Урок
литературного чтения
по
УМК «Начальная школа XX века»
Автор – Гиль Ольга
Васильевна
Образовательное учреждение – город Томск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41
Предмет:
литературное чтение
Класс: третий
Тема: «Литературная
гостиная. Проект «В гости к А. П. Чехову»
Тип урока: урок -
проект
Форма урока: работа
в группе
Цель:
формирование умения работать с литературным авторским
текстом и выражать своё отношение к прочитанному.
Задачи:
Предметные: развивать умение полноценно воспринимать художественный
текст А.П.Чехова «Белолобый», эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Метапредметные:
личностные УУД:
формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам
решения новой задачи;
регулятивные УУД:
учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
познавательные УУД:
учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с
использованием учебной литературы;
коммуникативные УУД: учить уметь договариваться и приходить к общему решению совместной
деятельности.
Учебно-методическое обеспечение – Л. А. Ефросинина , 3 класс, 1 часть, М.: Вентана-Граф, 2009
г.
Время реализации занятия: 2 урока (80 минут)
Авторский медиапродукт: презентация 19 слайдов (среда PowerPoint)
МЕДИАПРОДУКТ
1. Среда: программа для создания
презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый Microsoft
Word
2. Вид медиапродукта:
- наглядная презентация учебного материала
3 Содержание кадров
№ слайда
|
содержание
|
1
|
Титульный лист: предмет, класс, учитель
|
2
|
Тема урока, портрет писателя
|
3
|
Стадия вызова: мотивирующие вопросы
|
4
|
Ключевые позиции гипотезы; определение цели и
задач урока
|
5
|
Задания группам
|
6
|
Этапы совместной работы
|
7
|
Правила совместной работы
|
8
|
Распределение проектных заданий
|
9
|
Проектное задание 1-й группе
|
10
|
Проектное задание 2-й группе
|
11
|
Проектное задание 3-й группе
|
12
|
Проектное задание 4-й группе
|
13
|
Защита проектов каждой группы
|
13
|
Главная мысль произведения
|
14
|
Результаты, вывод
|
15
|
Комментарий учителя
|
16
|
Домашнее задание
|
17
|
Рефлексия
|
18
|
Слова благодарности
|
19
|
Список источников и используемой литературы
|
4. Последовательные кадры презентации
Схема
взаимосвязи кадров урока
Смена слайдов происходит по щелчку, слайды №
3,8,12,14 имеют гиперссылки.
Целесообразность использования
медиапродукта на занятии:
·
повышение мотивации к обучению;
·
повышение эффективности усвоения материала;
·
развитие проектно-исследовательской и коммуникативной
компетентностей обучающихся;
·
интенсификация учебно-воспитательного процесса;
·
эффективность
индивидуального подхода к работе обучающихся;
·
развитие
творческих способностей;
·
развитие
понятийного мышления за счёт возможностей и необходимости самостоятельно
обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи,
определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
Необходимое оборудование и материалы для
занятия – компьютеры, медиапроектор,
экран, карточки с заданиями для групп.
Технологии,
методы:
1.
ИКТ
2.
РКМЧП:
«Ключевые слова».
3.
Частично
– поисковый, наглядно- иллюстративный методы
Категорийный
аппарат: сюжет, развитие событий, кульминация событий,
развязка, главные герои, второстепенные герои, художественное,
научно-познавательное, историческое произведение, сравнение, точное слово,
юмор, моделирование.
Карта
урока:
Комментарий
хода урока
|
Время
(мин)
|
№ слайда
|
Развитие личностных качеств и психических
процессов
|
Репродуктивные
формы деятельности
|
Продуктивные формы деятельности
|
Организационный момент
|
0,5
|
2
|
Дисциплина,
организованность
|
|
Выдвижение гипотезы
|
0,5
|
3
|
|
Любознательность
|
Ключевые позиции гипотезы; определение цели
и задач урока
|
6
|
4
5
6
|
Внимание, память
|
Альтернатива, точность речи,
аргументированность, активность
|
Получение и изучение проектного задания
группам
|
5
|
7,8,9,
10,11
|
Внимание,
дисциплина
|
Ответственность, восприимчивость
к новому
|
Работа проектных групп
|
28
|
|
Самостоятельность
|
Проектная
компетентность,
определение ролевых функций, культура
эмоций, гибкость, толерантность,
|
Защита работ
|
35
|
12, 8
12, 9
12, 10
12, 11
|
Внимание,
дисциплина,
точность речи
|
Выполнение ролей, ответственность,
толерантность, аргументированность, четкость и выразительность речи,
логичность, системность, активное слушание
|
Подведение итогов: результаты и выводы
|
2
|
13,14
|
Дисциплина
|
Культура эмоций, переживаний
|
Комментарий учителя
|
1
|
15
|
Внимание
|
Любознательность
|
Домашнее задание
|
1
|
16
|
Внимание, память
|
Альтернатива
|
Рефлексия
|
1
|
17
|
|
Рефлексивность
|
Слова благодарности
|
|
18
|
|
|
Ход урока
- Организационный момент. (0,5 мин)
Учитель:
Писал студент рассказы,
Печатал их везде,
Подписывал при этом
Антоша Чехонте. (слайд № 2)
- Что вы уже знаете об А.П. Чехове?
Дополнить предложения. А.П.Чехов – (писатель, драматург.) Он писал - (рассказы,
повести, пьесы.) C какими произведениями вы уже познакомились? («Белолобый»).
О каких слышали?
2. Стадия вызова. (0,5 мин) (слайд № 3)
Учитель: Читая об
А.П.Чехове, я нашла такое высказывание самого писателя: «…писать для детей
вообще не умею…». Тогда у меня возник такой вопрос, с которым я сегодня выходу
к вам на уроке и прошу помочь его разрешить.
-Вдруг это ошибка авторов учебника, что они
поместили для детского чтения произведения А.П.Чехова «Белолобый». Может оно
для взрослых, а не для детей, так как А.П.Чехов, по его словам «не умеет писать
для детей».
3. Выдвижение гипотез. (6 минут)
Учитель: Какое, по
вашему мнению, должно быть произведение именно для детей, что должно быть в нём
особенного?
Ученики:
- интересно читать;
- должен быт увлекательный сюжет;
- язык произведения насыщен юмором,
сравнениями, олицетворением, точностью повадок животных;
- герои и поступки вызывают чувства,
переживания;
- понятна главная мысль произведения;
- чтобы хотелось перечитать и познакомиться с
другими произведениями этого автора.
Учитель: Значит,
доказав есть или нет в произведении всё вами перечисленное, мы сможем решить
проблему (слайд № 4)
Для этого вы будете работать в группах.
Давайте вспомним этапы и правила работы в
группе: (слайд № 5)
Этапы совместной
работы.
- Определить, кто будет выполнять работу
(состав группы).
- Выбрать старшего.
- Распределить обязанности, кто что
будет выполнять.
- Выяснить, зачем каждый будет выполнять
задание.
- Каждый продумывает, из чего, как, с помощью
чего он будет выполнять задание.
- Каждый контролирует себя, как его результат
совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
- Старший контролирует, как общий результат
совпадает с тем, что заранее задумано (общее дело).
- Из отдельных результатов получается один
результат.
Правила совместной работы (слайд № 6)
1)
работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на
посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять
указания старшего;
2)
работать по плану;
3)
своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до
конца;
4)
качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности;
5)
каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности;
6)
результат труда должен быть озвучен.
4. Задания
группам. (5 минут) (слайд №7 )
1 группа: читает –
думает над сюжетом.
Ваша цель: определить, что же делает
рассказ Чехова интересным и трогательным? (слайд № 8)
2 группа: читает-живёт
жизнью героев произведения.
Ваша цель:
проанализировать образы главных персонажей. Дать им общую характеристику.
Высказать свое мнение и отношение к этим героям: какие чувства и
переживания вызывают герои произведения (слайд № 9)
3 группа: читает-чувствует.
Ваша цель: найти особенности авторского
языка, определить традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов, определите
тему (слайд № 10)
4 группа: читает – моделирует.
Ваша цель: определить жанр, выявить
особенности каждой части, определить главную мысль произведении.
Все группы читают- живут жизнью
произведения А.П. Чехова «Белолобый» (слайд № 11)
Учитель: чтобы
работа была более эффективной, помните советы. За помощью и консультацией можете
обращаться ко мне.
5. Работа в группах (28 минут)
Стадия
осмысления.
- Работа с информационным текстом, заданиями
на карточках.
·
Выбор
информации, обобщение
материала, выделение смысловых групп, выстраивание логических связей,
определение алгоритма работы, систематизирование материала.
6. Защита работ. (35 минут)
Учитель: Итак,
пожалуйста, какое открытие вы сегодня совершили? Что вы можете рассказать о
произведении Антона Павловича Чехова? Выступления слушаем внимательно.
1. Презентация:
выступление групп по вопросам с демонстрацией работ.
1 группа – Слайды: 12 8
2 группа – Слайды: 12 9
3 группа – Слайды: 12 10
4 группа – Слайды: 12 11
7. Результаты и вывод. (2 минута)
Учитель: Сделаем
вывод. Антон Павлович Чехов писал: «Жизнь без природы, без людей, без
отечества – это не жизнь». Какова главная мысль произведения А.П.Чехова
«Белолобый»? (слайд № 13)
Ученики: Получать радость от знакомства
с новым, способность удивлять и жажда всё понять (слайд № 14)
Учитель: Вернёмся
к нашим предположениям, какое должно быть произведение для детей (слайд № 3)
Ученики: все
предположения в произведении подтвердились в ходе нашей работы.
Вывод: Никакой
ошибки авторов учебника нет. Произведение А.П.Чехова «Белолобый» предназначено
для детского чтения.
8. Комментарий учителя: (1 минут) (слайд № 15)
Учитель: А.П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение
для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ
«Каштанка». Прочитай его!
9. Домашнее задание. (1 минут) (слайд № 16)
10. Рефлексия (1 минута) (слайд № 17)
Варианты домашнего задания:
- ещё раз перечитать рассказ,
- написать сочинение,
- найти дополнительный материал о волках,
- продолжить рисовать иллюстрации,
- прочитать другие рассказы А.П.Чехова,
- поработать с читательским дневником.
11. Благодарность за урок (слайд № 18)
12. Анализ работы обучающихся.
У детей была
положительная мотивация на протяжении всего урока на продуктивную деятельность,
а также мажорный настрой на плодотворную работу. Работая в группах,
учащиеся определи значимую в исследовательском творческом плане проблему,
требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, а
затем в самостоятельной практической работе успешно решили задачи и определили
значимость полученных результатов в рамках выбранной темы и проблемного
вопроса. Ученики работали очень активно, не скрывали своих эмоций, не боялись
выражать свои мысли вслух.
13. Результаты
урока
Поставленная цель
на уроке была достигнута - умения работать с литературным авторским текстом
и выражать своё отношение к прочитанному, этому способствовало решение задач
предметного и надпредметного характера на протяжении всех этапов урока. Заявленная
тема урока реализована полностью. В учебном процессе были использованы
задания исследовательского характера – эти задания способствовали осознанию
идеи произведения и развитию творческих способностей.
Список литературы
[1.Большая школьная
энциклопедия. Литература./Красовский, В.Е. и др.- М.: «Филологическое общество
«Слово», ООО «Фирма «Издательство «АСТ», 1999. – 848 с.: илл.]
[2.Макарова, С.А.
«Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов, неподражаемый, бессмертный
Ломоносов…» Литература в школе. №4 2003
г., стр.2-6]
[3.Уроки
литературы. № 4, 2003 г./ Приложение к журналу «Литература в школе»]
4. Диафильм
«Белолобый». Госкино СССР 1988 г., художник Л.Кузнецов
- http://www.imaqes.yandex.ru
- http://ru.wikipedia.orq
- http://www.dvinainform.ru/foto
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.