Главная / Русский язык и литература / Семантико-функциональная роль лексики как одного из средств художественной выразительности» (на примере отрывка из романа А.Н.Толстого «Петр Первый

Семантико-функциональная роль лексики как одного из средств художественной выразительности» (на примере отрывка из романа А.Н.Толстого «Петр Первый

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока: «Семантико-функциональная роль лексики как одного из средств художественной выразительности» (на примере отрывка из романа А.Н.Толстого «Петр Первый».

Тип урока: практикум (обучающий урок)

Цели урока:

Обучающая: научить анализировать язык произведения,видеть роль лексики, построения синтаксических конструкций и других средств выразительности на примере отрывка из романа «Петр Первый».

Развивающая: знакомство с языком произведения, возможности которого передают особенности «переломной» эпохи, отраженной в романе.

Воспитывающая: закрепление умения самостоятельной творческой работы на уровне восприятия лингвистического анализа.

Оборудование: 1.Иллюстрации к роману «Петр Первый»

2.Портрет А. Толстого.

3.Фрагменты из фильма «Петр Первый» и звучание «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.

4. На доске или на экране запись темы и эпиграф: «Исторический роман как бы точка, в которой история как наука сливается с искусством» (В.Г. Белинский)

5. План языкового анализа текста на экране и в отпечатанном виде на партах.


Момент урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.

Оргмомент. Вступительное слово учителя

В старших классах мы особое внимание обращаем на умение владеть анализом художественного текста. Это важно как составляющая часть подготовки к ЕГЭ: научиться видеть роль определенных средств выразительности в тексте, узнавать и различать эти средства, использовать элементы языкового анализа какого-то эпизода из нужного произведения в качестве аргумента при написании рассуждения по предложенному тексту( часть С)

Одна из главных структурных особенностей произведения, определяющих его своеобразие,- его язык. Это и есть тема сегодняшнего урока.

Запись числа и темы. Чтение домашнего задания (впечатления о языке романа «Петр Первый»)

2 минуты

2.Сообщения учащихся о имеющихся в языке лексических группах.

Вывод: действительно в романе существуют рядом, и в речи автора, и в речи героев, слова совершенно разных лексических групп. Послушаем о них короткие сообщения.

Сообщения учащихся:

1.Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

2.Заимствованные слова.

3.Стилистически ограниченная лексика.


7 минут

3.

Разминка и проверка усвоенного.

В качестве разминки и проверки усвоенного маленький словарный диктант, выборочный: первый ряд выписывает устаревшие слова (архаизмы и историзмы), второй ряд – заимствованные (старославянизмы и иноязычные), третий ряд –разговорные и просторечные.

Словарный диктант: диверсия, застращать, ныне, абордаж, по десяти рублев, зело, персты, виктория, шти с солониной, ботфорты, вельми, тюкнул, вдругорядь, мажордом, батюшка, куафер.

Учащиеся выписывают слова. Последующая проверка.

3 минуты

4.

Слово учителя, содержащее в себе вывод и переходный момент.

Почему в романе Толстого сочетаются все эти группы, понятно: с петровскими преобразованиями хлынули в язык иностранные слова, особенно много их при описании быта или военной деятельности, армии. Рядом – устаревшие слова, но есть еще одна особенность: поскольку заимствованные слова произносят люди неграмотные, часто и не понимающие их значения, они приспосабливают звучание этих слов к своему пониманию, наполняя их другим, более понятным для себя смыслом. Часто это происходит со свойственным русскому народу остроумием (как у Лескова в «Левше»: «мелкоскоп», «трехсестная карета»), а у Толстого: «платья со шлепами» и др. Все это очень ярко видно в отрывке, который мы с вами будем анализировать. Назовем его условно «Приезд Саньки Волковой к Буйносовым»



5.

Чтение.


Слушание отрывка.

8минут

6.

Переходный момент.

Мы говорили об авторской позиции в романе, о том , что главная идея – необходимость преобразований, даже ценой жертв. Присутствует ли эта идея в данном отрывке? Как она выражена через типы предложений, их конструкции, лексику?? Теперь ваша задача – в течение 20 минут проанализировать этот отрывок, обращая особое внимание на язык. Примерный план анализа на экране и у вас на партах (последовательность соблюдать не обязательно)

Написание работ. Прослушивание музыки Д.Шостаковича с предварительным объяснением уместности ее и созвучия с основными идеями романа Толстого.


7.

Анализ отрывка.

Учитель включает запись «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.


20 минут

8.

Проверка результатов.

Предложение прочитать свои работы. Вопрос: как музыка выражает какое- то созвучие с событиями, описываемыми в романе?

Чтение нескольких работ.

3минуты

9.

Вывод и запись домашнего задания, сообщение оценок.

То, что мы говорили о языке романа, вообще свойственно переломным эпохам. Это видно, вспомним, в рассказах М.Зощенко и некоторых других произведениях.

Тетради с анализом отрывка соберем, домашнее задание на доске. Оценки за урок.

Учащиеся записывают домашнее задание ( в это время можно включить как фон несколько кадров из фильма «Петр Первый» - может быть, под ту же музыку Шостаковича) и сдают тетради.

1минута







Семантико-функциональная роль лексики как одного из средств художественной выразительности» (на примере отрывка из романа А.Н.Толстого «Петр Первый
  • Русский язык и литература
Описание:

  Урок "Семантико-функциональная роль лексики как одного из средств художественной выразительности» (на примере отрывка из романа А.Н.Толстого "Петр Первый") представляет собой тип урока-практикума во время изучения романа А.Н.Толстого "Петр Первый" в рамках подготовки к ЕГЭ (часть С) в качестве одного из возможных аргументов, представляющих собой языковой анализ текста. Целью урока является научить анализировать язык произведения, а именно лексический состав и назначение определенных языковых групп. Учащиеся получают представление, как с помощью языка писатель отражает переломнную эпоху, учатся вычленять слова разных лексических групп и объяснять их необходимость в языковой ткани произведения. 

Автор Малыгина Галина Марковна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 558
Номер материала 47441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓