Инфоурок Музыка Другие методич. материалыСценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Скачать материал

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Цель : познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.

Задачи :

Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;

Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;

Формировать умение высказываться о музыке;

Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;

Развивать вокальные способности детей;

Воспитывать чувство патриотизма.

 

Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.

Учитель:     Внимание, уважаемые зрители!

                      Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?

Дети:      в цирк.

Учитель:  а как вы догадались?

Дети:  по музыке,  слайду и по приглашению.

Учитель:  вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.

Дети поют приветствие «Добрый день».

Учитель:  Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.

                  Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!

                  Здесь мужества и силы праздник,

                  Здесь клоун – мастер и проказник,

                  Здесь каждый зверь – большой артист:

                  Прыгун, танцор, эквилибрист.

                  Веселье, радость, звонкий смех –

                  Всё это цирк! И он для всех!

Учитель:  ребята, а вы знаете когда появился цирк?

     Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.

     В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.

    Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

     В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.

     5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.

-      Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?

Дети:  музыка.

Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.

И тема нашего урока – «Музыка в цирке».

              -  Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: о музыке,  сопровождающей выступления артистов цирка.

Учитель:  а в какие моменты она звучит?

Дети:  когда выступают артисты и животные.

Учитель: кто исполняет музыку в цирке?

Дети:  оркестр под управлением дирижера.

Учитель:  какую музыку исполняет оркестр?

Дети: разную – веселую и спокойную.

Учитель:  когда звучит оркестровая, живая музыка?

Дети:  когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные                         фразы.

Учитель:  зачем нужна музыка в цирке?

Дети:  музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.

Учитель:  Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас  мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».

Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.

Учитель:  «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену.    Какими чувствами наполнена эта музыка?

Дети:  под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.

Учитель:  так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

Дети:  клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…

Учитель:  посмотрите в учебник на стр.  68 – 69, кого еще мы не назвали?

Дети:  воздушные гимнасты, всадники на лошадях.

Учитель:  а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

Дети:  торжественная, маршевая.

Учитель:  да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?

Повторное слушание с дирижированием.

Учитель:   наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского  и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

Слушание «Галоп» И.Дунаевского.

Дети:  лошади и всадники.

Учитель:  Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей

                   Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.

                   Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.

                   Вся цирковая арена пламенем млечным горит.

                   Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,

                   По заведенному кругу и под удары хлыста…

Учитель:  как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова  из учебника.

Дети:  быстро, радостно, стремительно, живо.

Учитель:  да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.

- А как звучит в это время музыка? Что она передает?

Дети:  непрерывное движение, упругий ритм бега.

Учитель:  слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.

Учитель:   вторым номером на арене цирка – встречайте!

Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.

Учитель:  как вы думаете, что за артисты появились на арене?

Дети:  клоуны.

Учитель:  действительно, это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

                Клоун в цирке каждый вечер.

                Сколько радости от встречи –

                Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.

                Яркий  Рыжий с красным носом.

                Задает он всем вопросы,

                Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.

                Клоун Белый – элегантный.

                Он ведет себя галантно,

                Не вступает в переделки,

                Терпит Рыжего проделки.

                Оба скачут и резвятся,

                Всем на радость веселятся,

                Дарят всем задорный смех –

                Вот в чем клоунов успех!

       Пьеса так и называется  - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?

Дети:  танец.

Учитель:  композитор Дмитрий Борисович Кабалевский  написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Дети:  сложно, быстрый темп.

Учитель:  какие слова из учебника подойдут к этой музыке?

Дети:  задорно, озорно, шутливо.

Учитель:  а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.    

Физкультминутка «Клоуны».          

Учитель:  Вот и закончилась   1-я часть представления  и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».

Игра –распевка «Чики –брики».

Учитель:  Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.

-  А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки.  Они умеют петь  и решать задачки.

Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина

Учитель:  Продолжают цирковое представление – слоны.

- Как вы думаете,  что на арене могут делать слоны? Они какие?

Дети:  они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.

Учитель:  послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.

Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».

Учитель:  какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?

Дети:  веселую, танцевальную.

Учитель:  вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.

Повторное слушание песни «Добрые слоны».

Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.

Рефлексия

- На каком представлении вы сегодня побывали?

- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?

- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?

- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?

- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?

- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?

- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?

- Для чего нужна музыка в цирке?

 

               Всё о цирке не расскажешь –

               Много дивного у них!

               И в картинках не покажешь,

               Не поместится и в стих!

               Представленье завершилось,

               Опустел огромный зал.

              Ненадолго дверь закрылась,

              Свет погас, закончен бал!

До свидания!

 

 

 

 

 

 

    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Цель : познакомить детейс музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.

Задачи :

Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;

Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;

Формировать умение высказываться о музыке;

Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;

Развивать вокальные способности детей;

Воспитывать чувство патриотизма.

 

Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.

Учитель:     Внимание, уважаемые зрители!

                      Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?

Дети:      в цирк.

Учитель:  а как вы догадались?

Дети:  по музыке,  слайду и по приглашению.

Учитель:  вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.

Дети поют приветствие «Добрый день».

Учитель:  Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.

                  Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!

                  Здесь мужества и силы праздник,

                  Здесь клоун – мастер и проказник,

                  Здесь каждый зверь – большой артист:

                  Прыгун, танцор, эквилибрист.

                  Веселье, радость, звонкий смех –

                  Всё это цирк! И он для всех!

Учитель:  ребята, а вы знаете когда появился цирк?

     Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.

     В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.

    Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

     В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.

     5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.

-      Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?

Дети:  музыка.

Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.

И тема нашего урока – «Музыка в цирке».

              -  Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: о музыке,  сопровождающей выступления артистов цирка.

Учитель:  а в какие моменты она звучит?

Дети:  когда выступают артисты и животные.

Учитель: кто исполняет музыку в цирке?

Дети:  оркестр под управлением дирижера.

Учитель:  какую музыку исполняет оркестр?

Дети: разную – веселую и спокойную.

Учитель:  когда звучит оркестровая, живая музыка?

Дети:  когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные                         фразы.

Учитель:  зачем нужна музыка в цирке?

Дети:  музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.

Учитель:  Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас  мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».

Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.

Учитель:  «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену.    Какими чувствами наполнена эта музыка?

Дети:  под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.

Учитель:  так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

Дети:  клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…

Учитель:  посмотрите в учебник на стр.  68 – 69, кого еще мы не назвали?

Дети:  воздушные гимнасты, всадники на лошадях.

Учитель:  а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

Дети:  торжественная, маршевая.

Учитель:  да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?

Повторное слушание с дирижированием.

Учитель:   наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского  и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

Слушание «Галоп» И.Дунаевского.

Дети:  лошади и всадники.

Учитель:  Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей

                   Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.

                   Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.

                   Вся цирковая арена пламенем млечным горит.

                   Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,

                   По заведенному кругу и под удары хлыста…

Учитель:  как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова  из учебника.

Дети:  быстро, радостно, стремительно, живо.

Учитель:  да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.

- А как звучит в это время музыка? Что она передает?

Дети:  непрерывное движение, упругий ритм бега.

Учитель:  слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.

Учитель:   вторым номером на арене цирка – встречайте!

Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.

Учитель:  как вы думаете, что за артисты появились на арене?

Дети:  клоуны.

Учитель:  действительно,это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

                Клоун в цирке каждый вечер.

                Сколько радости от встречи –

                Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.

                Яркий  Рыжий с красным носом.

                Задает он всем вопросы,

                Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.

                Клоун Белый – элегантный.

                Он ведет себя галантно,

                Не вступает в переделки,

                Терпит Рыжего проделки.

                Оба скачут и резвятся,

                Всем на радость веселятся,

                Дарят всем задорный смех –

                Вот в чем клоунов успех!

       Пьеса так и называется  - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?

Дети:  танец.

Учитель:  композитор Дмитрий Борисович Кабалевский  написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Дети:  сложно, быстрый темп.

Учитель:  какие слова из учебника подойдут к этой музыке?

Дети:  задорно, озорно, шутливо.

Учитель:  а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.    

Физкультминутка «Клоуны».          

Учитель:  Вот и закончилась   1-я частьпредставления  и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».

Игра –распевка «Чики –брики».

Учитель:  Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.

-  А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки.  Они умеют петь  и решать задачки.

Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина

Учитель:  Продолжают цирковое представление – слоны.

- Как вы думаете,  что на арене могут делать слоны? Они какие?

Дети:  они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.

Учитель:  послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.

Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».

Учитель:  какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?

Дети:  веселую, танцевальную.

Учитель:  вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.

Повторное слушание песни «Добрые слоны».

Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.

Рефлексия

- На каком представлении вы сегодня побывали?

- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?

- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?

- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?

- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?

- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?

- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?

- Для чего нужна музыка в цирке?

 

               Всё о цирке не расскажешь –

               Много дивного у них!

               И в картинках не покажешь,

               Не поместится и в стих!

               Представленье завершилось,

               Опустел огромный зал.

              Ненадолго дверь закрылась,

              Свет погас, закончен бал!

До свидания!

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1028
    • DOCX 24 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тимофеева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тимофеева Елена Александровна
    Тимофеева Елена Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2719
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 226 человек

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов