Главная / Директору-завучу / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОСТОВСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОСТОВСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОСТОВСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.


Колесникова Ольга Владимировна


КГУ Ростовская ОСШ

С. Ростовка, Бухаржырауский район, Карагандинская область



Современная социокультурная ситуация в Казахстане характеризуется тем, что кардинальные изменение приоритетов и ценностей в мире непосредственно влияет на образование и педагогическую науку в целом и в отдельности в каждой стране. Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране отражается на развитии сферы культуры и образования, затрудняя социализацию молодого поколения. Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных сельских школ, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и традиций народов Казахстана.

Безответственность, ориентиры на западные образцы жизни, потеря культурных народных корней, рост преступности, насилия - все это печальные реалии современного общества.

В настоящие время процесс социализации личности является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблема социализации была поставлена в науке в конце прошлого века. Наиболее пристально она стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг. превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания.

Однако проблемы социализации подростков, особенно в условиях образовательного учреждения в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Среди научных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения и социализации подрастающего человека в современном обществе уделяли А.А.Бейсенбаева, К.К.Жампеисова, А.Г.Казмагамбетова, З.У.Кенесаринаи другие [1, с. 2-3]. Все они поднимают вопрос о защите подростка, как со стороны общества, так и со стороны государства, реабилитацию их социального статуса, созданию благоприятных условий для успешной социализации ребенка. Их исследования раскрывают особенности развития школьника как субъекта педагогического процесса, взаимодействия учебно-воспитательной системы с процессом социализации.

Таким образом, остро назревает необходимость систематизации управления процессом социализации ребенка институтами, занимающимися воспитанием.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».   На социализацию ребенка оказывают  влияние многие факторы. Самое главное семья. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Но нельзя забывать, что вырастить гармоничную личность, способную смело и уверенно шагать по жизненному пути, невозможно, если не объединить в тандем усилия родителей и педагогов. Только слаженная, совместная деятельность этой команды может сформировать у будущей личности положительный опыт поведения в каждой конкретной ситуации. Специалисты единогласны во мнении о том, что лишь благодаря одинаковым, вторящим друг другу требованиям родственников и школьных учителей укрепляется воля детей, они с большей настойчивостью идут к достижению поставленных целей, активнее и упрямее преодолевают трудности.

Родительские собрания и мероприятия с родителями проходят по плану школы, где родители принимают активное участие.  Так же стоит отметить, что отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения увеличивают число учащихся  из неблагополучных семей. С учащимися «группы риска» ведется профилактическая работа совместно с центром социальной защиты.

Актуальность проблемы социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, как единого составляющего в процессе социализации.

Социально - экономические преобразования, происходящие в стране, внесли  существенные изменения в деятельность сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. У сельских учащихся (в отличии от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.

Ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров

обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время на базе школы.

Деятельность сельской школы в конструировании процесса обучения, воспитания, социализации школьников, может развиваться сегодня в нескольких основных направлениях:

- в системе отношений, выстраиваемых школой и социумом вокруг проблем возрождения и сохранения социокультурного наследия села;

- межличностный и межкультурный диалог способствует в данном случае формированию новой этничности и этнической идентичности;

- в системе взаимодействия школы и социума по проблемам сохранения

природной среды, традиций экологического природопользования, здоровьесбережения – формирование экологической идентичности;

- в отношениях, организуемых между школой, социумом, местными предприятиями и хозяйственными организациями в целях приобщения школьников к значимым на селе видам трудовой, профессиональной деятельности – формирование социальной идентичности;

- в отношениях, направленных на формирование личностной идентичности, становление личности, способной самостоятельно и адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития.

Цель воспитательной работы в Ростовской школе: «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе».

    Задачи:

- Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, создание системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и воспитания.

- Воспитание патриотизма, гражданственности и реализации личности обучающегося в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

- Воспитание интереса и любви к профессиям, востребованным в сельском хозяйстве.

-  Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формирование здорового образа жизни.

      Реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания. Составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. В целях решения воспитательно-образовательных, развивающих задач Ростовской средней общеобразовательной школы содержание воспитания на всех ее ступенях концентрируется в следующих пяти блоках:

 «Человек и общество» (знания о нравственно-правовых основах отношений человека и общества, знания о системе экономических отношений человека и общества).

«Человек и здоровье» (знания о себе, управление физическим и умственным развитием, анализ состояния и поддержки здоровья, управление поведением и эмоциями, коммуникативные знания, формы и способы самовыражения).

«Человек и национальная культура» (знания об истории и культуре родного края, изучение родного языка на основе возрождения национального самосознания личности, национальных традиций)

 «Человек и труд» (воспитание мужчины и женщины, способных реализовать собственные потребности и потребности семьи в ведении хозяйства, получение начального профессионального образования, позволяющего начать трудовую деятельность).  Содержание трудового обучения должно формировать:

-   знания сельскохозяйственной техники, ее обслуживание и ремонт;

-   навыки ведения садово-огородного хозяйства и животноводства;

-   навыки приготовления пищи;

-   навыки вождения и ухода за сельскохозяйственной техникой.

«Человек  и природа» (знания о физической и нравственной связи человека и природы, физических и нравственных законах природы, знания о связи окружающего мира и самовыражение человека в художественном и техническом творчестве) [2, с. 4].

      Через блоки воспитательной программы реализуется долгосрочный проект «Наш новый дом», который реализуется через мини-проекты («Добрые дела», «Путь к себе»,  «Театр здоровья»,   «Зелёное ожерелье школы»,  «Помоги птицам зимой».

    Ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время на базе школы.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация школ, семьи и т.д. снижает уровень физической активности детей, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым дети уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Уже на протяжении многих лет в школе в целях патриотического воспитания, формирования общечеловеческих ценностей, воспитания уважения и любви к «малой» родине  работает кружок « Сұнқар».Он создан с целью привлечения детей к занятиям различными видами спорта, улучшения их физической подготовленности и укрепления здоровья. Следует отметить, что руководители кружка работают не только с благополучными детьми, но и с теми, у кого прослеживаются проблемы в обучении и поведении. Результаты этой работы видны без сомнения –повышается уровень дисциплинированности и ответственности, а результатом является повышение общей успеваемости. С каждым годом количество участников увеличивается, многие стремятся стать членом кружка.Учащиеся активно занимаются в различных кружковых и спортивных секциях. Это способствует гармоничному развитию, ведению активного образа жизни. Лучшие из сұнқаровцев, выступают на районных, областных, республиканских соревнованиях, и команда всегда занимают призовые места.

Кружок Юных инспекторов движения также работает не первый год. В школе создана необходимая база для подготовки юныхюидовцев. Она позволяет не только теоретически, но и практически проводить занятия по изучению правил дорожного движения, ознакомлению с различными дорожными ситуациями. Учащиеся этого кружка неоднократно выступали на соревнованиях различного рода и занимали призовые места. Особой гордостью всегда являются выступления агитбригады, которые поражают своей оригинальностью, лаконичностью и музыкальностью.

Благодаря слаженной работе учителей и учеников наша школа может гордиться и спортивными достижениями. Результаты этих побед всегда на виду: в фойе имеется стенд, где хранятся кубки и награды, завоеванные на протяжении всей истории школы. Это не может не оставить равнодушными. В этом году на научно-практической конференции защищалась работа под названием «Спортивная жизнь школы».

Всегда с особым воодушевлением ученики принимают участиев концертных программах, которые проходят в уютном актовом зале, посвященные праздничным датам: «День пожилых людей», «Международный женский день», «День Учителя», «День Матери»,казахские и русские национальные праздники.  С целью развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их потребности в общении и самореализации  в школе создана целая сеть кружков, по интересам культурно-эстетического, интеллектуально-развивающего, спортивного направлений.
В жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность. Использование возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве. Каждый год пятая трудовая четверть проходит у ребят в тепличном комплексе и на опытном участке. Здесь не только выращиваются овощные культуры, но и проводятся лабораторно-практические работы. Следует отметить, что результаты своего труда они предоставляют в школьную столовую. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. [3, с. 5-6] В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения. Большое внимание в нашей школе уделяется профессиональному самоопределению личности школьников. Это и профессиональная ориентация учащихся. Целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

  Учитывая наши достижения и поставленные цели и задачи, мы стремимся воспитать достойного гражданина и дать ему профессиональные знания и умения, опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребенка как полноправного члена общества.


Список используемой литературы:

  1. Бейсенбаева А.А. Гуманистическое воспитание казахстанской молодёжи: проблемы и перспективы развития //

  2. Токарева Г. Р.«Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественнонаучного образования»// Поволжская научно-практическая конференция педагогических работников сельских образовательных учреждений. – Поволжье, 2013. – С. 4

  3. Рязанова Н.Г. Программа профориентационной работы в школе// Социальная сеть работников образования. – Норильск, 2012. – С. 5-6

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОСТОВСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.
  • Директору-завучу
Описание:

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РОСТОВСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.

 

Колесникова Ольга Владимировна

 

КГУ Ростовская ОСШ

С. Ростовка, Бухаржырауский район, Карагандинская область

 

 

Современная социокультурная ситуация в Казахстане характеризуется тем, что кардинальные изменение приоритетов и ценностей в мире непосредственно влияет на образование и педагогическую науку в целом и в отдельности в каждой стране. Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране отражается на развитии сферы культуры и образования, затрудняя социализацию молодого поколения. Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных сельских школ, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и традиций народов Казахстана.

Безответственность, ориентиры на западные образцы жизни, потеря культурных народных корней, рост преступности, насилия - все это печальные реалии современного общества.

В настоящие время процесс социализации личности  является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблема социализации была поставлена в науке в конце прошлого века. Наиболее пристально она стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг. превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания.

Однако проблемы социализации подростков, особенно в условиях образовательного учреждения в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Среди научных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения и социализации подрастающего человека в современном обществе уделяли А.А.Бейсенбаева, К.К.Жампеисова, А.Г.Казмагамбетова, З.У.Кенесаринаи другие [1, с. 2-3]. Все они поднимают вопрос о защите подростка, как со стороны общества, так и со стороны государства, реабилитацию их социального статуса, созданию благоприятных условий для успешной социализации ребенка. Их исследования раскрывают особенности развития школьника как субъекта педагогического процесса, взаимодействия учебно-воспитательной системы с процессом социализации.

Таким образом, остро назревает необходимость систематизации управления процессом социализации ребенка институтами, занимающимися воспитанием.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».   На социализацию ребенка оказывают  влияние многие факторы. Самое главное семья. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

 Но нельзя забывать, что вырастить гармоничную личность, способную смело и уверенно шагать по жизненному пути, невозможно, если не объединить в тандем усилия родителей и педагогов. Только слаженная, совместная деятельность этой команды может сформировать у будущей личности положительный опыт поведения в каждой конкретной ситуации. Специалисты единогласны во мнении о том, что лишь благодаря одинаковым, вторящим друг другу требованиям родственников и школьных учителей укрепляется воля детей, они с большей настойчивостью идут к достижению поставленных целей, активнее и упрямее преодолевают трудности.

 Родительские собрания и мероприятия с родителями проходят по плану школы, где родители принимают активное участие.  Так же стоит отметить, что отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения увеличивают число учащихся  из неблагополучных семей. С учащимися «группы риска» ведется профилактическая работа совместно с центром социальной защиты.

Актуальность проблемы социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, как единого составляющего в процессе социализации.

Социально - экономические преобразования, происходящие в стране, внесли  существенные изменения в деятельность сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. У сельских учащихся (в отличии от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.

Ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров

обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время на базе школы.

Деятельность сельской школы в конструировании процесса обучения, воспитания, социализации школьников, может развиваться сегодня в нескольких основных направлениях:

- в системе отношений, выстраиваемых школой и социумом вокруг проблем возрождения и сохранения социокультурного наследия села;

- межличностный и межкультурный диалог способствует в данном случае формированию новой этничности и этнической идентичности;

- в системе взаимодействия школы и социума по проблемам сохранения

природной среды, традиций экологического природопользования, здоровьесбережения – формирование экологической идентичности;

- в отношениях, организуемых между школой, социумом, местными предприятиями и хозяйственными организациями в целях приобщения школьников к значимым на селе видам трудовой, профессиональной деятельности – формирование социальной идентичности;

- в отношениях, направленных на формирование личностной идентичности, становление личности, способной самостоятельно и адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития.

Цель воспитательной работы в Ростовской школе: «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе».

    Задачи:

- Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, создание системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и воспитания.

- Воспитание патриотизма, гражданственности и реализации личности обучающегося в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

- Воспитание интереса и любви к профессиям, востребованным в сельском хозяйстве.

-  Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формирование здорового образа жизни.

      Реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания. Составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. В целях решения воспитательно-образовательных, развивающих задач Ростовской средней общеобразовательной школы содержание воспитания на всех ее ступенях концентрируется в следующих пяти блоках:

 «Человек и общество» (знания о нравственно-правовых основах отношений человека и общества, знания о системе экономических отношений человека и общества).

«Человек и здоровье» (знания о себе, управление физическим и умственным развитием, анализ состояния и поддержки здоровья, управление поведением и эмоциями, коммуникативные знания, формы и способы самовыражения).

«Человек и национальная культура» (знания об истории и культуре родного края, изучение родного языка на основе возрождения национального самосознания личности, национальных традиций)

 «Человек и труд» (воспитание мужчины и женщины, способных реализовать собственные потребности и потребности семьи в ведении хозяйства, получение начального профессионального образования, позволяющего начать трудовую деятельность).  Содержание трудового обучения должно формировать:

-   знания сельскохозяйственной техники, ее обслуживание и ремонт;

-   навыки ведения садово-огородного хозяйства и животноводства;

-   навыки приготовления пищи;

-   навыки вождения и ухода за сельскохозяйственной техникой.

«Человек  и природа» (знания о физической и нравственной связи человека и природы, физических и нравственных законах природы, знания о связи окружающего мира и самовыражение человека в художественном и техническом творчестве) [2, с. 4].

      Через блоки воспитательной программы реализуется долгосрочный проект «Наш новый дом», который реализуется через мини-проекты («Добрые дела», «Путь к себе»,  «Театр здоровья»,   «Зелёное ожерелье школы»,  «Помоги птицам зимой».

    Ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время на базе школы.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация школ, семьи и т.д. снижает уровень физической активности детей, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым дети уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Уже на протяжении многих лет в школе в целях патриотического воспитания, формирования общечеловеческих ценностей, воспитания уважения и любви к «малой» родине  работает кружок « Сұнқар».Он создан с целью привлечения детей к занятиям различными видами спорта,  улучшения их физической подготовленности и укрепления здоровья. Следует отметить, что руководители кружка работают не только с благополучными детьми, но и с теми, у кого прослеживаются проблемы в обучении и поведении. Результаты этой работы видны без сомнения –повышается уровень  дисциплинированности и ответственности, а результатом является повышение общей успеваемости. С каждым годом количество участников увеличивается, многие стремятся стать членом кружка.Учащиеся активно занимаются в различных кружковых и спортивных секциях. Это способствует гармоничному развитию, ведению активного образа жизни. Лучшие из сұнқаровцев, выступают на районных, областных, республиканских соревнованиях, и  команда всегда занимают призовые места.

Кружок Юных инспекторов движения также работает не первый год. В школе создана необходимая база для подготовки юныхюидовцев. Она позволяет не только теоретически, но и практически проводить занятия по изучению правил дорожного движения, ознакомлению с различными дорожными ситуациями. Учащиеся этого кружка неоднократно  выступали на соревнованиях различного рода и занимали призовые места. Особой гордостью всегда являются выступления агитбригады, которые поражают  своей оригинальностью, лаконичностью и музыкальностью.

Благодаря слаженной работе учителей и учеников наша школа может гордиться и  спортивными достижениями. Результаты этих побед всегда на виду: в фойе имеется стенд, где хранятся кубки и награды, завоеванные на протяжении всей истории школы. Это не может не оставить равнодушными. В этом году на научно-практической конференции защищалась работа под названием «Спортивная жизнь школы».

Всегда с особым воодушевлением ученики принимают участиев концертных программах, которые проходят в уютном актовом зале, посвященные праздничным датам: «День пожилых людей», «Международный женский день», «День Учителя», «День Матери»,казахские и русские национальные праздники.  С целью развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их потребности в общении и самореализации  в школе создана целая сеть кружков, по интересам культурно-эстетического, интеллектуально-развивающего, спортивного направлений.
        В жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность. Использование возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве. Каждый год пятая трудовая четверть проходит у ребят в тепличном комплексе
и на опытном участке. Здесь не только выращиваются овощные культуры, но и проводятся лабораторно-практические работы. Следует отметить, что результаты своего труда они предоставляют в школьную столовую. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. [3, с. 5-6] В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения. Большое внимание в нашей школе уделяется профессиональному самоопределению личности школьников. Это и профессиональная ориентация учащихся. Целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

  Учитывая наши достижения и поставленные цели и задачи, мы стремимся воспитать достойного гражданина и дать ему профессиональные знания и умения, опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребенка как полноправного члена общества.

 

Список используемой литературы:

                                                     

1.     Бейсенбаева А.А. Гуманистическое воспитание казахстанской молодёжи: проблемы и перспективы развития // 

2.     Токарева Г. Р.«Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественнонаучного образования»// Поволжская научно-практическая конференция педагогических работников сельских образовательных учреждений. – Поволжье, 2013. – С. 4

 

3.     Рязанова Н.Г. Программа профориентационной работы в школе// Социальная сеть работников образования. – Норильск, 2012. – С. 5-6

Автор Барташевич Людмила Юрьевна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 902
Номер материала 6501
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓