Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности
для учащихся начальных классов
«пожарным можешь ты не быть,
но правила пожарной безопасности
знать обязан!»
Подготовила:
учитель начальных классов
Божко
Анна Анатольевна
2013 год
Пояснительная записка
Достижения современного прогресса не только создали множества благ и условий
комфортного существования для людей, но и породили новые факторы риска в их жизнедеятельности.
Возрастает уровень технической оснащенности современного жилья, для отделки и
производства мебели используются синтетические материалы, выделяющие
высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы бытовой химии и парфюмерии
изготовляются в аэрозольных упаковках, которые при неумелом обращении
представляют взрыво- и пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и
воздействия на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных
случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной
гибели людей. Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и
навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными
материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.
Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за
собственную жизнь следует обучать с раннего возраста. Ежегодно в Российской
Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более
15 тысяч человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в
стране - шалость детей с огнем.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной
пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения.
Цели:
ü пропаганда
и развитие культуры безопасности обучающихся, навыков безопасного поведения при
пожаре, закрепление знаний о правилах пожарной безопасности;
ü отработка
правильных действий в случае возникновения пожара;
ü формирование
четкого представления о том, как выглядит опасность и почему она возникает;
ü развитие
умения находить решение в сложных ситуациях;
ü воспитание
осторожного обращения с огнем, бережного отношения к своей жизни, находчивости,
собранности;
Задачи:
ü закрепить
представление детей о причине пожара;
ü сформировать
сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности
окружающих
Оборудование:
·
бутафорская коробка спичек;
·
спичка с «огнем» (материал);
·
две шапочки козлят;
·
1 шапочка козы, фартук;
·
корзинка для козы;
·
пожарный рукав;
·
костюмы пожарных;
·
телефон
·
красный воздушный шар
Полученный
результат:
закрепление знаний детей по пожарной безопасности, организация досуга
Ход:
Театрализованная
деятельность: сценка «Спички - детям не игрушка»
Ведущий:
В
роще березовой, на самой опушке
Живет
коза с козлятами в красивой избушке.
Коза,
заботливая мама, за молоком идет.
И
непослушным детям такой наказ дает:
Коза:
-
Ребятушки, козлятушки, вы слишком не шалите.
И спички, вы, пожалуйста, из шкафа не берите.
Ведущий:
Ушла
коза, а шалунишки
Уж
достают из шкафа спички.
Козлик
быстро чиркнул спичкой,
И
вспорхнуло пламя птичкой.
По
столу и по подушкам,
По
ковру и по игрушкам!
1 козленок:
- Больше пламя,
выше пламя…
Ой, боюсь, сгорим
мы сами.
2 козленок:
- Что же делать,
как нам быть,
Как пожар
предотвратить?
Ведущий:
Больше пламя, выше пламя.
Дым валит со всех сторон.
Стойте! Где же телефон!
Кто же к телефону поспешит,
О пожаре сообщит?
1 козленок:
- «01» сумел
набрать и еще сказать хочу:
Адрес и фамилию
свою,
Также номер
телефона,
Из которого
звоню.
Козлята вместе: (плачут)
- Эй, пожарные,
спешите!
Помогите,
помогите.
Ведущий:
Через
несколько минут
Две
машины тут как тут!
Под
музыкальное сопровождение входит команда юных пожарных.
Исполняют
песню (на мотив песни "Буратино")
Когда
беда, он входит в дом.
Он с детства каждому знаком.
Он не писатель, не поэт.
Зато, смелей на свете - нет!
Его повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
По – жар - ный!
Он носит шлем на голове.
И не горит совсем в огне.
Он смел, умен, хорош собой.
Ну, разве это не герой?
Его повсюду узнают.
Скажите, как его зовут?
По – жар - ный!
1 пожарный: (с
пожарным рукавом, обращается к козлятам)
Не зальешь огня
слезами,
Мы водой потушим
пламя.
Будем жить да
поживать,
Только, чур, не
зажигать!
Козлята: (вместе)
- Спички больше не
возьмем!
И не будем мы
играть с огнем!
2 пожарный:
Здесь все
печально б сложилось, ребята,
Наверно, не
спичка в беде виновата,
А виноват тот,
кто с нею шалил!
1
пожарный:
Человеку друг -
огонь, только зря его не тронь!
Если будешь
баловаться, то беды не миновать!
2 пожарный:
Друзья! Вы спросите
меня, как уберечься от огня?
А так, сказала
мама «НЕТ» - не нарушай её запрет.
Иначе… скачет,
словно конь, разбушевавшийся огонь.
Остерегайтесь же, друзья,
того, во что играть – нельзя!
Ведущий:
- Ребята,
как вы, наверное, догадались, темой нашего мероприятия будет противопожарная
безопасность.
Вы
знаете, что огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает
пожар. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Чтобы его
избежать, что нужно для этого знать?
(ответы
детей)
Ведущий:
-
Правило первое касается каждого, правило это самое важное!
И на улице и в комнате вы о нем, ребята, помните –
Спички не тронь – в спичках огонь!
Для забавы, для игры спички в руки не бери!
Коробка спичек хоть мала, но много может сделать зла!
Ведущий:
- Запомните, дети, правила противопожарной безопасности
(выступают ученики
с картинками в руках)
1 ученик:
С точки зрения
пожарной он опасен чересчур,
Если сделан из
бумаги самодельный абажур.
2 ученик:
Возле дома и сарая
разжигать костер не смей!
Может быть беда
большая для построек и людей.
3 ученик:
Не суши белье над
газом – все сгорит единым разом!
4 ученик:
Когда без
присмотра оставлена печь - один уголек целый дом может сжечь.
5 ученик:
Чтоб
он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом.
6 ученик:
Костер вы бросили
в лесу – и вот несчастье на носу.
7 ученик:
Ты о пожаре
услыхал – скорей об этом дай сигнал.
Ведущий
берет красный воздушный шар
Ведущий:
Этот
шар в руках недаром.
Раньше,
если был пожар,
Ввысь
взмывал воздушный шар -
Звал
пожарных в бой с пожаром.
Где
с огнем беспечны люди.
Там
взовьется в небо шар,
Там
всегда грозить нам будет злой …
Все:
Пожар
Ведущий:
- Закрепить знания пожарной безопасности поможет нам
игра «Добавь слово».
(дети
образуют круг, в руках ведущего шар, который он передает со словами, добавляет
последнее слово стихотворной строки игрок, в руках у которого оказался шар, и
передает дальше)
Ведущий:
Раз, два, три, четыре, у кого пожар в …?
Участник:
квартире (передача шара)
Ведущий:
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …?
Участник:
утюг (передача шара)
Ведущий:
Красный отблеск побежал. Кто со спичками …?
Участник:
играл (передача шара)
Ведущий:
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над …?
Участник:
газом (передача шара)
Ведущий:
Столб огня чердак объял. Кто там спички …?
Участник:
зажигал (передача шара)
Ведущий:
Побежал костер во двор. Кто у дома жег …?
Участник:
костер (передача шара)
Ведущий:
Пламя прыгнуло в траву. Кто же это жег….?
Участник:
листву (передача шара)
Ведущий:
Кто бросал в огонь при этом незнакомые …?
Участник:
предметы (передача шара)
Ведущий:
Помни каждый гражданин этот номер…?
Участник:
01 (передача шара)
Ведущий:
Кто с огнем неосторожен, у того пожар…
Участник:
возможен (передача шара)
Ведущий:
Если младшие сестрички зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять? Сразу спички те…
Участник:
отнять (передача шара)
Ведущий:
Дети, помните о том, что нельзя шутить с …
Участник:
огнем.
Ведущий: - А
теперь послушайте стихотворение, в котором еще раз говорится о том, как следует
себя вести при пожаре.
(читают
подготовленные дети)
1 ученик:
Пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем, уйдем,
Из квартиры всех животных за собою уведем.
2 ученик:
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим.
Если нету телефона, мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона хорошенько притворим.
Если нет у нас балкона, станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.
3 ученик:
Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут,
Ждать нам долго не придется, нас пожарные спасут.
4 ученик:
Почему мы наши двери закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.
Если двери мы откроем, свежий ветер налетит,
Силы он огню удвоит, полыхнет и все сгорит.
5 ученик:
Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,
Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.
До балкона доберемся, хоть ползком в сплошном ряду,
А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон,
Воздух будет там свежее, там подмогу подождем.
6 ученик:
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.
Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим,
Не одна одежда – сами в этом пламени сгорим.
Если снять одежду сложно, мы на землю упадем,
По земле кататься будем – так мы справимся с огнем.
7 ученик:
Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас,
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз.
Доступ воздуху закроем – и огонь умрет тотчас,
Друга тут же успокоим и проводим до врача.
Главное позвать на помощь тех, кто борется с огнем,
Мы их очень уважаем и пожарными зовем!
Ведущий: - Как же нужно себя вести, чтобы огонь не принес беду?
Выпал на пол огонек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой!
А залей его …..
Все: водой
Если младшие сестрички
Зажигают в доме спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички ……
Все: отобрать
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, дети?
Вынуть вилку из …
Все: розетки
Если вдруг пожар возник ,
Ты обязан в этот миг
В часть пожарным позвонить,
О пожаре …
Все: сообщить
Методика «Объяснимся с самим собой»
Ведущий: - Продолжите начатую мысль, вслух объясняя причины, по которым
нельзя выполнять то или иное желание: (приложение 1)
Я хочу
… Мне нельзя, потому что
Поиграть со спичками Спички детям не
игрушка
Включить самостоятельно Без взрослых
нельзя включать
электроприборы
Ведущий:
- А в заключение предлагаю игру на внимание
«Это
я, это я, это все мои друзья…»
- Кто, услышав
запах гари,
Сообщает о пожаре?
(Это
я, это я, это все мои друзья…)
- Кто из вас,
заметив дым,
Говорит: «Пожар!
Горим!»?
(Это
я, это я, это все мои друзья…)
- Кто из вас шалит
с огнем
Утром, вечером и
днем?!
(……………………………………)
-
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит
по «04»?
(Это
я, это я, это все мои друзья…)
-
Кто костров не разжигает
И
другим не позволяет?
(Это
я, это я, это все мои друзья…)
-
Кто от маленькой сестрички
Прячет,
дети, дома спички?
(Это
я, это я, это все мои друзья…)
-
Признавайтесь мне о том,
Кто
из вас шалит с огнем?
(……………………………………….)
- Кто соседской
детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
- Кто пожарным
помогает,
Правила не
нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья…)
-
Кто задорный и веселый,
Верность
правилам храня,
Бережет свой дом и
школу от огня?!
(Это
я, это я, это все мои друзья…)
Ведущий: - Постарайтесь, чтоб огонь всегда был
вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь
других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!
(включить песню «Закаленные в
огне»)
Использованная
литература, интернет-ресурсы:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л,
Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ:
«Детство - ПРЕСС», 2008, 144 с.
- Журнал для занятий с детьми
«Дошкольник. Младший школьник» №24.2006.
- Шорыгина Т.А., «Правила пожарной
безопасности» для детей 5-8 лет. М: ТЦ Сфера, 2007 – 64с
- Давыдова М., Агапова И.
Внимание: дети. Праздник в школе. М., 2001. – 329 с.
- Кожбахтеев
В.М. Знай и умей. Памятка для населения. М., 1990. – 48 с.
- Минскин Е.М.
От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.
- Нинько Т. Наш
номер «01». – Киев: Вэсэлка, 1988. – 25 с.
- Сибирев В.
«01» пароль отважных. – М.: Издательский дом «Калан», 2000. – 20 с.
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=поведение
на пожаре
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=про
пожарную
безопасность&pos=25&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.58.mchs.gov.ru%2Fupload%2Fiblock%2F841%2F297776774_preview_98.jpg
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=про
пожарную безопасность&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.nmsu.edu%2F~safety%2Fimages%2Ffire_meaney.gif
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бумажный
абажур
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=костер
возле сарая
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=огонек
из печи
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сушка
белья над плитой
·
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пожар
от утюга
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.