Главная / Физика / сценарий урока физики 7 класс по теме "Сообщающиеся сосуды"

сценарий урока физики 7 класс по теме "Сообщающиеся сосуды"

Тема урока: Сообщающиеся сосуды.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с сообщающимися сосудами.

  • сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей.

  • узнать, где на практике нашли применение сообщающиеся сосуды.

Вашему вниманию я предлагаю кроссворд (см. приложение №1), который мы решим коллективно.

Вопросы:

  1. Чем создаётся давление в газах?

  2. Физическая величина, измеряемая в паскалях.

  3. Учёный, открывший закон передачи давления жидкостями и газами.

  4. Как называется давление, оказываемое покоящейся жидкостью?

  5. Аппарат, для исследования морских глубин.

Прочитаем слово, которое у нас получилось в столбце по вертикали: «Удача».

Я вам всем желаю удачи в изучении нового материала, и чтобы каждый получил пять за активную работу на уроке!

Демонстрация кадра из диафильма: «Сообщающиеся сосуды»

-Ребята внимательно рассмотрите картинку.

Что изображено на ней? (после заслушивания ответов): на картинке изображены сосуды, которые имеют разную форму, но их объединяет то, что они имеют общее соединение, заполненное жидкостью.

Определение: Сосуды, соединенные между собой, называются сообщающимися


Приведите примеры сообщающихся сосудов: чайничек, лейка, кофейник и т.д.


ОПЫТ №1: Соединим два сосуда трубкой, зажав трубку в середине, нальем в один из сосудов воду. Теперь откроем зажим и проследим за протеканием воды из одного сосуда в другой, сообщающимся с первым.

Вода протекает из одного сосуда в другой. До каких пор? (пока поверхности воды в обоих сосудах не установятся на одном уровне).

Один из сосудов оставить закрепленным в штативе, а другой поднимать, опускать или наклонять в сторону, то все равно, как только движение воды прекратится, ее уровни в обоих сосудах окажутся одинаковыми.

Закон сообщающихся сосудов:

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости находятся на одном уровне.

Доказательство:hello_html_m53d4ecad.gifp1=p2

ρgh – одинаково, hello_html_m53d4ecad.gifp ~ h, h – одинаково.



ОПЫТ № 2: В одно колено сообщающегося сосуда нальем воду, а в другое нефть, мы видим, что уровни жидкостей в коленах разные. Почему?

Поскольку жидкости будут покоиться, то можно утверждать, что давления, создаваемые и правыми, и левыми столбами жидкостей (на уровне АВ) равны.

Смотрим рисунок:

p1=p2

p1 = ρ1gh1

p2 = ρ2gh2

ρ1gh1 = ρ2gh2

hello_html_m53d4ecad.gifρ1h1 = ρ2 h2

Из полученного выражения мы видим, что чем > ρ жидкости, тем < уровень этой жидкости в сообщающихся сосудах.

Вывод: В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет < высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Высота столба отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом!


Физпауза! Встали, потянулись на носочках, глубоко вздохнули, глазами влево, вправо, вверх, вниз, вдаль, поработали пальчиками.


Закрепление: Сформулируйте закон сообщающихся сосудов:

  • для однородной жидкости

  • для неоднородной жидкости

Задание №1: (на доске)

Для всех трех случаев, изображенных на рисунке, сравните давление жидкости на кран слева и справа. Будет ли жидкость переливаться из одного сосуда в другой, если открыть кран?








Применение сообщающихся сосудов.

1. (по кадрам диафильма) Недалеко от Санкт-Петербурга находится Петергоф - ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Фонтаны, а их более ста, уникальны в своем роде. Это единственный ансамбль, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды – хранилища.

ОПЫТ№3: демонстрация модели фонтана.


Самостоятельная работа с учебником.(7мин.)

2. Откройте учебник на странице 100

I ряд: задание №5 (по рис.108 объяснить принцип действия водомерного стекла)

II ряд: задание №6 (по рис.109 объяснить принцип действия артезианского колодца)

III ряд: задание №7 (по рис. 110,111 объяснить принцип действия шлюза)

Проверка выполнения задания , рассказ учащихся по таблицам.


Вопрос классу:

Как с помощью сообщающихся сосудов, наполненных жидкостью, начертить на доске строго горизонтальную линию? Продемонстрируйте! Подумайте, где на практике вы можете столкнуться с такой проблемой?


(нанесение филенки: линии, отделяющей окраску панели от верхней части стены)

Закрепление: выполнение тестовых заданий по вариантам. (приложение №1.


Самопроверка, взаимопроверка.

Оценки:

        • все задания – 5

  • три задания – 4

  • два задания – 3

  • одно задание – 2

Подведение итогов.

.Домашнее задание: параграф 39,прочитать .уметь отвечать на все вопросы на стр. 100 .Выполнить действующую модель фонтана.















3


сценарий урока физики 7 класс по теме "Сообщающиеся сосуды"
  • Физика
Описание:

Предлагаемый мною урок «Сообщающиеся сосуды» - урок изучения новой темы в разделе курса физики 7 класса основной школы раздела « Давление газов, жидкостей и твёрдых тел».

Цели урока:

Образовательные:

Øсформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей.

Øузнать, где на практике нашли применение сообщающиеся сосуды.

Развивающиеся:

Øразвитие общеучебных навыков: внимания, логического мышления путём решения проблемных ситуаций, вывода формулы.

Øсоздание мотивации образовательных потребностей учащихся к изучению новой темы через демонстрационный эксперимент.

Воспитательные:

Øрасширение кругозора учащихся.

Øумение слушать других.

При традиционной форме урока были использованы следующие методы обучения: объяснительно- иллюстративный в сочетании с частично –поисковым. Для контроля знаний учащихся была использована тестовая технология.

Уровень формирования знаний достигался благодаря использованию следующих принципов обучения:

üлогичности подачи материала

üнаучности

üдоступности, опоры на ранее изученный материал

üнаглядности обучения (демонстрационный эксперимент, кадры диафильма, таблица)

üпринцип связи обучения с жизнью и практикой

üпринцип прочности результатов обучения и развития познавательной активности

В начале урока перед объяснением новой темы дана установка на успех через коллективное решение кроссворда.

Для объяснения нового материала, лучшего его усвоения использованы кадры диафильма, демонстрационный эксперимент, опорный конспект на доске, таблицы. В виде «готовых» знаний даётся только вывод формулы закона сообщающихся сосудов для разнородных жидкостей (очень сложный материал).

контроль за уровнем усвоения осуществляется поэтапно на протяжении всего урока.

Домашнее задание всегда даю после сообщения темы урока, инструктаж сразу или дополняю по ходу изучения новой темы. Домашнее задание творческое: изготовить действующую модель фонтана.

На уроке сочетаются коллективная работа, фронтальная, групповая по рядам.

Демонстрационный эксперимент:

Опыт №1: демонстрация закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости.

Опыт №2:демонстрация закона сообщающихся сосудов для разнородной жидкости.

Опыт №3:Демонстрация модели фонтана.

Таблицы:

«Шлюзы» , «Артезианский колодец».  «Водомерное стекло»

Этапы урока:

1Актуализация знаний (разгадывание кроссворда).   -5мин.

2.Изучение новой темы.                                                 -25мин.

3.Закрепление.                                                                 7мин.

4.Подведение итогов Домашнее задание.                       3мин.

 

Рекомендации по использованию методической разработки:

Урок достигнет эффективных результатов при качественной подготовке и проведении демонстрационного эксперимента.

По теме «применение сообщающихся сосудов» можно дать приготовить сообщения отдельным учащимся.

 

                                                                            

Автор Вертопрахова Ирина Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1524
Номер материала 36160
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓