Главная / Начальные классы / Семейная елка, внеклассный проект

Семейная елка, внеклассный проект

Из истории одного проекта…


Идея создания семейной ёлки в классе возникала как-то постепенно. Задолго до Нового года мы с классом стали обсуждать новогодний праздник. Вопрос «А как вы празднуете дома?» даже не возник. Дети сами стали рассказывать. Главный атрибут Нового года в каждой семье, конечно, ёлка и её украшения. Получилось как в стихотворении Сергея Михалкова: «А у вас?» На переменах, на прогулках, за партами или вокруг учительского стола, дети рассказывали:

«У нас есть шар. Красивый, фиолетовый. На нём узор из белых точек. Точки выглядят грязными. Я предложила помыть. Мама улыбнулась, выключила свет и я увидела, что точки светятся в темноте. Никто не знает, откуда этот шар взялся в нашей семье, но на фотографии 1948 года в бабушкиной квартире этот шар висит на ёлке. Папа сказал, что тогда выпускали часы со светящимися от фосфора стрелками и точки на этом шаре, наверно, тоже покрыты таким же составом».

«А мой брат (ему 25 лет) с прошлого года собирает ёлочные гирлянды. Не такие как сейчас, не китайские, а те, которые выпускали в СССР. Они очень красивые и разные. И выпускали их в разных городах страны,- в Москве, в Харькове, в Воронеже, в Киеве. И лампочки у них очень маленькие. И мощность какая-то особенная.

Учительская моя мысль не дремала. «Вот»,- думала я. «Вот они, межпредметные связи. История, химия, физика, география». А связи семейные! А взаимодействие семьи и школы!

«Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой». (Барышников Е. Н., кандидат педагогических наук, АППО СПб)

И не будем спорить, кто в большей мере отвечает за нравственный мир детей – семья или школа? Лучше будем действовать совместно. И тогда, общими усилиями семьи и школы в фундамент личности будут заложены духовные и нравственные ценности, сохранятся и перейдут из поколения в поколение лучшие традиции, наши дети, а, следовательно, и всё общество, станут чище, лучше, эмоционально богаче.

Так возник проект «Семейная ёлка в школе».

Детям было предложено написать сочинение об одной ёлочной игрушке в семье, по возможности принести фотографию этой игрушки, или, может быть, саму игрушку в класс. Подключились мамы и папы, бабушки и дедушки. В выходные дни мамы и папы, прихватив с собой любимое чадо, отправлялись к бабушке и дедушке, а то и на дачу, - ведь именно там находилась заветная, самая старая или самая ценная ёлочная игрушка. Из недр семейных сундуков, чемоданов, антресолей, чуланов, были извлечены не только ёлочные игрушки, но и альбомы с фотографиями и пусть не новогодние, но семейные реликвии.

«Мне показали чепчик, в котором меня забирали из родильного дома»,- рассказывала Маша.

«А дедушка нашёл пробку от бутылки шампанского, которую они с бабушкой открыли в тот день, когда праздновали свою свадьбу», - гордо докладывал Павел.

А сочинения? Они получились замечательные! В них сама история,- история игрушки, история семьи, история страны. Жаль, что нет возможности поместить на этих страницах все сочинения. Но некоторыми из них, всё же очень хочется поделиться.

hello_html_3b3d4d3d.jpg

















hello_html_m5163e73a.jpg





















hello_html_m51215dc0.jpg

















hello_html_45283c82.jpg




























hello_html_m41ed44a5.jpg













































Жаль, что это четвёртый класс! Жаль, что придётся с ними расстаться! Ведь можно было бы выпустить с ними альбом или стенгазету, создать журнал «История семьи» или карту «География наших родственников», или… Впрочем, всё ещё впереди. Для учителя – с другими детьми, для детей – со своими родственниками.

Наши дети и их старшие члены семей задумались о происхождении своих фамилий, попытались составить генеалогические древа своих семей, на географических картах изобразить географии переездов.

Главное – это то, что мы не просто сделали это, а сделали это вместе – дети, родители, бабушки и дедушки, классный руководитель, воспитатель школа. Мы сплотились и постарались сделать мир чуть лучше, чуть чище, чуть добрее. В надежде, что наши дети будут сохранять и приумножать семейные реликвии и семейные ценности. А их сочинения о новогодних игрушках останутся в их семьях как семейная реликвия.



учитель начальных классов школы № 304 города Санкт-Петербурга

Сухопаренко Наталия Филипповна

Семейная елка, внеклассный проект
  • Начальные классы
Описание:

 «СЕМЕЙНАЯ ЕЛКА»

(совместная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию, проект)

 

Подготовила учитель начальных классов

Сухопаренко Наталия Филипповна

                                                                                        «Школа и семья – два важнейших образовательных       

                                                                                         института, которые изначально призваны дополнять

                                                                                         друг друга и взаимодействовать между собой»

Актуализация проблемы.

                  Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей – семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

                   Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, считает, что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

                   Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.

                   Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства.

                   Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей? Что же нужно делать?

Цели и задачи проекта.

Цель: укрепление связей семьи и школы; создание условий для взаимодействия детей и родителей в пространстве эмоциональных переживаний.

Задачи:  - актуализация семейных ценностей;

- вовлечение родителей в совместную с детьми поисковую, исследовательскую, познавательную деятельность;

- психолого-педагогическое просвещение семей.

Задачи воспитания:  - сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности( любовь к ближнему, сострадание, нравственные устои, уважение к традициям…);

- пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические, творческие;

- сформировать человеческие устои, понимание добра и зла;

- сформировать культуру общения;

- воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду;

- приобщение воспитанников к региональной, национальной, мировой культуре и истории.

 

Участники проекта:

- родители, дедушки, бабушки;

- дети;

- классный руководитель;

- воспитатель.

 

Необходимые ресурсы:

- кабинет начальных классов;

- библиотека(школьная и семейная);

- семейные реликвии( старые елочные игрушки или предметы, которые долго хранятся в семье, передаются из поколения в поколение, у которых есть своя история и которые можно было бы повесить на елку);

- компьютер;

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- видеокамера;

- методическая литература.

 

Предполагаемые результаты:

  1. Дружный коллектив – социально-активные ученики и их родители, способные доброжелательно общаться друг с другом и окружающими.

  2. Знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение.

  3. Создание сценариев, выставок, презентаций для передачи опыта коллегам.

  4. Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применения их в повседневной жизни.

     

     

    План-карта действий по реализации проекта

     

    В начале декабря на родительском собрании  родители получают задание – найти самую старую, интересную, любимую, елочную игрушку, которую они помнят с детства, которая передается из поколения в поколение, или предмет у которого есть своя история и который можно было бы повесить на елку.

     

    Родителям необходимо  вспомнить об игрушке как можно больше: историю появления в семье, какие-нибудь истории или людей, связанных с ней. Обязательно об этом рассказать своим детям.

                                                                                  

    Ребятам. по необходимости, взять интервью у бабушек и дедушек, записать эту историю в виде небольшого рассказа или эссе, ( по желанию можно сочинить сказку, четверостишие, песенку);      сфотографировать игрушку (предмет); оформить фото и рассказ на альбомном листе. (срок – две недели)

     

     

    Следующим этапом реализации проекта может быть оформление стенгазет или альбома из фото и рассказов ребят, а также может быть сделана презентация. Здесь можно использовать и другие фотографии, например, фотографии наряженных семейных ёлок, других старых игрушек, историю которых не помнят, но они тоже «живут» в семье...

     

    Заключительный этап проекта – новогодний праздник. Праздник начинается с украшения елки. Ребята вместе с родителями выходят к елке со своей игрушкой , рассказывают её историю, художественный номер, вешают игрушку на ёлку… В итоге получается семейно- Классная значимая елка, вокруг которой продолжается веселый праздник.

     

     

    Показателями результативности могут быть:

     

    - сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;

    - степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятия;

    - степень активности родителей в реализации проекта;

    - степень важности проведенного мероприятия для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

    - презентация проекта, отзывы коллег.

                                                                                         

     

     

     

     

     

     

 

 

 

Автор Сухопаренко Наталия Филипповна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 401
Номер материала 51831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓