.
В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские
придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные
изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних
готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. После 20-х годов 19 века в России
особую популярность получает метод печатания на стеклянных изделиях. Огромными
партиями по всей стране выпускаются бокалы, рюмки и стаканы с изображениями лиц
царской семьи, известных полководцев и светскими деятелями. Однако этот способ
декорирования стекла просуществовал значительно недолго и вскоре вовсе был
забыт.
В наше время сохраняются традиции и секреты старых мастеров, умение
работать со стеклом передается на генетическом уровне из поколения в
поколение. Время диктует новые тенденции, но основы ремесла остаются
незыблемыми.
Традиция украшать стекло росписью в
наши дни обретает второе рождение. Благодаря огромному разнообразию современных
красок роспись стекла доступна каждому желающему. Украсить росписью можно
решительно все: от простых стеклянных рамочек до стеклянных изделий сложнейших
форм, от стаканов и тарелок до зеркал и стеклянных дверей.
Вообще для росписи стекла обычно используют витражные
краски, предназначенные именно для этой цели, а также акриловые
краски. Краски могут быть как матовыми, так и прозрачными, кроме того,
есть специальные красители с блестками – глиттеры. Но можно использовать и
обычные гуашевые краски, хотя они и не будут прозрачны и долговечны.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные
впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь
скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не
впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Если краска плохо
ложится на поверхность, «скатывается» с нее, нужно добавить в гуашь несколько
крошек сухого мыла или капельку жидкого моющего средства. При создании фона
покрывать стекло краской полностью нельзя. Секрет рисования на бутылках и
банках заключается в их прозрачности, просвечивании рисунков, в получении
объемного изображения. Такая техника работы доступна детям от 5 лет. Чем старше
дети, тем более самостоятельны их рисунки. Прямо в процессе рисования стекло
можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и
поступают тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы
разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная
основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как
сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Ребенок словно
не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и
исправления. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация
провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение
действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо
обязательно обработать его кромку.
Итак, попробуем по-новому посмотреть на привычные предметы. Например, на
баночки и бутылки. Стеклянные бутылки и банки можно использовать, например, для
росписи. Форма, размер, цвет бутылки или банки подскажут тему рисунка. Синее
стекло превращается в морские глубины с водорослями и рыбками. На бутылке
зеленого стекла хорошо рисовать зимний лес с белыми березами, яркими ягодами
рябины, красногрудым снегирем. На прозрачном стекле хорошо смотрится хоровод
детей. (Передние фигурки более яркие и четкие, задние же просвечиваются с
обратной стороны и создают объемность изображения. Создается впечатление, что
ты внутри этого веселого хоровода).
Наверное, все в детстве любили рисовать на запотевшем
окне. Можно усовершенствовать эту технику следующим образом: нанести на стекло
или зеркало крем (лучше детский). Равномерно распределить его при помощи
резинового шпателя и …фантазируйте и рисуйте.
А теперь перейдём от интересного к самому интересному.
Распишем стеклянные изделия, которые вы приготовили.
Заключение: фильм «На стёклах дивной красоты».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.