|
Момент урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время
|
1.
|
Оргмомент. Вступительное слово учителя
|
В старших классах мы особое внимание обращаем на умение владеть
анализом художественного текста. Это важно как составляющая часть подготовки
к ЕГЭ: научиться видеть роль определенных средств выразительности в тексте,
узнавать и различать эти средства, использовать элементы языкового анализа
какого-то эпизода из нужного произведения в качестве аргумента при написании
рассуждения по предложенному тексту( часть С)
Одна из главных структурных особенностей произведения, определяющих
его своеобразие,- его язык. Это и есть тема сегодняшнего урока.
|
Запись числа и темы. Чтение домашнего задания (впечатления о языке
романа «Петр Первый»)
|
2 минуты
|
2.Сообщения учащихся о имеющихся в языке лексических группах.
|
Вывод: действительно в романе существуют рядом, и в речи автора, и в
речи героев, слова совершенно разных лексических групп. Послушаем о них
короткие сообщения.
|
Сообщения учащихся:
1.Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
2.Заимствованные слова.
3.Стилистически ограниченная лексика.
|
|
7 минут
|
3.
|
Разминка и проверка усвоенного.
|
В качестве разминки и проверки усвоенного маленький словарный
диктант, выборочный: первый ряд выписывает устаревшие слова (архаизмы и
историзмы), второй ряд – заимствованные (старославянизмы и иноязычные),
третий ряд –разговорные и просторечные.
Словарный диктант: диверсия, застращать, ныне, абордаж, по десяти
рублев, зело, персты, виктория, шти с солониной, ботфорты, вельми, тюкнул,
вдругорядь, мажордом, батюшка, куафер.
|
Учащиеся выписывают слова. Последующая проверка.
|
3 минуты
|
4.
|
Слово учителя, содержащее в себе вывод и переходный момент.
|
Почему в романе Толстого сочетаются все эти группы, понятно: с
петровскими преобразованиями хлынули в язык иностранные слова, особенно много
их при описании быта или военной деятельности, армии. Рядом – устаревшие
слова, но есть еще одна особенность: поскольку заимствованные слова
произносят люди неграмотные, часто и не понимающие их значения, они
приспосабливают звучание этих слов к своему пониманию, наполняя их другим,
более понятным для себя смыслом. Часто это происходит со свойственным
русскому народу остроумием (как у Лескова в «Левше»: «мелкоскоп»,
«трехсестная карета»), а у Толстого: «платья со шлепами» и др. Все это очень
ярко видно в отрывке, который мы с вами будем анализировать. Назовем его
условно «Приезд Саньки Волковой к Буйносовым»
|
|
|
5.
|
Чтение.
|
|
Слушание отрывка.
|
8минут
|
6.
|
Переходный момент.
|
Мы говорили об авторской позиции в романе, о том , что главная идея –
необходимость преобразований, даже ценой жертв. Присутствует ли эта идея в
данном отрывке? Как она выражена через типы предложений, их конструкции,
лексику?? Теперь ваша задача – в течение 20 минут проанализировать этот
отрывок, обращая особое внимание на язык. Примерный план анализа на экране и
у вас на партах (последовательность соблюдать не обязательно)
|
Написание работ. Прослушивание музыки Д.Шостаковича с предварительным
объяснением уместности ее и созвучия с основными идеями романа Толстого.
|
|
7.
|
Анализ отрывка.
|
Учитель включает запись «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.
|
|
20 минут
|
8.
|
Проверка результатов.
|
Предложение прочитать свои работы. Вопрос: как музыка выражает какое-
то созвучие с событиями, описываемыми в романе?
|
Чтение нескольких работ.
|
3минуты
|
9.
|
Вывод и запись домашнего задания, сообщение оценок.
|
То, что мы говорили о языке романа, вообще свойственно переломным
эпохам. Это видно, вспомним, в рассказах М.Зощенко и некоторых других
произведениях.
Тетради с анализом отрывка соберем, домашнее задание на доске. Оценки
за урок.
|
Учащиеся записывают домашнее задание ( в это время можно включить как
фон несколько кадров из фильма «Петр Первый» - может быть, под ту же музыку
Шостаковича) и сдают тетради.
|
1минута
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.