Главная / Русский язык и литература / Сценарий урока "Тебя любить, обнять и плакать над тобой". Страницы жизни А.А.Фета. Стихи о любви.

Сценарий урока "Тебя любить, обнять и плакать над тобой". Страницы жизни А.А.Фета. Стихи о любви.

Тема урока «Тебя любить, обнять и плакать над тобой…» Страницы жизни А. А. Фета. Стихи о любви.



Цель: 1)Знакомство с жизнью и творчеством А.Фета и феноменом « двойничества» поэта.

2) Дать представление об основных особенностях и своеобразии лирики А. Фета, в частности, любовной. Провести параллель между манерой его письма и творчеством художников – импрессионистов.

3)Познакомить с эстетикой «чистого» искусства.



Оформление: слайдовые презентации, аудиозаписи романсов на стихи А.Фета, пейзажные работы художников – импрессионистов, рисунки учащихся.

Предварительная подготовка: Класс заранее был разделён на 4 творческие группы (литературоведы, архивариусы, актёры – чтецы, искусствоведы). Предварительно было дано задание : изучить переписку поэта, воспоминания о нём современников (архивариусы), сделать литературоведческий анализ лирических произведений (литературоведы), подготовить выразительное чтение стихотворений (актёры), подобрать музыкальные произведения и картины художников – импрессионистов (искусствоведы). Рассказы учащихся сопровождает слайдовая презентация, чтение стихотворений А.А.Фета, прослушивание романсов на его стихи; иллюстрации к стихотворениям А.А.Фета выполнены Еленой Загребиной, ученицей данного класса.

Эпиграф к уроку:

И пока святым искусством

Радуется свет,

Будет дорог нежным чувством

Вдохновенный Фет.

К.Фофанов



Слово учителя. Литературная и личная судьба А.Фета – одного из самых светлых русских поэтов, певца природы сложилась непросто. В личности А.Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно битый жизнью прагматик и неутомимый певец природы и любви. Для полярности были веские причины в его биографии.

Точная дата его рождения не известна. Есть данные, что родился он 29.10 (10 ноября по новому стилю), по некоторым данным29.11 (10 декабря по новому стилю). Сам своим днём рождения считал 23 ноября. Как видите, уже в самом рождении А.А.Фета скрыта какая – то тайна, которую нам предстоит разгадать. И сегодня о жизни и творчестве поэта расскажете вы сами и «прольёте свет» на тёмные стороны его биографии.

Слайд – фото А.А.Фета

Группа литературоведов

Афанасий Афанасьевич Фет родился недалеко от города Мценска Орловской губернии в деревне Новосёлки и до 14 лет считался сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина (слайд – фото родителей). Последний женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России. Когда же в России был совершён обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией Фет, считаясь внебрачным ребёнком.

Есть и другая версия, будто Фет был сыном мелкого немецкого чиновника, но за взятку записан как ребёнок орловского помещика Шеншина, который увёз мать поэта от его отца. Как бы то ни было, обман раскрылся, и Афанасий, считаясь теперь незаконнорожденным, лишился дворянского титула, права наследования и отцовского имени. С молодых лет до старости он упорно добивался восстановления утраченных прав и благосостояния разными способами.

Группа архивариусов

Представьте себе: над головой четырнадцатилетнего отрока грянул столь неожиданный удар. В немецкий пансион, находившийся в одном из городов Прибалтики и считавшийся образцовым воспитательным учреждением, куда он при некотором участии Жуковского был незадолго до того помещён, пришло на его имя письмо от отца со странной надписью – не Шеншину, как всегда, а Фету. В письме сообщалось, без указания причин, что отныне именно так он и должен впредь именоваться. Первое, что последовало, были злые догадки и издёвки товарищей. А вскоре Фет ощутил и тягчайшие последствия, связанные с новой его фамилией. Это было утратой всего, чем он неотъемлемо обладал, - дворянского звания, положения в обществе, имущественных прав, даже национальности, русского гражданства.

Старинный потомственный дворянин, богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени» - безвестного иностранца весьма тёмного и сомнительного происхождения. И Фет воспринял это как мучительнейший позор, набрасывавший, по понятиям того времени, тень не только на него, но и на горячо любимую им мать, как величайшую катастрофу, изуродовавшую его жизнь. Вернуть то, что было им, казалось, непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, не останавливаясь ни перед чем, если нужно, всё принеся в жертву, стало своего рода навязчивой идеей – страстью, определившей, в сущности, весь его жизненный путь. Оказывало это влияние, и порой весьма роковое, и на его литературную судьбу.

Теперь он всеми правдами и неправдами пытался «выслужить» дворянство.

Группа литературоведов

. В 1845 году после окончания университета идёт на военную службу: унтер – офицером в Кирасирский орденский полк (1845 – 1858).

Слайд – А.Фет на военной службе

Военная служба, которой Фет вынужден был отдать лучшие годы своей жизни, протекала скучно и однообразно. В кругу офицеров да и среди знакомых провинциальных помещиков было трудно найти человека, близкого по духу, способного по заслугам оценить настоящий поэтический талант. Духовная изоляция становилась невыносимой. Как раз в это трудное время и произошло его знакомство с херсонским помещиком А.Ф.Бржеским. Через Бржеского Фет познакомился с дочерью многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала Лазича – Марией. Она стала героиней его любовной лирики. (Чтение стихотворения «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою…», 1850)

Слайд – рисунок с изображением Лазич

Фет встретился с Лазич, когда ей было 24, а ему 28 лет. Он увидел в ней на редкость культурного и образованного человека: она была прекрасным музыкантом, любительницей поэзии. О музыкальных способностях Лазич говорит примечательный факт. В пору пребывания в России знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист слышал игру Марии Лазич и высоко оценил её. В знак одобрения и симпатии Лист перед отъездом написал в альбом Лазич прощальную музыкальную фразу необыкновенной красоты. Об этом Фет вспоминал позднее в своих стихах.

Романс на стихи А.Фета «Какие- то носятся звуки..»

Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. А сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства.

Группа архивариусов

Весной 1849 года Фет писал другу детства И.П.Борисову:

А.Фет (роль Фета исполняет один из учеников-артистов): «Я встретил существо, которое люблю – и что ещё, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем … и сочетался законным браком хотя с царицей Тамарой, то это существо стояло бы до последней минуты сознания передо мной – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностью… Но у ней ничего и у меня ничего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места…»

Чтение фрагмента стихотворения «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» со слов «…Помнишь час последнего свиданья!» (1854)

Постепенно расчётливый разум человека, решившего вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, берёт верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и надеявшимся на семейное счастье.

Летом 1850 года И.П.Борисов получил письмо от Фета, в котором уже слышны холодные, быть может, даже безжалостные ноты:

А.Фет: « Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений… этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь его назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, а разрубить мячом не имею духу и сил… Знаешь, втянулся в службу, а другое всё только томит, как кошмар…»

В том же 1850 году Фет снова берется за письмо и сообщает И.П.Борисову:

А.Фет. «Давно подозревал в себе равнодушие, а недавно чуть ли не убедился, что я более чем равнодушен. Итак, что же жениться - значит приморозить хвост в Крылове (местечко в Херсонской губернии, где был расквартирован кавалерийский полк А.А.Фета) и выставить спину под всевозможные удары самолюбия. Расчёту нет, любви нет, а благородства сделать несчастие того и другой я особенно не вижу».

Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Чтение стихотворения «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» (1886 год)

Группа литературоведов

1-й ученик. Вскоре Фету действительно по служебной надобности пришлось уехать. Мария Лазич тяжело переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях Херсонской губернии.

Как рассказывали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. Спичка продолжала гореть. От неё загорелось кисейное платье. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти её не удалось. Её последние слова были: «Спасите письма!» Умирая, она беспокоилась о сохранности писем к ней Фета. И ещё она просила не винить ни в чём того, кого она любила…

Группа архивариусов

Вскоре после смерти Лазич Фет пишет Ивану Борисову, давая отчёт в происшедшем не то другу, не то самому себе:

А.Фет. «Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма!» И умерла со словами: «Он не виноват, а я!» После этого говорить не стоит. Смерть, брат, хороший пробный камень, но судьба не могла соединить нас».

Чтение стихотворения учеником «Я верить не хочу…»

После трагической кончины Марии Лазич к нему в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет говорить и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Романс на стихи Фета «Давно забытые под лёгким слоем пыли…»(слайд)

Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений «Alter ego» (1878) Фет скажет:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей(слайд)

Многие стихи о любви созданы Фетом в преклонные годы, но от них веет молодостью и свежестью чувства. Когда его спросили, как это у него получается? Он ответил, что пишет о любви по памяти.

Группа литературоведов

Позже Фет женился по расчёту на старой и некрасивой Марии Петровне Боткиной, дочери богатого купца – чаеторговца (слайд – Мария Петровна Боткина). Стал жестоким и прижимистым сельским хозяином – эксплуататором (слайд - Фет –владелец Степановки). Революционерам и либералам Фет не сочувствовал, чтобы достичь желаемого, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II благосклонно отнёсся к его прошению. Доходило до смешного: если 30- летний Пушкин считал оскорблением пожалование ему камер – юнкерского звания (это придворный чин, даваемый обычно молодым людям до двадцати лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер – юнкерство уже в 70 лет.

Но при этом Фет писал божественные стихи и вошёл в историю русской поэзии как поэт необычайной лирической силы и редкой музыкальности стиха. Современники не знали, что популярные романсы, которые они распевают,- на слова Фета.

Романс «На заре ты её не буди».

Учитель: Два поэтических предмета: природа и любовь – вот основные темы лирики А.Фета. В природе и любви, как единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

Чтение стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом (Иллюстрация Елены Загребиной к стихотворению)

Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом».

Группа литературоведов (работают над анализом совместно с учителем)

В 1843 году появилось это стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его «поэтическим манифестом».

Учитель:- Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение? - Попробуйте пересказать стихотворение прозой, выделите ключевые слова, что они передают?

Стихотворение прозой пересказать невозможно. Опорными словами являются: привет, солнце, свет…По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании - радости, счастье, любви.

Учитель: - Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Всё в нём внутренне связано друг с другом: предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся, и всё это находится в движении: радость героя - мир, залитый солнцем, - проснувшийся лес и каждая ветка, жаждущая весны, - человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить,- зреющая в душе торжественная песня. Таков цельный сюжетный ряд фетовского стихотворения.

Учитель:- Рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Удалось ли художнику верно почувствовать стихотворение?

-Каковы особенности языка, построения стихотворения?

Цельности стихотворения способствуют повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Через равные периоды –во 2-ом стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф- повторяется слово рассказать. Это слово крепко увязывает строфу со строфой, придавая всему стихотворению ощущение единства. Есть и другие слова-повторы, скрепляющие воедино поэтический текст: лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей, союзы что..что…что…

Стихотворение написано 4-стопным хореем, лексика преобладает поэтическая и бытовая. Выделяются такие тропы, как эпитеты: горячий свет, весенняя жажда; метафоры: солнце затрепетало по листам; олицетворения; лес проснулся, солнце встало.

Важно, что все рифмы в стихотворении - женские. Женская рифма протяжная, создаёт музыкальность. Этому также способствует многократное повторение союзов что, и.

Учитель: - Стихотворение очень динамично. С помощью каких средств создаётся динамика?

Употребление глаголов, повторов, использование анафор. Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создаёт динамику стихотворения.

-Фет придавал большое значение концовке, считал, что в концовке должна сосредотачиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такова концовка стихотворения « Я пришёл к тебе с приветом». Она подлинно завершает лирический сюжет. Любовь и радость разрешаются песней. Песня- это высший взлёт, высшая точка радости. Для песни нет ещё слов, но она уже есть, она просится наружу. В этом смысл финала, смысл вытекает из последнего содержания и ставит в нём последнюю точку.

Учитель:- Рассмотрим ещё одно из самых знаменитых стихотворений Фета «Шепот, робкое дыханье…». Оно было новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Написано в конце 40- х годов, напечатано в 1850 году в журнале «Москвитянин».

Чтение и анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» (Иллюстрация Елены Загребиной к стихотворению)

Учитель: - О чём стихотворение?

Учитель: - Каковы особенности поэтического языка?

Группа литературоведов

В стихотворении, на первый взгляд, есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот – робкое дыханье- трели соловья… Но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о вещи, а те ассоциации, которые с нею связаны. Главное- смысловое поле за словами. Основная тема стихотворения – чувство любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое. Так о любви до Фета никто не писал.

Учитель: - Рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Удалось ли художнику верно почувствовать стихотворение?

Группа искусствоведов

Стихотворение написано в стиле импрессионизма. Импрессионизм (от французского слова impression- впечатление) зародился в последней трети 19 начале 20 века. Задача- передать непосредственное впечатление. У его истоков стояли французские живописцы: Клод Моне, Эдуард Мане, Ренуар. Посмотрим на репродукции их картин и обратим внимание на технику письма импрессионистов.

Демонстрация слайдов- репродукций картин импрессионистов (французских, названы выше, и русских- Грабаря и Коровина)

Обратите внимание, если подойти к картине близко, будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Всем будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не укладывающиеся в целостную картину, но, если чуть- чуть отстраниться, увидите, что мазки и точки создают монолитное полотно, на котором чётко выделяются предметы, детали. На этом приёме основана техника импрессионистского письма в поэзии.

Импрессионизм в поэзии - изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти. Предмет не изображается, а фиксируется отрывками и как будто складывается в единую систему. Задача импрессионистов - передать сиюминутное настроение, запечатлеть мгновение. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…- яркая иллюстрация данной техники письма.

Группа литературоведов

В стихотворении воспевается духовная любовь, на что указывает и финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения «и заря, заря…» звучат не наряду с другими, а выделено. Заря не очередное явление, а сильная метафора и сильная концовка. В контексте стихотворения заря - высшее выражение чувства, свет любви.

Учитель:-Какие изобразительно- выразительные средства используются ещё в этом стихотворении?

В языке стихотворения можно наряду с метафорой заря, серебро ручья выделим эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей.

Стихотворение написано хореем, женская рифма придаёт мелодичность и выразительность. Мелодичность - одна из основных особенностей поэзии А.Фета.

Учитель :Не случайно П.И.Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант». Прослушаем ещё один из романсов, положенных на стихи Фета, иллюстрирующий слова П.И.Чайковского, «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

Выводы по уроку по лирике А.А.Фета:

Итак, мы поняли, что для Фета как представителя «чистого искусства» («искусства для искусства», «искусства ради искусства») главными стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. В своей поэзии он стремился как можно дальше уйти от действительности, погрузиться в созерцание вечной красоты, не причастной суете, треволнениям и горечи повседневности. Его творчество – одна из вершин русской классической поэзии, хотя и при жизни, и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости. Но в наше время творчество Фета оценено по достоинству

-Попробуйте назвать характерные особенности лирики Фета на основе прослушанного?

-Музыкальность, мелодичность.

-Использование приёмов импрессионизма.

-Метафоричность.

-Ассоциативность.



Домашняя работа: 1)Наизусть одно из стихотворений Фета (любовная лирика).

2)Подготовить письменный анализ стихотворения А.А.Фета. «Сияла ночь. Луной был полон сад».



Список литературы, использованный при подготовке к уроку:

  1. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. Книга для учащихся. – Просвещение, М.: 1989. – с. 160.

  2. Перова Е.Н.,Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба.Удивительный мир поэзии Афанасия Фета.- Москва «Вако», 2007. – с. 80 – 98.

  3. Рогозинский В.В. Фет и эстетика «чистого искусства»/ Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. -1990. - №11 – с. 24 – 32.

  4. Турьяновская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – Москва «Русское слово», 2003 год.

  5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 19 века. – Москва «Вако», 2004 год.

  6. Афанасий Фет.Стихи о любви. Как будто вне любви есть в жизни что – нибудь.-Астрель, 2011 год. – с. 280







Сценарий урока "Тебя любить, обнять и плакать над тобой". Страницы жизни А.А.Фета. Стихи о любви.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по теме "Тебя любить, обнять и плакать над тобой..." Страницы жизни А.А.Фета. Стихи о любви " - первый из трёх уроков, посвящённых творчеству А.Фета.

На первом уроке было важно обратить внимание на наиболее значимые факты жизни А.А.Фета, нашедшие отражение в его творчестве (в частности, драматичную историю любви А.Фета и Марии Лазич). 

Урок построен как урок - исследование. Обучающиеся были активными соавторами урока: подбирали материал к уроку (дневниковые  записи А.Фета, биографические данные, иллюстративный материал, презентация. музыкальное оформление),  читали и анализировали стихи  А.Фета. Познакомились с таким понятием как импрессионизм. попытались сравнить импрессионизм в поэзии и живописи.

Автор Сидорова Елена Григорьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 892
Номер материала 20782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓