Главная / Русский язык и литература / Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов «Уроки весёлой грамматики».

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов «Уроки весёлой грамматики».


Сценарий

внеклассного мероприятия

по русскому языку

для 5-7 классов



«Уроки весёлой грамматики».


Учитель:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас на празднике русского языка.

Ребята, в школе вы познакомитесь со многими науками и какую-то полюбите больше остальных. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или русский язык.

Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Недаром говорится: «Сначала Az да byki, а потом другие науки» или «Без грамматики не выучишь и математики».

Сегодня мы приготовили для вас уроки весёлой грамматики, которые помогут подружиться с этой трудной наукой.


О братике Кондратике.

(в инсценировании стихотворения принимают участие три человека: прилежный ученик, Кондратик и грамматика).


Прилежный ученик:

На братика Кондратика

Разгневалась грамматика:

«Каких он букв наставил-

Совсем не знает правил!»

К тому ж Кондратик сам

Признался раз друзьям:

Кондратик:

«Люблю я математику

И не люблю грамматику,

Живу себе не плачу».

И сел решать задачу.

Прилежный ученик:

Смотри-ка ,в самом деле

И множит он, и делит.

Теперь словами надо

Дать объясненье рядом.

Кондратик верно множит,

А слов связать не может.

И тут он как заплачет:

Кондратик

«Вот это мне задача!

Как разобраться с ними,

Тире и запятыми?!


(На сцену выходит прилежный ученик и читает стихотворение «Гимн грамматике»).


Прилежный ученик

Грамматика, грамматика —

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!


Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!


А приставки и частицы —

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!


Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

Кондратик

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!



(учитель звонит в колокольчик и объявляет, что начинается первый весёлый урок – урок морфологии. Он задаёт вопрос зрителям: о том, Что изучает морфология, слушает ответы и просит назвать части речи по предложенным стихотворным отрывкам).


Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

(Глагол)

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(Существительное)


Учитель:

На нашем весёлом уроке вы вспомните о названных частях речи, а ещё о предлогах и междометиях.

(Выступают учащиеся с чтением и инсценированием стихотворений).

Части речи

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

<Новый ><школьный ><день> <пришел.>

<Встали ><мы ><><местоименье.>

<Бьет ><числительное ><семь.>

<За ><ученье, ><без ><сомнения,>

<Приниматься ><надо ><всем.>

<Мы ><наречием ><отлично>

<На ><уроках ><дорожим,>

<Соблюдаем ><мы ><привычно>

<Дисциплину ><и ><режим.>

<Не ><и ><ни ><у ><нас ><частицы,>

<Нам ><их ><надо ><повторять.>

<И ><при ><этом ><не ><лениться,>

<И ><ни ><часу ><не ><терять!>

<После ><школы, ><как ><известно,>

<Мы ><катаемся ><в ><санях.>

<Здесь ><особенно ><уместны>

<Междометья ><ох ><и ><ах.>

<А ><потом>

<У ><теплой ><печи>

<Повторяем>

<Части ><речи!>

Учитель:

А сейчас вы узнаете, к чему привело слишком старательное изучение глаголов

(В инсценировании стихотворения принимают участие два человека: ученик и его разгневанный сосед) <>

Ученик:

<Я ><пришел ><из ><школы,>

<Я ><учу ><глаголы...>

<Мне ><их ><выучить ><><пустяк!>

<У ><меня ><свой ><метод!>

<Применяется ><он ><так,>

<Новый ><метод ><этот:>

<«Кричать» ><><кричу,>

<«Вертеть» ><><верчу,>

<«Двигать» ><><двигаю,>

<«Прыгать» ><><прыгаю.>

<Я ><и ><прыгал! ><Я ><и ><двигал!>

<Я ><и ><топал! ><Я ><и ><пел!>

<Пел, ><пока ><у ><нас ><><прихожей>

<Вдруг ><звонок ><не ><зазвенел!..>

<Открываю: ><наш ><сосед...>

<(Он ><живет ><под ><нами)>

<Не ><причесан, ><не ><одет ><>

<В ><тапках ><и ><в ><пижаме.>

<Он ><кричит:>

сосед:

<><Прошу ><прощенья!>

<Это ><что ><><землетрясенье?>

<Или, ><может ><быть, ><слоны>

<Надо ><мной ><поселены?!>

Ученик:

<><Уважаемый ><сосед,>

Никого в квартире нет.

Я пришёл из школы

И учу глаголы.

Учитель:

На сцену просится само имя прилагательное!

Прилагательное :

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая».

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Учитель:

Ребята, а вы знаете учеников, которых можно назвать лежебокиными? Один из них сейчас появится перед вами.

(В инсценировке участвуют Лежебокин и ученик-ведущий).

Ведущий:

Спросили Лежебокина:

А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

Лежебокин:

В том не моя вина,

Пусть им сперва ученые

Изменят имена,

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Ведущий

Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Лежебокин

Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Учитель:

Ну, что, ребята, простим?

К нам на праздник пришли падежи! Им слово.


Именительный

Воскликнул Именительный:

Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

Родительный

Того, — сказал Родительный,

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

Дательный

Тому, — ответил Дательный,

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

Винительный

Того, — сказал Винительный,

Я буду обвинять.

Кто книжку вразумительно

Не может прочитать.

Творительный

С тем, — заявил Творительный,

Кто очень уважительно

Относится к труду,

Предложный

О том, — сказал Предложный,

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

Учитель:

А ты, мальчик, чем расстроен?


Грустный мальчик:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит — «по»?

Что значит — «за»:

И «за» и «по» — предлоги...»

А хорошо бы — ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Учитель:

На сцену выходит междометие


Мне, — сказало Междометье, —

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье.

Возмущение, привет...

Те, кого охватит страх,

Произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух,

Произносит слово УХ!

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

Учитель:

А сейчас в выступающем ученике кто-то узнает себя и, надеемся, постарается учить уроки добросовестно.


Ученик:

<Сердце ><так ><и ><гложет ><страх.>

Ах!

<Эх, ><не ><помню ><как ><назло!>

<Вот ><бы ><нынче ><повезло!>

<Я ><по ><списку ><дальше ><всех!>

<Эх!>

<Ох, ><беда ><уже ><близка!>

<Так ><и ><ждет ><меня ><доска.>

<Если ><б ><кто-нибудь ><помог.>

<Ox!>

<Ух, ><захватывает ><дух!>

<Притворюсь-ка, ><что ><я ><глух!>

<Хоть ><бы ><в ><классе ><свет ><потух!>

<Ух!>

<Ах!>

<Эх!>

<Ох!>

<Ух... ><не ><вызвали!>





(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены,

во время которой активными участниками становятся зрители).


Учитель:

На переменках все играют и веселятся, и мы с вами, уважаемые зрители, займёмся тем же. Мои загадки-складки помогут вам вспомнить синонимы и антонимы.

А какие слова называются синонимами?

(зрители отвечают)


<><><Простое ><слово ><промежуток:>

<В ><театре ><несколько ><минуток,>

<Пока ><начнется ><новый ><акт, ><.>

<Мы ><называем ><все ><... >< >< >< >< >< ><>

<На ><время ><что-то ><прекратив,>

<Мы ><объявляем ><.. ><.>

<В ><борьбе, ><в ><труде ><устали ><слишком>

<Дают ><уставшим ><...>

<После ><урока ><непременно>

<Нужна ><ребятам ...>


Учитель:

А теперь скажите, что такое антонимы?


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …


Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …


Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь …


Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале второго весёлого урока – урока орфографии. Напоминает ребятам, что изучается в этом разделе русского языка, и предлагает вспомнить с помощью артистов известные правила.

(в инсценировке участвуют ведущий, Ежи и три слова)



Ведущий:

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.


Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

Говорят сразу три слова:

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

Апельсин:

«Я, — воскликнул «Апельсин»,

Никакой не «Опельсын»!

«Я, — расплакалось «Колечко»,

Никакая не «Калечка»!

Сосна:

«Я, — разгневалась «Сосна»,

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

Слова говорят по очереди:

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый школьник! Брось лениться!

Так учиться не годится!

Невозможно без вниманья

Получить образованье!

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!


Если ты еще хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас,

Мы с тобой поступим круто.

Нашей честью дорожа,

Имя «Ежи» в полминуты

Переделаем в «Ежа»!

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!»


Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взялся за работу.


(Учитель может спросить ребят о том, какие правила помогает вспомнить эта сценка).

Учитель:

Вспомнить, как пишется не с глаголами нам поможет сказка

«Сила любви»

(участвуют ведущий, Глагол, Частица не).

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Учитель:

А сейчас мы прочитаем странное письмо и выясним, какие правила не знает Миша.

(Строчки из письма необходимо воспроизвести на ватмане или на доске и продемонстрировать зрителям).

Друг Мишки:

Пришло письмишко мне.

Гляжу

Из лагеря, от Мишки...

«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ...

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется — надо подлечить:

Заставить правила учить...

Учитель:

На сцену рвутся возмущённые буквы А и О.

Ведущий:

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Буквы говорят по очереди:

Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через А — «карова».

Букве А стоять здесь стыдно,

Ей и больно и обидно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из под пера


То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!


Буква А и буква О

Обижаются давно:

Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги!




Учитель:

К нам пожаловали Ъ и Ь знаки

Мягкий Знак:

Он очень вежлив, Мягкий Знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.


Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь — отрежьте!

Поешь — поешьте!


Исправь — исправьте!

Оставь — оставьте!

Так мягко просит Мягкий Знак,

Что отказать нельзя никак.

Твердый знак:

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твердый знак.


Твердый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Учитель:

Ребята, помогите Тане!

Таня:

Я прилагаю все старанье,

Хочу понять правописанье.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивление.

А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдет, — сказал мне врач.


Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю все старанье,

Я проявляю прилежанье,

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение.

Учитель:

А почему это в школе так не везёт Андрею?

Ведущий:

В классе пишут под диктовку:

«Я принес из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принес из леса грипп».

Ну, скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют басом.


А певец завидным пасом.

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везет ему?












Учитель:

А какое правило нужно применить, чтобы правильно написать слова с приставками на – З - С

Ведущий :


Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их лишь только с буквой С.

Глухие звуки — это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.


Ты запоют, что приставки

РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-

Пред согласными глухими

Всегда меняют 3 на С.


Ведущий обращается в зал:

Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово здание?

Все учти, продумай, взвесь,

Не свихнись на слове здесь,


Помни все условия.

А как писать здоровье?

(ведущий слушает ответы и продолжает)

Чтобы смысл не повредить,

3 нельзя в них отделить.

...десь, ...доровье, ...дание

Лишены здесь содержания.

Верните 3, и снова

Заговорят три слова.

Здесь, здоровье, здание

Запомни написание!

Учитель:

Вниманию зрителей представляется миниатюра «Спиши – не спеши»

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ре­бятам:

Спишите их. Только — не спешите. Все пишут, а Коля — нет...

Почему ты не работаешь, Коля?

Я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»...

Учитель:

Как вы думаете, почему растерялся Коля?

(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены).

Учитель:

Сейчас мы поиграем в игру «Угадай словечко».

Я читаю четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово, оно должно быть с удвоенной согласной.


Во мне два К, не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом... (аккуратный).


В конце двойное Л пиши,

А как зовут меня — реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный...(кристалл).


Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда

Двойное Р содержит он

И называется... (перрон).'


Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.(троллейбус).


Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей

А называюсь я … (хоккей)


На большие расстоянья

Мчится он без опозданья

Пишется в конце две С,

Называется … (экспресс)


3 урок

Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале третьего весёлого урока – урока каллиграфии и орфоэпии.

Учитель:

Хочу вам напомнить,

Каллиграфия учит нас красиво и аккуратно писать, а орфоэпия – правильно произносить слова. Сейчас вы услышите и увидите, что бывает, когда ребята нарушают законы каллиграфии и орфоэпии


Ученик:

Я пишу быстрее всех,

А потом бывает смех

И ехидные улыбки:

В каждом слове 3 ошибки!

Просто я уже такой

Просто делаю все наспех

И хоть я уже большой

Поднимают меня насмех

Учитель:

Знакомая картина, не правда ли?

А сейчас вы узнаете, какая связь между почерком и ногами.

(В сценке принимают участие два человека: грамотный и неграмотный).


Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

Нет не могу нога болит, — ответил хмуро тот, —

через неделю приходи, авось нога пройдет

Да разве пишешь ты ногой? — неграмотный спросил.

Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватить сил,

Ведь почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет!

Учитель:

Надеюсь, что вы не похожи на героев этой сценки.


















Вниманию зрителей представляется миниатюра «Ударение»

(в ней принимают участие мама и её сын)

Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.

Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по

одной столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать. Вбегает мама.

Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

А я лекарство принял. А здесь написано... {читает).

Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пиши, а не пищи.

Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения, может меняться смысл слова.

Учитель:

Убедились теперь, почему так необходимо правильно ставить ударения.

Об этом же следующее выступление.

Ученик:

Мне слово чудно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на о —

Исчезло чудно.

Родилось чудно.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука,

Поварам наука.

Косит косец,

А зайчишка косит,

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.


От удивления ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь —

Первый щеголь.

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это окуни.

Учитель:

Слово просит… школьный портфель!


Портфель:

Знакомьтесь: Петя, мой сосед,

Ему уже 12 лет

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор

Дилектор входит в кабинет

Закрыт магазин на обед

Хозяйка моет стаканы

Секёт свеклу

Пекёт блины

И до меня дошел черёд:

Портфель он портфелем зовет

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя

Петя, несется со двора,

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя.

Петя:

Петя обижен на ребят:

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил,

Я никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?


Учитель:

Ребята, в чём же виноват Петя?

А вот если вы будете «глотать» слова, то попадёте в ситуацию, подобную этой.

(В сценке принимают участие два человека).



Здравствуй!

Привет!

Что это ты несёшь?

Несу разные вещи. '

Несуразные?! Почему они несуразные-то?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел...

Что не сумел?

Отстань.

Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

Мёл несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...

Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

Вот оно что.. .

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

Тамарка?

Ага.

И — ничего, симпатичная?

Красивая! Зеленая такая...

То есть как?

Зеленого цвета.

Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?

У кого — волосы?

Да у Тамарки-то.

Что-о?!

Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»...

Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

А ну тебя.

Да! Стой, стой!

Ну, что еще?

Привет передавай.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!




(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены,

во время которой активными участниками становятся зрители).

Учитель:

А теперь наш разговор о «дорогих» словах, о словах вежливости. Я читаю четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово.


Дядя Саша огорчен.

Рассказал он вот о чем...

Видел Настю-октябренка

Я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но... давно уже от Насти

Я не слышу слова ....

А слово-то какое —

Очень дорогое!


Встретил Витю я, соседа...

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел- из-за угла!..

Но представьте! — зря от Вити

Ждал я слова ... .

А слово-то какое —

Очень дорогое!


Он про внучку говорил:

Экая досада.

Я портфель ей подарил

Вижу: очень рада!

Но — нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы ...

Слово-то какое —

Очень дорогое!

Учитель:

Ребята, следите за своей речью, почаще употребляйте слова вежливости, избавляйтесь от слов-«паразитов», выражайте свои мысли точно и понятно.


4 урок

Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале четвёртого весёлого урока – урока пунктуации.

Учитель:

На этом занятии вы встретитесь со знаками препинания. А начнём мы с разговора о том, как важна даже маленькая запятая.

(Стихотворение необходимо воспроизвести на ватмане или поместить на доске и после выступления попросить зрителей правильно расставить запятые).



Ученица:

Очень странный вид:

речка за окном горит,

чей то дом хвостом виляет,

песик из ружья стреляет,

мальчик чуть не слопал мышку,

кот в очках читает книжку,

старый дед влетел в окно,

воробей схватил зерно

да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Учитель:

К нам на огонёк собираются знаки препинания.


Вопросительный знак:

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу

Разогнуться не могу.

Вечно думая

Над смыслом

Изогнулся

Коромыслом


Разные вопросы

Задаю я всем:

Как?

Откуда?

Сколько?

Где?

Когда?

Какая?

Отчего?

О ком?

Что?

Кому?

Который?

Чья?

Какие?

В чём?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.


Восклицательный знак:

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!


На странице вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь, возмущаюсь

И кричу!

Ребята! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,


Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны!

Точка:


У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка —

Вывод прост:

Это значит —

Точка.


Фразу следует кончать.

Если Точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,


Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли

Нить

От воды избавить,

Если Точку

Не забыть

Вовремя поставить.




Две запятые:

(Говорят по очереди):

На крохотное ушко

Похожа завитушка

Велит нам

Постоять чуть-чуть

И отправляться

Дальше в путь.

Выйдет на дорожку —

Всем

Подставит ножку!


Тире:

Ляжет палочкой

На строчку,

Проходите

По мосточку.


Я — минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут Тире.


Двоеточие:

Двоеточие

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:


Так и хочется

Ему

Разъяснить нам,

Что к чему...


Многоточие

Стоят три кумушки

Рядком.

Ведут беседу,

Но — тайком,

Какими-то

Далекими

Туманными

Намеками...


Учитель:

Собрались все знаки вместе и затеяли спор.



Ведущий:

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит.

Оглушительно кричит.


Восклицательный знак:

Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак

Кто?

Кого?

Откуда?

Как?


Ведущий:

Явились запятые.

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.


Запятые:

Мы особы занятые.

Не обходятся без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


Точка с запятой :

Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой.

Ведущий:


Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие...

Двоеточие:

Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Ведущий:


Но сказало многоточие,


еле глазками ворочая!

Многоточие:

Если вам угодно знать.

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...

Ведущий:

Вопросительный знак

Удивился.

Вопросительный знак:

То есть как?

Ведущий:


Восклицательный знак

Возмутился.

Восклицательный знак:

То есть как!

Ведущий:

И сказала точка,

Точка-одиночка,

Точка:

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

(Появляется Пунктуация и произносит следующие слова).

Пунктуация:

Друзья, ваш спор - никчёмные слова.

Вы все важны, достойны все вы чести,

Когда стоите в нужном месте.

Учитель

Звонит в колокольчик и говорит: «Вот и закончился последний весёлый урок. Давайте поблагодарим замечательных артистов. (Артисты выходят на сцену и кланяются). Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!»




Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов «Уроки весёлой грамматики».
  • Русский язык и литература
Описание:
add-material.html;0.3449928663069147

В школе вы познакомитесь со многими науками и какую-то полюбите больше остальных. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или русский язык.

Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Недаром говорится: «Сначала Az да byki, а потом другие науки» или «Без грамматики не выучишь и математики».

Сегодня мы приготовили для вас уроки весёлой грамматики, которые помогут подружиться с этой трудной наукой.

 

Автор Гусарова Оксана Михайловна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1983
Номер материала 5673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓