Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру

Скачать материал

«Царевна-лягушка»

 – Здравствуйте, дорогие ребята! Я – царевна-лягушка. Мы с моей младшей сестрой пришли к вам неслучайно. Многие люди, услышав слово «лягушка», неприязненно морщатся, а другие – выражают нам свою благодарность, ставят памятники, поют песни, сочиняют стихи и сказки.

– И вот сегодня нам как раз предстоит узнать, кто же из них прав и почему.

– Давайте прямо сейчас отправимся в путешествие по малоизученной стране «Лягушандии» в поисках истины.

– Итак, первая остановка – «Знакомая незнакомка».

– Кто из вас знает, за что лягушка получила такое название? (Название ей дано за мощные ноги – «ляги» (ляжки). Так как лягушки не только прыгают, но и плавают, то у них сильно развились следующие мышцы: ягодичные, бедренные, икроножные).

– К какому классу относятся лягушки и почему? (Земноводные, или амфибии. Жизнь этих животных тесно связана и с землей, и с водой. Большинство земноводных начальную часть своей жизни проводят в воде, а затем перебираются на сушу).

– А кто из вас знает, что это за существо и какое отношение он имеет к нам, лягушкам? (Головастик – стадия развития лягушки, который выходит из икры). Послушайте стихотворение Б. Заходера «Куда спешат головастики?»

Вихрем

Мчится

Под водой

Головастик молодой.

А за ним –

Еще пяток,

А за ним сплошной поток:

Тот – без ног,

А тот с ногами,

Кто – налево,

Кто – направо,

Так и носится орава

Вдоль пруда,

Вдоль пруда…

Почему?

Зачем?

Куда?

Головастики

Спешат

Превратиться в лягушат!

– А вот как в стихотворении Генриха Сапгира «Лягушонок и мышонок» лягушонок рассказывает о начале своей жизни:

Сначала икринкою

Плавал я в ряске.

Но вдруг у меня

Обозначились глазки.

 

Я стал головастиком.

Долго потом

В воде я резвился,

Виляя хвостом.

 

Но лапки затем

У меня появились,

Я громко заквакал

И на берег вылез.

– В икринках большинства бесхвостых земноводных более тяжелая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя темная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного? (Верхняя часть икринки – это экран, предохраняющий ее от губительных ультрафиолетовых лучей, а также светопоглащающая поверхность, хорошо нагревающаяся на солнце. Этому же способствует и внешняя студенистая оболочка, которая, с одной стороны, как линза фокусирует солнечные лучи на темном полюсе икринки, а с другой (будучи теплоемкой) – предохраняет от потери тепла).

– Как вы думаете, есть ли у лягушек различие между самцом и самкой? (В период размножения у самцов травяной и зеленой лягушек развиваются шероховатые утолщения («мозоли») на внутренних пальцах передних лап. У самцов зеленой лягушки есть резонаторы, которые усиливают голос во время кваканья).

– Чем объяснить следующую закономерность: в процессе опытов установили, что при температуре 0о С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см, а при температуре 25о С – около 100 см.

– Почему говорят, что у лягушек язык «шиворот-навыворот»? (Язык лягушки – мясистый, широкий и липкий. Передний его конец прикреплен ко дну рта, а задний – свободный и обращен внутрь («шиворот-навыворот»). Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды. Лягушка «стреляет» языком только по движущимся насекомым).

– А как будет вести себя жаба, если перед ней спелая земляника или клубника? Могут ли жабы питаться ягодами? (Если пошевелить ягоду, то жаба ее схватит, так как они питаются только движущейся добычей).

– А может кто-нибудь сказать, как отличить жабу от лягушки? (Жабы крупнее, верхняя сторона тела усеяна бородавками, брюхо светлое пятнистое; медленно передвигаются, не могут прыгать, а ползают, так как задние ноги развиты слабее передних, плавают плохо, в воду заходят для икрометания, икра выходит цепочкой, а не комками).

– Как по «посадке» можно отличить  жабу от лягушки? (Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушек – летающие насекомые (в основном). Поэтому голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушки приподнята вверх).

– Почему жабы, в отличие от лягушек, могут жить в сухих местах? (Легкие у жабы хорошо развиты. Кожа ее более сухая, чем у лягушки. Эпидермис частично ороговел. Жабы менее зависят от воды. Только в период размножения их жизнь тесно связана с водой).

– Насекомые (комары, москиты и т.д.) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему? (Из-за ядовитого секрета, который вырабатывают ядовитые железы. Эти железы образуют скопления по бокам головы (жабы, некоторые саламандры) или разбросаны по спине в виде бугорков (тритоны, лягушки)).

– А сейчас немного отдохнем. Эта остановка называется «Прыгучая дискотека». Повторяйте за нами эти несложные движения. (Разучивание с залом танца маленьких лягушат).

– Наше путешествие продолжается и следующая остановка – «Скромная помощница».

–В сказке о царевне-лягушке по ночам она превращалась в прекрасную царевну, которая помогала суженому выполнять задания царя. С ее помощью Иван-царевич всегда побеждал.

– А скажите, помогают ли лягушки людям в реальной жизни? (Да, так как поедая насекомых, в том числе – вредных, регулируют их численность, спасая наши огороды от слизняков, жуков, улиток).

– Существует мнение, что жабы часто посещают коровники, для того, чтобы присосаться к вымени коровы и насытиться молоком. Так ли это? Тогда зачем они посещают коровники? (Там много навоза, а значит, много беспозвоночных животных, которыми жабы и питаются).

– В сказке обо мне, царевне-лягушке, говорилось, что я сбрасывала свою кожу и превращалась в прекрасную девушку. Когда Иван-царевич сжег эту кожу, царевна-лягушка лишилась своей волшебной силы. Что в этой сказке является правдой, а что вымыслом? (Кожа лягушки – одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред – суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год. Старую кожу земноводные съедают).

- Невежественные люди обвиняют лягушек в распространении бородавок. Так ли это? (Нет. Бородавки вызываются вирусом. Суеверия вызвала бугристая кожа жаб).

- Было время, когда жерлянок (жаб) помещали в сосуды с молоком, и оно долго не скисало. Объясните этот факт. (Железы кожи выделяют ядовитый секрет, который приводит к гибели бактерий).

- Как вы думаете, можно ли назвать лягушку участницей военных действий, пусть косвенно? (Древолаз…)

- Еще о пользе лягушек. Почему нас называют «живыми барометрами»? Что такое барометры? (Народные приметы утверждают, что лягушки – настоящие «живые барометры». В народе говорят:

* кожа лягушки серого цвета – к дождю, желтого – к хорошей погоде;

* лягушка молчит перед холодной погодой;

* лягушка прыгает на берегу и квакает – к дождю;

* зашумит река, и закричит лягушка – будет дождь;

* лягушка квакает вечером с приятной трелью к ясной погоде;

* лягушки держатся на поверхности воды и квакают, выставляя мордочки наружу – к ненастью).

- Следующая наша остановка – «Не топчи и не дави, охраняй и береги!»

- Все мы знаем, что выдающимся людям ставят памятники. Этой чести удостаивались и некоторые животные. Как вы думаете, существует ли памятник лягушке? (Лягушки сыграли огромную роль в развитии науки. Трудно назвать все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками. Биологи совершенствовали на лягушках методы физиологических экспериментов, а физики именно на них начали изучать электрические явления в живых организмах. За неоценимые заслуги лягушки в научных исследованиях в Париже возле института Пастера ей установлен памятник. Средства на него собирали студенты-медики.

Лягушки – «мученики науки» - помогли людям сделать ряд научных открытий. Они объекты научной и экспериментальной биологии и медицины. Памятник установлен в Токио (Япония)).

- Знаете ли вы, ребята, что изображение лягушки оказалось на некоторых дорожных знаках? С чем это связано?

- К сожалению, из-за незнания людей о пользе лягушек, многие из них подвергаются уничтожению. Поэтому одной из мер охраны этих животных является занесение некоторых видов в Красную книгу. Можете ли вы назвать краснокнижных лягушек Крыма? (Редкие лягушки Крыма: жерлянка краснобрюхая; чесночница обыкновенная).

- Среди лягушек, как и множества других животных, есть те, которые чем-то выделяются. Итак, рубрика «Самый-самый».

* Самая большая из лягушек…(лягушка-голиаф из Камеруна и африканская лягушка-бык (до 3 кг)).

* Самая ядовитая…(жаба-ага и лягушка-листолаз (колумбийские Анды) – к ним опасно даже прикасаться. Южно-американские индейцы использовали яд этих амфибий для приготовления отравленных стрел).

* Самая яркая…(мадагаскарская лягушка-помидор – окрашена в ядовито-красный цвет, но совершенно безвредна).

* Самая заботливая мать (и отец)…(Среди амфибий заботливые родители чаще встречаются в тропических широтах. Их молодняк пребывает в большей безопасности, чем беспризорное потомство северных амфибий. Бесхвостая амфибия суринамская пипа вынашивает оплодотворенную икру на собственной спине. Во время размножения клоака у самки выпячивается, образуя длинный яйцеклад, который ей на спину заворачивает самец. Он вдавливает икринки в сильно набухшую спину самки так, что каждая оказывается в собственной ячейке. Все стадии развития (от зиготы до маленькой амфибии) проходят на стене самки. Оно длится 12 недель и все это время самка носит на себе драгоценный груз).

* Самая аппетитная…(Семейство чесночниц. В Крыму – чесночница обыкновенная. Выделения их кожи пахнут чесноком).

- Какая из лягушек большую часть жизни, а иногда и всю жизнь, проводит на дереве? (Квакша – имеет на пальцах специальные присоски, чтобы держаться на листьях (даже икру большинство из них откладывает на листьях)).

Самое время подкрепиться и поговорить о кулинарных изысках, что, кстати, касается лягушек. У нас остановка – «Забавный кулинар».

- Какой ученый и почему назвал зеленую лягушку «Лягушка съедобная»? (К.Линней; их мясистые задние ноги по вкусу сравнивают с нежным мясом молодых цыплят).

- Во Франции лягушачьи лапки считаются изысканным блюдом, поэтому французов в мире называют «лягушатниками».

- Где еще лягушки являются объектом кулинарии? (Жабьи ножки, жаренные в сухарях, - одно из самых известных блюд французской кухни. Но его едят не только во Франции. Например, в Закарпатской области Украины есть села, где местные жители охотятся на лягушек. Этот промысел известен здесь с тех пор, как солдаты Наполеона во время отступления угостили удивительным кушаньем местных крестьян. Сезон охоты на земноводных длится до первых весенних гроз. Знатоки говорят, что после этого лягушачье мясо становится жестким. Едят лягушек и в Китае, и в других странах Азии. А вот в Индии вылов лягушек запрещен, поскольку уменьшение их количества привело к убыткам в сельском хозяйстве страны, страдающем от насекомых-вредителей).

-  А сейчас мы приглашаем всех на конкурс блюд. (Жюри оценивает).

- Ну, а какая дама может обойтись без моды! Наша следующая остановка – «Лягушачья мода». (Смотр-конкурс костюмов).

- Наше путешествие подходит к концу. Последняя остановка называется «Зеленая муза».

- Я знаю, ребята, что вы приготовили для меня стихи и даже исполните песню. С удовольствием вас послушаю. (Выступление детей).

- Ребята, наше путешествие окончилось. Я думаю, вам было интересно, вы обогатили свои знания о нас, земноводных, и теперь мы станем друзьями. (Подведение итогов).

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Царевна-лягушка".  Соавтором является учитель биологии Драгилева Ирина Григорьевна.  Мероприятие проводилось с учениками 1 и 7 классов с предварительной подготовкой.  Предназначено для развития интереса к земноводным, для развития творческих способностей, пополнения научных сведений. Для реализации необходима карта путешествия, ведущие, иллюстрации, костюмы, кулинарные блюда, призы для поощрения. В подготовке мероприятия активное участие принимали родители. Закончилось путешествие чаепитием. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 570
    • DOCX 26.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заворотная Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 83947
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 485 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов