Семейный урок по русским
народным сказкам.
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Цели: обобщить знания детей и
родителей по теме «Русские
народные сказки»;
расширить кругозор,
пробудить интерес к чтению;
развивать воображение,
речь, мышление;
воспитывать интерес к
жанрам устного народного
творчества, русской
словесности.
Оборудование: иллюстрации сказок, разрезные
картинки, карточки, предметы из волшебного мешочка, мультфильм на диске.
Ход
урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово
учителя.
Если на уроке присутствуют
родители, то какой у нас урок? (Семейный).
Для чего проводим такие уроки?
( Чтобы вместе читать, участвовать в конкурсах, находить ответы на трудные
вопросы и т. д.).
3. Постановка целей.
На доске: ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА
ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ
Учитель. Разделите строчки на слова.
Что вы заметили? Какие предложения получились? (Учитель, после ответов
детей, делит слова на доске). Этими словами начинаются … (русские
народные сказки).
Чем же русские народные сказки
отличаются от литературных произведений?
Величайшее богатство
народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные
сокровища человеческой мысли и опыта.
4.Актуализация знаний.
Рассказ учителя.
Сказки появились очень давно.
Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку,
передавал ее слушателям. Другой человек, пересказывая, добавлял что-то свое.
Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в
уста». Так сказка становилась … (народной), имя ее автора не запоминалось.
Ученик.
Дорогие
взрослые и дети!
Приготовьте
ваши глаза и уши.
Много чудесных
сказок на свете!
Пойди, угадай,
какая из них лучше…
Их сочиняли
всегда и везде:
И в желтой
Африке, и на белой Аляске.
О гномах и
феях, о синей звезде…
Возьмем для
примера русские народные сказки
5.Беседа.
Учитель. С самого раннего детства вы
слышали сказки. Вы проникали в чудесный, загадочный и таинственный мир. Какие
сказки вам особенно запомнились? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», и др.)
А кто вам первым читал эти сказки?
(Мама, бабушка и т.д.)
Даже вот в эти маленькие сказки народ
вкладывал свои мечты о добре, справедливости. В каждой народной сказке
содержится мудрая мысль. Не даром говорят: «Сказка – ложь, да в ней …»,
продолжите пословицу («намек, добрым молодцам урок»).
Беспредельная воля воображению
дана в сказках. Сейчас проверим вашу эрудицию по русским народным сказкам и
проведем конкурс знатоков
сказок.
В конкурсе принимают участие 3
команды, состоящие из учеников и их родителей.
Представляю их. Команда «Колобок»,
капитан - Анастасия Илюхина.
Команда «Зайчат», капитан – Дмитрий. Толстых.
Команда
«Сказочники», капитан – Владислав Коломейцев.
Для проведения конкурса
нужно выбрать компетентное жюри.
(Выбор членов
жюри и их представление)
За правильные ответы
команды получают жетоны от 1 до 3.
(Первыми отвечают учащиеся 1
класса, за ними ребята 3 класса, только потом родители).
1 конкурс. «Знаем героев сказок».
(На
всех игровых столах лежат домики, на крышах которых прикреплены
изображения животных: лисы, волка, зайца и медведя).
Отгадайте загадки.
Не найти среди зверей
Никого ее хитрей,
Потому – то и недолго
И к тому ж не жаль ничуть
Ей в лесу любого волка,
Как ребенка, обмануть.
(Лиса).
Приготовьте домик, в котором
живет Лиса.
Этот зверь знаком по русским сказкам,
Маугли в свою он принял стаю.
Он лохматый, серый и зубастый,
Вы его, конечно же, узнали.
(Волк).
Найдите домик этого серого
зверя.
Он большой и косолапый,
А в малинник как придет,
Ягоды широкой лапой
В свой зубастый рот кладет.
Но к зиме устанут ноги –
До весны лежит в берлоге.
(Медведь).
У косолапого тоже есть свой
дом.
Мой папа – красавец,
Соседям на зависть:
Глаза - словно сливы,
Раскосы, красивы.
Он длинные уши
На солнышке сушит.
Врагов не боится –
Ни зверя, ни птицы.
Храбрец и красавец!
Зовут его …
( Заяц).
Да и домик трусишки у вас на столах.
Задание. Вы должны написать названия
русских народных сказок на домиках, в которых «живут» данные персонажи. (3минуты).
Заяц. «Колобок», «Теремок», «Заяц
– хваста», «Лиса, заяц, петух» …
Медведь. «Маша и медведь», «Не
плюй в колодец - пригодится воды напиться», «Колобок», «Теремок» …
Лиса. «Лиса и тетерев», «Кот,
петух и лиса», «Лиса и журавль», «Лисичка
со скалочкой», «Овца, лиса и
волк», «Кто чем занят был?» …
Волк. «Лиса и волк», «Волк
и козлята», «Иван – царевич и серый волк»
2 конкурс. «Узнай сказку по
иллюстрации». (Иллюстрации расположены на доске).
Иллюстрации сказок: «Волк и семеро
козлят», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Гуси – лебеди», «Сказка о
царе Салтане», «Каша из топора» -
«Хитрый солдат», «По щучьему
веленью» - «Емеля – дурак». Что вы заметили? (
«Сказка о царе Салтане» - не русская народная, а литературная, ее написал
А.С.Пушкин.) (Команды отвечают по очереди).
3 конкурс. «Двойные имена
сказочных героев». (На карточках)
Мышка Пригнетыш
Гуси Попрыгушка
Лисичка
Побегайчик
Петушок Поскребушка
Зайчик
Красный Гребешок
Медведь Лебеди
Лягушка
Сестричка
Волк Хватыш
Какая вторая часть имени
подходит к каждому животному? Соедините линиями.
4конкурс. «Соберите
иллюстрации».
Первоклассники собирают иллюстрации
по образцам и придумывают предложения по собранным картинкам, а третьеклассники
и родители иллюстрации из сказки «Репка».
Проверка. Первоклассники по очереди
называют свои предложения к картинкам, которые сложили.
Остальные называют сказку, из которой
сложили иллюстрацию и описывают этот эпизод.
Что помогло семье вытянуть
репку?
Физкультминутка «Репка» - подвижная игра. Родители по цепочке рассказывают сказку, а дети играют.
Ставятся стулья вдоль доски, на
некотором расстоянии, чтобы вокруг них можно было обежать. Роли из сказки
«Репка» распределяются между детьми.
Родители по порядку пересказывают
сказку, а дети, услышав свое
сказочное имя, бегают вокруг своих
стульев.
5 конкурс. «Семейное чтение».
Чтение
сказки «Ворона и рак». На какую басню похожа данная сказка и кто ее
автор? ( Басня «Ворона и лисица», Автор И. Крылов).
6 конкурс. «Волшебный мешочек».
Из какой сказки предмет, который вы
достали из мешочка?
а) кувшин – «Лиса и Журавль»;
б) яйцо – «Курочка – Ряба»;
в) яблоко – «Гуси – лебеди»;
г) топор – «Каша из топора»;
д) клубок – «Царевна – лягушка».
е) репа – «Репка».
7 конкурс. Просмотр отрывка
из мультфильма «Зимовье зверей» до того места, где звери собрались в лесу
все вместе.
Продолжите сказку «цепочкой», по
предложению.
Задание. Назовите по порядку зверей,
которые собрались в зимовье.
Ответ: (бык, баран, кабан,
петух.)
8 конкурс. «Узнай героя и его
сказку».
Мы из сказки – ты
нас знаешь,
Если вспомнишь -
отгадаешь!
А не вспомнишь – ну
так что ж…
Сказку заново
прочтешь!
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет.
А
Емеля на
печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По
его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению».
Сидит в корзинке
девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки
… (Маша и медведь».
Укатился он из дома
По
дороге незнакомой…
Ты
узнал его, дружок?
Это
самый непослушный,
И
румяный … «Колобок».
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Яблонька, спаси меня! …
«Гуси – лебеди».
Ах
ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко.
Не
послушался кота,
Выглянул
в окошко. «Петушок – золотой гребешок».
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
9 конкурс. «Опиши героев
сказок». Впиши
слова в таблицу.
Слова для справок: равнодушный, добрый, находчивый,
капризный, терпеливый, заботливый, хитрый, смекалистый, гостеприимный, жадный,
упрямый, ласковый,
сообразительный, умный, доверчивый.
Название сказки.
|
Герой сказки.
|
Какой он?
|
«Лиса и журавль»
|
Журавль
|
|
«Петушок и бобовое зернышко»
|
Курочка
|
|
«Лиса и тетерев»
|
Тетерев
|
|
«Лисичка со скалочкой»
|
Лиса
|
|
«Кот и лиса»
|
Кот
|
|
|
|
|
Награждение проигравших команд. Поздравление
и награждение победителей.
Литература.
1. Алтынова Т.В., Юдина О.А.
«Приглашаем на урок»- 1 класс. Издательство «Учитель», Волгоград , 2008
г.
2. Рудченко Л.И. «Литературное
чтение»- 1-4 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
г.
3. Филипченко М.П. «В мире природы,
истории и литературы». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
г.
.
Приложение.
Берсенева Н.П.- учитель начальных классов
МОУ «Подгорновская С.О.Ш.»,
Майминского района, Республики Алтай.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.