Этап урока
|
Слайд
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Организационный
момент
|
Слайд 1
|
Учитель показывает слайд 1.
Учитель предлагает
определить тему сегодняшнего урока
|
Двое обучающихся, которые заранее
провели опрос среди школьников, учителей, родителей, сообщают результаты
проведенного опроса.
Обучающиеся
предлагают свои варианты темы урока.
|
Сообщение
цели и задач урока
|
Слайд 2
|
Учитель предлагает определить круг
вопросов, которые будут рассмотрены на уроке, также просит определить цель и
задачи предстоящего урока. Следует отметить, что вопросы, изучаемые на уроке,
встретятся на ЕГЭ. Считаю, что нет необходимости прописывать цель и задачи на
отдельном слайде, достаточно их проговорить.
|
Обучающиеся формулируют предполагаемую
цель урока и его предполагаемые задачи.
|
Изучение
нового материала
|
Слайд 3
Слайд 4
|
Учитель предлагает обучающимся разбиться
на две группы (первая группа – кто родился летом и зимой, вторая группа – кто
родился весной и осенью). Возможны другие способы деления на группы. Задания
для групп определены в пакете (приложение 2).
Первая группа – защитники правильной и
грамотной речи.
Вторая группа – противники правильной и
грамотной речи .
Обеим группам даны высказывания
известных деятелей науки и искусства (приложение 3).
Учитель
управляет изображениями на экране. При зачитывании высказывания известного
деятеля на экране появляется портрет данного деятеля.
Учитель
представляет фонетические нормы русского языка в виде рифмовок для успешного
запоминания.
|
Обучающиеся работают в группах, выполняя
задание (приложение 2). Также ребята самостоятельно определяют выступающих,
продумывают устное выступление с весомыми аргументами в защиту высказывания.
Выступление групп в форме дебатов:
высказывание защитников – высказывание противников.
По мере
необходимости обучающиеся записывают рифмовки для запоминания фонетических
норм.
|
Закрепление
изученного на уроке
|
Слайд 5
|
Учитель показывает тест, состоящий из
четырех вопросов, обращая внимание на то, что вопросы взяты из реальных
тестов ЕГЭ.
Учитель просит обучающихся решить тест,
заполнив бланки ответов (приложение 4).
|
Обучающиеся решают тест, заполняя бланки
ответов (приложение 4).
Педагоги и родители тоже могут принять
участие в решении теста.
|
Физкультминутка
|
Слайд 6
|
Учитель проводит скрытую физминутку:
- Сели, представили, что мы в кафе в
компании симпатичной девушки или юноши, вам приносят чашечку кофе… Вы берете
чашечку, подносите к губам и аккуратно делаете глоток… (звучит припев песни
«чашку кофею я тебе бодрящего налью»). Ну и как? Какой или какое кофе?
На слайде появляются некоторые факты о
слове «кофе».
|
Скрытая
физминутка.
Обучающиеся двигаются под музыку,
расслабляются, отвечают на вопрос учителя.
|
Изучение
нового материала
|
Слайд 7
Слайд 8
|
Учитель представляет лексические нормы
русского языка, обращая особое внимание на необходимость умения работать с
толковыми словарями, а также указывая на то, что необходимо различать
значение слов и уместность их употребления в речевой ситуации.
|
Обучающиеся составляют алгоритм действий
для запоминания лексических норм русского языка.
|
Закрепление
изученного на уроке
|
Слайд 9
|
Учитель показывает тест, состоящий из
четырех вопросов, обращая внимание на то, что вопросы взяты из реальных
тестов ЕГЭ.
Учитель просит обучающихся решить тест,
заполнив бланки ответов (приложение 4).
|
Обучающиеся решают тест, заполняя бланки
ответов (приложение 4).
Педагоги и родители тоже могут принять
участие в решении теста.
|
Самопроверка
|
Слайд 10
|
Учитель предлагает обучающимся
проверить правильность своих ответов, сопоставив их с ключами к тестам, а
также выставить себе соответствующие отметки.
|
Обучающиеся самостоятельно проверяют
себя, выставляя себе соответствующую отметку.
|
Подведение
итогов урока. Рефлексия.
|
Слайд 11
Слайд 12
|
Учитель задает вопросы:
-
Так надо ли грамотно говорить?
-
А можно ли научиться грамотной речи?
-
Что для этого нужно сделать?
-
Недаром гласит народная мудрость: «Век живи – век учись».
Учитель зачитывает стихотворение,
записанное на слайде.
Учитель предлагает написать синквейн к
уроку, напоминая правила написания синквейна. На данную работу отводится 1-2
минуты.
|
Обучающиеся
отвечают на вопросы учителя. Заслушивается высказывание каждого желающего
ответить. В ходе своих высказываний обучающиеся делают вывод, что говорить и
писать грамотно необходимо, чтобы:
*приятно
было общаться;
*поступить
в престижный ВУЗ;
*сдать
успешно ЕГЭ;
*сохранить
в речи нормы русского языка и др.
Обучающиеся,
педагоги и родители обучающихся пишут синквейн на отдельных листках.
После написания каждый из участников
урока прикрепляет свой синквейн на магнитную доску, которая разделена на три
части:
1. Урок
полезен и познавателен
2.
«Мозги
кипят»
3. Я
равнодушен
|
Домашнего
задания
|
Слайд 12
|
Учитель предлагает домашнее задание на
выбор.
1.Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить
грамотно?»
2. Написать рассказ, использовав одну из
пословиц.
Речисты у милого глаза.
Наговорили, что наварили, глядь
– ан нет ничего.
Каковы свойства, таковы и речи.
Красноплюй заговорит, всех
слушателей переморит.
Красна речь слушаньем.
3.Доказать или опровергнуть высказывание
(одно на выбор)
Берегись изысканного языка.
Язык должен быть прост и изящен.
Антон Павлович Чехов – писатель, драматург
Восприятие чужих слов, а
особливо без необходимости,
есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург
|
Обучающиеся записывают домашнее задание,
самостоятельно делая выбор.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.