Главная / История / Сценарий викторины по истории средних веков "Рыцарский турнир"

Сценарий викторины по истории средних веков "Рыцарский турнир"

Сценарий рыцарского турнира

«Ах, эти средние века…»

Цель: - способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

- способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями и применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся;

- в ходе игры вызвать уважительное отношение к историческому прошлому, привить учащимся уважительное отношение к командам-соперницам, развить чувство коллективизма, сопереживания;

- прививать интерес к предмету истории;

Задачи: - развивать умения работать коллективно, где значимость каждого участника - гарантия успеха команды;

- закрепить знания учащихся по «Истории средних веков», полученные на уроках истории;

- на историческом материале учить формулировать своё мнение, участвовать в обсуждении;

- воспитывать положительные качества, свойственные рыцарям средневековья.

Подготовительная работа: подготовка презентации по теме, подбор аудиозаписей средневековой музыки, выбор кинофрагмента фильма «Фридрих Барбаросса», подготовка хореографического номера под средневековую музыку, оформление сцены , выпуск газет, проведение тематического конкурса рисунков, творческие работы на тему «Один день из жизни феодала», объявление о рыцарском турнире.



Приглашение на турнир:

Благородный рыцарь!

Нам неизвестно твоё имя, но мы знаем, что ты верный друг и отважный воин. Ты справедлив, милосерден и всегда готов защитить слабого. Ты любишь историю Средних веков и не побоишься принять вызов соперника! Именно поэтому король Артур и рыцари Круглого стола приглашают тебя и твоих друзей принять участие в рыцарском турнире! Здесь, в замке Камелот, ты сможешь испытать себя и своих друзей, познать радость победы, найти новых товарищей.

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть!

За щитами не скрываться!

Шпаги острой не боятся!

Приходите на турнир!

(Дата и место проведения)

Турнир начинается с показа на большом экране презентации «Ах, эти средние века…» в сопровождении средневековой музыки

http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_6167ebb9.jpg

Голос ведущего за сценой

Ах, эти средние века!

Они глядятся в наши воды,

И мчится времени река,

И улетают в вечность годы.

Но очень часто музыкант,

Склонясь над нотными листами,

Рассыпет памяти талант,

Забывшись средними веками.

Вступительное слово учителя. Добрый день, милостивые дамы и благородные рыцари! Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые взрослые! Сегодня мы присутствуем на знаменитом состязании самых наиумнейших и благороднейших рыцарей Европы. Нам с вами предстоит перенестись примерно в 11-14 века в Западную Европу и на один день побывать рыцарями и прекрасными дамами. Сегодня у нас «Рыцарский турнир» и на него собрались самые знаменитые и благородные рыцари из знатных семейств, все они хотят испробовать свои силы, показать свою ловкость, смекалку и свои знания. А сферой приложения своего ума они выбрали самую интереснейшую науку-историю - страну удивительных событий, неожиданных поворотов. Путь к победе будет нелёгок, на пути их поджидают каверзные вопросы, серьёзные задачи, опасные приключения. Но мы надеемся, что из всех трудностей наши именитые гости выйдут с честью, сражаться они будут честно, будут снисходительны к своим противникам, добры и справедливы к своим друзьям! Так давайте пожелаем им доблестного сражения, успеха и побед!


Танец девочек под средневековую музыку


http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_da8c50d3.jpg


Ведущий 1

Сражение сейчас начнется непростое:

Стремясь завоевать победу,

Вы копья будете ломать

Лишь в интеллектуальном поединке,

Вести который будем мы – герольды.

А чтоб турнир не превратился в драку,

А рыцари – в разбойников с большой дороги,

У нас есть строгий суд, который может

В мгновенье ока первенство отнять

И передать достойному.


Ведущий 2: Дорогие друзья! Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые вошли в жюри и достойнейшие рыцари, которые завоевали уважение своей рыцарской доблестью. (Представляют членов жюри)



Ведущий 1. Просим команды подняться на сцену.


Звучат фанфары, означающие начало турнира.


А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву.


Клянемся в рыцарском турнире победить,

Клянемся смелыми, отважными мы быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться.

Верным своей даме быть,

Званье рыцаря добыть.

Клянемся рыцарями быть.


http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_c98361ad.jpg

 

1 Ведущий: Я думаю, что среди вас есть настоящие рыцари: умные и сильные, ловкие, смелые, великодушные.

2 Ведущий: И сегодня мы увидим, какая же команда будет достойна этого звания. Мы начинаем рыцарский турнир.



1 конкурс. Представление команд (домашнее задание).

Ведущий 1 Турнир начинается с приветствия. Каждая команда представляет герб, девиз, название своей команды. (Название -1 б., объяснение символики герба и сам герб – 3 б, девиз -1, Костюмы-3 б, подача материала -2 б. Общее кол-во баллов 8)

http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_aeeb8d2b.jpg

2 конкурс. Разминка (за правильный ответ-1 балл).

Команды занимают места на сцене.

Ведущий 2. Сегодня мы говорим об эпохе рыцарства, эпохе, воспетой в рыцарских романах.

            Там, где руины между скал

            Казались дикими камнями,

            Бойниц раздвинулся оскал,

            И плещет рыцарское знамя.

 

            И вот на берегу речном

            Не цепкий терн, не хмель косматый –

            Опоры каменных хором,

            Суровых башен строй зубчатый.


Так описал Вальтер Скотт замок Кэдьо. Итак, замок, если верить словарям,  – это укрепленное жилище феодала. Посмотрим, сумеют наши знатоки захватить замок. Просим 5 человек от команды подняться на сцену. Разминку мы назвали « Штурм замка». Выберете себе вопросы, на которые вам предстоит ответить.



  1. Что означает слово «рыцарь»? (конный воин, всадник.)

  2. Какого происхождения слово «рыцарь»? (немецкого)

  3. Кто такие герольды? (специальные глашатаи, занимались организацией турнира)

  4. Как называли себя участники первого крестового похода и почему? (крестоносцы т.к. нашивали на одежде кресты из красной материи; “освободители гроба Господня из рук неверных”)

  5. На каких языках разговаривали крестоносцы? (французский, немецкий, английский)

  6. С какого возраста начиналось обучение рыцаря? (с 7 лет)

  7. В чем состояла задача рыцаря, участвовавшего в поединке? (выбить противника из седла

  8. Кто такие вассалы и сеньоры? (сеньор-держатель земли, вассал-военный слуга).

  9. Как называлось башня в замке феодала, которая являлась его жилищем ? (донжон).

  10. Какому числу лиц рыцарь мог давать клятву верности? (рыцарь подчинялся только своему сеньору).

  11. Какие обязанности брал вассал по отношению к своему сеньору? ( выступать в поход, участвовать в суде, помогать советом, выкупать из плена).

  12. Что такое турнир? (военное состязание рыцарей).

  13. Какой предмет вручали рыцарю при его присяге и пожаловании ему земельных владений? (меч)

  14. Как называлось место проведения турнира? (ристалище).

  15. Как именуются сообщества рыцарей? (ордена)

http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_50b5750f.jpg

3 конкурс «Историческая личность».

(по 2 балла за каждый правильный ответ)

По отрывку определите, о какой исторической личности идёт речь.

-а) О храбрости и отваге его слагали легенды, и были у него верные рыцари, которых потом назвали рыцарями «Круглого стола». (Артур-вождь бриттов).

-б) О нём сложено много песен. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя….(Карл Великий).

-в) Так,- сказал он, - ты поступил с чащей в Суассоне» (Хлодвиг).

-г) Этот король хотел всех превзойти славой, но преуспел в умении наживать себе врагов. Хотел взять Иерусалим, но взял только Акру, а затем сам попал в плен к немецкому императору. (Ричард Львиное сердце).

-д) Он жил в средней Азии и был великим учёным, философом, астрономом географом, поэтом, но особенно прославился как врач. (Ибн Сина или Авиценна)

-ж) Его основной принцип - единое государство, единый закон, единая религия! Тихим ровным голосом он мог отдать приказ казнить десятки тысяч ни в чём не повинных людей. (Юстиниан).

http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_ae5695ab.jpghttp://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_c2410d42.jpg

4 конкурс. Каким должен быть рыцарь? По 2 балла.

Ведущий 1. - Наши доблестные рыцари сегодня сражаются интеллектуально, а милые дамы расскажут о том, какими должны быть рыцари. Наш 4 конкурс «Каким должен быть рыцарь». От каждой команды приглашаем по 1 человеку. Вы должны назвать по два важных качества рыцарей, не повторяя тех качеств, которые назвал ваш соперник.



( 1. Презирать расчётливость, проявлять щедрость – подарки, пиры, охота, дорогая одежда…

2. Верность королю и сеньору – главная обязанность

3. Рыцарь должен искать подвиги.

4. Бороться с врагами христианской веры.

5. Защищать честь дам, защищать слабых и обиженных (вдов, сирот)

6. Быть справедливыми и галантными.)

Ведущий 2. А сейчас на сцене наши средневековые артисты. Сценка «Уленшпигель и ректор в университете»



Сценка «Уленшпигель и ректор в университете»


Ректор. Уленшпигель, извольте чётко и доступно отвечать на вопросы. Вопрос первый: сколько бочек воды в море? Если вы не сумеете ответить на этот вопрос, мы осудим вас и ославим как невежу и оскорбителя науки.

Уленшпигель. Достопочтенный господин ректор, прикажите остановиться другим водам, которые со всех концов текут в море. Тогда я измерю, докажу и скажу всю правду об этом, что нетрудно сделать.

Ректор (замявшись). Ну что ж, я беру назад свой вопрос, ибо вижу, что вы человек хитрый. Ответьте-ка на другой вопрос: сколько дней прошло со времени Адама и до сего дня?

Уленшпигель. Всего семь дней, а когда они кончились, начались другие семь. И так до скончания мира.

Ректор. Отвечай мне быстро на третий вопрос, негодный человек: где середина земли?

Уленшпигель. Совсем близко. Когда говорят или кричат на небе, здесь, внизу, хорошо слышно. Заберитесь наверх, а я тут внизу покричу негромко, это вы должны будете слышать, а если не услышите, тогда я ошибся.

Ректор. Ну что ж, примем и это за ответ за невозможностью проверить. Как велико небо? Знаешь ли?

Уленшпигель. В нём тысяча сажень ширины и тысяча локтей высоты, в этом я не ошибусь. Если вы не хотите мне верить, уберите с неба солнце и луну и все звёзды, перемерьте хорошенько, тогда вы увидите, что я прав, хотя вам это не очень нравится.

Ректор в гневе сбрасывает с себя шапку, бросает её и убегает.


Фонограмма песни Д. Тухманова «Во французской стороне…»


5 конкурс «Воображаемое историческое путешествие в средневековую школу» ( по 2 балла)

Ведущий 1. Сценка, показанная средневековыми артистами и песня вагантов переносят нас в средневековую школу. Для участия в конкурсе приглашается 1 человек от каждой команды. Вам предстоит ответить на вопросы о средневековом образовании.

  • Что входило в полное школьное образование с античных времён? («семь свободных искусств»: «тривиум» и «квадривиум»)

  • Какие предметы изучали на первой ступени обучения? (грамматику – чтение и письмо, риторику - красноречие, диалектику – искусство рассуждать).

  • Какие предметы изучали на второй ступени обучения? (арифметику, геометрию, астрономию, музыку)

  • Какой предмет называли «царицей наук»? (богословие)

  • Какой «учебник» был самым главным, который следовало знать наизусть? (Библия)

  • Чем обучение в средневековой школе отличалось от современного? (не было деления на классы по возрасту; обучение шло на латинском языке – это международный язык образованных людей; школы были соборными; «образец» и «авторитет» - основа обучения)




6 конкурс «Проанализируйте исторический источник» (4 балла)

Ведущий 2 7 конкурс «Проанализируйте исторический источник». От команды приглашается по 2 человека. Вы получаете текст, прочитав который, ответите письменно на вопросы.

Из жизнеописания Людовика Толстого (XII в.)

Священный долг королей – мощною рукою обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряют и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их всё большею и большею яростью. … Пример тому – Томас Марль, человек отчаянный… Дьявол его сопутствовал, как бывает это с безумцами, коих успехи неизменно приводят их к гибели. В то время, когда Людовик (король) был занят …войнами, он, не страшась разорял и, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады ни клиру, ни народу. Всё истреблял, всё губил, даже два лучших селения у монастыря св. Иоанна Ланского отнял…

Вопросы к документу:

1.О каком историческом явлении идёт речь в документе? (междоусобные войны)

2.Какие признаки этого явления указаны в документе?(разорял земли, грабил церкви и народ, захватывал чужие земли)


Ведущий 1. И вновь мы в средневековом театре Своё актёрское мастерство показывает команда 6-В класса


Сценка из рыцарских времён

Появляются Берта и Клотильда.


Клотильда. Берта, скажи мне что-нибудь, мне скучно.


Берта. О чем же я буду вам говорить? - не о нашем ли рыцаре?


Клотильда. О каком рыцаре?


Берта. О том, который остался победителем на турнире.


Клотильда. О графе Ротенфельде. Нет, я не хочу говорить о нем; вот уже две

недели, как мы возвратились, - а он и не думал приехать к нам; это с его

стороны неучтивость.


Берта. Погодите - я уверена, что он будет завтра...


Клотильда. Почему ты так думаешь?


Берта. Потому, что я его во сне видела.


Клотильда. И, боже мой! Это ничего не значит. Я всякую ночь вижу его во сне.


Берта. Это совсем другое дело - вы в него влюблены.


Клотильда. Я влюблена! Прошу пустяков не говорить... Да и про графа Ротенфельда толковать тебе нечего. Говори мне о ком-нибудь другом.


Берта. О ком же? О конюшем братца, о Франце?


Клотильда. Пожалуй, говори мне о Франце.


Берта. Вообразите, сударыня, что он от вас без ума.


Клотильда. Франц от меня без ума? кто тебе это сказал?


Берта. Никто, я сама заметила; когда вы садитесь верхом, он всегда держит вам стремя; когда служит за столом, он не видит никого, кроме вас; если вы уроните платок, он всех проворнее его подымет, - а на нас и не смотрит...


Ведущий 2 Прекрасная Дама – «Дама Сердца» должна быть у каждого рыцаря и вдохновлять его на подвиги. В ее честь рыцарь слагал гимны и сражался на турнирах. Но и к даме предъявлялись высокие требования. Она должна быть более знатной, а кроме того, нежной и кроткой в общении, безукоризненно верной, с твердым характером. Дама  обязана быть не только красивой, но и умной.

А сейчас мы посмотрим, как, с точки зрения наших участников, проходило признание в любви Прекрасным Дамам.


            7. Конкурс Стихи Прекрасной Даме (Выступление команд)

Оценки жюри – максимум 3 балла.


http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_dc8662f7.jpg


Ведущий 1 Последнюю сценку из рыцарских времён нам демонстрируют артисты 6 Б КЛАССА


Сценка из рыцарских времён



Франц. Чeрт побери наше состояние! Дворянин, у которого нет ничего, кроме зазубренного меча да заржавленного шлема, счастливее и почетнее отца моего. Отец мой снимает перед ним шляпу, а тот и не смотрит на него.

Однако что это сказал монах про турнир? Трубы затрубят - выступят герольды - рыцари объедут поле, преклоняя копья перед балконом своих красавиц... - трубы опять затрубят - рыцари разъедутся - помчатся друг на друга... дамы ахнут... боже мой! А я никогда не подыму пыли на турнире, никогда герольды не возгласят моего имени, презренного мещанского имени, никогда Клотильда не ахнет... Если бы знал отец, как рыцари презирают нас, несмотря на наши деньги...


Альбер. A! это Франц; на кого ты раскричался?


Франц. Я думал, как бы мне попасть на турнир.


Альбер. Ты хочешь попасть на турнир?


Франц. Точно так.


Альбер. Ничего нет легче: у меня умер мой конюший - хочешь ли на его место?


Франц. Как! бедный ваш Яков умер? отчего ж он умер?


Альбер. Ей-богу, не знаю; в пятницу он был здоровешенек; вечером воротился я поздно (я был в гостях у Ремона и порядочно подпил) - Яков сказал мне что-то... я рассердился и ударил его, - помнится, по щеке, а может быть, и в висок, - однако нет: точно по щеке; Яков повалился - да уж и не встал; я лег не раздевшись, а на другой день узнаю, что мой бедный Яков - умер.


Франц. Ай, рыцарь! видно, пощечины ваши тяжелы.


Альбер. На мне была железная рукавица. - Ну что же, хочешь быть моим конюшим?


Франц (почесывается). Вашим конюшим?


Альбер. Что ж ты почесываешься? соглашайся. - Я возьму тебя на турнир, ты будешь жить у меня в замке. Быть оруженосцем у такого рыцаря, как я, не шутка: ведь уж это ступень. Со временем, как знать, тебя посвятим и в рыцари - многие так начинали.


Франц. И я буду жить у вас в замке?..


Альбер. Конечно. - Ну, согласен?


Франц. Вы не будете давать мне пощечин?


Альбер. Нет, нет, не бойся; а хоть и случится такой грех - что за беда? – не все ж конюшие убиты до смерти. Ну, что ж - соглашайся...


Франц. Извольте - согласен.


Альбер. Нечего было и думать. Достань-ка себе лошадь и приходи ко мне.


Ведущий1 . О соблюдении кодекса рыцарской чести мы сегодня говорили, но увиденная сценка убеждает, что рыцари своё благородство не проявляли по отношению к тем, кто стоял ниже их по происхождению, порой были очень грубы и жестоки. Но мы продолжаем наше интеллектуальное состязание. Следующий конкурс «Решётка замка» . Умеющие мастерски разгадывать кроссворды легко преодолеют эту преграду. От каждой команды требуется 2 человека.



8. Конкурс «РЕШЕТКА ЗАМКА» (разгадывание кроссворда)


1.      Отличительный знак рыцаря (герб)

2.      Неблагородное, по мнению рыцарей, оружие  (арбалет)

3.      Один из военно-монашеских орденов (тамплиеры)

4.      Так называли норманнов на Руси (варяги)

5.      Франкский граф, погибший в битве с маврами в Ронсевальском ущелье (Роланд)

6.      Благородное оружие рыцаря (копье)

 

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВОГрааль -  некий таинственный сосуд, в который была собрана кровь распятого на кресте Иисуса, религиозная святыня.


Ведущий 2 Пока часть команды разгадывает кроссворд, остальным участникам турнира предстоит решить замысловатую головоломку. Конкурс называется «Узнай термин» Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения исторических терминов. Назовите эти термины. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.д.


9. Конкурс «Узнай термин» («Секретный ключ»)( 3 балла)


1. Люди, одинаковые, с, наследство, по, передающимся, группы, большие, и, обязанности, права. (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству – сословия)

2. Государство, власть, в, королевская, собрание, на, сословия, централизованное, представители, который, опираться. (Централизованное государство, в котором королевская власть опирается на собрание представителей сословий – сословно-представительная монархия)

3. Обязанность, зависимый, выполнять, принудительный, крестьяне, по, сеньор, отношение. (Принудительные обязанности, выполняемые зависимыми крестьянами по отношению к сеньору – барщина и оброк)

4. Обменивать, хозяйство, в, или, все, который, не, производить, для, необходимое, потребление, себя, для, продажа, покупается, обменивать, для, собственный. (Хозяйство, в котором всё необходимое производится не для продажи, а для собственного потребления –натуральное)


Ведущий 1. В нашем заключительном конкурсе на ристалище встретятся один на один капитаны команд. Капитаны команд, внимание на экран. Вам предстоит рассказать о главном герое увиденного эпизода всё, что вам о нём известно. Ответ принимается от того рыцаря, кто вызовется первым.


10. Конкурс капитанов

А)Киноконкурс

Просмотр фрагмента фильма «Барбаросса» (6 баллов)

Ведущий.2 Этот средневековый герой дал название военному плану фашистской Германии в годы Второй мировой войны. Назовите имя этого человека, чем он известен. И что это за операция была во время Второй мировой войны ХХ века? (Барбаросса – немецкий император, возглавивший третий крестовый поход в 1189 г. за возвращение Иерусалима. Утонул при переправе через горную речку в Малой Азии. План «Барбаросса»- план по захвату нашей страны в 1941 г.) – имя, титул, порядковый номер по счёту крестового похода, год, судьба, цель операции)

Б) «Что обозначает крылатое выражение?» (2 балла)

«Бросить перчатку»

«Копья ломать»

«Открытое забрало»



http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_1197ab1c.jpg

Жюри подводит итоги

Звучит фонограмма средневековой музыки

Ведущий 1 Мы просим всех участников турнира подняться на сцену


Ведущий: Вот и закончился наш рыцарский турнир. Сегодня вы почувствовали себя рыцарями и теперь можете сказать о себе словами поэтессы Юнны Мориц:

И я была, как остальные,

Пуды носила я стальные-

Кольчуги, латы и шеломы-

Железо с прорезью для глаз

(Смотри научные альбомы,

Историю за пятый класс).

Внимая вражескому крику,

Я поднимала эту пику

И этот меч над головою,

Внимая вражескому вою.

И только юноше понять,

Как это можно все поднять –

Не раз, не два, а сколько надо,

В железной битве, и в пекле ада,

В крови средневековых лет,

Где мог быть истинным поэтом

Лишь рыцарь, воин и атлет.

Между колечек, скреп, застежек

Немало потайных дорожек

Находит гибель − ей видней.

Имей любовь на этот случай.

Средневековье – наилучший

Раздел, где сказано о ней!


Звучит фонограмма фанфар


Подведение итогов, награждение победителей.


http://cs880.vkontakte.ru/u42911706/123451385/x_1d3477d4.jpg













Название конкурса.

Первая команда.

Вторая команда.

Третья команда

  1. Представление команд.





2. Разминка




3. «Историческая личность»




4. «Каким должен быть рыцарь»




5. «Воображаемое историческое путешествие в средневековую школу»




6. Анализ исторического источника




7. Посвящение Прекрасной Даме




8. Разгадывание кроссворда «Решётка замка»




9. «Секретный ключ»




10.Конкурс капитанов «Поединок»

А) Киноконкурс

Б) Рыцари меткого слова










Сценарий викторины по истории средних веков "Рыцарский турнир"
  • История
Описание:

Цель:  - способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

          -  способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями и применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся;

          -  в ходе игры вызвать уважительное отношение к историческому прошлому, привить учащимся уважительное отношение к командам-соперницам, развить чувство коллективизма, сопереживания;

          - прививать интерес к предмету истории;

Задачи: - развивать  умения работать коллективно, где значимость каждого участника - гарантия успеха команды;

- закрепить знания учащихся по «Истории средних веков», полученные на уроках истории;

- на историческом материале учить  формулировать своё мнение, участвовать в обсуждении;

- воспитывать  положительные качества, свойственные рыцарям средневековья.

Подготовительная работа: подготовка презентации по теме, подбор аудиозаписей средневековой музыки, выбор кинофрагмента фильма «Фридрих Барбаросса», подготовка хореографического номера под средневековую музыку, оформление сцены , выпуск газет, проведение тематического конкурса рисунков, творческие работы на тему «Один день из жизни феодала», объявление о рыцарском турнире.

Автор Садова Лилия Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 2956
Номер материала 3034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓