Главная / География / Сценарий урока "Жилища подземных исполинов"

Сценарий урока "Жилища подземных исполинов"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifМБОУ сос №8 г. Ессентуки




ЗАСЕДАНИЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА

ТУРИСТОВ-КРАЕВЕДОВ

НА ТЕМУ:

«Жилища подземных исполинов»


Мероприятие составлено и проведено

учителем географии

Железняковой Ольгой Николаевной



г.-к. Кисловодск - 2009 год



ЦЕЛИ: Образовательная: Познакомить учащихся с понятиями: «пещера», «спелеология», с особенностями образования подземных полостей, их микроклиматом, своеобразием флоры и фауны. Выяснить где на территории Ставропольского края располагается наибольшее количество пещер, а также, чем интересны пещеры окрестностей города Кисловодска. Рассказать учащимся о самой большой и красивой пещере нашего края «Южный слон».

Развивающие: Развивать у учащихся интерес, внимание, память, мышление. Воспитательные: Развивать и воспитывать у учащихся чувство гордости за свою страну, свой край, свой город; любовь к их богатствам и красотам. Оборудование: фотографии залов, галерей пещер, представителей животного и растительного мира, слайды, естественные образования, собрание спелеологическими экспедициями в пещерах (сталактиты). ТСО: ИКТ.

Список использованной литературы:

  1. В. Танасийчук «Под землей с фотоаппаратом» (Издательство «Детская литература»
    г.Москва 1974г.)

  2. М.Сифр «В бензднах земли» (Издательство «Мысль» г.Москва 1982г.)

  3. Н..А. Гвоздецкий «Карст» (Издательство «Мысль» г.Москва 1981г.)

  4. В.Танасийчук «Подземные дворцы» (Издательство «Детская литература» г.Москва
    1978г.)

  5. Рассказ о спелеологических исследованиях руководителя группы спелеологов
    г.Кисловодска Поздняк Ю.П.

План проведения заседания географического кружка на тему «Жилища подземных исполинов»

  1. Вступление. Рассказ ведущего (учитель географии Железнякова Ольга Николаевна)
    о пещерах края и города

  2. Рассказ ведущего о пещере «Южный слон» с показом слайдов

  3. Заключительный этап. Викторина «Что, где и почему?»

Вступление. Рассказ ведущего о пещерах вообще, о пещерах нашего края и нашего города.

Ребята! Начинаем заседание географического кружка юных журналистов -краеведов нашей школы. Мы с вами живем на территории одного из красивейших и богатейших краев России. Вы знаете уже о Ставрополье немало. Сегодня мы с вами постараемся узнать еще одну тайну нашего края из тех многих, которые он хранит, а затем попробовать свои силы в викторине.

Ребята готовы?

Но прежде, чем вступить в спор давайте отправимся в поход по окрестностям нашего города и дальше за его пределы.

Наш маршрут сегодня будет проходить не совсем обычно. Мы побываем с вами в загадочном мире подземных дворцов, расположенных в окрестностях нашего города и на территории всего Ставропольского края.

Это вход в целый лабиринт пещер, он очень сложен и своеобразен, порой он почти не виден. (Учитель показывает фотографии). Но вот мы уже в пещере. Нас окружает мрак и тишина, и только при свете мощных ламп мы видим и огромные каменные залы и галереи и узкие подземные ходы, и груды камней на полу, сталактиты,


сталагмиты, каменные цветы, все, что является богатством пещеры. Мы даже не замечаем времени, очарованные диковатой прелестью природы.hello_html_4a9dbece.jpg

На территории края и в окрестностях нашего города есть немало пещер, разных по размерам, способу образования, глубине. Долгое время пещеры считались жилищем сказочных великанов, всесильных духов. Просто само их происхождение приписывалось естественным силам. На самом же деле на Земле много различных по образованию пещер.

ВОПРОС УЧЕНИКАМ:

Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает как образуются пещеры? (После ответов и высказываний учитель дополняет). Пещеры возникают по разному: есть пещеры, созданные морским прибоем, выветриванием, потоками застывшей лавы, есть искусственные пещерные города древних людей. Есть пещеры, которые образовались в результате движений в земной коре. Однако большинство пещер образовалось в результате карстовых процессов, то есть - растворения и выщелачивания горных пород. ВОПРОС УЧАЩИМСЯ: Кто из вас знает, а откуда произошло слово «карст»? (Учитель выслушивает ответы учащихся и дополняет). Происходит оно от названия известкового плоскогорья в Динарских горах Югославии, которое так и называется «карст». Чаще всего карстовые процессы возникают именно в известняках потому, что они хорошо растворяются в воде, особенно если в ней есть газы. Карстовые процессы идут в известняках медленно. О скорости их можно судить по нарастанию натеков на стенах, потолке пещеры. Всего на 4 см. вырастает сталактит за 100 лет. Значит если человек разрубил «сосульку» метровой длины, уничтожил то, что природа создавала по крайней мере 2,5 тысяч лет. В окрестностях нашего города и края встречается много пещер. В Боргустанском, в Джинальском хребтах. Из них наиболее интересны пещеры: Монахова - это пещера тектонического происхождения (единственная в крае). Достопримечательность ее - кальцитовые вкрапления на полу, но к сожалению их там почти не осталось из-за небрежного отношения некоторых «спелеологов» «Бабушкины окна» - две пещеры, расположенные одна над другой. «Октябрьская» - пещера имеет 3 зала, 3 галереи, 3 этажа. Зарегистрирована эта пещера спелеологами Кисловодского Географического общества в 1983 году. Интересна Катыхинская пещера в районе «Замка Коварства и Любви». Длина ее 80 м. На самой глубине этой пещеры растет растение похожее на коралл с черными точками на концах. Но здесь еще помимо этого Образуются зоны СО2.hello_html_58ba0aae.jpg


ВОПРОС УЧАЩИМСЯ: Почему? (Ответы) Причина проста: Дождь — вода стекает в трещину — закрывает вход тем самым доступ воздуха — создавая в трещине вакуум -неподвижность и химические процессы приводят к образованию СО2. Недалеко от города есть естественная пещера - самая интересная коралловая пещера. Это древняя пещера потому, что полностью заросла кароллитами. Зарегистрирована КТО в 1983 году. Есть еще пещеры Генеральная, Новая, Подкумковский провал, Карьерная, Вертикальная, Гришкина, Чевелевый источник.

Проходя по молчаливым лабиринтам вам сначала может показаться, что в пещерах никто не живет.

ВОПРОС КРУЖКОВЦАМ: Так ли это? (Ответы и дополнения учителя). В пещере сначала действительно может показаться, что никто не живет и не чего не растет кроме каменных цветов. На самом деле это не так. В пещерах живут летучие мыши. Но вот особенность: всего на территории России встречается 3 вида летучих мышей: Кабардино-Балкарская (Баксанская), Приморская и Кавказская. В Кисловодске эта колония жила но пропала. Давно уже спелеологи не встречали представителей мира темноты в наших пещерах,

но чтобы иметь о них представление посмотрите на эти снимки. (Учитель показывает

фотографии представителей флоры и фауны пещер). Живут в пещерах еще траглафиты и траглабионты (это мелкие и примитивные представители растительного мира). Жучки, мухи - кровососки, саламандры, рачки, пауки. Вот и все богатство флоры и фауны пещер. Иногда в пещерах находят зубы древнего пещерного медведя. Еще одно из интересных явлений пещеры - мумие. Лекарство - чудодейственное, состоящее из смеси перегнивших трав, помета мелких животных, воды и химических элементов. Вот такие загадки окружают наш город.hello_html_m34783d1b.jpg

Рассказ ведущего и кружковцев с показом слайдов о пещере «Южный слон». Начинает рассказ учитель:

Изучение пещер имеет огромное значение для народного хозяйства России: это и исторические открытия, и дебет минеральных источников и своеобразие жизненных процессов и микроклимат. Ведь в пещерах всегда темно и холодно. В нашей стране изучением пещер занимается не только ученые, но и специальные спортсмены, которые называются спелеологами. Вмешательство в мир пещер влечет за собой и ответственность. Пещеры надо изучать, но и надо их беречь, беречь их сказочный каменный мир. Очень много полостей на Ставрополье в верховьях реки Лабы и вот об одной из них наиболее изученной и интересной нам расскажут наши спелеологи -члены нашего кружка.

1 ученик (слайд 1): (Показываются слайды, ученики корректируют рассказ учителя и комментируют слайды). Входы в пещеры бывают разные или в виде карстовых


воронок или в виде трещины в скале. Вход в пещеру «Южный слон» очень сложен и туда может войти лишь со специальным снаряжением.

hello_html_m4a35709a.jpg

2 ученик (слайд 2): Это уже другой зал. Здесь вы видите мощные натеки на стенах

и свисающие от потолка - это сталактиты. Они образуются за многие сотни и тысячи лет в результате выделения соли из воды - 4 мм. за 100 лет. Так, что сталкивать и ломать сталактиты нельзя, тем более для того, чтобы дома сделать кусочек пещеры. У вас ничего не получится, а природную красоту сломаете.

  1. ученик (слайд 3): Это снаряжение необходимо для продвижения по пещере и
    нахождения в ней определенное время. На снимке вы видите спелеолога с карбидным
    фонарем, т.к. в пещерах очень темно и нужно мощное освещение. Спелеологи
    находятся в центральном: зале.

  2. ученик (слайд 4): Натеки бывают разные. В этом зале натеки также свисают с
    потолка, но при различном освещении они окрашиваются в разные цвета.

  3. ученик (слайд 5): Здесь тоже натеки, но на полу - это сталагмиты. Молодые -
    для сравнения спичечный коробок рядом положили.

  4. ученик (слайд 6): Это тоже сталактиты, но светлые и мощные.

  5. ученик (слайд 7): Часто соединяясь, сталактиты и сталагмиты соединяясь
    образуют сталагматы - это тонкая и каменная преграда.

  6. ученик (слайд 8): На этом снимке показан один из лазов, уходящий вдаль. Тоже
    окрашенные натеки.

  7. ученик (слайд 9): Посмотрите, какой сталагмит - каменный исполин крупных
    размеров.


  1. ученик (слайд 10): Здесь вы видите образец колодца - вертикальный лаз
    уходящий вниз, только преодолев его, мы сможем попасть в следующий зал

  2. ученик (слайд 11): Следующий зал «Чудо - зал». Такие формы (причудливые
    каменные) встречаются не часто и сами себя называют.

  3. ученик (слайд 12): Еще один интересный уголок зала - снежная сказка.
    Образование таких залов - работа воды.

  4. ученик (слайд 13): Изучение пещер продолжается, каждый ход таит в себе
    неизвестность. Зал настолько огромен, что мы видим только свод. Пройдя зал, мы уперлись в колодец. И он таит в себе загадки, уходит в неизвестность и манит за собой. Юные спелеологи заканчивают показ слайдов и заканчивают свое
    выступление.



Изучение пещер продолжается, так что новые сюрпризы ждут нас и мы надеемся, что и наши пещеры Ставрополья когда - нибудь встанут в ряд лучших пещер России. Сейчас в городе восстанавливается работа спелеологической секции на Стадионе «Трудовые резервы» так, что число как говорится «Милости просим». ВЕДУЩИЙ: Ну, что же ребята, сегодня вы познакомились со сказочными подземными дворцами, с их особенностями. Ну а теперь, давайте поиграем. (Заседание кружка проводится в кабинете географии сш.№15). Столы стоят буквой «П». Центральное место у доски занимает жюри, на стульях у столов сидят члены географического кружка и гости, не участвующие в викторине. Друг напротив друга сидят участники 2-х команд «Сталагмиты» и «Эдельвейс». В центре стоит стол с расположенными на нем вопросами викторины «Что где и почему?» 2-х команд.

Заключительный этап

Викторина «Что где и почему?»

1. Ведущий объявляет о начале викторины и предоставляется слово команде

«Эдельвейс» (после жеребьевки) с приветствиями: жюри, команде сопернице, болельщикам. Все говорят: мы команда «Эдельвейс».

Наш девиз: Камень не плавится.

Железо не гнется

Эдельвейс побеждает,

Но не сдается.

Будем спорить мы сегодня

Кто смекалистей у нас

Даже если проиграем,

То конечно после вас.

Соперников наших мы знаем

Удачи желаем мы им,

Но твердо жюри заверяем

В обиду себя не дадим.

Мы будем бороться на равных,

Пора наши силы скрепить.

Мы видим болельщиков славных

Жюри, уж судить, так судить.

Но нас вы все же строго не судите.

За все великодушно нас простите,

Ах, как жюри мы наше уважаем,

Судить построже мы не нас

Соперников желаем.

А вот еще подарок ценный

Для вас соперники друзья

Вот вам бутыль

А в ней вода!


Искрясь, живительная влага Она нужна, чтоб иногда

Не покидала вас отвага

(Дарят команде - сопернице литровую бутыль с соской, наполненную водой). ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется команде «Сталагмиты».

С каждым днем все выше, выше, выше,

Мы растем и вширь и ввысь.

Сталагмиты подтянись - ка, подтянись.

Сталагмиты.

Вновь собрался клуб веселых

И находчивых друзей.

Наш девиз: Остроты, шутки, смех

И никаких гвоздей.

Привет, привет соперники

Желаем победить

А вам победу все же

Придется уступить...

Судите нас по правилам

И приз вы дайте нам

Победа нам дороже

Соперников же наших

Судите вы построже.

Болей же вы за нас, а

Не за ту команду,

За это одолжение получите от нас

Кило конфет малютка и

Кринку молока (Преподносят)

Жюри, любимое ты наше,

Ты нас, пожалуйста прости,

Поделимся с тобой мы призом

Уж если выиграем мы.

Жюри подводит итоги первого конкурса «Приветствие и эмблема». Высший бал - 3. Объявляется второй конкурс.

2. Идет викторина «Что, где и почему?». Каждая команда задает другой по 3 вопроса. На столе вопросы меняет ведущий. Стол устроен как в викторине «Что, где и когда?» с волчком. Вопросы команде «Эдельвейс»

Когда на территории Ставропольского края падали метеориты? Каковы их
названия и сколько их?

Какой остров на планете говорит о своих размерах? Где он находится?

Где находятся горы «Черный лес», пролив «Рукав», полуостров «Цветущий»,
города «Январская река», «Хороший воздух».

Вопросы команде «Сталагмиты»

  • Кто впервые покорил Эверест? В честь кого названа вершина?

  • Где находятся Голубые Альпы?

  • Назовите озера нашего края, принадлежащие Европе и Азии?

Жюри подводит итоги.

3. Конкурс капитанов.

Каждый капитан должен наиболее точным и кратчайшим путем добраться от одной точки до другой.

4. Конкурс «Живые картинки».

Каждая команда показывает достопримечательности г. Кисловодска в виде живых картинок (по 2 картинки)

Жюри подводит общие итоги. Награждение победителей подарками и медалями.

Заключение викторины

ВЕДУЩИЙ: Итак, ребята, сегодня вы ещё узнали немного нового о своем городе и о своем крае. Интересуйтесь, спорьте, соревнуйтесь, шутите, разгадывайте. Удачи вам в ваших поисках.

Конец.

















Сценарий урока "Жилища подземных исполинов"
  • География
Описание:

В 2009 году был проведён урок на тему «Жилища подземных исполинов» о подземном мире Ставропольского края и окрестностей города Кисловодска. Учащиеся познакомились с понятиями: «пещера», «спелеология», с особенностями образования подземных полостей, их микроклиматом, своеобразием флоры и фауны. Выяснили, где на территории Ставропольского края располагается наибольшее количество пещер, а также, чем интересны пещеры окрестностей города Кисловодска. Рассказали о самой большой и красивой пещере нашего края «Южный слон». Цель мероприятия - развивать и воспитывать у учащихся чувство гордости за свою страну, свой край, свой город; любовь к их богатствам и красотам и России и своего родного края.

Автор Железнякова Ольга Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 331
Номер материала 23018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓