Главная / Музыка / Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Цель : познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.

Задачи :

Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;

Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;

Формировать умение высказываться о музыке;

Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;

Развивать вокальные способности детей;

Воспитывать чувство патриотизма.



Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.

Учитель: Внимание, уважаемые зрители!

Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?

Дети: в цирк.

Учитель: а как вы догадались?

Дети: по музыке, слайду и по приглашению.

Учитель: вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.

Дети поют приветствие «Добрый день».

Учитель: Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.

Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!

Здесь мужества и силы праздник,

Здесь клоун – мастер и проказник,

Здесь каждый зверь – большой артист:

Прыгун, танцор, эквилибрист.

Веселье, радость, звонкий смех –

Всё это цирк! И он для всех!

Учитель: ребята, а вы знаете когда появился цирк?

Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.

В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.

Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.

5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?

Дети: музыка.

Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.

И тема нашего урока – «Музыка в цирке».

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: о музыке, сопровождающей выступления артистов цирка.

Учитель: а в какие моменты она звучит?

Дети: когда выступают артисты и животные.

Учитель: кто исполняет музыку в цирке?

Дети: оркестр под управлением дирижера.

Учитель: какую музыку исполняет оркестр?

Дети: разную – веселую и спокойную.

Учитель: когда звучит оркестровая, живая музыка?

Дети: когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные фразы.

Учитель: зачем нужна музыка в цирке?

Дети: музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.

Учитель: Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».

Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.

Учитель: «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену. Какими чувствами наполнена эта музыка?

Дети: под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.

Учитель: так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

Дети: клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…

Учитель: посмотрите в учебник на стр. 68 – 69, кого еще мы не назвали?

Дети: воздушные гимнасты, всадники на лошадях.

Учитель: а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

Дети: торжественная, маршевая.

Учитель: да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?

Повторное слушание с дирижированием.

Учитель: наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

Слушание «Галоп» И.Дунаевского.

Дети: лошади и всадники.

Учитель: Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей

Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.

Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.

Вся цирковая арена пламенем млечным горит.

Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,

По заведенному кругу и под удары хлыста…

Учитель: как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова из учебника.

Дети: быстро, радостно, стремительно, живо.

Учитель: да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.

- А как звучит в это время музыка? Что она передает?

Дети: непрерывное движение, упругий ритм бега.

Учитель: слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.

Учитель: вторым номером на арене цирка – встречайте!

Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.

Учитель: как вы думаете, что за артисты появились на арене?

Дети: клоуны.

Учитель: действительно, это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

Клоун в цирке каждый вечер.

Сколько радости от встречи –

Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.

Яркий Рыжий с красным носом.

Задает он всем вопросы,

Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.

Клоун Белый – элегантный.

Он ведет себя галантно,

Не вступает в переделки,

Терпит Рыжего проделки.

Оба скачут и резвятся,

Всем на радость веселятся,

Дарят всем задорный смех –

Вот в чем клоунов успех!

Пьеса так и называется - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?

Дети: танец.

Учитель: композитор Дмитрий Борисович Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Дети: сложно, быстрый темп.

Учитель: какие слова из учебника подойдут к этой музыке?

Дети: задорно, озорно, шутливо.

Учитель: а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.

Физкультминутка «Клоуны».

Учитель: Вот и закончилась 1-я часть представления и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».

Игра –распевка «Чики –брики».

Учитель: Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.

- А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки. Они умеют петь и решать задачки.

Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина

Учитель: Продолжают цирковое представление – слоны.

- Как вы думаете, что на арене могут делать слоны? Они какие?

Дети: они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.

Учитель: послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.

Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».

Учитель: какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?

Дети: веселую, танцевальную.

Учитель: вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.

Повторное слушание песни «Добрые слоны».

Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.

Рефлексия

- На каком представлении вы сегодня побывали?

- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?

- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?

- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?

- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?

- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?

- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?

- Для чего нужна музыка в цирке?



Всё о цирке не расскажешь –

Много дивного у них!

И в картинках не покажешь,

Не поместится и в стих!

Представленье завершилось,

Опустел огромный зал.

Ненадолго дверь закрылась,

Свет погас, закончен бал!

До свидания!















6


Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»
  • Музыка
Описание:

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Цель : познакомить детейс музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.

Задачи :

Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;

Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;

Формировать умение высказываться о музыке;

Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;

Развивать вокальные способности детей;

Воспитывать чувство патриотизма.

 

Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.

Учитель:     Внимание, уважаемые зрители!

                      Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?

Дети:      в цирк.

Учитель:  а как вы догадались?

Дети:  по музыке,  слайду и по приглашению.

Учитель:  вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.

Дети поют приветствие «Добрый день».

Учитель:  Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.

                  Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!

                  Здесь мужества и силы праздник,

                  Здесь клоун – мастер и проказник,

                  Здесь каждый зверь – большой артист:

                  Прыгун, танцор, эквилибрист.

                  Веселье, радость, звонкий смех –

                  Всё это цирк! И он для всех!

Учитель:  ребята, а вы знаете когда появился цирк?

     Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.

     В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.

    Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

     В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.

     5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.

-      Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?

Дети:  музыка.

Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.

И тема нашего урока – «Музыка в цирке».

              -  Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: о музыке,  сопровождающей выступления артистов цирка.

Учитель:  а в какие моменты она звучит?

Дети:  когда выступают артисты и животные.

Учитель: кто исполняет музыку в цирке?

Дети:  оркестр под управлением дирижера.

Учитель:  какую музыку исполняет оркестр?

Дети: разную – веселую и спокойную.

Учитель:  когда звучит оркестровая, живая музыка?

Дети:  когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные                         фразы.

Учитель:  зачем нужна музыка в цирке?

Дети:  музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.

Учитель:  Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас  мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».

Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.

Учитель:  «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену.    Какими чувствами наполнена эта музыка?

Дети:  под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.

Учитель:  так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

Дети:  клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…

Учитель:  посмотрите в учебник на стр.  68 – 69, кого еще мы не назвали?

Дети:  воздушные гимнасты, всадники на лошадях.

Учитель:  а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

Дети:  торжественная, маршевая.

Учитель:  да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?

Повторное слушание с дирижированием.

Учитель:   наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского  и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

Слушание «Галоп» И.Дунаевского.

Дети:  лошади и всадники.

Учитель:  Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей

                   Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.

                   Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.

                   Вся цирковая арена пламенем млечным горит.

                   Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,

                   По заведенному кругу и под удары хлыста…

Учитель:  как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова  из учебника.

Дети:  быстро, радостно, стремительно, живо.

Учитель:  да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.

- А как звучит в это время музыка? Что она передает?

Дети:  непрерывное движение, упругий ритм бега.

Учитель:  слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.

Учитель:   вторым номером на арене цирка – встречайте!

Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.

Учитель:  как вы думаете, что за артисты появились на арене?

Дети:  клоуны.

Учитель:  действительно,это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

                Клоун в цирке каждый вечер.

                Сколько радости от встречи –

                Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.

                Яркий  Рыжий с красным носом.

                Задает он всем вопросы,

                Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.

                Клоун Белый – элегантный.

                Он ведет себя галантно,

                Не вступает в переделки,

                Терпит Рыжего проделки.

                Оба скачут и резвятся,

                Всем на радость веселятся,

                Дарят всем задорный смех –

                Вот в чем клоунов успех!

       Пьеса так и называется  - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?

Дети:  танец.

Учитель:  композитор Дмитрий Борисович Кабалевский  написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Дети:  сложно, быстрый темп.

Учитель:  какие слова из учебника подойдут к этой музыке?

Дети:  задорно, озорно, шутливо.

Учитель:  а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.    

Физкультминутка «Клоуны».          

Учитель:  Вот и закончилась   1-я частьпредставления  и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».

Игра –распевка «Чики –брики».

Учитель:  Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.

-  А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки.  Они умеют петь  и решать задачки.

Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина

Учитель:  Продолжают цирковое представление – слоны.

- Как вы думаете,  что на арене могут делать слоны? Они какие?

Дети:  они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.

Учитель:  послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.

Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».

Учитель:  какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?

Дети:  веселую, танцевальную.

Учитель:  вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.

Повторное слушание песни «Добрые слоны».

Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.

Рефлексия

- На каком представлении вы сегодня побывали?

- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?

- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?

- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?

- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?

- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?

- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?

- Для чего нужна музыка в цирке?

 

               Всё о цирке не расскажешь –

               Много дивного у них!

               И в картинках не покажешь,

               Не поместится и в стих!

               Представленье завершилось,

               Опустел огромный зал.

              Ненадолго дверь закрылась,

              Свет погас, закончен бал!

До свидания!

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Автор Тимофеева Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2186
Номер материала 38990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓