Е. Чарушин «Еж». Пересказ литературного произведения
Цель:
Формирование навыков пересказа рассказа Е. Чарушина «Еж»
Задачи:
Образовательные:
1.Учить
детей осмысленному воспроизведению литературного текста в устной речи.
2.
Способствовать формированию умения целостного и эмоционального восприятия
произведений с природоведческим содержанием.
3.
Формировать умение описывать предметы и явления.
4. Способствовать
расширению и активизации словарного запаса детей.
Развивающие:
1.
Развивать связную речь, внимание, память.
2.
Способствовать развитию навыков выразительной речи.
3.
Развивать эстетическое восприятие и чувства.
Воспитательные:
1.
Воспитывать бережное отношение к природе; культуре поведения во
время пересказа.
2.
Воспитывать внимание к собственной речи, красоте звучащего слова.
Оборудование: игрушка еж, предметные
картинки, индивидуальный набор прищепок, шаблоны ежа.
Методические
приёмы: отгадывание загадки,
рассматривание сюжетных картинок, чтение
произведения, беседа, пересказ.
Предварительная
работа: рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;
изучение лексической темы «Дикие животные», рисование, ручной труд по теме
«Еж».
Ход занятия
1.
Организационный момент
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, за окном ярко светит
солнышко, давайте подарим, друг другу улыбки, и пожелаем успехов в овладении
знаниями.
2.
Вводная часть
-
Сегодня на занятие я пригласила не совсем обычного гостя. Послушайте, что он
рассказывает о себе, и догадайтесь, кто это?
Не
сосна я и не елка, хоть имею я иголки.
Летом
яблоки люблю, а зимою крепко сплю.
Когда
сильно испугаюсь, то в клубочек превращаюсь.
-
Кто же пришел к нам на занятие? (еж)
(рассматривание
игрушки)
-
Зачем у ежа на спине иголки? (защита)
-
Как еж спасается от врагов? (сворачивается шариком)
-
Что ест ёж? (яблоки, грибы, мышей, червяков, жуков, молоко)
-
Если дотронешься до ежа, то можно больно уколоться. А чем ещё можно уколоться?
(колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой)
(рассматривание
предметных картинок)
-
Ребята, а кто слышал, как фыркает еж?
-
Давайте поприветствуем нашего гостя ежа, дружным фырканьем:
(дети
выполняют речевую разминку)
ф-ф-ф
уф-уф-уф
ыф-ыф-ыф
афи-афи-афи
уфи-уфи-уфи
-
Молодцы! Еж очень доволен вашим приветствием.
3.
Первичное чтение произведения
-
Послушайте рассказ, который написал Е.Чарушин. Он называется «Еж».
«Ходили
ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили
ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал
пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал»
4.
Беседа по содержанию прочитанного произведения
-
Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
-
Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
-
Где сидел еж? (Еж сидел под кустом.)
-
Что сделал еж со страху? (Еж со страху шариком свернулся.)
-
Куда ребята принесли ежа? (Ребята принесли ежа домой.)
-
Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)
-
Что ему дали? (Дали ему молока.)
-
Что было дальше? (Еж развернулся и начал пить молоко.)
-
Что сделал ежик, когда попил молоко? (Ежик обратно в лес к себе удрал.)
-
Что значит, «удрал»? (убежал очень быстро)
5.
Физкультминутка
Маленький
колючий ёж,
До
чего же он хорош.
Что
ж ты, ёж, такой колючий?
Это
я на всякий случай,
Знаешь,
кто мои соседи?
Лисы,
волки и медведи.
Медвежонок
— топ-топ,
А
ежонок — хлоп-хлоп,
А
волчонок — щёлк-щёлк,
А
зайчонок — скок-скок,
А
лосёнок — брык-брык,
А
рысёнок — прыг-прыг,
И
бельчонок — прыг-прыг.
-
Молодцы! Продолжаем занятие.
6.
Повторное чтение рассказа с установкой на последующий пересказ
-
Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ. Прошу вас быть очень
внимательными, потому что после моего чтения, рассказ о еже нужно будет
пересказать.
7.
Пересказ текста детьми
-
Давайте нашему гостю ежу перескажем рассказ Е. Чарушина «Еж».
(дети
составляют по одному предложению, затем 2-3 ребенка пересказывают текст
полностью)
8.
Заключительная часть занятия
Развитие мелкой моторики
- Ребята, чтобы наш гость еж не заскучал,
давайте с помощью шаблона и прищепок выполним поделку «Ёж».
(дети с помощью прищепок делают
«иголки» для «ежа»)
- Молодцы, у вас получились очень
симпатичные ежата.
- Расскажите о своем еже: какой он, чем
питается, где живет?
- Спасибо! Я, думаю, наш гость обязательно
подружится с вашими ежатами.
9. Итог
- Ребята, что сегодня на занятии вы
учились делать?
- Какое произведение вы учились
пересказывать?
- Спасибо за отличную работу! Занятие
окончено. До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.