Урок
русского языка во II
классе
Тема: Способы
проверки парных согласных на конце слова.
(по
календарно-тематическому плану 1ый урок.)
Цели
урока:
Ознакомление учащихся с проверкой парных согласных на конце слова путём
изменения формы слова, развитие умения сопоставлять буквы в проверочном и
проверяемом словах.
Обогащение
словаря, развитие речи и навыков грамотного письма у учащихся.
Воспитание
коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, умений работать в группах
сообща; признавать свои ошибки.
Наглядность: мультимедиа;
«Письмо от Деда Мороза», карточки с заданиями, игра «Мозаика», сюрприз –
«Волшебный сундучок».
Ход урока
I. Создание
психологического комфорта.
а) – Ребята, птица сильна крыльями, а человек дружбой. (Слайд 1.)
Как вы понимаете значение этой пословицы? (…)
–
На этом уроке я предлагаю вам работать в группах. А как нужно работать в
группах?
(Надо
работать дружно. Прислушиваться соседу, не перебивать своего товарища…) Значит,
надо быть внимательными друг другу, уважать окружающих тебя людей.
б) Чтение письма от Деда Мороза (письмо висит на окне.) Он прислал учащимся
свои поздравления и задания.
–
Значит, ребята, мы должны будем выполнять задания Деда Мороза (Слайд 2.)
.
II.
Выравнивание знаний. Постановка учебной задачи.
(1
задание Деда Мороза) Работа над словарными словами. (Слайд 3.)
Вставьте
пропущенные буквы, разделите их на две группы.
З.яц,
м.дведь, п.льто, с.рока, скор., вес.ло, быстр., х.роший, в.робей, м.роз.
(Слова
даются в группы для обсуждения.)
1
гр. слова с сочетанием –оро-;
2
гр. слова с безударными гласными;
2) Письмо слов под диктовки. Задания: а) ставить знак ударения, подчеркнуть
орфограммы; б) Составить и записать предложения с данными словами.
–
При записи каких слов вам пришлось быть более внимательными? ((Слайд 4.)
1гр. мороз, 2гр. медведь.) Почему?
(Парные
согласные на конце слова). Оцените себя. (Учащиеся ставят себе оценку на полях
тетрадей.)
–
Значит, какую учебную задачу мы будем сегодня решать?
–
Как проверить парные согласные на конце слова.
(Учебную
задачу дети повторяют в парах, в группе, хором.)
Самооценка.
III. Решение
учебной задачи. (Фронтальная работа.)
1) Загадка. (Слайд 5.) Лежало одеяло,
мягкое, белое,
землю
грело.
Ветер
задул –
Одеяло
согнул,
Солнце
припекло –
Одеяло
потекло.
(Слово
с н е к записывается на доске.)
–
Почему ошибка? Докажите!
–
А Дед Мороз даёт вам такую подсказку: (Слайд 6.) Звук
согласный проверяй, рядом гласный подставляй. (После чтения даётся в группы.)
Проговаривание.
2) Повторение парных согласных;
–
А какие согласные надо проверять? (…)
–
Парные. Снег – надо проверить г, а как? (…)
–
Снега – это проверочное слово. У Деда Мороза для вас ещё одна
загадка: (Слайд 7.) Кто мост на реке мостит без ножа,
без топора, без клиньев, без подклинков? (Мороз.)
–
Какую согласную напишете на конце? Объясните!
(Морозы.
Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах: з-с, г-к.) Самооценка.
3) Вывод. Учащиеся обсуждают, делают вывод в группах, затем читают правило по
учебнику на стр.92 (Русский язык, 2кл Т.Г. Рамзаева). Проговаривание.
III.
Физкультминутка. Ребята, проговаривая стихотворение, делают физические
упражнения. (Слайд 8.)
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился
к зарядке.
Повернулся
влево, вправо,
Приседание
сделал справно,
Клювиком
почистил пух,
Поскорей
за парту плюх.
(Продолжается
работа по решению учебной задачи)
4)
Работа в парах по учебнику; упражнение 170 (стр.92).
–
Следующее задание Деда Мороза такое: догадайся, какие слова с проверяемой
согласной на конце надо написать. Докажите!
(После
обсуждения в парах, дети выполняют упражнение письменно; работа заканчивается самооценкой.)
5)
Игра «Мозаика» (работа в группах).
Учитель
только один раз прочитывает вслух текст и, раздав конвертики, предлагает
сложить его. Выигрывает тот, кто первый всё сложит.
Текст
для ведущего:
1. Белый снег покрыл весь луг.
2. Огромная туча появилась из-за горизонта.
3. Береги нос в большой мороз.
4. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Самооценка.
IV.
Рефлексия.
а) – Какую учебную задачу рассматривали на уроке?
–
Вспомните, пожалуйста, подсказку Деда Мороза. (Звук согласный проверяй, рядом
гласный подставляй.) Проговорите друг другу.
–
Какие слова в предложениях требуют проверки? («Мозаика»)
–
Снег, луг, нос, мороз, дров.
б) Конкретизация общего способа умственных действий.
(Проверочные
слова записываются в тетради.)
Вывод: (Слайд
9.) для проверки парных согласных на конце слово нужно изменить
так, чтобы после согласного стоял гласный (подобрать проверочное слово.)
–
Что особенно понравилось на уроке?
–
Кто справился со всеми заданиями Деда Мороза?
–
Кто помогал другу?
–
Кому скажете спасибо?
в) Общая самооценка.
г) Сюрпризный момент: открывается «Волшебный сундучок», детям раздаются
сладости.
V. Домашнее
задание.
Упражнение 175 на стр. 94.
Туктарова
Р.Ш., учитель начальных классов высшей
квалификационной категории МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная
школа №1»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.