Главная / Школьному психологу / Семинар-тренинг, выступление, ход занятия (для подростков)

Семинар-тренинг, выступление, ход занятия (для подростков)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1








СЕМИНАР – ТРЕНИНГ








Авторитет – он и есть авторитет











Седовой М.И.
















Авторитет.

Важным условием воспитания детей является авторитет их родителей. То есть влияние отца и матери на ребенка, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и в конечном счете к взрослым людям вообще.

Для начала давайте разберемся с понятием «авторитет». Что это такое? Судя по толковому словарю - общепризнанное значение и влияние. К тому, кто имеет авторитет, окружающие относятся с доверием и уважением. Доверие и уважение здесь - ключевые слова. Чтобы ваш ребенок так к вам относился, это надо заслужить!

Основа авторитета – это требовательное отношение родителей к себе, не расхождение слов с делами, последовательность и конкретность действий родителей.

Очень важно для развития личности ребёнка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопомощь, доверие. Этому способствует демократический стиль отношений.

Также нужно разделять понятия авторитет и авторитарность. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчуждённость, враждебность, страх и может быть причиной невроза у ребёнка. При таких взаимоотношениях у ребёнка могут развиваться негативные черты характера: лживость, лицемерие, зависть и т.п.

У авторитетных родителей не стоит задача наказать ребенка, для них основным моментом в воспитании ребенка является осознание малышом степени тяжести совершенных проступков. Авторитетные родители не повышают голос, не хватаются за ремень без причины, не кричат. Они спокойно анализируют ситуацию и дают ребенку понять, что эти требования необходимо выполнять неукоснительно. Если сами родители умеют прощать, а также просить прощения их авторитет у ребенка будет непоколебим. Ребенок никогда не станет извиняться, если в собственной семье подобный опыт не практикуется.

Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

В чем же заключаются трудности, связанные с дисциплинированием и с постановкой своего авторитета в семье? Во-первых, родителям нелегко переносить недовольство ребенка, видеть его слезы, выслушивать жалобы и капризы — все это малоприятно, особенно если ребенок наотрез отказывается подчиняться. Родителям инстинктивно хочется, чтобы дети были постоянно довольны и счастливы. Нелегко вдруг стать явной причиной огорчений — пусть даже и временных. Другая трудность — в выборе правильной воспитательной тактики в каждом отдельном случае. Какое наказание выбрать, чем заставить детей беспрекословно выполнять родительские требования, как избежать повторения проступков в будущем? Некоторые наказывают не в меру сурово, другие — наоборот, недостаточно строго и слишком редко.

Здесь можно выделить такие типичные ошибки, которые совершают родители и применяют в общении со своими детьми...

  1. Авторитет подавления

  2. Авторитет педантизма

  3. Авторитет назидания

  4. Авторитет демонстративной любви

  5. Авторитет родительского положения

  6. Авторитет доброты

  7. Авторитет подкупа

Однако одни знания и умения не в состоянии решить все воспитательные проблемы и укрепить свой авторитет. Может быть, наибольшая трудность связана с необходимостью постоянно держать себя в руках. Даже когда родители обладают практическими навыками и правильным пониманием сущности воспитательного процесса, эмоции нередко мешают им своевременно и сдержанно использовать свои знания. Гнев, разочарование, нетерпение, смущение, беспомощность нарушают их душевное равновесие, и они выбирают неправильные педагогические средства.

Дополнительные трудности возникают, когда родители недостаточно осознают важность дисциплины и своего авторитета. Они считают иногда, что нет необходимости устанавливать в доме власть, гораздо важнее создать атмосферу любви, терпимости и взаимного уважения. Они не понимают, что приучить ребенка к дисциплине — это и есть проявление любви. Без дисциплины из него может вырасти малоприятная личность, от которой отвернутся сами родители. Мы не принесем нашим детям никакой пользы, если не сможем, когда нужно, приструнить их и верно направить.

Наоборот, мы своими собственными руками растим их неудачниками и отверженными в жизни. Наше нежелание упорно настаивать на должном поведении усложнит ребенку в будущем выбор правильного образа жизни, приведет к конфликту и к столкновениям между ним и окружающими его людьми.

Однако, повторяем, власть, дисциплина и авторитет должны строиться на любви. Чем спокойнее и надежнее чувствует себя ребенок в семье и в сознании ребенка заложена уверенность в том, что он любим, - тем легче направлять и дисциплинировать его, потому что он искренне желает угодить родителям и следовательно ценит родительский авторитет.

Так же давайте рассмотрим авторитет в школьном коллективе. Не всегда учителю легко определить с первых дней «вожака», но это необходимо для продуктивной работы с классом.

Часто на помощь учителю в такой ситуации приходит школьный психолог, предлагая протестировать детей методом социометрии и выявить «звезд» и «отверженных».

Но предположить, кто же в классе настоящий лидер, учитель может и самостоятельно. Достаточно спросить: «А кто у вас лидер?». Возможные такие варианты ответа.

1. К истинному лидеру дети скорее все повернутся или укажут на него.

2. Другой вариант, когда на вопрос кто-то один говорит: «Я - лидер». Обратите внимание, это не лидер, а скорее его подлиза. Истинный лидер кто-то другой.

3. В ответ после минутного молчания кто-то говорит: «А у нас нет лидера». Тот, кто это сказал – и есть лидер, причем значительный лидер.

В детской среде есть свои особенности авторитета. Нужно отметить такую присущую ему черту, как доминантность. Лидерами становятся такие дети, которые доминируют среди других по таким факторам:

  • Внешний вид и физическая сила.

  • Спортивные успехи.

  • Социальные адаптивные навыки.

  • Осведомленность, то есть грамотность и эрудированность.

В заключении мы можем сказать, что заслуженный авторитет – это вложение многих ресурсов и времени, а потеря его может произойти достаточно внезапно!

Спасибо за внимание!

















А В Т О Р И Т Е Т


Х О Д З А Н Я Т И Я


Цели занятия:

  • знакомство участников;

  • создание доброжелательной и активной атмосферы в группе;

  • ознакомление подростков с понятием «Авторитет»; - стимулирование воображения в поисках собственного понимания «Авторитета».


Процедура проведения : 1 часть Разминка. Участники группы садятся в круг. Первым представляется ведущий, затем сидящие слева от него называют свои имена.

Ведущий: У меня в руках мяч: участники бросают друг другу мяч НАЗЫВАЯ КАЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ПРИСУЩИЕ С ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, АВТОРИТЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все члены группы.


Презентация по теме «Авторитет». Видео фильм 2-3 минуты


Тренинг: Участники группы садятся в круг. Дается задание, чтобы каждый участник вспомнил свой первый авторитет в жизни, и рассказал. Имеется в виду, с кого бы он хотел брать пример в молодости. (Рассказ участников).

Тренинг: Выбираем из участников трех человек,( в роли папа, мама, и ребенок). Учитель вызывает родителей на беседу, в рассказе учитель говорит, что ребенок очень изменился, стал грубить, (врать, чувствуется запах сигарет) не всегда выполняет требования школы. Необходимо родителям провести с ним беседу, восстановить свой авторитет в глазах ребенка. Действие участников, разговор дома с ребенком.

Тренинг: Группа делится на 3 подгруппы на столах цветные карандаши.

Задание: каждая группа должна нарисовать эмблему, которая соответствовала бы

«Авторитетному человеку». И подписать авторитет это (придумать лозунг) - ...........


Сегодня мы много говорили об авторитете, услышали мнения всех участников и давайте закончим наш тренинг упражнением «Озеро спокойствия».

Задачи: общение полученного опыта, обратная связь о тренинге.


Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник рисует на своем листке эмоции, которые он испытал при прохождении нашего тренинга. А сейчас давайте сядем прямо, глубоко вздохнем, понаблюдаем за собой, как волны спокойствия распространяются от лба к сердцу и от туда к каждой клеточки нашего тела и посмотрим ваши рисунки.







Семинар-тренинг, выступление, ход занятия (для подростков)
  • Школьному психологу
Описание:

СЕМИНАР – ТРЕНИНГ

 

Авторитет – он и есть авторитет 

Седова М.И.

 

Х О Д  З А Н Я  Т И Я 

Цели занятия:

ü  знакомство участников;

ü  создание доброжелательной и активной атмосферы в группе;

ü  ознакомление подростков с понятием «Авторитет»; - стимулирование воображения в поисках собственного понимания «Авторитета».

 Основа авторитета – это требовательное отношение родителей к себе, не расхождение слов с делами, последовательность и конкретность действий родителей.

Очень важно для развития личности ребёнка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопомощь, доверие. Этому способствует демократический стиль отношений.

Также нужно разделять понятия авторитет и авторитарность. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчуждённость, враждебность, страх и может быть причиной невроза у ребёнка. При таких взаимоотношениях у ребёнка могут развиваться негативные черты характера: лживость, лицемерие, зависть и т.п. 

Автор Седова Марианна Игоревна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 375
Номер материала 38082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓