Главная / Начальные классы / Сценарий занятия по основам здоровья на тему "Твои права"

Сценарий занятия по основам здоровья на тему "Твои права"

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины).

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.

Прозвенел звонок весёлый.

Вы готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем.

1.1. Рефлексия «Цветок настроения»

Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. (объясните, почему выбрали такой цвет лепестка)

1.2. Тренинг-настрой в начале урока.

Учитель: На сегодняшнем занятии присутствует много гостей, давайте поздороваемся с ними и произнесём девиз нашего занятия:

Прозвенел звонок весёлый, Будем отвечать активно,

Мы начать урок готовы. Хорошо себя вести,

Будем слушать, рассуждать, Чтобы гости дорогие

И друг другу помогать! Захотели вновь прийти!

- Итак, начнем! Садитесь, ребята.

1.3. Таинственно - волшебная минутка.

Учитель: У меня в руках волшебная шкатулка, в которой находится самое ценное сокровище планеты Земля. Кто из вас хочет его увидеть? Но пока не рассказывать, что вы там увидели.

(Дети заглядывают в шкатулку с зеркалом, открывается волшебный ларец, дети улыбаются. Затем учитель показывает всем детям).

- Вы видели в волшебной шкатулке себя. Человек - самое ценное сокровище, каждый из вас личность и именно такого человека, как вы, больше не будет на этой Земле.

1.4. Разминка-игра “Меня зовут… Я люблю…” Метод «Микрофон»

- Предлагаю поиграть в игру, которая начинается словами « Меня зовут...… Я люблю...

- Меня зовут Марьяна Ивановна. Я люблю путешествовать по разным городам и знакомиться с ними. (Дети называют своё имя и говорят, что они любят в жизни)

1.5. Тест «Какой ты?»

- Очень хорошо, а сейчас выберите и раскрасьте геометрическую фигуру, которая вам нравится больше всего. (Дети работают в мини-учебнике)

- Молодцы, ребята. А вот и ключ к тесту. Если вы раскрасили квадрат, встаньте, кто раскрасил квадрат и прочитайте характеристику, какие вы. (Дети читают хором)

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это права.

ІІ. Сообщение темы и цели занятия

2.1.Упражнение «Клубочки»

Учитель: Давайте сформулируем тему занятия.

- На доске вы видите клубочки. Мы попытаемся распутать их и прочитать, что за слова там зашифрованы.

ва пра бён ка ре

- Запишем тему занятия. Пишем грамотно: ставим ударение, проверочное слово к слову права-право, запомните правописание словарного слова ребёнка

- И так, наше занятие посвящено правам и обязанностям ребенка.

Какие цели поставим перед собой? Читаем хором.

Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.

ІІІ. Изучение нового материала

3.1. Рассказ о Декларации прав ребенка.

Учитель: Мы говорим: права ребенка. Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

- За точным определением обратимся к словарю Ожегова.

- Я попрошу прочитать самого лучшего читателя нашего класса. (Один ребенок читает вслух).

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учитель: Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

- Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. 10 декабря ежегодно отмечается Всемирный день прав человека. С правами мы разобрались.

- А кто такой ребенок? (дети высказываются).

Ребенок - это человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ребенок - это человек, который растет.

- Прошло не одно тысячелетие, пока человечество поняло эту истину, прошло не одно тысячелетие, пока человечество наконец приняло законы, которые предохраняют ребенка - самое большое наше богатство.

- Теперь послушайте информацию, которую подготовили наши историки.

Историки: Пампурин Витя о Спарте, и далее

В разные эпохи неодинаково смотрели на воспитание и уход за детьми. Но в 15 - 16 вв. на детей начинают обращать внимание, шьют детскую одежду, создают детские игрушки, пишут детские книги, детские песни и музыку.

Мягкая Настя

А разве раньше дети не имели игрушек, спросите вы? Да, не имели. Ребенок носил длинную рубашку, а когда рос - одежду, как у взрослых.

В средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом слова «дурак». Знаем, что детям было не легко, не было законов, которые оберегали бы их жизнь.

Но и сегодня не всем детям живется легко. Многие дети недоедают, 250 млн. детей живет за счет тяжелого труда, попрошайничества, ограблений. 30 млн. детей в мире не могут учиться. Каждый год от болезней умирает 5 млн. детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо выполнили индивидуальное задание. А мне хочется добавить к рассказу ребят следующее.

Появился новый тип детей - «дети улицы». Это дети, которые оставили родные дома и живут и питаются как заблагорассудится. Основная масса из них имеет образование 3 - 4 класса.

-Что то мы с вами засиделись

физминутка ( Лядская Катя произносит и показывает)

Учитель: Кто может дать нам законы, которые будут нас защищать? (Государство)

-Дети, каждое государство должно заботиться о своих гражданах: о мужчинах и женщинах, богатых и бедных. О людях всех национальностей. Какого-либо цвета кожи. В том числе и о маленьких своих гражданах.

Так же о детях заботятся общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН).

- Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

- Так вот, чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так, как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

- Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, о вашем здоровье, благополучии, об образовании и всестороннем развитии".

- В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

3.2. Рассказ о Конституции.

Учитель: Мы с вами уже знаем, что в каждой демократической стране есть Конституция, которая защищает человека, гарантирует его права.

- А что такое Конституция?

- Послушайте наших консультантов.

Консультанты:

Конституция - Основной Закон какого - либо государства. В ней записаны все правила, которые должны соблюдать люди этой страны. И правила эти ни в коем случае нельзя нарушать! Посредством Конституции государство заботится о своих гражданах.

Учитель: Но у всех маленьких граждан, т.е. детей, есть еще своя Конституция. Она называется «Декларация прав ребенка».

Декларация прав ребенка очень важный документ, в котором определены права ребенка. Она была провозглашена 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН.

- Как называется документ, защищающий права своих маленьких граждан?

- Как называется Основной Закон нашего государства?

24 августа 1991 Украина провозгласила свою независимость, а 27 сентября 1991 года «Конвенция о правах ребенка» вступила в силу в Украине.

Прозвенел опять звонок

И закончился урок

Вы, ребятки, отдохните,

Силы новой наберите.

Это нужно детворе

Для здоровья, при игре.

ІV. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Неспеша, неторопливо

Встали все у парт красиво.

Запаслись терпеньем впрок.

Продолжаем наш урок.

V. Закрепление материала

5.1. Интерактивный метод «Ассоциативный куст»

Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (ответы детей)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь, и как это охраняется законом нашего государства.

  1. Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным?

(1 лучик-жизнь) – Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь.

2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье) – Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

  1. Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (3 лучик – семья)

(Без семьи, без друзей ) - Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко?

Вывод: Каждый человек имеет право знать своих родителей, имеет право на любовь и заботу своих родителей.

  1. Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. (4 лучик – свобода)

Вывод: Право на личную неприкосновенность.

5) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны. (5 лучик – защита чести и достоинства)

Вывод: Право на защиту чести и достоинства.

6) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует?

(6 лучик – труд и отдых)

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка. Нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас

Мы благодарны людям

Придёт пора, настанет час

И мы трудиться будем.

(С. Михалков)

Вывод: Право на труд и отдых.

7) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (7 лучик – образование)

Вывод: Право на образование

Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.

Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Учитель: Молодцы, ребята. Перед выполнение самомтоятельной работы, проведём физминутку на внимание

Физминутка (Проводит учитель)

5.2. Самостоятельная работа

Учитель: Вы все очень внимательные и именно поэтому вы сейчас отлично справитесь с очень интересным заданием: вам нужно соединить стрелочками право ребёнка с его графическим изображением.

5.3. Проверка самостоятельной работы

5.4. Групповая работа

Учитель: Молодцы. А теперь вы готовы посоревноваться? Будем работать группами. Главное не забывайте правила работы в группе. У вас на столе лежат детские книги. Внимательно рассмотрите их, вспомните названия сказок, и скажите, какие права ребёнка, а в данном случае героя сказки, были нарушены и как помочь сказочному герою защитить свои права. Во время ответа используйте такие слова: «Мы так думаем…..…», «Мы убеждены..…», «На наш взгляд..…» и т.д..

И одна группа получает задание – решить кроссворд.

"Сказочная викторина"

(1 слайд) - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Чьё право было нарушено?

- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд) - Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права? (Не имеешь права заставлять меня выполнять непосильную работу)

(4 слайд) - Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

(5 слайд) - Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка", Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

Учитель: Молодцы! Ребята, дома вы подготовите подобное задание – подберёте фразы из сказок, а мы попробуем отгадать ваши сказки и чьи права нарушаются, и именно какие.

5.5. Работа с гостями. Метод «Микрофон»

- Уважаемые гости, а какие сказки вы знаете, где бы нарушались права человека? Спасибо

5.6. Разгадывание кроссворда


5.7. Работа в парах

- А сейчас вы поработаете в парах. Нужно выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. Что такое право?(Закон, совокупность правил, обязанность.)

4. Ребёнок-это человек, (Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет)

5. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.

6. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.

VІ. Повторение ранее изученной темы.

6.1. Беседа об обязанностях

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Скажите, что такое обязанность?

Работа со словарём - Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

- Прочитаем высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

- Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей".

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

6.2. Самостоятельная работа

- В мини-учебниках дополните предложения, используя слова для справок. (ученик читает слова для справок)

6.3. Проверка самостоятельной работы

VІІ. Заключительная часть. Обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал занятия.

- С какими важными документами вы сегодня познакомились?

- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

- И в конце занятия попрошу вас заполнить небольшую анкету.


1. На занятии я работал

2. Своей работой на занятии я

3. Занятие для меня показался

4. За время работы на занятии я

5. Мое настроение

6. Материал занятия мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным




На останок мені хочеться прочитати вам вірш Ірини Жиленко:

Дитя моє, права дитини

ти мусиш вивчити сумлінно.

Це так потрібно, так важливо

напевне знати в наші дні:

коли з тобою справедливо

вчиняють, а коли і ні.

Тож прочитай, завчи напам’ять

Порадь і друзям почитай.

Хай прочитають тато й мама

Закони всім потрібно знать!

Будь добрим сином чи дочкою,

поганим вчинком не зганьби

ти роду власного ніколи.

Люби свою сім’ю і школу,

Свою країну ти люби!

  • Оцените свою работу на занятии.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Сценарий занятия по основам здоровья на тему "Твои права"
  • Начальные классы
Описание:

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем твоей дееспособности (способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их) увеличивается. И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам и ты становишьсясовершеннолетним.

Автор Демченко Марьяна Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 16372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓