Главная / Классному руководителю / Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи.

Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи.

Овцынова О. В.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»

г. Губкин

Белгородская область


Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного воспитания


Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В семейно-бытовой речи, в слове проявляется внутренняя духовная жизнь семьи. Ошибочно мнение о том, что дома можно говорить всё, что вздумается, вести себя вольно и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам»[1].

В семье непрерывно идет общение между её членами. Возникает вопрос: существуют ли общие правила, какой должна быть речь в семье, какие темы следует обсуждать, а от каких оберегать себя и своих детей, чтобы не повредить душевному миру ни ребенка, ни взрослого.

Человек несет большую ответственность за выбор произносимых слов в семье, и в других кругах общения. «Слово… уже вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество мыслей, чувств и поступков» [2].

Святитель Московский Филарет писал по этому поводу: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова; давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя»[4]. Родители должны не только научить этому детей, но и совершенно необходимо, чтобы они сами руководствовались этими знаниями.

В семейном общении дети воспринимают и усваивают не только обсуждаемые родителями темы, но и запоминают слова и обороты речи, которые при этом употребляются. Даже те чувства, которыми взрослый сопровождает свою речь, становятся достоянием ребенка. Иными словами, через речь мы можем либо учить детей добродетелям, либо прививать им словесные грехи и пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.

Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает слова, описывающие богатство высоких состояний души человеческой (честь, достоинство, ликование, милосердие, кротость, благородство и т.д.). Оттого, видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современного человека. К указанным духовно-нравственным понятиям нужно обязательно развивать интерес в семье.

Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Богатство языка говорит и о богатстве внутреннего мира человека. Значит, обогащая словарный запас детей, взрослый способствует и обогащению их внутренней жизни.

Большое значение при общении в семье имеет также интонация. Иногда ошибка может заключаться не столько в неправильно выбранных словах, сколько в ошибочной интонации, которая во многом определяется именно внутренним состоянием говорящего. Поэтому необходимо тщательно следить за теми интонациями, которые приняты в семье. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, если дети услышат оскорбительные интонации в речи родителей, они выучатся тому же. В семейном общении следует остерегаться холодной, развязной, раздражительной интонации, ведь она вместе со словом обладает огромной способностью влиять на других людей.

Слово – это орудие добра и зла. Дети должны усвоить это. Но и сами взрослые должны подавать им пример бережного отношения со словом. Словом можно скорбящего утешить, заблуждающегося на путь истины наставить, сомневающегося вразумить и т. д. Именно в семье ребенок должен усвоить основные правила владения словом, которые необходимо знать и взрослым, и детям, и применять в семейном общении – сначала думать, рассуждать, потом говорить; избегать споров и ссор; не говорить громко, не кричать; не говорить ничего лишнего, контролировать свои слова; не быть упрямым, не настаивать на своем слове; воздерживаться от ответных обвинений, побеждать гнев другого человека любовью, кротостью и смирением; избегать многословия; во избежание клеветы не верить ложным слухам.

Отец Иоанн обращает особое внимание на то, что «доброе, ласковое слово простого сочувствия имеет великую ободряющую и успокаивающую силу». Действительно, слово - очень могущественный инструмент, и его положительное воздействие проявляется в том случае, если оно используется как «замечательное средство нравственного воспитания» [3].


Литература:

1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, С.265 .

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные мысли и проповеди. М., 2004, С.162.

3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, С.152.

4. Филарет (Дроздов),святитель Слава Богоматери. Гл. 13. О молчании духовном. М., 1996 г.С. 164-165



Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи.
  • Классному руководителю
Описание:

Овцынова О. В.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2 с  УИОП»

г. Губкин 

Семейная речь как отражение взаимоотношений членов семьи и средство нравственного воспитания

 

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В семейно-бытовой речи, в слове проявляется внутренняя духовная жизнь семьи. Ошибочно мнение о том, что дома можно говорить всё, что вздумается, вести себя вольно и по отношению друг к другу, и по отношению к детям.  «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам»[1].

В семье непрерывно идет общение между её членами. Возникает вопрос: существуют ли общие правила, какой должна быть речь в семье, какие темы следует обсуждать, а от каких оберегать себя и своих детей, чтобы не повредить душевному миру ни ребенка, ни взрослого.

Человек несет большую ответственность за выбор произносимых слов в семье, и в других кругах общения. «Слово… уже вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество мыслей, чувств и поступков» [2].

Святитель Московский Филарет писал по этому поводу: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова; давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя»[4]. Родители должны не только научить этому детей, но и совершенно необходимо, чтобы они сами руководствовались этими знаниями.

В семейном общении дети воспринимают и усваивают не только обсуждаемые родителями темы, но и запоминают слова  и обороты речи, которые при этом употребляются. Даже те чувства, которыми взрослый сопровождает свою речь, становятся достоянием ребенка. Иными словами, через речь мы можем либо учить детей добродетелям, либо прививать им словесные грехи и пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.

Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает слова, описывающие богатство высоких состояний души человеческой (честь, достоинство, ликование, милосердие, кротость, благородство и т.д.). Оттого, видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современного человека. К указанным духовно-нравственным понятиям нужно обязательно развивать интерес в семье.

Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Богатство языка говорит и о богатстве внутреннего мира человека. Значит, обогащая словарный запас детей, взрослый способствует и обогащению их внутренней жизни.

Большое значение при общении в семье имеет также интонация. Иногда ошибка может заключаться не столько в неправильно выбранных словах, сколько в ошибочной интонации, которая во многом определяется именно внутренним состоянием говорящего. Поэтому необходимо тщательно следить за теми интонациями, которые приняты в семье. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, если дети услышат оскорбительные интонации в речи родителей, они выучатся тому же. В семейном общении следует остерегаться холодной, развязной, раздражительной интонации, ведь она вместе со словом обладает огромной способностью влиять на других людей.

Слово – это орудие добра и зла. Дети должны усвоить это. Но и сами взрослые должны подавать им пример бережного отношения со словом. Словом можно скорбящего утешить, заблуждающегося на путь истины наставить, сомневающегося вразумить и т. д. Именно в семье ребенок должен усвоить основные правила владения словом, которые необходимо знать и взрослым, и детям, и применять в семейном общении – сначала думать, рассуждать, потом говорить; избегать споров и ссор; не говорить громко, не кричать; не говорить ничего лишнего, контролировать свои слова;  не быть упрямым, не настаивать на своем слове; воздерживаться от ответных обвинений, побеждать гнев другого человека любовью, кротостью и смирением; избегать многословия; во избежание клеветы не верить ложным слухам.

Отец Иоанн обращает особое внимание на то, что «доброе, ласковое слово простого сочувствия имеет великую ободряющую и успокаивающую силу». Действительно, слово -  очень могущественный инструмент, и его положительное воздействие проявляется в том случае, если оно используется как «замечательное средство нравственного воспитания» [3].

 

Литература:

1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, С.265 .

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные мысли и проповеди. М., 2004, С.162.

3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, С.152.

4. Филарет (Дроздов),святитель Слава Богоматери. Гл. 13. О молчании духовном. М., 1996 г.С. 164-165

Автор Овцынова Ольга Васильевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 420
Номер материала 21193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓