Главная / Математика / Семь составляющих педагогического успеха.

Семь составляющих педагогического успеха.

Ломоносовские чтения на Алтае 3

Современные подходы в преподавании и обучении.

(Семь составляющих педагогического успеха)

Забродина Н.В.


Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне действовать самому

— и я научусь.

Конфуций

Задача современной школы-не только и несколько знакомить учащихся с основами наук, а создавать основы личности ребенка, которые позволяют развивать у учащихся навыки, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление. Для достижения поставленной задачи необходимо пересмотреть традиционный подход к педагогическому взаимодействию в школе. Сотрудничество в школе организовано следующим образом: учитель направляет, консультирует и контролирует, учащиеся самостоятельно планируют, выполняют, анализируют и оценивают результаты своего труда, позволяет решать многие педагогические проблемы. Возрастает роль учителя , как лидера организации процесса обучения и воспитания в школе. Главной задачей учителя становится не передача знаний, а обучение учащихся умению учиться, другими словами

«обучение обучению» можно охарактеризовать как процесс обдумывания учащимися самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. В этом процессе, учитель должен помочь ученику: понимать требования, предъявляемые поставленной задачей; разрабатывать и обдумывать стратегии наиболее подходящие для к выполнения конкретной задачи.

Каждый учитель , готовясь к встрече с учениками, должен использовать в работе данные представленные в таблице 1,которые известны студентам начальных курсов педагогических вузов, но зачастую забываются педагогами практиками .


Таблица1- Соотношение уровня запоминания и видов познавательной деятельности


Уровень запоминания

Виды деятельности


Степень вовлеченности

5%того , что слышим

лекция

пассивное

10%того, что мы читаем

чтение

Словесная расшифровка

20% того ,что мы видим

иллюстрации

Визуальное восприятие



Продолжение Таблицы1

30% того, что мы видим и слышим

Фильмы, показы, наблюдение

Визуальное восприятие

50% того ,что мы говорим

Беседы, «мозговые штурмы»

Активный уровень

70% того, что мы говорим и делаем

Ролевые игры, практические занятия

Восприятие и участие

90% того, чему мы обучаем сами

Воспроизведение, имитация деятельности, участие в реальном процессе

деятельность

Для того чтобы каждый ученик был активным участником каждого урока и усваивал от 50%-до 90% информации, учитель должен поставить перед собой основной задачей не передачу сведений по своему предмету, а научить учащихся обучению. С этой целью каждый учитель должен создать на своем уроке образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Практическая работа и передача собственного опыта являются условиями наиболее эффективного усвоения знаний учащимися, поэтому ученик, на уроках, должен стать активным участникам всех аспектов учебного процесса . Как достичь того ,чтобы школа стала не 11 летней повинностью, а реально подготовила детей к успешному выходу во взрослую жизнь? Новой попыткой найти ответ на этот сложный вопрос стала рассматриваемая система деятельности учителя, основанная на внедрении в процесс обучения и преподавания системы 7 следующих модулей: 1. Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение. Результативная работа в группах, организация диалога: ученик –учитель, ученик-ученик. Развитие коммуникативных навыков, содействие в осознании того, что окружающие могут иметь иные идеи ,мысли, вовлечение в результативную работу каждого, воспитание ответственности за результаты совместной работы. 2. Обучение критическому мышлению. Комбинирование вопросов «высокого» и «низкого» порядка, постановка учащимися цели каждого урока, определение результативности своей деятельности, умение формулировать выводы , проводить анализ и синтез, переносить знания из одной области науки в другую, понимание важности приоритетов. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Разработка критериев успешности. Комментарии успехов и анализ неудач, формативное оценивание, развитие навыков само- и взаимо - оценки, определение дальнейших перспектив деятельности и желаемого результата. 4. Использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании. Применение ИКТ на уроке не должно быть целью учителя, а надежным инструментом помощи, который учитель правильно применяет в решении образовательных задач. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. В повседневной практике ориентация на «среднего» ученика и «средние» результаты способствует «педагогическим потерям» в лице неординарных учеников, каждый учитель в своей работе должен всегда быть готовым к особой работе с такими детьми, разрабатывать учебные задания требующие от таких учеников повышенной отдачи, что будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному развитию и закрепит интерес к предмету. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Различие между мышлением детей и взрослых обусловлено только различием в их социальном опыте ,а не нейрофизиологическими особенностями ,т.е. для решения проблемы не надо ждать ,пока ученики будут готовы к обучению .Создание условий ,когда ученики взаимодействуют с ровесниками ,с учителем ,с другими учениками предоставляет более широкие возможности поддерживать обучение, в соответствии с их зоной ближайшего развития. 7. Управление и лидерство в обучении. Учитель должен стать лидером на своем уроке, постоянно заниматься анализом результатов своей работы, уметь находить проблемы и определять пути их решения. Другими словами - стать «рефлексивным практиком», постоянно корректирующим модели своих профессиональных убеждений на основе полученного опыта.

Школа-организм, от слаженной работы всех его составляющих зависит конечный результат, если на одном уроке присутствуют современные идеи, а на другом – авторитарный диктат, один учитель ударился в «новации» ,а другого устраивает «работа по старинке», в итоге мы имеем «средние» результаты «средних»школ.

Только совместная работа может привести к высоким результатам.Чтобы воспитать будущее 21 века, учитель должен сам соответствовать все требованиям, предъявляемыми ему обществом и государством. «Успешным преподавание становится возможным при наличии соответствующих условий для обучения, согласно которым учитель регулирует использование различных подходов, методов и приемов преподавания, в зависимости от степени целесообразности, соответствия конкретному моменту, личности учащихся, окружению и используемыми ресурсами» [1,стр.108]. Результативный урок, должен содержать, в зависимости от поставленной учебной задачи, основные идеи каждого из данных модулей. А выполнение данной рекомендации, как показывает опыт школ Англии, Сингапура, Японии ведет к решению основной задачи современной школы : сохранить психологическое и физическое здоровье ученика , вооружить его системой востребованных в дальнейшем знаний.

Библиографический список


1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 год,191стр

Секция Психолого-педагогические проблемы образования

Семь составляющих педагогического успеха.
  • Математика
Описание:

Статья содержит краткое описание  комплекса педагогических приемов, организации педагогического взаимодействия учителя и ученика , направленных на формирование личности учащихся готовой к жизни в 21 веке, а так же способствующих профессиональному развитию учителя. Рассматриваемые формы педагогического взаимодействия широко применяются в школах Англии, Сингапура, Австралии , Японии, широко внедряется в школах Республики Казахстан. Элементы данного подхода внедряется и учителями в школах России.Статья была предложена на"Ломоносовских чтениях на Алтае"По моему,внедряемый в Казахстане опыт должен заинтересовать и учителей РФ

Автор Забродина Надежда Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 407
Номер материала 41119
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓