Главная / Начальные классы / Сценарий урока окружающего мира во 2 классе по теме "Три состояния воды"

Сценарий урока окружающего мира во 2 классе по теме "Три состояния воды"

Тема: «Три состояния воды»

Цель: знакомство со свойствами воды и льда через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся об изученных свойствах воды - текучести и твердости; познакомить с некоторыми физическими свойствами льда; сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода; расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.

Развивающие: учить сравнивать жидкое и твердое состояние воды, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи на примере опытов со льдом, развивать устную связную речь путем развернутых ответов на вопросы, рассказов детей о зимнем отдыхе, расширять активный словарный запас (ледник, айсберг).

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, чувство коллективизма, осторожность при поведении на покрытых льдом водоемах; закрепить знания о правилах поведения на водоемах зимой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский.

Оборудование: термос с широким горлом, в котором находятся кубики льда и 2–3 ледяных пластинки; стакан обыкновенный; прозрачное стекло (края для безопасности заклеены скотчем или чем-либо аналогичным); небольшой молоточек; лоток для льда; плакаты для демонстрации на доске: а) с горными ледниками и текущей селью, б) айсберг в море и корабль; крупно отпечатанные слова «ледник», «айсберг» (с выделенными орфограммами); презентация в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

Ход урока

  1. Вводная часть

1. Организационный момент.

- Сейчас, ребята, у нас урок естествознания. Я смотрю, все ли вы приготовили. Встали, подравнялись, садитесь.

- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение, и я желаю всем вам подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.

  1. Основная часть

  1. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке у нас необычная гостья. О ком идет речь?

В ручьях и океанах обитает,

Бывает – в воздухе летает,

Как только надоест летать,

На землю падает опять. (капелька воды)

- Капелька пришла к вам на урок не с пустыми руками, а с интересными вопросами и предлагает провести викторину для любознательных. Ответы принимаются по правилу поднятой руки, а за каждый правильный ответ Капелька наградит медалькой со своим изображением.

1. Может ли вода быть твердой?

2. Назовите условия, при которых вода становится твердой.

4. Почему на морозе бутылка с водой лопается?

5. Приведите примеры, когда человек учитывает в хозяйстве свойство воды расширяться.

6. Что делает замерзшая вода со скалами?

- Подведем итоги викторины. Кто из ребят набрал наибольшее количество капелек?

- Я рада за тех ребят, у кого уже есть капельки, а тем ребятам, кому еще не удалось заработать капельки, я желаю удачи, до конца урока у вас есть возможность проявить свои знания.

2. Постановка темы урока.

- Капелька приготовила для вас еще одно задание и предлагает отгадать загадку:

Я прозрачный и бесцветный,

Я холодный, твёрдый, детки!

Весь со мной знаком народ,

Называюсь же я ... (лед)

На прошлом уроке мы с вами узнали, что вода бывает не только жидкая, но при замерзании становится твердой. Она может превращаться в лед. И сегодня на уроке мы поближе познакомимся со льдом и его свойствами.

- Запишите в тетради дату и тему урока: «Лед – твердое тело».

- Скажите, где в своей жизни вы встречались со льдом?

- Можете описать, какой лед?

- Сегодня мы вместе с Капелькой будем исследовать свойства льда и совершим удивительные открытия.

3. Объяснение нового материала.

а) Опыт №1 «Исследование свойств льда»

(учитель выкладывает из термоса кубики льда в лоток, берет пустой стакан и, проходя по рядам, предлагает каждому ученику бросить в стакан один кубик льда из лотка)

Посмотрите внимательно на стакан с кубиками льда и скажите, принял ли лед форму стакана или же кубики не изменили формы?

- А вот вода заполнила бы стакан, приняла его форму, потому что она жидкая. Лед же не принял форму стакана, потому сам твердый и имеет свою форму.

(на доске и в тетради ведется запись: лед - имеет форму)

б) Опыт №2 «Исследование свойств льда»

-Давайте проверим лед на хрупкость.

(учитель проверяет лед на хрупкость самостоятельно в целях безопасности)

- О каком свойстве льда вы можете сказать?

- Лед расколоть трудно, потому что он твердый.

(на доске и в тетради ведется запись: лед - твердый)

в) Опыт №3 «Исследование свойств льда»

(учитель наливает в стакан холодную воду и просит ученика бросить кусочек льда)

Посмотрите, утонул лед или нет?

Он не тонет, потому что лед легче воды, и она его выталкивает.

Так мы открыли еще одно свойство льда: он легче воды.

(запись на доске и в тетради: лед - легче воды)

г) Опыт №4 «Исследование свойств льда»

(педагог достает из термоса ледяную пластинку, держит ее через перчатки, чтобы не так быстро таяла, и показывает детям кусочек стекла)

Посмотрите на эту ледяную пластинку и на стекло. Похожи ли они?

Чем лед похож на стекло?

Через ледяную пластинку можно разглядеть помещенные за нею предметы?

Оказывается, лед прозрачный и бесцветный!

(запись на доске и в тетради: лед - прозрачный, бесцветный)

д) Опыт №5 «Исследование свойств льда»

(учитель дает детям в руки кусочки льда)

КАКОЙ лед? Что вы чувствуете? Расскажите.

Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке?

Что стало с кубиком льда?

(запись на доске и в тетради: лед - холодный, гладкий, скользкий)

Какие вы замечательные исследователи! Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! Давайте перечислим их еще раз.

Двигательная физкультминутка «Танец капельки».

4. Закрепление знаний.

а) Чтение статьи учебника.

- Откройте учебник на с. 18 и прочитайте самостоятельно текст.

Перечислите свойства льда.

Приведите примеры, при каких условиях образуется лед.

б) Работа с тетрадью.

Откройте рабочую тетрадь на с. 7, задание № 9. Прочитайте задание.

Ответьте на вопрос, какой из рисунков выполнен правильно.

в) Рассказ учителя.

(демонстрация по ходу рассказа плакатов ледников с селью (без употребления этого слова), айсбергов)

- Мы с вами уже знаем, что лед образуется, когда вода замерзает. В природе много мест, где холодно и зимой, и летом. Например, в горах. Там лед покрывает вершины гор огромными, сверкающими шапками, которые называются ледниками. Когда они тают, то с гор стекают бурные реки, наполняются водой озера. Но большую беду людям приносят сползающие с гор ледники. При таянии они всё сметают на своем пути, могут разрушить деревни и поселки, погубить людей и животных. Посмотрите на иллюстрацию на доске: какие красивые горные вершины, покрытые ледниками, но как опасно оказаться в горах во время их сползания!

Ребята, кто из вас бывал в горах?

- А вы слышали о катастрофах, происходивших от таяния льда?

- Ледниками покрыты не только высокие горы, но и полярные острова. От толстых многовековых ледников отрываются огромные глыбы льда и падают в океан. Эти глыбы называются айсбергами. Посмотрите на эту иллюстрацию. Айсберги могут далеко уплыть от того места, откуда оторвались. С ними нередко встречаются корабли. Они очень опасны для кораблей, потому что над поверхностью океана видна лишь часть ледяной глыбы около 70–100 м, а под водой находится большая часть айсберга, которая может иметь огромные размеры и причудливую форму. Столкновение с айсбергом может погубить корабль. От айсберга погибло очень большое пассажирское судно «Титаник» в начале 20 века. Вот к каким бедам может приводить такое свойство льда, как твердость и сохранение им формы.

- Интересный факт: на долю ледников приходится большая часть запасов пресной воды на нашей планете.

г) Словарная работа.

(во время рассказа на доске прикрепляются слова «ледник», «айсберг», обращается внимание на их написание, вопросы детям, почему эти слова пишутся именно так. Придумывание предложений с данными словами)

Айсберг - ледяная гора, крупная глыба ледникового льда, плавающая или сидящая на мели в океане, море или приледниковом озере.

Ледники - движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.

д) Беседа о безопасном поведении на водоемах в зимний период.

Ребята, кто из вас был у водоемов в зимний период?

- Чем они покрыты?

- Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой.

На самом деле переходить реку по льду и играть на ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так, как вы думаете?

- Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.

III. Заключительная часть

1. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить следующие предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я удивился...

Самое интересное задание для меня было…

2. Домашнее задание.

Откройте дневник и запишите домашнее задание: страница 17–19, читать статью, ответить на вопросы; рабочая тетрадь – задание №11.

3. Оценка знаний учащихся.

- Ребята, у каждого из вас лежат кружочки красного, зеленого и желтого цветов. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы работали на уроке плодотворно и все задания выполняли правильно, поднимите кружок зеленого цвета. Если по ходу выполнения заданий были допущены незначительные ошибки, поднимите кружок желтого цвета. Если на уроке вам было работать трудно, и вы не поняли тему урока, поднимите кружок красного цвета.

- Капелька благодарит вас за работу и дарит на память закладки в виде капелек. Ей пора идти к другим ребятам, чтобы они тоже узнали много нового и интересного о свойствах льда. Спасибо всем за урок!

Сценарий урока окружающего мира во 2 классе по теме "Три состояния воды"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Три состояния воды».

Цель: знакомство со свойствами воды и льда через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся об изученных свойствах воды - текучести и твердости; познакомить с некоторыми физическими свойствами льда; сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода; расширить представления об окружающем мире на примере сообщения об айсбергах, горных ледниках.

Развивающие: учить сравнивать жидкое и твердое состояние воды, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи на примере опытов со льдом, развивать устную связную речь путем развернутых ответов на вопросы, рассказов детей о зимнем отдыхе, расширять активный словарный запас (ледник, айсберг).

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, чувство коллективизма, осторожность при поведении на покрытых льдом водоемах; закрепить знания о правилах поведения на водоемах зимой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский.

 

Оборудование: термос с широким горлом, в котором находятся кубики льда и 2–3 ледяных пластинки; стакан обыкновенный; прозрачное стекло (края для безопасности заклеены скотчем или чем-либо аналогичным); небольшой молоточек; лоток для льда; плакаты для демонстрации на доске: а) с горными ледниками и текущей селью, б) айсберг в море и корабль; крупно отпечатанные слова «ледник», «айсберг» (с выделенными  орфограммами);  презентация в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

Автор Парамонова Любовь Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 952
Номер материала 17726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓