Главная / Классному руководителю / Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся ко Дню Победы

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся ко Дню Победы

МБОУ «СОШ» с.Спаспоруб

168143 Республика Коми, Прилузский район

село Спаспоруб, ул. Школьная 11


Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся ко Дню Победы

«Вспомним всех поименно»


Аннотация:

Данное мероприятие является итогом исследовательской работы учащихся по теме «Фронтовые письма – летопись Отечественной войны», разработано для учащихся 1-11 классов с приглашением тружеников тыла и «детей войны»

Место проведения: актовый зал школы

Автор: Щербань Нина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель школьного музея













Спаспоруб - 2014


Цели и задачи мероприятия:

- расширить представления учащихся  о Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать активную жизненную позицию;

Информационное обеспечение:

Презентация, аудиозапись песен времен Великой Отечественной войны



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ



ЧТЕЦ:.

Мама! Тебе эти строки пишу я,.

Тебе посылаю сыновний привет

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, вот здесь, на войне,

Приятели, книжки, споры.

Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

И чем бы в пути мне война не грозила,

Ты знай, - я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.


ВЕДУЩИЙ 1. Добрый день, уважаемы зрители. Мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Вспомним всех поименно»,

ВЕДУЩИЙ 2. В основу композиции положены неотправленные письма на фронт и фронтовые письма наших земляков – участников Отечественной войны Плесовского Ивана Васильевича своей жене Анне Федоровне, Клементьева Ивана Михайловича маме, Стрекалова Виктора Михайловича своей сестре Лукии Михайловне.

ВЕДУЩИЙ 1. Нашим дедушкам и бабушкам, потерявшим во время Отечественной войны своих отцов, посвящается.

ВЕДУЩИЙ 2. Мы просим вас, уважаемые зрители, вспомнить своих близких, погибших на той далекой и самой страшной войне 20 века – Великой Отечественной.

(Выбегают дети)

Валя. Посмотрите, мне папа подарил куклу! Видите, какая она красивая!

Наташа. А меня папа научил летать:

Ты, сорока-белобока, научи меня летать.

Недалеко, невысоко. А вот так..

(прыгает со скамейки)

Даша. А мне папа вот такого петушка из города привез, вкуснятина!

(выходит Лена)

Лена. Ах вот вы где!

Валя. А тебе папа что подарил?

Даша. А тебе папа что подарил?

Лена. А у меня нет подарка, но мой папа меня очень, очень любит, а это лучший для меня подарок.

Шура. Тоже мне подарок, посмотрите на мой самолет! Вот подарок так подарок на моё 14-летие отец смастерил.

(девочки вместе)

- Прокати, прокати хоть разок!

( все убегают. Выходят два старшеклассника)


Юноша. Сегодня мы окончили школу, впереди вся жизнь!

Девушка. Да, сегодня уже 21 июня 1941 года. Я поеду учиться на врача.

Юноша. А я буду агрономом, хочу, чтобы на столе всегда был хлеб.

Девушка. Нам придется расстаться. Это грустно.

Юноша. Не переживай! Мы обязательно будем вместе. Видишь, на небе зажглись звезды. А вот созвездие Лебедя. Видишь, какое оно красивое. Вытянув шею, он летит по Млечному пути. Говорят, тот, кто поклянется в вечной любви, глядя на это созвездие, будет любить вечно! Ты веришь в это?

Девушка. Я буду ждать тебя всегда!


(звучит аудиозапись вальса «Осенний сон», под которую пара танцует, танец обрывается песней «Черный ворон»)


Девушка. Что случилось, сажи мне, ветер? Что за боль у тебя в глазах?

Юноша. Разве солнце все так же светит или вянут травы в садах?

Девушка. Почему люди все на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза.

Юноша. Что случилось, скажи нам, ветер? Неужели – это война..

Вместе. Война!

(девушка и юноша расходятся в разные стороны. Звучит фонограмма песни «То не ветер ветку клонит».

Выходит с керосиновой лампой Лена, садится за стол, пишет письмо.

С другой стороны сцены – Солдат, читающий письма фронтовиков)


Лена. Здравствуй, папа! Наконец – то я пошла в школу. С Наташей будет нянчиться брат Шура. Мне сшили красное сатиновое платье. В школу пришли рано, чтобы занять лучшие парты. Мою учительницу зовут Зоя Николаевна. Папа, что же ты не приезжаешь с войны? Мы так по тебе стосковались.

СОЛДАТ. Добрый день. Разреши написать несколько слов от вашего брата Виктора Михайловича родной и любимой сестре Лукии Михайловне про свою жизнь на фронте. 22 июля нас привезли в Вологду, там жили до 16 августа, потом отправили нас на фронт. В боях я участвовал только шесть дней. 25 августа 4 часа дня я был контужен снарядом. Два часа лежал без сознания. Сейчас лежу в госпитале в городе Грязовец. Лукия Михайловна, я обращаюсь к вам: не забывай родных, отца и мать. Почаще пиши им. Ни тебя, ни меня рядом нет. Еще одна просьба к тебе: как-нибудь помоги моей Кате деньгами. Выделяй по 30 рублей в месяц. Ей, наверно, нечем платить сельхозналог. Мне жена писала, что надо платить 326 рублей и страховой – 46 рублей. Как она сможет заплатить, если не поможешь.. Я жив-эдоров и вам того же желаю. Ваш брат Виктор. 14 ноября 1941 год.

Звучит фонограмма метронома. В микрофон за сценой.

Стрекалов Виктор Михайлович, уроженец с.Объячево, призван Прилузским РВК 28.06.41, рядовой. Служил в 29 ЗСБр (запасная стрелковая бригада). Пропал без вести в апреле 1942 года . Книга памяти РК. (До войны был женат. Оставил сына Анатолия и дочь Нину)


(звучит фонограмма «То не ветер…»)


Лена. Здравствуй, папа, я уже учусь во втором классе. В школе очень холодно: мерзнут ноги, портянки прилипают к лаптям. В коридоре в перемену еще холоднее. Многие катаются по половицам, как по льду. Особенно хорошо катится в лаптях. Я не катаюсь, берегу лапти, их покупать не на что. Чтобы они долго не износились, брат Володя проковырял их кожаными ленточками. В них я проходила всю зиму. Порвались все веревки, а стельки целы. Папа, я жду тебя домой. Ты приедешь и сошьешь мне туфельки.

СОЛДАТ. Анна, вы, наверно, не представляете, в каких жилищах мы живем. Живем, в землянках, какие у нас дома есть колхозные овощехранилища. В таких же жилищах живем, только по бокам нары, посередине стол, железная печка и свет коптилки, а потолок с бревен по четыре ряда крестом, чтобы не могли бомба или снаряд разбить жилище и убить людей. Анна, мы учимся по 12 часов в день, большинство времени проводим на воле, в снегу пурхаемся как куропатки..

Иван Плесовский 6.01.43


(отрывок)


Наташа. Лена, я исть хочу.

Лена. О господи, солнышко еще только с полудня повернуло, а ты есть просишь. Чем же я тебя накормлю. А вот давай поиграем.

Наташа. Давай.


( Лена приговаривает Наташа повторяет):

Лена. Пирог сдобный, преподобный, на сметане мешанный, маслицем обмазанный. Пирог в печь –то посадили, три лопаты подломили, на четвертый посадили. Вот и готов пирог.

Наташа. Не-ет! Я по-всамоделишному хочу. Дай хлеба..

Лена. От обеда осталась одна постная шаньга, а когда еще вернется с пожни мамка и подоит корову?

Наташа. Исть хочу. Ленка, дай хлеба.

Лена. Ты опять за свое? Постыдилась бы людей.

Наташа. Исть хочу…

Лена. Ну, погоди у меня, вот придет Володя, он тебе покажет..

Наташа. У меня в животе урчит.

Лена Ладно уж – иди и возьми кусочек.

(Наташа уходит. Лена садится за стол, пишет письмо.

Звучит фонограмма «То не ветер..». выходит чтец)


ЧТЕЦ. Недели две разыскивала почта

Четырехзначный номер ППС,

И почтальон доставил темной ночью

Открытку в роту, в обожженный лес.

Но адресат погиб на переправе.

И ротный написал в углу:

Вернуть, за невозможностью доставить»,

И почтальон ушел в ночную мглу.

Оно вернулось наконец обратно,

Такой же писарь в блиндаже лесном:

Доставить невозможно адресату»,

Отметил молча в углу другом.

Потом подумал: «час лишь, как убит он»,

Глазами строки пробежал и встал –

Все было, как положено в открытке:

О жизни мертвый

Мертвому писал…

Звучит фонограмма метронома. На сцену выходят учащиеся начальных классов, чьи родственники погибли на фронте.

Мой прадед..(Ф.И.О.), где воевали, где и когда погибли

ПЕСНЯ «В землянке» в исполнении учащихся


Лена. Папа, снова наступило лето. Я опять все лето пасла телят, даже выходные нам не давали. А еще нам из колхоза дали корову. Для нее много надо готовить сена. После работы вечером с мамой и еще с одной тетей Анной ходили косить траву в лес. Меня мама брала, чтобы было веселее. Она побаивается, говорят, в лесу живут какие-то бандиты. Мне тоже страшно. Домой приходим уже ночью. Утром мама идет на работу, а я пасти телят. А еще подумала, вот хорошо было бы, если ты, папа, к приходу мамы и брата из лесу, вернулся бы с войны.


ЧТЕЦ. Мне черный ворон смерти не пророчил,

Но ночь была, и я упал в бою.

Свинцовых пуль трассирующий росчерк

Окончил биографию мою. Сквозь

Грудь прошли расплавленные пули.

Последний стон, зажав тисками скул,

Я чувствовал, как веки затянули

Открытую солдатскую тоску. И как

Закат, отброшенный за хаты,

Швырнул в глаза кровавые круги,

И как с меня угрюмые солдаты

Неосторожно сняли сапоги… но я

Друзей не оскорбил упреком. Мне

Все равно. Мне не топтать дорог;

А им – вперед. А им в бою жестоком

Не обойтись без кирзовых сапог.


СОЛДАТ. Здравствуйте, мои родные, Анна, Саня, Юрий, Олимпия и бабушка. С приветом к вам Ваня. Получил небольшое ранение от кровавых немецких гадов 28 августа 8 часов 30 минут вечера. Работали восемь человек, очищали от укреплений просеку: 60 метров шириной и 30 метров длиной, то есть делали, по-военному сказать, сектор обстрела, чтобы от укреплений пули дальше летели и чтобы было видно противника. Весь стоячий лес спиливали. Вот я с товарищем пилю дерево, держу правой рукой деревянную ручку пилы, а левой полотно, и вдруг выстрел одиночный, другой. Находимся от вражеского укрепления от проволочного заграждения метров 200. мне попало в левую руку в указательный и большой пальцы в мягкие ткани, без повреждения костей. Сейчас нахожусь в 50 км. от фронта, в госпитале. Вот зарисую ранение, где стрелочка, тут пролетела пуля. Обо мне ничуть не беспокойтесь. Это ранение дает возможность отдохнуть, только вот рубцы будут на пальцах. К сему ваш Ваня Плесовский. 26 августа 1942 год.

Звучит фонограмма метронома. Рассказы учащихся 5- 6 классов о своих родственниках, погибших на фронте.


Лена. Дорогой папочка! Что же ты не едешь? Как нам трудно жить без тебя? У нас совсем есть нечего, не во что обуться. Все заготовки от сапог, какие от тебя остались, Володя перешил на сапоги. Их обменяли на малое количество муки. Съели все капустные листья, которые с осени остались в погребе на берегу. Когда сошел снег, ходили по огородам, собирали прошлогоднюю гнилую картошку и делали из нее котлеты. Они очень черные, но вкусные. Папа, приезжай скорее, мы так по тебе стосковались.

СОЛДАТ. Здравствуйте. Дорогая жена Анна Федоровна. С приветом к вам ваш муж Ваня. Я жив - здоров. Нахожусь на старом месте, на передовом фронте. Ведем наступление, а в большинстве времени стоим в обороне. Каждые сутки приходится стоять на постах. То есть сменами день и ночь. Живем в землянках. Анна, живи, обо мне не скучай, работай лучше, что тебе велено по медицине и по домашнему хозяйству для блага народа и пользы обороны фронта. Анна, в приказе народного комиссара обороны от 1 мая 1942 года Иосифа Виссарионовича Сталина сказано, что в 42 году Гитлера мы должны победить и очистить Советскую землю от немецко-фашистских оккупантов, и эти слова великого вождя выполняются. Скажи нашим колхозникам, что победа будет за нами, организуй колхозников на лучшую работу. Больше писать нечего, остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Ваш муж Ваня Плесовский 27 мая 1942 год.

Выходит Валя.


Валя. (разговаривает с куклой). Где ты была? Почему ты такая растрепанная? Это я от войны бежала, по снегу через лес.. Ну ладно, ладно не будем об этом говорить.. Сейчас тебе надо платье сшить.

Появляются Даша и Наташа.

Наташа (Даше) Валя у нас недавно, все говорят, что она беженка.. (Вале) Ты городская? Всегда в городе жила? (Даше) Там дома знаешь какие? Избу на избу поставь, и то мало будет.

Даша. А у тебя куклы еще были7

Валя. Были.

Даша. А что еще было?

Валя. Посуда.

Наташа. А мы всю посуду из глины делаем: и чашки, и чайники.

Валя. А меня возьмете посуду делать?

Даша. Да.

Валя. А я сумею?

Наташа. Сумеешь. Весной пойдем в овраг, когда снег растает.

Даша. А я знаю, где одна птичка живет. Каждый год прилетает в свое гнездышко.

Валя. Какая она – серенькая

Даша. Как зола. И грудка синенькая.

Валя. Это варакуша.

Наташа. А ты почем знаешь, видела разве?

Валя. Живую не видела, а в книге видела.

Наташа. А где эта книг? Ты ее не принесла с собой?

Валя. Нет.

Наташа. Эх ты, завязала бы в узелок и принесла бы.

Валя. Я не знала?

Даша. Что не знала

Валя. Я не знала, что все будет так..

Наташа. А как все было-то? Фашисты твоих родных убили, да?

Валя. Да.

Появляется Лена

Лена. Вы чего там затихли? О чем разговор был? Вы чего ей сказали?.

Наташа. Мы ничего. Мы только про книжку.

Даша. А про фашистов даже не говорили. Наташка только спросила: правда, что ее мамку фашисты убили?

Лена. Бессовестные! Жалости у вас нет. (Вале) Иди сюда! Иди, посиди со мной. Я письмо папе напишу.

Звучит фонограмма «То не ветер…»

Здравствуй, папа, я учусь в 4 классе. Со мной учится Люся, у нее отец тракторист. Она каждый день приносит себе на обед краюшку хлеба. Как я хочу досыта наесться этого черного хлеба. С Люсей мы сидим за одной партой. Она иногда отламывает мне кусочек. Какая это радость!


СОЛДАТ. Привет с фронта!. Здравствуйте дорогие мои родители, мама, Надя, Сима и Вася. Я черкну вам несколько слов про свою жизнь. Я пока жив – здоров, перешли на другое место. Кормят хорошо, дают хлеб по 800 грамм. Живем в земляных дзотах. Держим оборону, чтобы гитлеровские собаки не протягивали свои лапы. Дни пока стоят хорошие. Как вы живете, дорогие родители? Как успехи в учебе у Симы и братишки Васи. Какие работы идут в колхозе, какие новости в деревушке? До свидания, передавайте привет от меня всем. Иван Клементьев 23 мая 1944 года

Звучит фонограмма метронома.

Клементьев Иван Михайлович, уроженец д. Урнышевская, призван Прилузским РВК 04.11.43, рядовой, служил в/ч ПП (пехотный полк) 22356. пропал без вести в августе 1944 года. Книга памяти РК. ( по другим сведениям, был ранен в голову при освобождении г.Рига. Похоронен на берегу р.Даугава в Латвии)


ЧТЕЦ.

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешь вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется твоя любовь!

…Давно мы из дома

Огни наших комнат за дымом войны не видны.

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю,

Я верю. И время такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как - нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу. прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем…


Звучит фонограмма «То не ветер..»


Лена. Здравствуй, папа. В январе у нас умерла Наташка, она уже училась в 1 классе, начала читать. Началась эпидемия кори, многие дети болели в деревне, но все выжили, а ее не стало, единственной моей сестрички.

ЧТЕЦ.

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время,

И лишь одно сквозит: «люблю».

Одно осталось… Но упрямо

Горит сквозь все, что в жизни есть!

Что любит он?

Отчизну? Маму?

Иль ту, которую… Бог весть…

Любил и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во сне, сейчас.


СОЛДАТ. Добрый день! Здравствуй, жена Анна Федоровна и сынок Юрий. С приветом Ваня. Получил ваше письмо и спешу дать ответ. Я нахожусь в военной школе на курсах младших командиров. Учимся по десять-двенадцать часов в день. Крепко нажимают. В некоторые дни на полевых занятиях пятнадцать потов сходит. Да, Анна, я воевал и еще придется крепко воевать. До настоящего времени в боях сам собой руководил, а теперь придется воевать и руководить людьми. Анна, в боях, если ранят, буду инвалидом Отечественной войны и вернусь домой. А вот погибнуть плохо. Хочется же жить каждому на белом свете. Иван Плесовский. 1943 год

Звучит фонограмма метронома. Голос за сценой:

Плесовский Иван Васильевич, призван Прилузским РВК 19.07.41., сержант, командир отделения. Служил в 995 СП (стрелковый полк), 26 ЗСД (запасная стрелковая дивизия). Убит 09.03. 43., похоронен в Харьковской области хутор Задонецкий. Книга Памяти РК.


ЧТЕЦ.

Помяни нас, Россия в декабрьскую стужу,

Перед тем, как сойдешься за праздничный стол,

Вспомни тех, кто присягу тебе не нарушил.

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Помяни нас засыпанным пеплом и пылью,

Пулеметами врезанных в скальную твердь.

Запиши нас в историю горестной былью

И рубцом материнское сердце отметь.

Помяни нас и гордой атакой победной,

Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.

Не трибунною речью, не строчкой газетной –

На великих скрижалях любви запиши.

Помяни нас, Россия, в извечной печали,

Златорусую косу свою расплети.

Мы оставшимся помнить и жить завещали,

Жить, как прожили мы,-

Для тебя.


Исполняется песня «На Мамаевом кургане тишина»

Выходит бабушка, Лена накладывает ей на плечи свою шаль, отдает керосиновую лампу и уходит.


БАБУШКА. Здравствуй, папа! Как долго я тебя ждала с войны. Когда ходила в начальные классы, а летом пасла скот. У некоторых моих сверстников уже вернулись отцы домой. Хожу, бывало, в поле за овцами и думаю: вот приду домой вечером, а ты, папа, дома, угощаешь всех гостинцами и рассказываешь о войне. Поступила я в педучилище. Жила на квартире, спала на полу, подстелив соломенный матрац и укрывшись домотканым одеялом. Питалась похлебкой, которую варила сама. Одевалась очень плохо. После окончания училища я продолжала тебя ждать. Мне хотелось, чтобы ты гордился мной, что я стала учительницей. Папа, я продолжала тебя ждать, уже будучи замужем, чтобы ты познакомился с моим мужем. Я уже на пенсии, около 40 лет проработала в школе. Папа, я уже перестала тебя ждать. Прости меня, папа!

Гасит огонь в керосиновой лампе и под фонограмму песни «То не ветер…» медленно уходит.

На сцену с фотографиями своих погибших на фронте родственников выходят учащиеся старших классов.


ВЕДУШИЕ. Уважаемые зрители, почтим минутой молчания память тех, кто погиб, защищая наших и ваших близких, погибших во время Великой Отечественной войны и тех ветеранов, кто не дожил до сегодняшних дней.

Минута молчания. Затем все участники исполняют песню из к/ф «Офицеры»

Презентация сборника.

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся ко Дню Победы
  • Классному руководителю
Описание:

Данное мероприятие является итогом исследовательской работы учащихся по теме  «Фронтовые письма – летопись Отечественной войны»,  разработано  для учащихся 1-11 классов с приглашением тружеников тыла и «детей войны»

                     Цели и задачи мероприятия:

- расширить представления учащихся  о Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать активную жизненную позицию;

                   Информационное обеспечение:

 

  Презентация, аудиозапись песен времен Великой Отечественной войны

Автор Щербань Нина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1012
Номер материала 35009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓