Главная / Начальные классы / Сценарий урока по русскому языку "Приставка как часть слова" (2 класс)

Сценарий урока по русскому языку "Приставка как часть слова" (2 класс)

Тема «Приставка как часть слова»

Класс – 2 «А» Учитель: Осипова Марина Петровна

Предмет: русский язык Программа: УМК «Начальная школа 21 века»

Педагогические цели

  1. Создать условия для овладения новыми знаниями;

  2. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

  3. Организовать наблюдение за приставкой и научить выделять её из состава слова.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Используемые приёмы ТРКМЧП:

Верные и неверные утверждения, синквейн, таблица «Рефлексия».

Планируемые результаты

Научатся определять приставку в словах, содержащих её.

Личностные результаты

Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия

Познавательные: общеучебные - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: применять установленные правила ; анализировать собственную работу, вносить изменения в действия с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Основное содержание темы, понятия и термины

Состав слова: окончание, корень, суффикс, приставка.

Образовательные ресурсы и оборудование

- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011;

- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Вентана-Граф, 2014;

- Карточки с таблицей «Рефлексия», карточки для групповой работы;

- компьютер, интерактивная доска, презентация «Приставка как часть слова».

Сценарий урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё на месте, всё ль в порядке –

Учебник, ручка, тетрадка?

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД







2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Учитель проводит игру «Верно или неверно» (Слайд 2.)

Отвечаем на вопросы словами «Верно» или «Неверно».

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно.

- Окончание служит для образования новых слов? – Неверно.

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Верно.

- Суффикс находится за корнем? – Верно.

- Суффикс есть в каждом слове? – Неверно.

- В слове зайчонок суффикс –ёк-? – Неверно.

- Корень – это главная часть слова? – Верно.

- Может ли слово быть без корня? – Неверно.

- У родственных слов одинаковый корень? – Верно.

- Мы выучили все части слова? – Неверно.

2. Назовите, все изученные части слова.(Корень, суффикс,

3.Запись слов на доске: море, моряк, морской, приморский.

- Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите, какие еще известные вам части слова вы можете выделить.

- Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

Дети слушают и отвечают на вопросы; высказывают предположение.























Один учащийся работает у доски.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

















Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

3.Выявления места и причины затруднения.

1.Постановка учебной задачи.

- Какой возникает вопрос?

- Какие есть предположения?

- Как проверить наши предположения?

- Давайте же назовем новую часть.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

- Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?

Тема урока: «Приставка – часть слова». Цели урока узнать,

все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.(Слайд 2.)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

4. Построение проекта выхода из затруднений.

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки. Прочитайте слова на карточках и ответьте на вопросы:

- Можно ли сказать, что данные слова формы одного и того же слова?

- Можно ли сказать, что это родственные слова?

- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

На карточках слова:

1 группа: вылить, налить, отлить, пролить, перелить.

2 группа: записать, вписать, написать, выписать.

3 группа: заехать, переехать, доехать, приехать.

Вопросы:

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где находится? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит ________________________________

- Как обозначается? Обозначается _________________________

(Слайд 2.)

Физкультминутка. (разминка для рук) (Слайд 3. )

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Вспоминают правила работы в группе.

3.Работают в группах.

4.Проверка задания.

5.Читают правило на стр.128 в учебнике.























Выполняют разминку для рук, осуществляют профилактику утомления, выполняют упражнения за учителем.

Извлекают необходимую информацию из учебника, дополняют и расширяют имеющиеся знания. (Познавательные УУД)

Осознают свои возможности в учении; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения на уроке.

(Личностные УУД)

Высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

(Коммуникативные УУД)













Осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем.

(Регулятивные УУД).

5. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.

Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

Возьмем слово посадка.

- Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)

- Сад, садик, садовый.

- Далее? (Выделим корень: сад)

- А теперь? (То, что перед корнем это приставка)

- Выделим её и назовем (по-).

У нас получился алгоритм «Как найти приставку». (Слайд 4. )

1. Подбери однокоренные слова.

2. Укажи (выдели) корень.

3. Отметь часть слова перед корнем – приставку.

4. Назови приставку.

Составляют алгоритм «Как найти приставку».

Отбирают необходимую информацию для решения учебной задачи.

(Познавательные УУД)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

1.Работа с учебником.

- На стр.129прочитайте алгоритм и сравнивают с полученным до этого алгоритмом «Как найти приставку».

Работают с учебником, читают алгоритм нахождения приставки.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Каллиграфическая минутка.

- Проанализируйте особенность соединения строчных букв в сочетаниях оро, оло. Пропишите строчку данных буквосочетаний.

2.Самостоятельная работа.

Выполните упражнение №1 на стр. 128. Допишите недостающую по смыслу часть слова.

3.Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения самостоятельной работы. (Слайд 5. )

1.Прописывают соединения букв.

2.Выполняют самостоятельную работу.

3.Самопроверка самостоятельной работы.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

8.Включение в систему знаний и повторение.

1. Образуйте от слов

полз, свистел, мыл, нёс, вёз, слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-.

Запишите, выделите приставки.

2. Составьте предложения с одним из слов.

3.Проверка задания.

Работают в парах образуют с помощью приставок новые слова.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

9.Рефлексия деятельности.

- Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей?

1.Составление синквейна «Приставка» (Слайд 6.)

1.Приставка.

2. Разнообразная, необычная.

3.Стоит, образует, служит.

4. Приставка образует новое слово.

5. Слово.

- Проанализируйте и оцените свою работу.

2. Таблица «Рефлексия».

- Хотелось бы узнать, был ли полезен вам наш сегодняшний урок? Где вы можете применить полученные на уроке знания?

- Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)

- Вложите таблицу «Рефлексия» в свою тетрадь.

Домашнее задание.

1 в. – с.130 упр.№5, правило.

2 в. – с.130 упр. №4, правило.

1.Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, подводят итог урока. составляют синквейн.

2.Индивидуальная работа с карточкой, заполняют таблицу «Рефлексия»

1. Мне было интересно на уроке.


1.Мне было неинтересно на уроке.


2. Мне было легко работать в группе.


2. Мне было трудно работать в группе.


3. Я доволен (а) своей работой.


3. Я не доволен (а) своей работой




Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


(Регулятивные УУД)

Литература и интернет ресурсы:

  1. Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2.

  2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2011.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/Урок_4.rar



Сценарий урока по русскому языку "Приставка как часть слова" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

       Цель урока "Приставка как часть слова"- создать условия для овладения новыми знаниями, познакомить с приставкой как значимой частью слова и научить выделять её из состава слова.Учащиеся знакомятся с алгоритмом "Как найти приставку", учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, тренируются в образовании слов с помощью приставки. На уроке используются групповая, парная, индивидуальная и фронтальная формы работы с  презентацией. В конце урока дети анализируют свою работу: составляют синквейн"Пристака" и заполняют таблицу "Рефлексия".

Автор Осипова Марина Петровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1110
Номер материала 22805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓