Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Тема урока « Сила тока»
Подготовил: Лябаев Мурат Кучербаевич,
учитель физики
г. Исилькуль 2014г
Тема
урока « Сила тока»
Цели урока: ученик должен
знать понятие сила тока на 3 уровне усвоения знаний.
Задачи:
1.
образовательные: раскрыть содержание понятия сила тока;
2.
развивающие: формирование умений у учащихся применять знания
при решении задач; научить измерять силу тока
3.
воспитательные: политехническое воспитание через изучение
приборов для измерения силы тока; эстетическое – через демонстрации, рисунки.
Форма организации: комбинированный урок, так как на данном
занятии поставлены две дидактические цели (усвоение нового материала и его
закрепление), которые решаются на этом уроке.
Демонстрации:
План учебного занятия:
1.
Актуализация знаний через проверочную работу;
2.
Изучение нового материала:
2.1. прибор для
измерения тока - амперметр;
2.2. раскрытие
содержания понятия сила тока;
3.
Закрепление и уточнение знаний:
3.1.
решение задач из учебника 29, 31;
3.2.
решение задач из сборника задач 1260, 1261.
Домашнее задание:
1. §10; вопросы к
параграфу;
2. Задачи в
учебнике 30, 32;
3. Сборник задач
В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1258, 1259.
Ход урока
1. Актуализация
знаний; Самостоятельная работа № 4 (8 вариантов)
|
В.1
|
В.2
|
В.3
|
В.4
|
В.5
|
В.6
|
В.7
|
В.8
|
1
|
А
|
Б
|
А
|
Г
|
В
|
Б
|
Г
|
В
|
2
|
Б
|
Е
|
Г
|
Г
|
Д
|
А
|
Г
|
А
|
3
|
В
|
Г
|
В
|
Г
|
А
|
В
|
А
|
В
|
4
|
Г
|
А
|
Б
|
Г
|
В
|
А
|
Г
|
В
|
5
|
Б
|
В
|
Б
|
А
|
Б
|
В
|
Б
|
А
|
6
|
А-3
Б-2
В-1
Г-4
Д-5
Е-4,1
|
А-2
Б-4
В-5
Г-3
Д-1
Е-1,2
|
А-4
Б-5
В-1
Г-2
Д-5
Е-3
|
А-3
Б-4
В-2
Г-4
Д-5
Е-1
|
А-5
Б-4
В-3
Г-1
Д-2
Е-1
|
А-2
Б-5
В-1
Г-3
Д-4
Е-4
|
А-3
Б-4
В-5
Г-2
Д-2
Е-1
|
А-4
Б-3
В-2
Г-1
Д-5
Е-4
|
7
|
В
|
Г
|
Б
|
А
|
В
|
Б
|
Г
|
А
|
2.
Изучение нового материала:
2.1. прибор для
измерения тока - амперметр;
Времена, когда ученые обнаруживали ток, пропуская его через себя,
давно прошли. Теперь ток измеряют специальными приборами, которые называют амперметрами.
Амперметр – прибор для
измерения силы тока.
На схемах
амперметры условно обозначают:
Для включения
амперметра в цепь соблюдают следующие правила:
1. Амперметр включают последовательно с тем элементом цепи, в котором
измеряют силу тока.
2. Клемму амперметра со знаком «+» следует соединить с тем
проводом, который идет от положительного полюса источника тока, клемму со
знаком «-» соединяют с тем проводом, который идет от отрицательного полюса
источника тока.
2.2. раскрытие
содержания понятия сила тока;
Обратимся к рисунку 21, б. На нем выделено
поперечное сечение проводника, через которое проходят заряженные частицы при
наличии в проводнике электрического тока. В металлическом проводнике этими
частицами являются свободные электроны. В процессе своего движения вдоль
проводника электроны переносят некоторый заряд. Чем больше электронов и чем
быстрее они движутся, тем больший заряд будет ими перенесен за одно и то же
время.
Сила электрического тока – это физическая
величина, показывающая, какое количество электрического заряда, проходит через
поперечное сечение проводника в единицу времени.
Пусть, например, за время Dt=2 с через
поперечное сечение проводника носители тока переносят заряд q=4 Кл. Разделив 4
Кл на 2 с, получим 2 Кл/с. Это и есть сила тока. Обозначается она буквой I .
I = q / Dt, I = q / t
где I – сила тока [А];
q - заряд, прошедший
через поперечное сечение проводника [Кл];
Dt - время [с].
На Международной конференции по мерам и весам в 1948 году было
решено в основу определения единицы силы тока положить взаимодействие двух
проводников с током.
Силу взаимодействия проводников с током можно
измерить. Эта сила зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды,
в которой находятся проводники и, что самое важное, от силы тока в
проводниках. Если одинаковы все условия, кроме силы токов, то, чем больше сила
тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой.
За единицу силы
тока принят ампер (А), в честь французского ученого А.М. Ампера.
Через единицу
силы тока- 1А определяется единица электрического заряда-1 Кл: [q]=1Кл.
Так как I = q / Dt, то 1Кл =1А
• 1с
За единицу электрического заряда принимают
заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за время 1 с при силе
тока 1 А.
Кратные и дольные единицы силы тока:
1 мА = 0,001 А, 1 мкА = 0,000001 А.
3.
Закрепление и уточнение знаний:
3.1. Вопросы для
закрепления:
- Какой величиной
определяется сила тока в электрической цепи?
- Как выражается
сила тока через электрический заряд и время?
- Что принимают
за единицу силы тока? Как называется эта величина?
- Какие дольные и
кратные амперу единицы силы тока вы знаете?
- Как выражается электрический заряд (количество электричества)
через силу тока в проводнике и время его прохождения?
3.2. решение задач из
учебника 29, 31;
№ 29.
№ 31.
Дано: Решение:
I - ? I = q / t
t = 1 мин = 60 с I = 24 Кл / 60 с = 0,4 А
q = 24 Кл Ответ:
сила тока в проводнике равна I = 0,4 А
3.3. решение задач из
сборника задач 1260, 1261.
№ 1260.
Дано: Решение:
I - ? А I = q / t
t = 10 мин = 600 с I = 300 Кл / 600 с = 0,5 А
q = 300 Кл Ответ:
сила тока в проводнике равна I = 0,5 А
№ 1261.
Дано: Решение:
q - ? Кл q = I × t
t = 2 мин = 120 с q = 12×10-3 А
× 120 с = 1440×10-3 Кл = 1,44 Кл.
I = 12 мА = 12×10-3 А
Ответ: заряд проходящий через проводник равен q = 1,44 Кл.
3.4. Тренировка сбора
различных схем
Оборудование: 2 лампочки,
соединительные провода, источник тока, выключатель, амперметр. Собрать схемы
по рисункам (см. рис. 97, 98, 99).
Заключительное
слово: Итак, сегодня вы познакомились с понятием сила тока и прибором
для измерения тока.
Домашнее задание
1. §10; вопросы к
параграфу;
2. Задачи в
учебнике 30, 32;
3. Сборник задач
В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1258, 1259,1260.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.