Главная / Начальные классы / Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме "Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин»

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме "Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин»

Тема: Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».

(4 – ый урок по теме «Устное народное творчество»)

Тип урока: комбинированный.

Цель: знакомство со скороговоркой на примере произведения Даниила Хармс «Иван Топорышкин».

Задачи:

  1. Дать понятие «скороговорка» на примере произведения Даниила Хармс «Иван Топорышкин». Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях.

  2. Способствовать развитию выразительной речи, памяти, логического мышления, тренировке темпа чтения, сообразительности, фантазии, чувства юмора. Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

  3. Воспитывать интерес к народному искусству, предмету.

Оборудование: надпись «Фольклор», словарь Даля, рисунок пуделя, солнышко «Устное народное творчество», лучики с жанрами: сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы; памятки детям «Как выучить скороговорку», Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова учебник «Литературное чтение», 3 класс.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сейчас, ребята, у нас урок литературного чтения. Я смотрю, все ли вы приготовили. Встали, подравнялись, садитесь.

- Сегодня я урок начну с русской народной пословицы:

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Без чего не может существовать человек?

- Знания – это источник! И сравниваются они с миром, который не может существовать без солнца.

- Я желаю вам сегодня открыть для себя много нового и интересного.

II. Закрепление ранее изученного материала, проверка домашнего задания.

- Мы с вами живем в огромной стране, которая называется … Россия.

- У каждого народа своя мудрость. Русский народ славится своими традициями, талантами, творчеством.

- Ребята, посмотрите, мы продолжаем говорить о фольклоре.

- Что такое фольклор?

- Что такое устное народное творчество?

- Издавна из уст в уста русский народ передавал сказки.

- Кто такой народ?

- Что такое творчество?

- Вспомните жанры устного народного творчества.

(на доске карточки в виде солнца с лучиками с надписями: сказки, прибаутки, частушки, поговорки, песни, былины)

- Проверим домашнее задание. Я предлагала вам придумать небылицу и записать ее в тетрадь. Что такое небылица?

(3 ученика читают свои небылицы)

- Почему небылицы у вас вызвали смех?

- Обратите внимание, что небылицы бывают в стихотворной форме или в прозе.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, а у остальных я соберу тетради в конце урока и обязательно проверю то, что вы выполнили.

III. Постановка цели и задач урока.

- Откройте учебник на странице 37.

- Прочитайте автора и название произведения, с которым будем знакомиться.

- Даниил Хармс «Иван Топорышкин». Скороговорка.

- В каком разделе мы знакомимся с этим стихотворением?

- Фольклор.

IV. Объяснение нового материала.

- Я вам расскажу о Данииле Хармс. Его произведения вы уже читали. Родился писатель в семье сапожника. Настоящее его имя Ювачёв Даниил Иванович. Даниил успешно окончил школу, в совершенстве знал немецкий и английский языки. Его пригласили работать в детский журнал «Чиж» и «Еж». Даниил Хармс для этого детского журнала писал веселые стихи и переводил детские стихотворения с других языков.

- Сейчас я вам прочту стихотворение Даниила Хармс «Иван Топорышкин», а вы приготовьтесь меня внимательно слушать. Можете закрыть глаза и мысленно представить картину того, о чем идет речь в стихотворении.


Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,

Иван, как бревно провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.


Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван повалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.


Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван как бревно перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.


- Ребята, я слышала, что вы смеялись. Что вам показалось смешным? Расскажите.

- Кто такой Иван Топорышкин? Как называют человека, который ходит на охоту?

- Кто такой пудель?

- Что вы знаете об этой породе собак?

- Какой мех у пуделя?

- Обратите внимание на иллюстрации: у пуделя кудрявая шерсть. Они бывают большими и маленькими.

- Давайте прочитаем это стихотворение по четверостишиям.

- Прочитайте 1 четверостишие.

- Могло ли это произойти на самом деле?

- Пудель может утонуть?

- Все собаки – хорошие пловцы!

- Читаем 2 четверостишие.

- Что изменилось?

- Сравните 1 строчку 1 четверостишия и 1 строчку 2 четверостишия.

- Что изменилось?

- Сравните 2 строчку 1 четверостишия и 2 строчку 2 четверостишия.

- Что изменилось?

- Сравните 3 строчку 1 четверостишия и 3 строчку 2 четверостишия.

- Что изменилось?

- Сравните 4 строчку 1 четверостишия и 4 строчку 2 четверостишия.

- Что изменилось?

- Читая 2 четверостишие, мы можем сказать, что это было на самом деле?

- Читаем 3 четверостишие.

- Что изменилось по сравнению с 1 и 2 четверостишием?

- Давайте сравним по строчкам: 1 строка 1 четверостишия, 1 строка 2 четверостишия, 1 строка 3 четверостишия.

- Давайте сравним по строчкам: 2 строка 1 четверостишия, 2 строка 2 четверостишия, 2 строка 3 четверостишия.

- Давайте сравним по строчкам: 3 строка 1 четверостишия, 3 строка 2 четверостишия, 3 строка 3 четверостишия.

- Давайте сравним по строчкам: 4 строка 1 четверостишия, 4 строка 2 четверостишия, 4 строка 3 четверостишия.

- Можно назвать стихотворение небылицей?

- Почему?

- Хармс говорит нам, что это скороговорка. Почему?

- Что такое скороговорка?

- Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

- Посмотрите на доску, давайте прочитаем это слово медленно и по слогам: ско – ро – го – вор – ка.

- Это слово состоит из двух слов: скоро говорить.

- Прочитайте в учебнике статью, что такое скороговорка.

- О чем говорит эта статья?

- Скороговорка – это фраза, которая произносится быстро, происходит путаница и слышится нелепица.

- Хармс сравнивал свою небылицу со скороговоркой.

- Сейчас я вас попрошу встать, давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали

И тихонько побежали.

- Молодцы, ребята, тихо сели, продолжаем работать.

- Я прочту вам скороговорку (учитель читает скороговорку, четко проговаривая звуки), а вы скажите, какой звук повторяется чаще других.

- Скороговорка представляет собой фразу с подбором трудных букв.

- В 1 четверостишии – «Иван - рубит», что изменилось во втором четверостишии?

- 2 и 3 четверостишие – это перепутывание 1 четверостишия.

- Сегодня мы с вами еще раз поговорим о скороговорке. Запишите в тетрадь по литературе слово «скороговорка».

- Первое собрание скороговорок можно встретить в словаре Даля. "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка».

- Послушайте стихотворение М. Матусовского о скороговорке. Подумайте, какая главная мысль произведения.


Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

На дворе растёт трава,

На траве лежат дрова” -

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава”.

До чего же всё занятно,

До чего же непонятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про

быстро гово-

быстро не

проговорят.

Только я одна умею.

Не сбиваюсь, не робею:

Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.


- Какая главная мысль стихотворения?

- В скороговорке есть слова с трудными звуками, и мы будем учиться произносить трудные слова.

V. Закрепление изученного материала.

- Откройте учебник страница 50. Скороговорка – хорошее упражнение для того, чтобы правильно говорить. Еще ее называют чистоговорка.

- Давайте поработаем с 1 скороговоркой:

У Саши в каше сыворотка из - под простокваши.

- Давайте обратимся к памятке, она есть на доске и у вас на партах «Как научиться правильно, произносить скороговорку».

1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

- Читаем медленно и по слогам, я – слушаю.

2. Подумай, о чем говорится в скороговорке.

- Какой смысл скороговорки?

- Что такое сыворотка?

- Что такое простокваша?

3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?

- Какие звуки повторяются чаще других?

- Какие сложные звуки для произношения?

4. Прочитай ещё раз медленно и плавно.

- Проговариваем трудные слова по слогам.

5. Читай быстрее и представь то, что читаешь.

- Прочитайте скороговорку быстрее, представляя, о чем читаешь.

- Обратите внимание, в скороговорке встречается трудный набор звуков, поэтому, когда ее быстро говорят, путаются, и это вызывает смех.

Физминутка.

- Встали. Руки потянули вверх, опустили вниз. Повторим еще раз.

- Молодцы! Отдохнули. Тихо сели. Продолжаем работать.

- Читаем следующую скороговорку. Обратите внимание, что к этой скороговорке есть рисунок, поэтому понять ее смысл, проще.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Прочитайте скороговорку.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Как вы понимаете смысл этой скороговорки?

- Для чего же нужно читать скороговорки?

- Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано в стихотворении:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

VI. Домашнее задание.

- Дома я попрошу вас выучить 3 скороговорки и к одной из них сделать рисунок.

- Запишите домашнее задание в дневник.

VII. Подведение итогов урока и оценка знаний учащихся.

- Сегодня, ребята, вы хорошо работали. Я попрошу вас сдать тетради с домашним заданием, я их проверю и поставлю вам оценку за работу на уроке.

- О чем мы сегодня на уроке говорили?

- С каким литературным жанром работали?

- Урок окончен. Спасибо за работу!


Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме "Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин»
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин»

(4 – ый урок по теме «Устное народное творчество»)

Тип урока: комбинированный.

Цель: знакомство со скороговоркой на примере произведения Даниила Хармс «Иван Топорышкин».

Задачи:

1.     Дать понятие «скороговорка» на примере произведения Даниила Хармс «Иван Топорышкин». Углубить  представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях.

2.     Способствовать развитию выразительной речи, памяти,  логического мышления, тренировке темпа чтения, сообразительности, фантазии, чувства юмора. Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

3.     Воспитывать интерес к народному искусству, предмету.

 

Оборудование: надпись «Фольклор», словарь Даля, рисунок  пуделя, солнышко «Устное народное творчество», лучики с жанрами: сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы; памятки детям «Как выучить  скороговорку».

Автор Парамонова Любовь Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1240
Номер материала 17710
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓