МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
№1
СЕМИНАР – ТРЕНИНГ
Авторитет – он и есть авторитет
Седовой М.И.
Авторитет.
Важным условием воспитания детей является авторитет их
родителей. То есть влияние отца и матери на ребенка, основанное на знаниях,
нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и в конечном
счете к взрослым людям вообще.
Для начала давайте разберемся с понятием «авторитет».
Что это такое? Судя по толковому словарю - общепризнанное значение и влияние. К
тому, кто имеет авторитет, окружающие относятся с доверием и уважением. Доверие
и уважение здесь - ключевые слова. Чтобы ваш ребенок так к вам относился, это
надо заслужить!
Основа авторитета – это требовательное отношение родителей
к себе, не расхождение слов с делами, последовательность и конкретность
действий родителей.
Очень важно для развития личности ребёнка, чтобы в
семье существовало уважение, взаимопомощь, доверие. Этому способствует
демократический стиль отношений.
Также нужно разделять понятия авторитет и
авторитарность. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчуждённость,
враждебность, страх и может быть причиной невроза у ребёнка. При таких
взаимоотношениях у ребёнка могут развиваться негативные черты характера:
лживость, лицемерие, зависть и т.п.
У авторитетных родителей не стоит задача наказать
ребенка, для них основным моментом в воспитании ребенка является осознание
малышом степени тяжести совершенных проступков. Авторитетные родители не
повышают голос, не хватаются за ремень без причины, не кричат. Они спокойно
анализируют ситуацию и дают ребенку понять, что эти требования необходимо
выполнять неукоснительно. Если сами родители умеют прощать, а также просить
прощения их авторитет у ребенка будет непоколебим. Ребенок никогда не станет
извиняться, если в собственной семье подобный опыт не практикуется.
Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий
авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и
стремящегося создать послушание любыми средствами.
В чем же заключаются трудности, связанные с
дисциплинированием и с постановкой своего авторитета в семье? Во-первых,
родителям нелегко переносить недовольство ребенка, видеть его слезы,
выслушивать жалобы и капризы — все это малоприятно, особенно если ребенок
наотрез отказывается подчиняться. Родителям инстинктивно хочется, чтобы дети
были постоянно довольны и счастливы. Нелегко вдруг стать явной причиной
огорчений — пусть даже и временных. Другая трудность — в выборе правильной воспитательной
тактики в каждом отдельном случае. Какое наказание выбрать, чем заставить детей
беспрекословно выполнять родительские требования, как избежать повторения
проступков в будущем? Некоторые наказывают не в меру сурово, другие — наоборот,
недостаточно строго и слишком редко.
Здесь можно выделить такие типичные ошибки, которые
совершают родители и применяют в общении со своими детьми...
1.
Авторитет
подавления
2.
Авторитет
педантизма
3.
Авторитет назидания
4.
Авторитет
демонстративной любви
5.
Авторитет
родительского положения
6.
Авторитет доброты
7.
Авторитет
подкупа
Однако одни знания и умения не в состоянии решить все
воспитательные проблемы и укрепить свой авторитет. Может быть, наибольшая
трудность связана с необходимостью постоянно держать себя в руках. Даже когда
родители обладают практическими навыками и правильным пониманием сущности
воспитательного процесса, эмоции нередко мешают им своевременно и сдержанно
использовать свои знания. Гнев, разочарование, нетерпение, смущение,
беспомощность нарушают их душевное равновесие, и они выбирают неправильные
педагогические средства.
Дополнительные трудности возникают, когда родители
недостаточно осознают важность дисциплины и своего авторитета. Они считают
иногда, что нет необходимости устанавливать в доме власть, гораздо важнее
создать атмосферу любви, терпимости и взаимного уважения. Они не понимают, что
приучить ребенка к дисциплине — это и есть проявление любви. Без дисциплины из
него может вырасти малоприятная личность, от которой отвернутся сами родители.
Мы не принесем нашим детям никакой пользы, если не сможем, когда нужно,
приструнить их и верно направить.
Наоборот, мы своими собственными руками растим их
неудачниками и отверженными в жизни. Наше нежелание упорно настаивать на
должном поведении усложнит ребенку в будущем выбор правильного образа жизни,
приведет к конфликту и к столкновениям между ним и окружающими его людьми.
Однако, повторяем, власть, дисциплина и авторитет должны
строиться на любви. Чем спокойнее и надежнее чувствует себя ребенок в семье и в
сознании ребенка заложена уверенность в том, что он любим, - тем легче
направлять и дисциплинировать его, потому что он искренне желает угодить
родителям и следовательно ценит родительский авторитет.
Так же давайте рассмотрим авторитет в школьном
коллективе. Не всегда учителю легко определить с первых дней «вожака»,
но это необходимо для продуктивной работы с классом.
Часто на помощь учителю в такой ситуации приходит
школьный психолог, предлагая протестировать детей методом социометрии и выявить
«звезд» и «отверженных».
Но предположить, кто же в классе настоящий лидер,
учитель может и самостоятельно. Достаточно спросить: «А кто у вас лидер?».
Возможные такие варианты ответа.
1. К истинному лидеру дети скорее все повернутся или укажут на него.
2. Другой вариант, когда на вопрос кто-то один говорит: «Я - лидер».
Обратите внимание, это не лидер, а скорее его подлиза. Истинный лидер кто-то
другой.
3. В ответ после минутного молчания кто-то говорит: «А у нас нет
лидера». Тот, кто это сказал – и есть лидер, причем значительный лидер.
В детской среде есть свои особенности авторитета.
Нужно отметить такую присущую ему черту, как доминантность. Лидерами становятся
такие дети, которые доминируют среди других по таким факторам:
ü
Внешний вид и физическая
сила.
ü
Спортивные успехи.
ü
Социальные адаптивные
навыки.
ü
Осведомленность, то есть
грамотность и эрудированность.
В заключении мы можем сказать, что заслуженный
авторитет – это вложение многих ресурсов и времени, а потеря его может
произойти достаточно внезапно!
Спасибо за внимание!
А В Т О Р И Т Е Т
Х О Д З А Н Я Т И Я
Цели занятия:
ü
знакомство участников;
ü
создание доброжелательной и активной атмосферы в
группе;
ü
ознакомление подростков с понятием «Авторитет»; -
стимулирование воображения в поисках собственного понимания «Авторитета».
Процедура проведения : 1 часть Разминка. Участники группы садятся в
круг. Первым представляется ведущий, затем сидящие слева от него называют свои
имена.
Ведущий:
У меня в руках мяч: участники бросают друг другу мяч НАЗЫВАЯ КАЧЕСТВА И
ОСОБЕННОСТИ ПРИСУЩИЕ С ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, АВТОРИТЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Надо стараться
не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все
члены группы.
Презентация по
теме «Авторитет». Видео фильм 2-3 минуты
Тренинг: Участники группы садятся в круг. Дается задание, чтобы каждый
участник вспомнил свой первый авторитет в жизни, и рассказал. Имеется в виду, с
кого бы он хотел брать пример в молодости. (Рассказ участников).
Тренинг: Выбираем из участников трех человек,( в роли папа, мама, и ребенок). Учитель
вызывает родителей на беседу, в рассказе учитель говорит, что ребенок очень
изменился, стал грубить, (врать, чувствуется запах сигарет) не всегда
выполняет требования школы. Необходимо родителям провести с ним беседу,
восстановить свой авторитет в глазах ребенка. Действие участников, разговор дома
с ребенком.
Тренинг: Группа делится на 3 подгруппы на столах цветные карандаши.
Задание: каждая
группа должна нарисовать эмблему, которая соответствовала бы
«Авторитетному
человеку». И подписать авторитет это (придумать лозунг) - ...........
Сегодня мы много говорили об авторитете, услышали мнения всех
участников и давайте закончим наш тренинг упражнением «Озеро спокойствия».
Задачи: общение
полученного опыта, обратная связь о тренинге.
Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник рисует
на своем листке эмоции, которые он испытал при прохождении нашего тренинга. А
сейчас давайте сядем прямо, глубоко вздохнем, понаблюдаем за собой, как волны
спокойствия распространяются от лба к сердцу и от туда к каждой клеточки нашего
тела и посмотрим ваши рисунки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.