Главная / Начальные классы / Сценарий урока по русскому языку по теме :

Сценарий урока по русскому языку по теме :

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№8














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ







ВЫПОЛНИЛА:

Тетянникова Наталья Викторовна











Рузаевский муниципальный район

2014



ПРЕДМЕТ: Русский язык


КЛАСС: 3


УМК: Школа 2100


ТЕМА: Обобщение знаний об имени прилагательном


ФОРМА УРОКА: урок-проект

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно      употреблять их в речи;

Развивающие:

- развивать умение работать в доброжелательности и уважения к чужому мнению, преодолевать трудности;

- развивать мышление при помощи умения анализировать, обобщать и систематизировать;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к родному языку;

- воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий;

- воспитывать бережное отношение к природе;

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  индивидуальная, фронтальная, групповая


МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ: исследовательская деятельность; работа в группах; анализ поэтического текста; развивающая технология - развитие умений речетворчества



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (приложение 1)


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимидийный проектор; ПК; мультимидийная презентация; книга; проектные страницы для книги; сладкая книга с конфетами; словарь имён прилагательных (приложение 2); карточки с заданиями (приложение 3)



















приложение 1

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! - Садитесь

друзья мои. я очень рада

войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз

2. Сообщение темы и цели

-Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему нашего урока.

Я имя ищу необычное, звучное

Особое, сильное, самое лучшее

Короткое длинное красное синее

неброское, яркое, очень красивое

Оно уменьшительное или ласкательное

Его называют ещё............................ (прилагательное)

- Тема нашего урока - имя прилагательное. Сегодня мы ещё раз вспомним всё, что знаем об этой части речи.

3. Минутка чистописания

- Давайте запишем тему урока в тетрадь, используя приём росчерка.

_________________________________________________________________

- Запишите её в тетрадь красиво и аккуратно

4. Подбор имён прилагательных

- А теперь давайте подберём к каждой букве этих слов имена прилагательные в начальной форме

- А что это за форма?

(форма ед.ч, м.р)

-Молодцы. Как много разных имён прилагательных вы мне назвали

- А вы знаете, что по количеству употребляемых слов , имена прилагательные занимают 3 место после имён существительных и глаголов, их почти 13 тысяч

- Прилагательные могут описать всё: цвет, вкус, запах любого предмета и даже рассказать о наших чувствах, характере, настроении

- И у нас с вами прекрасное настроение, не правда ли

5. День книги

- Сегодня не совсем обычный день, и необычный он не только потому, что у вас на уроке новый учитель.

(слайд с книгами)

- Сегодня - международный день детской книги. Книги бывают разные, большие и маленькие, толстые и тонкие, смешные и грустные, старинные и суперсовременные. Они учат нас отличать правду от лжи, распознавать добро и зло. Книга - это огромный интересный мир . И даже в наш компьютерный век она не потеряла своей актуальности.

-Я тоже пришла к вам с необычной книгой

-А чем же она необычна? (в ней чистые страницы)

6. Постановка творческой задачи

- Я предлагаю вам на уроке создать проект учебной книги "Замечательное имя прилагательное" самим стать её авторами и начать заполнять страницы правилами, заданиями, интересными фактами об этой части речи.

Если Всё о прилагательном вспомним мы на бис

то в конце урока нас будет ждать сюрприз


первая страница

- Мы открываем первую страницу нашей книги

- Ребята, а кто из вас знает, почему имя прилагательное называют именно так?

(ответы детей)

- А вы знаете , что многие термины в русском языке имеют латинские корни. Прилагательное тоже не является исключением. В переводе с латинского языка, оно означает "нечто подкинутое, прибавленное, приложенное". Оно прилагается к имени существительному, с которым порой бывает просто неразлучно. Послушайте как прилагательные сами о себе говорят

у существительных подчас не жизнь, а просто скука

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить

-Ну как тут не согласиться с именами прилагательными.


- Помещаем эту информацию на нашу проектную страницу

- Итак , Первая страница нашей книги готова (прикрепляю)

вторая страница


- Переходим к заполнению второй страницы

откройте учебник на с 101, упражнение №1

-прочитайте задание

(читают по предложению дети)

- Опираясь на эти предложения, сформулируйте правило о том, что такое имя прилагательное

(дети рассказывают правило)

- молодцы

- а сейчас я проверю, все ли из вас умеют узнавать имена прилагательные среди других частей речи


- В этом мне поможет задание №2

- Прочитайте задание

- Что нужно сделать? (записать имена прилагательные)

-Давайте проверим, какие слова вы записали


ВЫВОД -Молодцы . Я действительно убедилась в том, что вы можете отличать имена прилагательные от других частей речи



- Весь материал с которым мы работали, мы помещаем на 2 страницу

третья страница


-Проектируем новую страницу книги

-Послушайте 2 текста и сравните их

Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками.



- А теперь 2 текст

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

.

- Чем эти тексты отличаются друг от друга?

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

(украшают, делают более понятной)

- Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на скучную картину, написанную одной серой краской. Именно имена прилагательные позволяют передать всю красоту и яркость окружающих нас предметов и делают нашу речь выразительнее и точнее. Имя прилагательное - самая живописная часть речи. С ними наша речь, как яркая цветная картина.



Художника нашего знает весь свет,

Раскрасит художник наш всякий предмет

Ответит всегда на вопросы такие

Какой? какая? какое? какие?

- Ребята, кто же этот художник? (имя прилагательное)

- Я предлагаю поработать с отрывком из этого стихотворения


- Положите перед собой карточку №1

- прочитайте стихотворение и предположите, какое задание нужно выполнить

Люблю б_ре_ку русскую,

То светлую, то грус_ную.

В б_лёном сарафанччике,

С платоч_ками (в) карманчиках.


- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Давайте проверим

- Молодцы.

- Помещаем в книгу стихотворение Александра Прокофьева и иллюстрации к нему.

- Вот и ещё одна страница нашей книги готова

- Мы отлично потрудились. Пришло время отдохнуть


10. Физкультминутка


Четвёртая страница

- Переходим к новой странице нашего проекта


- ребята, а вы любите сказки, пословицы , загадки?

- Всё это относится к устному народному творчеству, в них веками и тысячелетиями накапливалась жизненный опыт . Мы и по сей день пользуемся народной мудростью.

-Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

- Я думаю, следующее задание не составит для вас труда

сказки


-

Прочитайте группы слов. Составьте из них такие словосочетания, чтобы они называли известные сказочные предметы.


1. ключик, палочка, царство, яблочки

2. молодильн..., волшебн...., тридевят...., золот....

- Какие словосочетания у вас получились?

- Обратите внимание на правильное написание окончаний.

- Определите род и число имён прилагательных

- Запишите полученные словосочетания в тетрадь

- 1 словосочетание запишет на доске Маша

-2 словосочетание - Катя

-3 словосочетание - Полина

-4 словосочетание - Даша (Даша сотри всё с доски)

ВЫВОД: Имена прилагательные всегда согласуются с именами существительными в роде и числе



загадки

-ребята, отгадайте загадку

сама пёстрая...ест зелёную.. даёт белое (корова)

-Ребята, я предлагаю вам сейчас поработать в группах

- Каждой группе я даю карточку с названием героя, о котором вы будет составлять загадку, используя только имена прилагательные

- вы можете воспользоваться словарём имён прилагательных

- Задание на время. У вас - ровно минута

(загадываем и отгадываем загадки)

ВЫВОД: - Ребята, посмотрите, как часто имена прилагательные используют в устном народном творчестве. В нашу книгу мы помещаем задания из сокровищницы Устного Народно Творчества


Итог урока



-Вы можете сказать, что теперь всё знаете об имени прилагательном? (конечно)

-Вы в этом уверены?

-Тогда ответьте мне на вопрос, какой частью речи являются слова больной и столовая?

(это имена прилагательные, существительные)

ПРОБЛЕМА!

-Посмотрите на слайд

У меня больной зуб.

Трусливый больной боится врача.

У нас в школе уютная столовая.

У меня в руках столовая ложка.



-Оказывается некоторые имена прилагательные могут выступать в роли имён существительных.

сложные слова

-А вот вам и ещё один интересный факт

-Среди имён прилагательных много сложных слов, которые соединяются при помощи гласных о и е: пешеходный, железнодорожная

- А есть такие сложные прилагательные, которые записываются через дефис:

бело-розовый, бледно-жёлтый, ярко-синий, сине - зелёный

Их называют ещё цветные прилагательные


- И эти интересные факты об имени прилагательном я предлагаю поместить тоже в нашу книгу


- За время учёбы вы ещё не раз встретитесь с этой частью речи и узнаете о ней много нового и интересного, и тогда заполненных страниц в книге станет ещё больше.


-А дома вам необходимо придумать сказку об имени прилагательном, которую мы обязательно поместим в нашу книгу


- Давайте подведём итог нашей работы над проектом

-Что мы планировали получить (книгу с информацией об имени прилагательном)

- Сумели мы справиться с поставленной задачей (да книга у нас получилась)


Рефлексия

- я хочу , чтобы вы мне сказали , каким был для вас урок?

- а какими были вы на уроке

- А я вас сегодня увидела творческими, любознательными, активными

Наш урок был........

Ученики были....

Настроение было........


Сюрприз

- А в качестве сюрприза - я хочу подарить вам ещё одну необычную книгу, сладкую

- Спасибо за урок



















белый большой бурый быстрый

глупый голодный

длинноухий длиннохвостый

зелёный злой зубастый

косоглазый косолапый

ловкий

маленький мохнатый

неуклюжий

пушистый пятнистый

серый синий смелый страшный трусливый

хитрый

умный








1


Прочитайте отрывок из стихотворения и

предположите , какое задание нужно выполнить




Люблю б_рё_ку русскую,

То светлую, то грус_ную.

В б_лёном сарафанчике,

С платоч_ками (в) карман_чиках




приложение 3






2

1. Прочитайте 2 группы слов. Подумайте, какое

задание можно выполнить


ключик

палочка

яблочки

молодильн...

волшебн...

тридевят...

золот...





Составьте словосочетания. Определите род и число

прилагательных. Запишите полученные словосочетания



приложение 2





Сценарий урока по русскому языку по теме :
  • Начальные классы
Описание:

 

УМК: Школа 2100

 ТЕМА:  Обобщение знаний об имени прилагательном

 ФОРМА УРОКА: урок-проект

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

ЗАДАЧИ:

- обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно      употреблять их в речи;

- развивать умение работать в доброжелательности и уважения к чужому мнению, преодолевать трудности;

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  индивидуальная, фронтальная, групповая

 МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ: исследовательская деятельность; работа в группах; анализ поэтического текста; развивающая технология - развитие умений речетворчества

Автор Тетянникова Наталья Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 43115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓