Главная / Начальные классы / Семейный урок по русским народным сказкам.

Семейный урок по русским народным сказкам.

Семейный урок по русским народным сказкам.


Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Цели: обобщить знания детей и родителей по теме «Русские

народные сказки»;

расширить кругозор, пробудить интерес к чтению;

развивать воображение, речь, мышление;

воспитывать интерес к жанрам устного народного

творчества, русской словесности.

Оборудование: иллюстрации сказок, разрезные картинки, карточки, предметы из волшебного мешочка, мультфильм на диске.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Если на уроке присутствуют родители, то какой у нас урок? (Семейный).

Для чего проводим такие уроки? ( Чтобы вместе читать, участвовать в конкурсах, находить ответы на трудные вопросы и т. д.).

3. Постановка целей.

На доске: ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ

ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА

ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ

Учитель. Разделите строчки на слова. Что вы заметили? Какие предложения получились? (Учитель, после ответов детей, делит слова на доске). Этими словами начинаются … (русские народные сказки).

Чем же русские народные сказки отличаются от литературных произведений?

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

4.Актуализация знаний.

Рассказ учителя.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой человек, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась … (народной), имя ее автора не запоминалось.

Ученик.

Дорогие взрослые и дети!

Приготовьте ваши глаза и уши.

Много чудесных сказок на свете!

Пойди, угадай, какая из них лучше…

Их сочиняли всегда и везде:

И в желтой Африке, и на белой Аляске.

О гномах и феях, о синей звезде…

Возьмем для примера русские народные сказки

5.Беседа.

Учитель. С самого раннего детства вы слышали сказки. Вы проникали в чудесный, загадочный и таинственный мир. Какие сказки вам особенно запомнились? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», и др.)

А кто вам первым читал эти сказки? (Мама, бабушка и т.д.)

Даже вот в эти маленькие сказки народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром говорят: «Сказка – ложь, да в ней …», продолжите пословицу («намек, добрым молодцам урок»).

Беспредельная воля воображению дана в сказках. Сейчас проверим вашу эрудицию по русским народным сказкам и проведем конкурс знатоков

сказок.

В конкурсе принимают участие 3 команды, состоящие из учеников и их родителей.

Представляю их. Команда «Колобок», капитан - Анастасия Илюхина.

Команда «Зайчат», капитан – Дмитрий. Толстых.

Команда «Сказочники», капитан – Владислав Коломейцев.

Для проведения конкурса нужно выбрать компетентное жюри.

(Выбор членов жюри и их представление)

За правильные ответы команды получают жетоны от 1 до 3.

(Первыми отвечают учащиеся 1 класса, за ними ребята 3 класса, только потом родители).


1 конкурс. «Знаем героев сказок». (На всех игровых столах лежат домики, на крышах которых прикреплены изображения животных: лисы, волка, зайца и медведя).

Отгадайте загадки.

Не найти среди зверей

Никого ее хитрей,

Потому – то и недолго

И к тому ж не жаль ничуть

Ей в лесу любого волка,

Как ребенка, обмануть.

(Лиса).

Приготовьте домик, в котором живет Лиса.

Этот зверь знаком по русским сказкам,

Маугли в свою он принял стаю.

Он лохматый, серый и зубастый,

Вы его, конечно же, узнали.

(Волк).

Найдите домик этого серого зверя.

Он большой и косолапый,

А в малинник как придет,

Ягоды широкой лапой

В свой зубастый рот кладет.

Но к зиме устанут ноги –

До весны лежит в берлоге.

(Медведь).

У косолапого тоже есть свой дом.

Мой папа – красавец,

Соседям на зависть:

Глаза - словно сливы,

Раскосы, красивы.

Он длинные уши

На солнышке сушит.

Врагов не боится –

Ни зверя, ни птицы.

Храбрец и красавец!

Зовут его …

( Заяц).

Да и домик трусишки у вас на столах.

Задание. Вы должны написать названия русских народных сказок на домиках, в которых «живут» данные персонажи. (3минуты).

Заяц. «Колобок», «Теремок», «Заяц – хваста», «Лиса, заяц, петух» …

Медведь. «Маша и медведь», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», «Колобок», «Теремок» …

Лиса. «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Лисичка

со скалочкой», «Овца, лиса и волк», «Кто чем занят был?» …

Волк. «Лиса и волк», «Волк и козлята», «Иван – царевич и серый волк»

2 конкурс. «Узнай сказку по иллюстрации». (Иллюстрации расположены на доске).

Иллюстрации сказок: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «Гуси – лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Каша из топора» -

«Хитрый солдат», «По щучьему веленью» - «Емеля – дурак». Что вы заметили? ( «Сказка о царе Салтане» - не русская народная, а литературная, ее написал А.С.Пушкин.) (Команды отвечают по очереди).


3 конкурс. «Двойные имена сказочных героев». (На карточках)

Мышка Пригнетыш

Гуси Попрыгушка

Лисичка Побегайчик

Петушок Поскребушка

Зайчик Красный Гребешок

Медведь Лебеди

Лягушка Сестричка

Волк Хватыш

Какая вторая часть имени подходит к каждому животному? Соедините линиями.


4конкурс. «Соберите иллюстрации».

Первоклассники собирают иллюстрации по образцам и придумывают предложения по собранным картинкам, а третьеклассники и родители иллюстрации из сказки «Репка».

Проверка. Первоклассники по очереди называют свои предложения к картинкам, которые сложили.

Остальные называют сказку, из которой сложили иллюстрацию и описывают этот эпизод.

Что помогло семье вытянуть репку?

Физкультминутка «Репка» - подвижная игра. Родители по цепочке рассказывают сказку, а дети играют.

Ставятся стулья вдоль доски, на некотором расстоянии, чтобы вокруг них можно было обежать. Роли из сказки «Репка» распределяются между детьми.

Родители по порядку пересказывают сказку, а дети, услышав свое

сказочное имя, бегают вокруг своих стульев.


5 конкурс. «Семейное чтение». Чтение сказки «Ворона и рак». На какую басню похожа данная сказка и кто ее автор? ( Басня «Ворона и лисица», Автор И. Крылов).

6 конкурс. «Волшебный мешочек».

Из какой сказки предмет, который вы достали из мешочка?

а) кувшин – «Лиса и Журавль»;

б) яйцо – «Курочка – Ряба»;

в) яблоко – «Гуси – лебеди»;

г) топор – «Каша из топора»;

д) клубок – «Царевна – лягушка».

е) репа – «Репка».


7 конкурс. Просмотр отрывка из мультфильма «Зимовье зверей» до того места, где звери собрались в лесу все вместе.


Продолжите сказку «цепочкой», по предложению.

Задание. Назовите по порядку зверей, которые собрались в зимовье.

Ответ: (бык, баран, кабан, петух.)


8 конкурс. «Узнай героя и его сказку».

Мы из сказки – ты нас знаешь,

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет.

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется … («По щучьему велению».

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки … (Маша и медведь».

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

И румяный … «Колобок».

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Яблонька, спаси меня! … «Гуси – лебеди».

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. «Петушок – золотой гребешок».

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».



9 конкурс. «Опиши героев сказок». Впиши слова в таблицу.

Слова для справок: равнодушный, добрый, находчивый, капризный, терпеливый, заботливый, хитрый, смекалистый, гостеприимный, жадный,

упрямый, ласковый, сообразительный, умный, доверчивый.


Название сказки.

Герой сказки.

Какой он?

«Лиса и журавль»

Журавль


«Петушок и бобовое зернышко»

Курочка


«Лиса и тетерев»

Тетерев


«Лисичка со скалочкой»

Лиса


«Кот и лиса»

Кот







Награждение проигравших команд. Поздравление и награждение победителей.

Литература.

1. Алтынова Т.В., Юдина О.А. «Приглашаем на урок»- 1 класс. Издательство «Учитель», Волгоград , 2008 г.

2. Рудченко Л.И. «Литературное чтение»- 1-4 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

3. Филипченко М.П. «В мире природы, истории и литературы». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.








hello_html_5fc881e7.jpg












hello_html_28bce203.jpg







hello_html_m6833be7f.jpg









.
hello_html_m70d1ec.jpg








hello_html_m43b7dbe9.jpg







hello_html_32a9b662.jpg




Приложение.


hello_html_m10a526b7.jpg





hello_html_m12ad727d.jpg

hello_html_199a07b2.jpg




hello_html_m6b71c20b.jpghello_html_56299b6.jpg


Берсенева Н.П.- учитель начальных классов

МОУ «Подгорновская С.О.Ш.»,

Майминского района, Республики Алтай.





Семейный урок по русским народным сказкам.
  • Начальные классы
Описание:

  Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека.

Поэтому проведение таких уроков дает свои результаты: родители вместе с детьми готовятся к ним, так как они такие же участники учебного процесса, как и учащиеся. Попробуйте провести такой урок и, думаю, вам понравится.                                                       

Автор Берсенева Надежда Поликарповна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 8148
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓