Главная / Русский язык и литература / Сценарий урока к презентации "Культура речи. Нужно ли говорить грамотно"

Сценарий урока к презентации "Культура речи. Нужно ли говорить грамотно"

hello_html_m6ba200e5.gifhello_html_3c62c766.gifПояснительная записка


В 2013-2014 учебном году в рамках недели русского языка в МБОУ Нижне-Саловская СОШ мною был разработан и проведен открытый урок в 11 классе по теме «Нужно ли говорить грамотно? Культура речи». Урок состоит из трех частей:

  1. дебаты защитников и противников правильной и грамотной речи;

  2. составление алгоритмов запоминания фонетических и лексических норм русского языка;

  3. решение тестов, вопросы которых взяты из реальных материалов ЕГЭ.

Данный урок был посвящен как изучению нового, так и обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и оценкой знаний обучающихся, и включен в систему уроков по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.

Цель урока:

совершенствование речевой культуры обучающихся при подготовки к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.

Учебные задачи урока:

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Предметные:

  • представление о роли родного языка в жизни общества;

  • понимание роли родного языка в образовании в целом;

  • овладение основными нормами языка (фонетическими и лексическими);

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации общения;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей грамматической и лексической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Метапредметные:

  • определение общей цели и путей ее достижения;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • коммутикативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения задания

  Для проведения урока необходимо иметь:

1. раздаточный материал ( формулировка задания для групп (приложение 2); карточки с высказываниями известных деятелей науки и искусства в двух экземплярах (приложение 3); бланки ответов на каждого обучающегося (приложение 5);

2. техническое оснащение урока ( компьютер; проектор для демонстрации презентации; экран; компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 1); возможно проведение урока с применением ПК (для каждого ученика + ПК учителя).

На уроке используются следующие активные формы обучения:

  1. дебаты (выступление сторонников и противников правильной и грамотной русской речи);

  2. составление алгоритма действий для успешного запоминания норм языка;

  3. составление синквейна при рефлексии;

  4. срытая физминутка с предоставлением интересных фактов из истории создания слова;

  5. творческое домашнее задание с возможностью выбора.

Данный урок является естественным продолжением темы «Подготовка к ЕГЭ. Нормы русского языка». Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.





Сценарий урока


Этап урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Слайд 1

hello_html_m2c78116c.gif

Учитель показывает слайд 1.













Учитель предлагает определить тему сегодняшнего урока

Двое обучающихся, которые заранее провели опрос среди школьников, учителей, родителей, сообщают результаты проведенного опроса.



Обучающиеся предлагают свои варианты темы урока.

Сообщение цели и задач урока

Слайд 2

hello_html_2e7f9df0.gif

Учитель предлагает определить круг вопросов, которые будут рассмотрены на уроке, также просит определить цель и задачи предстоящего урока. Следует отметить, что вопросы, изучаемые на уроке, встретятся на ЕГЭ. Считаю, что нет необходимости прописывать цель и задачи на отдельном слайде, достаточно их проговорить.

Обучающиеся формулируют предполагаемую цель урока и его предполагаемые задачи.

Изучение нового материала

Слайд 3

hello_html_6eb761b.gif



















Слайд 4

hello_html_m1d0a43a.gif


Учитель предлагает обучающимся разбиться на две группы (первая группа – кто родился летом и зимой, вторая группа – кто родился весной и осенью). Возможны другие способы деления на группы. Задания для групп определены в пакете (приложение 2).

Первая группа – защитники правильной и грамотной речи.

Вторая группа – противники правильной и грамотной речи .

Обеим группам даны высказывания известных деятелей науки и искусства (приложение 3).

Учитель управляет изображениями на экране. При зачитывании высказывания известного деятеля на экране появляется портрет данного деятеля.



Учитель представляет фонетические нормы русского языка в виде рифмовок для успешного запоминания.

Обучающиеся работают в группах, выполняя задание (приложение 2). Также ребята самостоятельно определяют выступающих, продумывают устное выступление с весомыми аргументами в защиту высказывания.













Выступление групп в форме дебатов: высказывание защитников – высказывание противников.



По мере необходимости обучающиеся записывают рифмовки для запоминания фонетических норм.

Закрепление изученного на уроке

Слайд 5

hello_html_7cdfbee4.gif

Учитель показывает тест, состоящий из четырех вопросов, обращая внимание на то, что вопросы взяты из реальных тестов ЕГЭ.

Учитель просит обучающихся решить тест, заполнив бланки ответов (приложение 4).

Обучающиеся решают тест, заполняя бланки ответов (приложение 4).

Педагоги и родители тоже могут принять участие в решении теста.

Физкультминутка

Слайд 6

hello_html_m621d91bb.gif

Учитель проводит скрытую физминутку:

- Сели, представили, что мы в кафе в компании симпатичной девушки или юноши, вам приносят чашечку кофе… Вы берете чашечку, подносите к губам и аккуратно делаете глоток… (звучит припев песни «чашку кофею я тебе бодрящего налью»). Ну и как? Какой или какое кофе?

На слайде появляются некоторые факты о слове «кофе».


Скрытая физминутка.



Обучающиеся двигаются под музыку, расслабляются, отвечают на вопрос учителя.

Изучение нового материала

Слайд 7

hello_html_m14eae9db.gif



Слайд 8

hello_html_459f5c9f.gif

Учитель представляет лексические нормы русского языка, обращая особое внимание на необходимость умения работать с толковыми словарями, а также указывая на то, что необходимо различать значение слов и уместность их употребления в речевой ситуации.

Обучающиеся составляют алгоритм действий для запоминания лексических норм русского языка.

Закрепление изученного на уроке

Слайд 9

hello_html_7de67ba6.gif

Учитель показывает тест, состоящий из четырех вопросов, обращая внимание на то, что вопросы взяты из реальных тестов ЕГЭ.

Учитель просит обучающихся решить тест, заполнив бланки ответов (приложение 4).

Обучающиеся решают тест, заполняя бланки ответов (приложение 4).

Педагоги и родители тоже могут принять участие в решении теста.

Самопроверка

Слайд 10

hello_html_m9071ccf.gif

Учитель предлагает обучающимся проверить правильность своих ответов, сопоставив их с ключами к тестам, а также выставить себе соответствующие отметки.

Обучающиеся самостоятельно проверяют себя, выставляя себе соответствующую отметку.

Подведение итогов урока. Рефлексия.



Слайд 11

hello_html_6abf1db4.gif









Слайд 12

hello_html_m347103ca.gif

Учитель задает вопросы:

- Так надо ли грамотно говорить?

- А можно ли научиться грамотной речи?

- Что для этого нужно сделать?

- Недаром гласит народная мудрость: «Век живи – век учись».





Учитель зачитывает стихотворение, записанное на слайде.





Учитель предлагает написать синквейн к уроку, напоминая правила написания синквейна. На данную работу отводится 1-2 минуты.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Заслушивается высказывание каждого желающего ответить. В ходе своих высказываний обучающиеся делают вывод, что говорить и писать грамотно необходимо, чтобы:

*приятно было общаться;

*поступить в престижный ВУЗ;

*сдать успешно ЕГЭ;

*сохранить в речи нормы русского языка и др.



Обучающиеся, педагоги и родители обучающихся пишут синквейн на отдельных листках.

После написания каждый из участников урока прикрепляет свой синквейн на магнитную доску, которая разделена на три части:







  1. Урок полезен и познавателен

  2. «Мозги кипят»

  3. Я равнодушен

Домашнего задания

Слайд 12

hello_html_m1b2f370.gif

Учитель предлагает домашнее задание на выбор.

1.Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?»

2. Написать рассказ, использовав одну из пословиц.

Речисты у милого глаза.

Наговорили, что наварили, глядь – ан нет ничего.

Каковы свойства, таковы и речи.

Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.

Красна речь слушаньем.

3.Доказать или опровергнуть высказывание (одно на выбор)

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
Антон Павлович Чехов – писатель, драматург

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости,
есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург


Обучающиеся записывают домашнее задание, самостоятельно делая выбор.




Сценарий урока к презентации "Культура речи. Нужно ли говорить грамотно"
  • Русский язык и литература
Описание:

Краткий сценарий урока к презентации "Надо ли говорить грамотно. Култура речи" с указанием основных видов деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Учитель выступает в роли ведущего урока, организовывает фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации.


Материалы данного урока могут быть использованы учителями-предметниками и классными руководителями для проведения как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий.

Автор Иванченко Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 456
Номер материала 29183
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓