- Учебник: «Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Тема: Музыка вокруг нас
- 01.10.2020
- 319
- 7
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»
Цель : познакомить детейс музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.
Задачи :
Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;
Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;
Формировать умение высказываться о музыке;
Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;
Развивать вокальные способности детей;
Воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.
Учитель: Внимание, уважаемые зрители!
Ждет вас представление – всем на удивление!
Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?
Дети: в цирк.
Учитель: а как вы догадались?
Дети: по музыке, слайду и по приглашению.
Учитель: вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.
Дети поют приветствие «Добрый день».
Учитель: Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.
Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!
Здесь мужества и силы праздник,
Здесь клоун – мастер и проказник,
Здесь каждый зверь – большой артист:
Прыгун, танцор, эквилибрист.
Веселье, радость, звонкий смех –
Всё это цирк! И он для всех!
Учитель: ребята, а вы знаете когда появился цирк?
Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.
В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.
Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.
В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.
5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?
Дети: музыка.
Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.
И тема нашего урока – «Музыка в цирке».
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Дети: о музыке, сопровождающей выступления артистов цирка.
Учитель: а в какие моменты она звучит?
Дети: когда выступают артисты и животные.
Учитель: кто исполняет музыку в цирке?
Дети: оркестр под управлением дирижера.
Учитель: какую музыку исполняет оркестр?
Дети: разную – веселую и спокойную.
Учитель: когда звучит оркестровая, живая музыка?
Дети: когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные фразы.
Учитель: зачем нужна музыка в цирке?
Дети: музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.
Учитель: Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».
Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.
Учитель: «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену. Какими чувствами наполнена эта музыка?
Дети: под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.
Учитель: так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?
Дети: клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…
Учитель: посмотрите в учебник на стр. 68 – 69, кого еще мы не назвали?
Дети: воздушные гимнасты, всадники на лошадях.
Учитель: а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?
Дети: торжественная, маршевая.
Учитель: да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?
Повторное слушание с дирижированием.
Учитель: наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.
Слушание «Галоп» И.Дунаевского.
Дети: лошади и всадники.
Учитель: Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей
Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.
Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.
Вся цирковая арена пламенем млечным горит.
Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,
По заведенному кругу и под удары хлыста…
Учитель: как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова из учебника.
Дети: быстро, радостно, стремительно, живо.
Учитель: да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.
- А как звучит в это время музыка? Что она передает?
Дети: непрерывное движение, упругий ритм бега.
Учитель: слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.
Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.
Учитель: вторым номером на арене цирка – встречайте!
Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.
Учитель: как вы думаете, что за артисты появились на арене?
Дети: клоуны.
Учитель: действительно,это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.
Клоун в цирке каждый вечер.
Сколько радости от встречи –
Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.
Яркий Рыжий с красным носом.
Задает он всем вопросы,
Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.
Клоун Белый – элегантный.
Он ведет себя галантно,
Не вступает в переделки,
Терпит Рыжего проделки.
Оба скачут и резвятся,
Всем на радость веселятся,
Дарят всем задорный смех –
Вот в чем клоунов успех!
Пьеса так и называется - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.
- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?
Дети: танец.
Учитель: композитор Дмитрий Борисович Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?
Дети: сложно, быстрый темп.
Учитель: какие слова из учебника подойдут к этой музыке?
Дети: задорно, озорно, шутливо.
Учитель: а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.
Физкультминутка «Клоуны».
Учитель: Вот и закончилась 1-я частьпредставления и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».
Игра –распевка «Чики –брики».
Учитель: Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.
- А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки. Они умеют петь и решать задачки.
Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина
Учитель: Продолжают цирковое представление – слоны.
- Как вы думаете, что на арене могут делать слоны? Они какие?
Дети: они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.
Учитель: послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.
Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».
Учитель: какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?
Дети: веселую, танцевальную.
Учитель: вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.
Повторное слушание песни «Добрые слоны».
Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.
Рефлексия
- На каком представлении вы сегодня побывали?
- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?
- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?
- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?
- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?
- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?
- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?
- Для чего нужна музыка в цирке?
Всё о цирке не расскажешь –
Много дивного у них!
И в картинках не покажешь,
Не поместится и в стих!
Представленье завершилось,
Опустел огромный зал.
Ненадолго дверь закрылась,
Свет погас, закончен бал!
До свидания!
6 656 277 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тимофеева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.