Главная / Начальные классы / сценарий урока по теме "Личные окончания глаголов настоящего времени"

сценарий урока по теме "Личные окончания глаголов настоящего времени"

Тема: Личные окончания глаголов настоящего времени.

Цель: Познакомить с личными окончаниями глаголов настоящего времени. Развивать умение различать глаголы в настоящем времени по лицам и числам.


Ход урока

  1. Организационный момент


  1. Словарно-орфографическая работа.

  1. Запишите слова в алфавитном порядке:

Б…р…зда, пш…ница, х…зяйство, г…реть, з…мл…делие, овёс, …гр…ном, се...лка, колхоз.

- Какое слово «лишнее»? (Гореть.)

- Определите склонение существительных.

- Что можете определить у глагола «гореть»? (Неопределённая форма.)


Карточки с предложением у каждого

- Прочитайте ПР. Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.

З…л…тистые копны с…ломы

На токах на к…лхозных л…жат

И р…бята д…рог…й зн…ком…й

На з…нятия в школу сп…шат.


(ТОК - расчищенная или специально оборудованная площадка для предварительного хранения и первичной обработки зерна) 


Дремлем, знаю, запрещает, щебечут, режете, сеет, играешь, рою, едешь, думают.


- Дайте хар-ку ПР (невоскл., повеств., слож. [ =], и [ =].)

III. Постановка проблемы.

- Определите число и лицо у следующих глаголов:

Дремлем, знаю, запрещает, щебечут, режете, сеет, играешь, рою, едешь, думают.

- Выделите окончания.

IV. Открытие нового знания.

- Что такое окончание?

- Как найти окончание у глагола?

- Измените глагол по лицам и числам.

Горю, горим, горишь, горите, горит, горят.

- Выделите окончания.

V. Упражнение в определении лица и числа глаголов настоящего времени.

1. Упр. 68

- Прочитайте стихотворение.

- Что необычного вы заметили в описании осени?

- Какой приём использовал С. Городецкий? (Олицетворение.)

- Найдите образные выражения, которые употребил автор, чтобы изобразить осень как живое существо.

- Какие ещё явления природы олицетворил автор, зачитайте. (Солнце, туман.)

- Выпишите глаголы в настоящем времени, определите их лицо и число.

2. Комментированное письмо

- Послушайте текст, который вы запишете под диктовку.

Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают для переработки только верхние листочки. Чайный лист сразу перерабатывают. Иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность.

- Что нового для себя узнали о чае?

Задания:

1) Найдите и подчеркните глаголы настоящего времени, выделите их окончания.

Проверка.

2) Найдите в тексте родственные слова. (Переработка, перерабатывают.) Докажите.

3) Разбор слов переработка, перерабатывают по составу.

4) Самостоятельно разобрать по членам предложения и частям речи первое предложение.

Проверка.


III. Наблюдение за смысловым значением глаголов.

1. Выполнение упражнения 70.

Прочитайте пары слов.

- Что общего у всех этих глаголов? (Настоящее время, 3-е лицо, единственное число.)

Сравните по смыслу глаголы в каждой строчке.

- На какие две группы можно распределить данные пары слов? (Высказывания детей.)

- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

- Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)

Запись пар слов по вариантам.

Запишите глаголы в форме множественного числа, выделите личные окончания.

- Какую роль играют глаголы в нашей речи?

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

- Как глаголы настоящего времени могут менять свою форму? {Изменяясь по лицам и числам.)

- Какую роль играют глаголы-синонимы в нашей речи?

Домашнее задание: выполнить упражнение 67 (только 1л., 2л.), с. 44, 45!, Сл.


сценарий урока по теме "Личные окончания глаголов настоящего времени"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Личные окончания глаголов настоящего времени. 

Цель: Познакомить с личными окончаниями глаголов настоящего времени. Развивать умение различать глаголы в настоящем времени по лицам и числам.

 

Ход урока

I.Организационный момент

 

II.Словарно-орфографическая  работа.

1. Запишите слова в алфавитном порядке:

Б…р…зда, пш…ница, х…зяйство, г…реть, з…мл…делие, овёс, …гр…ном, се...лка, колхоз.

- Какое слово «лишнее»? (Гореть.)

- Определите склонение существительных.

- Что можете определить у глагола «гореть»? (Неопределённая форма.)

 

Карточки с предложением у каждого

- Прочитайте ПР. Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.

З…л…тистые копны с…ломы 

На токах на к…лхозных л…жат 

И р…бята д…рог…й зн…ком…й

На з…нятия в школу сп…шат.

 

(ТОК - расчищенная или специально оборудованная площадка для предварительного хранения и первичной обработки зерна) 

 

Дремлем, знаю, запрещает, щебечут, режете, сеет, играешь, рою, едешь, думают.

 

- Дайте хар-ку ПР (невоскл., повеств., слож. [ =], и [ =].)

III. Постановка проблемы.

- Определите число и лицо у следующих глаголов:

Дремлем, знаю, запрещает, щебечут, режете, сеет, играешь, рою, едешь, думают.

- Выделите окончания.

IV. Открытие нового знания.

- Что такое окончание?

- Как найти окончание у глагола?

- Измените глагол по лицам и числам.

Горю, горим, горишь, горите, горит, горят.

- Выделите окончания.

V. Упражнение в определении лица и числа глаголов настоящего времени.

1. Упр. 68

- Прочитайте стихотворение.

- Что необычного вы заметили в описании осени?

- Какой приём использовал С. Городецкий? (Олицетворение.)

- Найдите  образные  выражения,  которые употребил  автор, чтобы изобразить осень как живое существо.

-  Какие ещё явления природы олицетворил автор, зачитайте. (Солнце, туман.)

- Выпишите глаголы в настоящем времени, определите их лицо и число.

2. Комментированное письмо

- Послушайте текст, который вы запишете под диктовку. 

Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают для переработки только верхние листочки. Чайный лист сразу перерабатывают. Иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность.

- Что нового для себя узнали о чае? 

Задания:

1)  Найдите и подчеркните глаголы настоящего времени, выделите их окончания.

Проверка.

2)  Найдите в тексте родственные слова. (Переработка, перерабатывают.) Докажите.

3) Разбор слов переработка, перерабатывают по составу.

4) Самостоятельно разобрать по членам предложения и частям речи первое предложение. 

Проверка. 

 

III. Наблюдение за смысловым значением глаголов.

1. Выполнение упражнения 70.

♦  Прочитайте пары слов.

- Что общего у всех этих глаголов? (Настоящее время, 3-е лицо, единственное число.)

♦ Сравните по смыслу глаголы в каждой строчке.

- На какие две группы можно распределить данные пары слов? (Высказывания детей.)

- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

-  Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)

Запись пар слов по вариантам.

♦ Запишите глаголы в форме множественного числа, выделите личные окончания.

- Какую роль играют глаголы в нашей речи?

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

-  Как глаголы настоящего времени могут менять свою форму? {Изменяясь по лицам и числам.)

- Какую роль играют глаголы-синонимы в нашей речи?

Домашнее задание: выполнить упражнение 67 (только 1л., 2л.), с. 44, 45!, Сл.

 

Автор Щербакова Евгения Викторовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 10506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓