Главная / Школьному психологу / Семинар-практикум для педагогов "Как воспитать в ребёнке Толерантность "

Семинар-практикум для педагогов "Как воспитать в ребёнке Толерантность "

hello_html_m360257a5.gifhello_html_m493dab73.gifАвтор: С.А. Петраченкова, педагог-психолог

Семинар-практикум для воспитателей

"Как воспитать в ребёнке Толерантность "


Цель: Содействие созданию в ОДД г. Ангарска, условий для формирования толерантных установок у педагогов и воспитанников.

Задачи:

Познакомить педагогов с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.

  • Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.

  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

  • Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.

  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.


Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в учреждениях для детей - сирот, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2 Заполнение Экспресс-опросника "Индекс толерантности»

Цель: диагностика общего уровня толерантности педагогов

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. приложение).

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий объясняет, как посчитать результат и интерпретируетего (кто набрал от 22-60 баллов, у того низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.и т.д.)

3. Упражнение “Волшебный мешочек”.

Цель:

  • работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

  1. Упражнение “Эмблема толерантности”.

Цель:

  • продолжение работы с определениями толерантности;

  • развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах... Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

5. Мозговой штурм “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.

- С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

- С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

- Где границы толерантного отношения?

Толерантная среда

Интолерантная среда

Умение внимательно слушать и слышать;

стремление разобраться; расспрашивание;

совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка

Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

Основой содержания этой деятельности для детей может стать следующее:

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)

  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни ребят.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности детей. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у ребят в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

6. Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

7. Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

8. Упражнение “Аплодисменты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

  1. Упражнение “Комплименты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

  1. Упражнение «Круг доверия».

Цель: Развитие уважительного отношения к другим

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.


1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

  1. Упражнение “Цветок моей толерантности”.

Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.

Что мне помогает быть толерантным?

На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.

Далее листы передаются по кругу.

11. Обратная связь от участников группы:

Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?


Литература

  1. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.

  3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001.  № 9.  2002.  № 1.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.



Приложение

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)


Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.


Бланк методики


Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:



Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение







2

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности







3

Если друг предал, надо отомстить ему







4

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение







5

В споре может быть правильной только одна точка зрения







6

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах







7

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные







8

С неопрятными людьми неприятно общаться







9

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения







10

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества







11

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности







12

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше







13

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же







14

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей







15

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"







16

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"







17

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение







18

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться







19

Беспорядок меня очень раздражает







20

Беспорядок меня очень раздражает







21

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом







22

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим








Обработка результатов


Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.


Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.


Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.


Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.


Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:


22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.


61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.


100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).



Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:


1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.


2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.


3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.


Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.








Признаки интолерантности


Преобладание негативной лексики

используют негативную лексику, оскорбления, уничижительные слова


Стереотипы

используют негативные обобщения о национальных группах, об инвалидах или людях отличающихся от них

Насмешки

в разговоре дети пытаются ставить сверстников в неловкое положение используя для этого насмешки

Предубеждения

дети считают, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных, в силу национальных или личностных черт

Поиск виновного

склонны обвинять в происходящих неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, в проигрыше - своих сверстников


Дискриминация

в группе есть сверстники, которых сверстники избегают


Бойкот (остракизм)

бывают периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из сверстников


Преследование

используют в своем поведении приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться, или уйти


Осквернение или порча

кто-то из детей делает непристойные надписи, рисунки, выражая неуважение к другому человеку


Запугивание

некоторые дети прибегают к намеренному запугиванию других


Отчуждение

какого-то ребенка не допускают к общим играм, мероприятиям


Подавление

некоторых детей заставляют подчиниться чужому мнению, вынуждают не участвовать в общих мероприятиях


Насилие

некоторые дети подвергаются нападениям со стороны своих сверстников


Изгнание

какого-то ребенка несправедливо изгоняют из коллектива



Семинар-практикум для педагогов "Как воспитать в ребёнке Толерантность "
  • Школьному психологу
Описание:

Семинар-практикум для педагогов "Как воспитать в ребёнке Толерантность "

Цель: Содействие созданию в ОДД г. Ангарска,  условий для формирования толерантных установок у педагогов и воспитанников.

Задачи:

Познакомить педагогов с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.

·        Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.

·        Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

·        Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.

·        Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

 Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). 

Автор Петраченкова Светлана Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 1994
Номер материала 1792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓