Главная / Классному руководителю / Сценарий внеклассного мероприятия - ученого совета по теме: "М. В. Ломоносов - великий сын великого народа". 10 класс

Сценарий внеклассного мероприятия - ученого совета по теме: "М. В. Ломоносов - великий сын великого народа". 10 класс

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №40»

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

АЧИНСК

КРАВЧЕНКО, 34


Нечипоренко Л.Н.

Преподаватель русского языка и литературы



Сценарий внеклассного мероприятия - ученого совета

«Михаил Васильевич Ломоносов – великий сын великого народа»


hello_html_m6b837649.jpg





















Цели: 

воспитательные:


способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе России;

воспитывать гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова;


развивающие:


развивать у обучающихся речевые способности, память, логическое мышление;

вырабатывать интерес к чтению, к поиску новой информации;


обучающие:


дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

обучать навыкам подготовки и проведения устного выступления;

формировать умения говорить, слушать, доказывать, размышлять;


Задачи:

1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова, как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
















Оборудование:

интерактивная доска



Предметы:

изделия из стекла;

картины;

химические реактивы;

физические приборы;

книги;

географическая карта;

термометр;

дерево;



Ход работы ученого совета:



Ведущий:


Мы приветствуем всех присутствующих и приглашаем к разговору.

Многие поколения людей до сих пор спорят о том, можно ли М. Ломоносова считать великим сыном великого народа, вот в этом вопросе мы сегодня постараемся разобраться на нашем импровизированном ученом совете.


(На доске портрет М.В. Ломоносова)


Эпиграфом к нашему разговору мы взяли слова А.С. Пушкина, который говорил:

Животворящая святыня

Земля была б без них мертва.

Как обожженная пустыня

И как алтарь без божества


(На доске портрет А.С. Пушкина)


Итак, мы начинаем.


Сценка:

на стуле сидит мальчик. Он читает книгу. К нему подбегает женщина с хворостиной и кричит: «Ах, ты, отродье, опять читаешь? В доме работы полно, а он за книгу. Вот ужо придет отец с моря, я ему скажу, какого сына он воспитал. Каков он опора для него? Сколько раз тебе говорила – учись лучше у отца рыболовному промыслу. Ты не слушаешь меня. Ничего путного из тебя не вырастет, ничего.


Комментарии девушки:

так примерно проходил день за днем для маленького Ломоносова в далеком поморском селе.


Председатель ученого совета:


Внимание, господа! Мы начинаем наш ученый совет. Желаю представить вам его участников:

Гости из Германии (поднимаются, руку кладут на сердце и кланяются),

историки,

ученые,

литературоведы,

журналисты.


Все в сборе, начинаем заседание ученого совета.


Повестка заседания нашего ученого совета:

признание того, что Михаил Ломоносов есть великий сын великого народа.


Ведущий:

ребята, обратите внимание на находящееся здесь сухое, мертвое дерево, но к концу нашего разговора оно должно зацвести делами Михаила Ломоносова.


Слово берут историки:

(диалог)


дамы и господа! Мы утверждаем, что Михайло Ломоносов всю свою жизнь посвятил отечеству своему и действительно достиг уважения и почитания, а со временем своей деятельностью прославил себя и русский народ.


Гости из Германии:

(Диалог)

простите, господа, мы мало знаем об этом человеке, в газетах пишут многое о Ломоносове, но правда ли, что он – выходец из крестьян, трудно в это поверить!


Историки:

совершенно верно. Нам доподлинно известно, что Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии в селе Денисовка в семье крестьянина – помора. В поучение многим, усердно работал, с детства помогал отцу в трудном и опасном деле, выходил с ним в море. Рано научился читать. Кстати, в 14-летнем возрасте самостоятельно осилил «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого, никто ему в этом не помогал.


(На экране появляется д. Денисовка)


Председатель совета:

дальнейшей возможности у умного юноши не было для образования и без копейки денег, пешком зимой 19-летний Ломоносов отправился в Москву.


(На экране изображение Москвы)


Историки:

нам, историкам, так же известно, что Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Стипендия – 3 копейки в день. Не зная латинского языка, попал в младший класс, но занимался самообразованием и быстро двигался вперед.


Гости из Германии:

но позвольте, в России принимали учиться только детей дворян!


Историки:

да, верно, но Ломоносову удалось обмануть приемную комиссию в том, что он не сын крестьянина, а сын дворянина.


(На экране появляется Петербург)


Историки:

нам также известно то, что Ломоносов, как лучший ученик, был послан в Петербург для зачисления в Академический университет.


Гости из Германии: (Экран!)

более того, Михаил Ломоносов в 1736 году приехал к нам в Германию.


(На экране появляется Марбург)


В Марбурге, где он познал мастерство металлургии, горного дела. Изучал физику, механику, математику, химию. Много странствовал по нашей стране, и мы гордимся тем, что русский ученый с мировым именем когда-то обучался у нас. Мы полагаем, что Ломоносов это делал не для своей славы, а для славы русского отечества.


Ведущий:

в 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и начал бурную деятельность, движимый одним чувством – чувством любви к Родине своей, к своему народу.


Председатель:

на нашем ученом совете представлены следующие предметы: стекло, картина, химические реактивы, физические приборы, книги, географические карты, термометр.

Интересно бы узнать, какое отношение они имеют к нашему разговору?


Присутствующие гости:

нам кажется, что они имеют прямое отношение к Михаилу Ломоносову, видимо, он оставил свой след в живописи, в химии, физике, литературе

(дают учащиеся объяснение),

но только трудно поверить, что один человек мог все это совместить.


Ученые:

мы, ученые России, смеем заметить, что Михайло Ломоносов содействовал развитию русской науки и считал это дело долгом всей своей жизни. В возрасте 33 лет он стал профессором химии. (Аплодисменты).

В 1748 году построил химическую лабораторию.

И представьте, что не щадя себя, обеспечивал эту лабораторию совершенными приборами для исследований. Имел несколько печей, изобрел прибор для определения вязкости жидкости.


Ученые:

а нам известно, что Ломоносов вел огромную техническую и исследовательскую работу.

Господа! У меня в руках газета, где писали, что Михаил Ломоносов является автором многих работ по физике, химии, геологии, метеорологии, географии, горному делу, был также поэтом, художником, просветителем и общественным деятелем. Как много успевал Ломоносов сделать, удивляешься этому!


Историки:

изучая деятельность русского ученого Михаила Ломоносова, мы заметили, что не всем было понятно стремление Ломоносова идти вперед. Многие не признавали его деятельности, ругали его, критиковали его стремление работать. Даже то, что Ломоносов собирал сведения о России, вызывало у людей недоумение, хотя это очень важная работа.


Ученые:

да, верно. Многие, им изобретенные приборы не сохранились, их уничтожили, значимые работы не печатались, хотя заслуги Ломоносова перед отечеством огромны, это надо признать!

Представьте, он на 40 лет раньше Лавуазье сформулировал закон сохранения вещества, за 60 лет до Юнга выдвинул идею о «нечувствительных землетрясениях». Но увы, все эти глубокие идеи не сыграли в истории науки того значения, которого заслуживали.


Ученые:

особенно велико значение Ломоносова в том, что он, проявляя заботу о распространении просвещения в России, настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. И в 1755 году по его проекту был открыт Московский университет, носящий имя Ломоносова. (Аплодисменты!)



(На экране изображение университета)

Все встают!


А доступно ли обучение в нем современной молодежи? (Объяснение)


Журналисты:

мы в свое время немало писали о Михайле Ломоносове, говоря о том, что он обладал неиссякаемой энергией, успевал делать просто невозможное. Он описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, подчеркивал важность освоения Сибири, сказав, что главные богатства России Сибирью прирастать будут, возродил искусство мозаики, создавал мозаичные картины.

И это очень важно! (Мнение учащихся)


Литературоведы:

удивительный человек – Михайло Ломоносов. Сколько всего сделал во благо Родины своей. Но особенно велико влияние Ломоносова на литературу, мы ведь его знаем, как истинного поэта России. Восхваляя Россию, правителей ее, Елизавету, Петра I, он пишет свои знаменитые оды. Вот отрывок одной из них. (Учащиеся его комментируют, говоря о пользе наук и их изучения)

ОДА

На день восшествия на всероссийский престол

ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года

(отрывок)


О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовут от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободрены

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…



Литературоведы:


вообще работы М. Ломоносова в области русской литературы весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того, чтобы внести порядок в литературный язык, Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам – штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии как высокого.

Литературоведы:


а вы знаете о том, что Ломоносов пробовал даже писать басни???

Вот одна из них:


Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды:
Кто мил, на том всегда приятен и убор;
Хоть правда, что при том и кошелек неспор.
Всего несноснее противные советы,
Упрямые слова и спорные ответы.
Пример нам показал недавно мужичок,
Которого жену в воде постигнул рок.
Он, к берегу пришед, увидел там соседа:
Не усмотрел ли он, спросил утопшей следа.
Сосед советовал вниз берегом идти:
Что быстрина туда должна ее снести.
Но он ответствовал: "Я, братец, признаваюсь,
Что век она жила со мною вопреки;
То истинно теперь о том не сомневаюсь,
Что, потонув, она плыла против реки".

Литературоведы:


он же произвел реформу стихосложения, в 1755 году появилась его «Российская грамматика», по которой учились почти 100 последующих лет.


Ведущий:


вывод:

убежденный сподвижник просвещения, Ломоносов, в своих одах пропел хвалу человеческому разуму, и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

Многие из вас, понимая и осознавая это, могут многого добиться!


Что для этого нужно делать??? (Отвечают обучающиеся)


Ученые:

да, господа, очень интересные факты, не правда ли? А известно ли вам, что Ломоносов постиг мозаичную технику и выполнил мозаичный образ Богоматери и портрет Петра I? А это труд немалый!



Историки:

а я вам хочу представить интереснейший документ Императрицы Елизаветы Петровны (портрет Елизаветы на экране). Читает:

«Ломоносову дарую поместье и 200 душ крестьян для устройства стекольной фабрики» - Елизавета Петровна

Ломоносов наладил выпуск стеклянной продукции (чернильницы, графины, табакерки, подвески, запонки).


Историки:

а я знаю еще об одном увлечении великого ученого. Ломоносов был горячим патриотом России, соединяя свою судьбу с судьбою отечества, изучал с увлечением прошлое государства, историю русского народа, к судьбе которого не был безразличен.

Ученые:

господа, мы еще не сказали о том, что Михаил Васильевич питал интерес и к астрономии и многое сделал для развития этой науки.


Вывод делают учащиеся:

человек жил не зря, очень многими вещами увлекался, многого добился не для себя, а опять же для отечества нашего.


Журналисты:

работая над составлением образа М. Ломоносова, мы открыли еще одну страницу биографии этого человека. Он очень хотел, чтобы в России появлялись свои русские ученые, которые были бы кровно связаны с интересами народа. Заботился о молодых студентах, добивался повышения им стипендии, благоустройства их быта.

Вот еще одна статья того времени:

«Ломоносов – первая величина России, поднявшаяся до вершины славы с самых низов».

К этому, думаю, добавить нечего.


Председатель совета:

все это доказывает то, что любой человек, независимо от своего социального статуса, может добиться любой цели. Примером этому является Ломоносов.

«Архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик» - говорил поэт Некрасов.


(На экране портрет Екатерины II)


Жизнь гениев, как правило, коротка и трагична, и не потому ли они так щедры в делах своих, что спешат оставить потомкам сокровища свои, не всегда по достоинству оцененные при жизни. Богатырское здоровье Ломоносова ухудшалось.





Журналисты:

смею заметить, что императрица России Екатерина I I грубо обошлась с Ломоносовым. В 1763 году она отправила его в отставку. Позже поняла, что обидела великого ученого. Народ роптал, газетчики шумели, ведь Ломоносов был национальной гордостью России.

В этом же году он был торжественно избран почетным членом Академии художеств, а позже произведен в статские советники.


Журналисты:

а мне известно, что Екатерина I I сама лично посетила больного Ломоносова у него дома, все-таки признав, что этот человек жил одной судьбою с родиной своей и немало сделал для ее блага.


Председатель совета:

учитывая кипучую деятельность великого ученого, сделавшего немало для России, Ломоносова называли «Цицероном», Виргилием, Леонардо, Галилеем, Гете, Лейбницем, одним словом – энциклопедистом.


А почему? (Учащиеся дают ответ).


На экране портрет Ломоносова


Мы нашли записи, которые сделал Ломоносов перед своей смертью, и хотим их зачитать:

«Я пожил, - писал он – потерпел и не тужу о смерти. Жалею только, что не смог завершить все, что делал для Родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют»



Представители Германии:

господа, вы нас убедили. Действительно, Михаил Ломоносов – это гений, которого надо почитать, помнить и гордиться тем, что великий сын великого народа.

Аплодисменты


Председатель:

мы закрываем заседание ученого совета, но хотим сказать, что судьба Ломоносова крепкими узами была связана с судьбой России, мы это, сегодня доказали. И еще мы доказали то, что Ломоносов является великим сыном великого народа.




Подведение итогов:

Ведущий 1:

Экран
Изображение свечи.

Вопрос:


Почему жизнь людей, живущих для отечества, можно сравнить с горящей свечой? (учащиеся дают ответ).


Председатель ученого совета:

жизнь гениев, как было сказано выше, удивительно коротка. Михаил Васильевич Ломоносов скончался в возрасте 54 лет, покоится он в Петербурге.

От нас самих зависит, сохраним ли мы прошлое, как живое достояние или оно умолкнет в наших сердцах, оставив на память лишь традиционное почтение к соответствующим именам и портретам – решать вам!


Ведущий:

а я представляю вам древо жизни Михаила Ломоносова с его выполненными делами. Оно очень ветвисто, хотя и мертво и имеет много плодов.


(Учащиеся объясняют символический смысл мертвого дерева с плодами).


И в заключении разговора хочется вспомнить слова уже звучавшего сегодня поэта Некрасова:

«Природа – мать, когда б таких людей

Ты иногда не посылала б меру,

Заглохла б нива жизни»


Председатель:

имя Ломоносова будет жить в веках! – в названиях учебных заведений, городов, улиц, площадей, да и в памяти людей.

Все присутствующие читают по строчке стихотворения

Его слова звучат доныне

Как мудрый молодым завет.

Они важны для нас сегодня,

Хоть минуло немало лет.

И к нам он тоже обращался

Через года, через века…

Делами, знаньями в науках

Прославим Ло-мо-но-со-ва


Сценарий внеклассного мероприятия - ученого совета по теме: "М. В. Ломоносов - великий сын великого народа". 10 класс
  • Классному руководителю
Описание:

 Данное мероприятие способствует формированию интереса у обучающихся к незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе России. Участие в подобном мероприятии даст возможность развить у обучающихся речевую способность, память, мышление, формирует навыки публичного выступления, умения говорить, слушать, доказывать, размышлять. Необычная форма проведения мероприятия поможет усилить интерес учащихся к делам Ломоносова, к его энциклопедическому таланту. В ходе проведения  заседания ученого совета учащиеся раскроют для себя актуальность и востребованность идей М.В. Ломоносова в современном обществе.

Автор Нечипоренко Любовь Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 670
Номер материала 51476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓