Главная / География / Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Водяного"

Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Водяного"













Сценарий праздника



«В гостях у Водяного»


Для учащихся 5-7 класса




Составила Миронова Т.Л.,

учитель географии

МБОУ г. Иркутска ООШ №68













2014г.



В гостях у Водяного.

Цель: развитие интереса учащихся к народным традициям, обычаям, фольклору, экологическое воспитание.


Сказочник:

Давно это было. Когда еще люди русские жили просто, без затей. До поту на Земле-кормилице трудились, а как праздники — веселились! Просто одевались, кашею питались, солнышко любили, друг друга ценили. А по весне такие хороводы заводили, что Мать Сырая Земля пробуждалась, в цветы да зелень наряжалась.

Жила в одной деревне девушка Аннушка, собой красавица, умна, величава, скромна, без изъяна. Все Аннушку любили.

Как-то подружки к Аннушке и прибежали: пойдем да пойдем с нами на весенний луг хороводы водить, в хороводе покрасоваться.

Оказалась Аннушка и вправду самой красивой девушкой в хороводе. И углядел ее в девичьей игре парень Никита, работящий да статный, веселый, красивый, жених завидный.

Вот и позвал он Аннушку, как стемнеет, на берег озера прийти, поговорить-побеседовать. А сам уж и дома своим родителям сказал: коль люб я Аннушке, — завтра и сватов зашлю. Свадьбу сыграем.

Вечер приближается, Аннушка на озеро собирается. Тут подружка к ней прибежала: то ли за луковкой, то ли за пуговкой, то ли просто поговорить захотелось. И рассказала ей Аннушка про Никитушкино-то приглашение. Как заслышала подружка, что Аннушка на озеро собирается, испугалась, руками замахала:

  1. Да ведь сегодня день, когда Водяной просыпается. Всех, слышь, девушек, которые после захода солнца к озеру приходят, к себе в подводное царство утаскивает. В русалку превращает, в парчу и золото наряжает и уж потом ни за что домой не отпускает.

Выслушать-то Аннушка выслушала, да не послушалась.

Дождалась Аннушка пока солнышко за лес село да и пошла к озеру. Не успела до берега дойти, вроде кто-то ее позвал, да так ласково:

Аннушка! Я давно тебя жду! Иди, иди, милая!

Пошла девушка к озеру, в зеркальные воды посмотрелась: на месте ли лента алая, хороши ли щечки румяные, складно ль платье сидит, ярко ль кокошник блестит. ..

Вдруг возле самого берега увидела Аннушка кувшинку — цветок водяной. «Как же он в апреле месяце-то расцвел?» — подумала, за цветком потянулась, а Водяной-то ее из воды за косу хвать — да на дно.

Пришел Никитушка на берег, а Аннушки нет. Наверно, забоялась девонька после захода солнца к озеру прийти, думает. А сам по берегу идет, прутиком помахивает. Вдруг видит сквозь воду, как сквозь туман, на дне-то озерном блестит что-то... Пригляделся: а это его Аннушка в парчовом платье да золотом уборе из воды на него смотрит, рукой машет, будто к себе зовет.

Хочет Никитушка в воду за своей невестой кинуться да смотрит рядом с нею Водяной на троне сидит да посмеивается. Рассердился Никита, прутиком-то, что в руках у него был, ка-ак по воде стукнет. Водяной как взвоет да из воды выскочит, видать, сильно обидно ему показалось.

Никита требует невесту назад, а Водяной не отдает. Долго спорили они, согласился Водяной отдать невесту Никите, если он отгадает три загадки.

  1. Ладно, — говорит Водяной, — но смотри, три мои загадки не отгадаешь — Аннушку вовек не увидишь.

  2. Загадывай свои загадки, — отвечает Никита. Давайте и мы поможем Никите отгадать загадки.

С какого такого праздника солнце-Ярило в лето вкатывается?..

А вы, ребята, знаете ответ на этот вопрос?

Подумал Никита да и говорит:

У нас это даже малые дети знают: Красная горка —вот тот праздник, с которого Ярило в лето вкатывается.

Водяной камушками зашумел, водой заплескал — ну, делать нечего: отгадал Никитушка загадку.

Вот, — говорит, — тебе вторая загадка: лешие и домовые раньше меня, Водяного, весной просыпаются. Назови день, когда это бывает?

Кто подскажет Никите?

Задумался Никита.

Вспомнил! — говорит. — 1 апреля люди смеются, друг друга потешают. А почему? Это они нечисть разную обмануть-перехитрить хотят. Просыпаются лешие
да домовые 1 апреля.

Водяной деревьями закачал, водой озерной заплескал: опять отгадал Никита загадку.

Слушай третью загадку: когда весной девки солнце-Ярилу величают, ему хороводы посвящают? А вы знаете?

Задумался Никитушка: много праздников таких весной:

  1. И в марте на Весновку-свистунью,

  2. И на Сороки, когда лес пробуждается, Ярилу славят, и на Масленицу в честь Ярила-солнышка блины пекут.

Вспомнил, — говорит Никита, — Лисогон называется. Девки будут
хороводы водить, Ярило-солнце славить.

Тут Водяной вовсе разозлился: весь кустарник поломал, воду из озера почти всю выплеснул.

Смотрит Никитушка, а на берегу его Аннушка стоит, краше прежнего стала, в парчовом платье да с золотыми украшениями.

Забирай, -— говорит Водяной, — свою Аннушку! Повезло тебе, что все загадки отгадал, что родные праздники да приметы помнишь. Но больше мне не попадайся, а то не спущу, обиды не прощу...

Взялись Аннушка да Никитушка крепко за руки — и бегом от озера. А что еще от злого Водяного ожидать можно: то золотом наградит, а то в воду утащит. Нечисть она и есть нечисть, хоть земная, хоть водяная.

А уж свадьбу сыграли — веселую да красивую.

А вот день тот, в который Водяной просыпается, люди Никитиным днем называть стали.

Уж не знаю правда ль это или сказка, только загляни-ка в русский календарь — там так и написано: 16 апреля — Никитин день.


Ведущий:

Отгадайте загадку:

С зелеными волосами,

С перепонками между пальцев,

С зелеными, зелеными глазами.

Кто это? (Водяной)


Родился 16 апреля наш Водяной,

Мокренький, славненький—вот он какой.

Скоро придет апрель—какое же везенье!

А сегодня Водяной приглашает нас в гости.


Ведущий: Водяной—хозяин водных пространств, обитающий в воде. Его можно назвать и Водник, Водовик, Водовой, Водяник, Водяной дедушка, Водяной хозяин, Царь Водяной.

Согласно легенде, Водяные—это падшие ангелы, сброшенные Богом с небес и попавшие в беду.


Звучит песня Водяного из м/ф «Летучий корабль».

Появляется Водяной.


Водяной: Ой, какие красивые рыбки! Здравствуйте!

Ведущий: Это не рыбки! Это ребятишки! Они не имеют, как ты, перепонок. Некоторые из них умеют плавать, но плавают очень медленно. И, если они нырнут в воду, им надо сразу же выныривать.

Водяной Как хорошо, что я водяной, а не человек. А хочешь, я тебе расскажу о человеке, который с водяными дружит? Это мельник. Мы ведь живем в глубоких местах и особенно любим устраивать дом под водяной мельницей. Мельники не ссорятся с нами, иначе мы можем испортить колесо, разорить запруду. А наши братья живут также в водоворотах рек, прудов и озер или омутах.

Ведущий: Про них еще говорят: «В тихом омуте черти водятся».

Водяной: Мы все лето охраняем свое водное царство, а зимой спим.

Ведущий: А в апреле они просыпаются голодные и сердитые, как медведи: с досады ломают лед, разгоняют рыбу в разные стороны, а мелкой рыбешке совсем не сладко приходится.

Водяной: Поэтому, чтобы меня задобрить, в старину рыбаки лошадь топили, конечно, не свою—краденую, у цыган купленную, самую плохонькую.

Ведущий: Водяные злые, сторожат человека, который подходит к воде, и уносят тех, кто купается летом после заката или в полночь. Говорят, что при молодой луне Водяные все молоды и высоки, а при луне стареющей – сгорбленные и стареющие.

Водяной: Ну да ладно, хватит об этом. Ведь сегодня я пришел к вам в гости! Поэтому вы

должны меня развлекать, дарить мне подарки и исполнять все мои желания.

Итак, внимание, приготовьтесь четко отвечать на мои вопросы.


Викторина:

  1. Почему рыба скользкая? (для уменьшения трения о воду, они покрыты слизью)

  2. У каких рыб чешуя настоль мелкая, что кажется, будто ее совсем нет?(сом, гольян, вьюн)

  3. Какая рыба имеет оружие на носу? (рыба-меч, пила)

  4. Самая крупная рыба (китовая акула)

  5. Почему камбала плоская? (живет на большой глубине при высоком давлении)

  6. Какая рыба пользуется для передвижения другими рыбами? (прилипала)

  7. Какие рыбы носят название небесных светил? (Солнце, Луна)

  8. Каких рыбок вы держите в аквариуме?

  9. Какие рыбы ходят по дну, передвигая плавниками? (морские петухи, морская ласточка)

  10. Какая рыба похожа на змею? (угорь)

  11. А почему нельзя загрязнять воду? (Вода—тоже жизнь, как и воздух)

  12. В какое время года рыбы мечут икру? (большинство –весной и летом)

  13. А есть ли рыбы, которые зимой мечут икру? (налим, семга, сиг)

  14. Какие рыбы мечут всего несколько икринок, а какие— много, даже сотни миллионов? (акулы и скаты, большинство)

  15. Какие рыбы называются живородящими? (рождают мальков)

  16. Какая байкальская рыба тает на солнце? (голомянка)

  17. Где раки зимуют? (у берегов рек, под камнями)

  18. Чем дышат лягушки? (легкими и кожей)

  19. какую погоду предсказывает лягушачий концерт? (дождливую)

  20. Как отличить жабу от лягушки? (по бородавкам)


Пословицы и поговорки о рыбах.

  1. Была бы рыба, а … (рыбак найдется)

  2. Рыба в реке, еще …. (не в руке)

  3. Чтобы рыбку съесть, надо… (В воду влезть)

  4. В чужой прудок…… (не бросай неводок)

  5. Рыба мелка, да …. (уха сладка)

  6. Рыбак рыбака……(видит из далека)

  7. Где щуки нет, там…… (карась хозяин)

  8. На зорьке не встал,………(рыбалку потерял)

  9. Без труда…. (не вынешь рыбку из пруда)

  10. Человек ищет, где лучше, а рыба….(где глубже)


Водяной: А теперь мы с вами поиграем.

Водяной: Мы, Водяные, умеем подражать звукам, издаваемым как человеком, так и животным: кричать, визжать, свистеть, ухать, выть, крякать, блеять. Кто слышит—сразу испугается.

Ведущий: Ребята, а давайте и мы попугаем Водяного.

Игра-кричалка: Водяного мы пугали,

громко мальчики кричали: э-ге-гей!

громко девочки кричали: э-ге-гей!

Первые ряды кричали: э-ге-гей!

Кто справа закричали

Кто слева закричали.


Водяной: Говорят про меня, что мне охота схватить за пятку и утащить на дно. Этого не случится, если вы научитесь плавать и не будите баловаться на воде.

Ведущий: Так что, ребята, 16 апреля просыпается Водяной и начинает безобразничать. Будьте осторожны у воды.


Водяной: ну, ребята, молодцы! Потешили Водяного! Устал я, пора мне домой, на отдых.

Да и вам пора домой, отдыхать, уроки делать. До свидания!














Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Водяного"
  • География
Описание:

Разработка внеклассного мероприятия "В гостях у Водяного" предлагается для организации и проведения внеклассных мероприятий экологической направленности, предназначена для обучающихся 5-7 классов.  Цель мероприятия: развитие интереса учащихся к народным традициям, обычаям, фольклору, экологическое  воспитание.

Данная методическая  разработка может быть использована (полностью или частично) для проведения мероприятий, посвященных Дням защиты от экологической опасности, в частности Дня Воды.  По желанию может быть добавлена и другими играми, загадками для соответствующего возраста.

 

 

Автор Миронова Татьяна Леонидовна
Дата добавления 15.12.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 707
Номер материала 7181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓