Главная / Математика / Сценарий урока Академия М(ф)М и ДД

Сценарий урока Академия М(ф)М и ДД

hello_html_m55a2fa49.gif
hello_html_6e561fc8.gif
hello_html_6e561fc8.gif
hello_html_m55a2fa49.gif



Академия М(Ф)М и ДД


Интегрированное открытое учебное занятие по физике и математике из цикла «уроки вдвоём»


01.01.2012


ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехникум»



Преподаватели: физики - Т.Е.Тарасенко, математики - Е.П.Макрушина

Сценарий открытого интегрированного учебного занятия

по физике и математике «Академия М(Ф)М и ДД»



Предметы: физика и математика

Тип урока: закрепление и контроль знаний изученного материала физики по разделу «Механика»; вопросов по математике: «Векторы»; решение уравнений, в т.ч. графическое; площади фигур

Вид урока: проблемно – исследовательский с элементами витагенной технологии и работы в группах; урок – «соревнование»

Занятие рассчитано на два учебных часа

Цели с позиции ОК «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами»:

  1. образовательные:

учащиеся должны знать (понимать):

  • приёмы организации работы в коллективе, группе;

  • смысл понятий: проблема, гипотеза, закон, межпредметная связь, анализ, самооценка; график; величина; единицы измерений; стандартный вид числа

  • смысл физических и математических величин: движение, траектория, путь, перемещение; скорость и ускорение; инерция; силы в механике; невесомость; свободное падение; работа, мощность, энергия, импульс; равновесие; вектор; уравнение; площадь; перпендикуляр;

  • смысл физических законов: законов Ньютона (инерции, основного и закона противодействия); законов сохранения импульса и энергии;

уметь:

  • различать: виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения, графически; понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности; понятия кинетической и потенциальной энергий; квадратные и неквадратные уравнения;

  • описывать и объяснять явления и свойства: движение тел, скорость и ускорение; средняя скорость; инерция, масса, действие и противодействие; трение, упругость; свободное падение; равновесие; графическое изображение различных видов механического движения и графическое определение пути, пройденного телом с позиций физики и математики; алгебраические уравнения и физические уравнения, описывающие движение тел, и нахождение между ними межпредметной связи; решение задач с использованием формул для равномерного и неравномерного движений, на применение законов Ньютона и законов сохранения импульса и энергии (в т.ч. качественные); применение навыков нахождения неизвестных величин и правил сложения векторов для решения задач по физике; переводить значения величин в СИ (система измерений) и представлять их в стандартном виде;

  • приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты позволяют проверить истинность теоретических выводов (нахождение средней скорости); физическая и математическая теории дают возможность объяснять известные явления и научные факты, предсказывать ещё неизвестные (составление правил дорожного движения с применением знаний изученного материала по физике и математике);

  • приводить примеры практического использования физических и математических знаний: законов и понятий механики; математических понятий – вектор, перпендикуляр, площадь;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  1. развивающие:

  • развивать способность сотрудничества в коллективной и групповой деятельности; способность к адаптации к различным темпераментам и характерам; уважение к труду других (членов коллектива, педагогов);

  • развивать способность понимания, восприятия иной точки зрения, толерантность;

  • развивать организаторские способности с учётом личностных особенностей, вести диалог с партнёрами по совместной деятельности, способность к анализу и самоанализу в процессе групповой рефлексии; способствовать развитию адекватной самооценки, умения работать самостоятельно, выполнять самоанализ и анализ работы группы и других членов коллектива;

  • развивать практические умения – измерительные, вычислительные, графические; умение обращаться с измерительными приборами; решение расчётных, графических, логических задач;

  • способствовать развитию мотивов учения, положительного отношения к знаниям; формированию понимания у учащихся необходимости использования приобретаемых знаний для успешного усвоения и изучения предметов;

  • развивать общеучебные умения и навыки: умение самостоятельно подбирать необходимую информацию и применять её с позиции решения практических задач (задач, связанных с жизненными ситуациями); развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, принимать решения; совершенствование навыков ведения рабочей тетради; ставить эксперименты, объяснять явления, процессы;

  • способствовать развитию мышления: умение анализировать, обобщать; установление причинно-следственных связей; определение и объяснение понятий; абстрагирование (составление правил дорожного движения с позиций предметных полей физики и математики); постановка и решение проблемы, умение делать выводы; развитие логического, образного, теоретического мышлений; формирование научного мировоззрения учащихся, понимание единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе, межпредметных связей;

  • содействовать развитию речи – обогащение словарного запаса;

  • способствовать развитию сенсорной сферы – развитие глазомера, ориентировки во времени и пространстве;

  • содействовать развитию двигательной сферы – умение управлять двигательными действиями, соразмерностью движений;



  1. воспитательные:

  • формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно; взаимодействовать с членами группы, коллектива; быть дисциплинированным, ответственным за совместное дело, критичным к себе и другим, эмоционально выдержанным;

  • способствовать воспитанию чувства коллективизма, уважения к старшим (преподавателям), взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости, товарищества; умений правильного общения, конструктивного принятия единого мнения; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

  • способствовать созданию условий для воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; способности к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности;



  1. методические:

  • продемонстрировать использование методики преподавания «вдвоём» на уроке «физика + математика»;

  • продемонстрировать возможность использования элементов витагенной технологии;

  • показать использование элементов самостоятельной работы, работы в группах;

  • проиллюстрировать установление межпредметных связей (физика, математика) и связи с жизнью;

  • способствовать развитию рефлексии; применение различных методов и приёмов при проведении учебного занятия;

  • содействовать созданию условий для успешного закрепления учащимися изученного материала по физике («Механика») и математике (решение уравнений; графическое понимание материала; площади геометрических фигур).



Оборудование, инструментарий: компьютерная презентация; учебники физики и математики; карточки – задания; раздаточный материал; листы для самооценки; портреты Ньютона, Декарта; приборы для проведения экспериментов; принадлежности для лабораторной работы; оформление кабинета.







Последовательность и основные направления деятельности

на открытом интегрированном учебном занятии

по физике и математике «Академия М(Ф)М и ДД»





    1. Актуальность темы учебного занятия

    2. «Светофор настроения»

    3. Формулирование проблемы, целей занятия

    4. Актуализация физических и математических терминов (с элементами работы в группах):

  • Разгадай кроссворд!

  • Задания, представленные на слайдах

    1. Физкультразминка*

    2. Определение средней скорости учащихся группы №313 (задание по данным исследований учащихся) (с элементами работы в группах)

    3. Эксперимент «Определение средней скорости движения»

    4. Лабораторная мини – работа «Определение времени реакции учащихся группы №313» и расчет времени реакции. Домашнее задание

    5. Игра «Как вы думаете?» (с элементами групповой работы)

    6. «График движения учащегося группы №313» (работа со слайдом с элементами групповой работы)

    7. Задания, представленные на слайдах* (перевод в СИ, стандартный вид; вставить пропущенные слова; качественные задачи практической направленности и т.п.). Задания могут быть перенесены в контрольную работу в случае нехватки времени (с элементами групповой работы)

    8. Заключение: составление и формулирование правил дорожного движения с позиции знаний материала по физике и математике (групповая работа)

    9. Подведение итогов:

  • упражнение «Снятие внутренних ограничений»;

  • подсчёт карточек, определение победителей;

  • выставление отметок;

  • вручение «сертификатов»* (вручение может быть перенесено на следующее занятие)

    1. Выполнение контрольной работы по двум вариантам











P.S. 1). Каждому учащемуся выдаётся маршрутная карта с описанием всех заданий, в которой есть пункты для самооценки и оценки группы.

2). Задания со знаком «*» из-за нехватки времени могут не выполняться.



















































«Академия М(Ф)М и ДД»

Сценарий открытого урока по физике и математике



Учащихся заранее делят на четыре группы. Каждая группа занимает свой стол, на котором находятся необходимые материалы: карты с заданиями, эпизодами для самооценки и оценки группы; цветные кружки (зелёные, жёлтые, красные). На столе учителя наборы небольших цветных кружков, которые вручаются группам за данные ответы: красный – «удовлетворительно», жёлтый – «хорошо», зелёный – «отлично».

На экране слайд 1 «Академия М(Ф)М и ДД»

Учитель физики (УФ). В нашей академии начало рабочего дня. Евгения Петровна, все на рабочих местах? Уважаемые коллеги, начинаем нашу планёрку.

Учитель математики (УМ). Татьяна Егоровна, почему такая срочность? Что-то случилось?

Пауза

УМ. Мы чего-то ждём?

УФ. Сейчас будет видеосообщение. (Появляется слайд 2. УФ зачитывает) «Не позднее сегодняшнего дня выработать и представить правила дорожного движения на базе известного материала по физике и математике. Заведующий отделом безопасности жизнедеятельности и дорожного движения».

УМ. Надеюсь, мы справимся.

УФ. Будем стараться.

УМ. Ну, а как у вас с настроением, коллеги? Посмотрим. Поднимите зелёную карточку, если настроение отличное; жёлтую, если не очень хорошее, красную, если настроение грустное. Пусть это будет нашим светофором, ну, не дорожным, конечно, а «светофором настроения».

Учащиеся поднимают карточки цвета, соответствующего их настроению.

УМ. Для академии сделали новую вывеску. Помогите нам расшифровать её название (показывает на заголовок слайда 3).

Учащиеся с помощью преподавателей пытаются разгадать*.

УФ. У нас работают четыре отдела. В конце занятия вам необходимо вывести правила дорожного движения с позиций знаний «Механики» и математики.

УМ. Каждый отдел получает сертификат на право получения зачёта по физике и математике по теме «Механика» и «………» с соответствующими отметками. Все участники одной группы получают единую отметку.

УФ. За отличный ответ – зелёный кружок, за хороший – жёлтый, за удовлетворительный ответ – кружок красного цвета. Группа, набравшая наибольшее количество зелёных кружков, занимает первое место и получает отметку «отлично».

УФ. Начнём работу с формулирования проблемы.

УМ. Какой раздел физики вы уже рассмотрели до конца? Уроки повторения по физике и математике проведены. Сегодня вы закрепляете пройденный материал, но, не случайно же, мы вспомнили о ДД? Известно, что сейчас вопрос о ДД очень актуален, и мы все являемся участниками ДД. Так, в чём же заключена проблема, стоящая перед вами?

Учащиеся отвечают и формулируют проблему: в чём опасность или безопасность ДД с точки зрения физики и математики (слайд 4 – 1)

УФ. Если вы учащиеся академии М(ф)М и ДД, ваша цель заключается в … чём?

Учащиеся: повторить и закрепить знания по «Механике» и математике и применить эти знания при решении задач, создании ПДД с применением знаний физики и математики. Учитель помогает сформулировать цель (слайд 4 – 2). Слайд 4-3

УМ. Пора начинать работу. Начнём с терминов и определений.

УФ. Каждому отделу выданы вопросы для разгадывания кроссворда. Вам даётся совсем немного времени (десять секунд), чтобы ответить на них.

После обдумывания идёт заполнение кроссворда (слайд 5). На эту работу отводится 2 -3 минуты.

УМ. Следующее задание. На слайде 6 показаны рисунки для каждой группы. Перечислить максимально возможное количество физических явлений, физических и математических терминов.

УФ. Из предложенного списка назвать термины, одновременно относящиеся и к физике и к математике. Вам полторы минуты на обдумывание.

Идёт обсуждение результатов работы (около пяти минут).

УМ. В маршрутной карте найдите запись: самооценка работы над терминами. Сделайте её и ещё поставьте отметку работы группы в целом.

После работы над терминами учащиеся должны сделать самооценку выполненной работы.

УМ*. Ну, а теперь представим, что мы выходим на улицы нашего города. Нам встречается регулировщик. Физкультразминка. (Слайды 7, 8)

Выходит учащийся для проведения разгрузки (физкультминутка). Разминка сопровождается словами (все встают):

  • вы шагаете по тротуару (шаги на месте) (8-10 шагов);

  • подходите к проезжей части дороги; возникла необходимость перейти на другую сторону дороги (поворот головы влево – вправо 4-5 раз);

  • видите регулировщика, который выполняет движения руками;

выполняются несколько упражнений с поворотами туловища.

На разминку – полторы минуты.

УФ. На улице движутся автомобили, люди, велосипедисты, мотоциклисты. Назовите величины, связанные с движением. Не забываем, что движением называется изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел.

Учащиеся называют: скорость, путь, время, ускорение, тело отсчёта, система координат, система отсчёта.

УФ. Учащимися академии проведено исследование – определение количества шагов от дома до учебного заведения и времени, затрачённого на прохождение этого пути. Работа в группе. Рассчитаем среднюю скорость, с которой вы добираетесь до занятий, считая ваше движение равномерным (две минуты).

УМ. Для этого и проведено исследование. А, что значит средняя скорость? (Учащиеся отвечают)

УФ. И у меня пара вопросов. Ответьте: какое движение называется равномерным? Как рассчитать скорость при равномерном движении? (Учащиеся дают ответы)

Одну задачу можно решить на доске с данными одного из учащихся (если позволяет время).

На слайд 9 выводится таблица:



уч-ся



Количество шагов



Длина шага, м



Пройденный путь, м



Время в пути, с



Скорость, м/с



1








2








..








20








Среднее значение








Далее по данным учащихся производятся расчёты. Каждый участник группы рассчитывает свою скорость, а затем группа рассчитывает среднюю скорость.

УМ. Найдите пункт №… и сделайте самооценку, оценку группе.

УФ. Я хочу предложить ещё один способ определения скорости движения. Попрошу выйти кого-нибудь из экспертов. Мы засекаем время – три секунды. Вы посчитайте количество шагов, сделанных за это время. Это количество и будет средней скоростью за один час.

Выходит эксперт, проводится эксперимент.

Можно предложить 2-3 учащимся определить свою скорость.

УФ. Е.П., вы автолюбитель?

УМ. Да. Помню все экзаменационные билеты.

УФ. Нам часто приходится переходить дорогу. Что в билетах сказано о реакции водителей?

УМ. Под временем реакции водителя подразумевается время от момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер, позволяющих её избежать. Оно зависит от самочувствия водителя, его опыта и возраста, обстоятельств.

УФ. Пешеходы, как правило, об этом не думают вовсе. На дороге могут возникать различные ситуации. Нужно знать и собственное время реакции. Учащиеся провели подготовительную работу для определения этого времени. Давайте поговорим о том, что было сделано? Но сначала кое-что вспомним.

  1. Что такое равноускоренное движение? (Движение тела или его падение, при котором его скорость изменяется одинаково за любые равные промежутки времени).

  2. Какое падение называется свободным? (Падение тела под действием только силы тяжести).

  3. Каким является движение тела при свободном падении? (Равноускоренным)

  4. Как вычисляется путь, пройденный свободно падающим телом за определённое время? (h = gt2|2)

Ну, а теперь расскажите, что вы сделали для расчёта времени реакции.

Инструменты (линейки) приготовлены для экспертов. Они также могут принять участие в эксперименте.

УМ. Давайте пригласим кого-нибудь из экспертов и рассчитаем его время реакции.

Приглашается эксперт. Учащийся объясняет, что нужно сделать.

Уч-ся. 1) Позволить вертикально расположенной линейке падать свободно (разжав пальцы); 2) она будет двигаться вниз равноускоренно с ускорением свободного падения; 3) если сразу после падения линейку поймать, то по участку между пальцами (отметками в начале и в конце) можно судить о том, сколько времени она падала; 4) это время равно времени реакции человека.

УФ. Остаётся связать участок пути и время свободного падения. Воспользуемся формулой

h = gt2|2 → t2 = 2h|gt = √2h|gt = 0,447√h, т.к g = 10 м/с2

Задача решается на доске. Начинает УФ, продолжает УМ.

Далее рассчитывается время реакции.

Таблица «Время реакции учащихся группы 313»



h, м



1



2



……..



20



t, с









УФ. В контрольной работе у каждого есть подобное задание. Е.П., давайте в качестве домашнего задания предложим участникам изготовить (по желанию) красивую линейку со шкалой по полученным данным. Кто хочет заработать хорошую отметку? Попробуйте!

После этого задания – самооценка и оценка работы группы.

УМ. Внимание! У вас уже были занятия по повторению материала, и к сегодняшней работе вы должны были ещё раз вспомнить все необходимые формулы для расчётов. Следующее задание. Посмотрим, какой отдел даст больше правильных ответов и заработает больше зелёных карточек.

Учащимся предлагаются формулы, написанные на отдельных листках. Они должны ответить: к какому виду движения относится та или иная формула. Математические формулы фиксируются на доске отдельно. Затем идёт работа в группах. Учащиеся должны определить, какие формулы относятся к физике и математике. (На работу отводится 1,5 – 2 минуты). Игра «Как вы думаете?» (инструкция приведена в маршрутной карте).

Формулы:

  1. физические

V = hello_html_2f59c396.gif; V = V0 + at; S = V0t +hello_html_72917315.gif; S = S0 + Vt; V = V0 – at;



S = S0 + V0t - hello_html_72917315.gif ;

  1. математические

УФ. И у меня вопрос: чему равен путь при равномерном и неравномерном движениях, если определить его нужно графически.

УМ. Далее - работа по слайду 10 «График движения учащегося группы 313». Вспомним площади геометрических фигур. Определим зависимости на каждом участке.

УФ. А теперь небольшое задание группам (слайд 10).

Выполнение задания. Проверка

УМ. Не забудьте поставить самооценку и оценку группе (пункт …). Пора переходить к заключительной части.

Слайд 11 «Не забыли …»

Вопросы и задачи по механике и математике, если позволяет время, на слайдах 12, 13, 14, 15. Эти задания можно перенести в контрольную работу.

УМ. Кто был самым внимательным? Что ещё вам нужно выполнить?

Учащиеся должны вспомнить: придумать правила дорожного движения с использованием знаний физики и математики.

Слайд 16

УМ. На групповую работу даётся две минуты. После этого каждая группа представляет свои правила. За каждое правило – зелёная карточка.

Правила записываются на доске или зачитываются.

УМ. Пункт ... для самооценки и оценки группе за работу по составлению ПДД, а в пункте … поставьте итоговую отметку за свою работу на занятии и работу в группе.

Ум. Последнее упражнение «Снятие внутренних ограничений», которое выполняем вместе. Наши эксперты тоже могут поучаствовать в этом тренинге. Целью этого упражнения является осознание внутренних ограничителей и овладение инструментом пошагового их снятия, то есть, как преодолеть ваши «не могу». На маршрутных картах вы видите запись: два незаконченных предложения, которые начинаются со слов: «Я не могу…». Вы должны продолжить эти предложения: что вы не можете по физике (одно предложение) и по математике (одно предложение) из того материала, который мы закрепляли сегодня на уроке (30 секунд). (Учащиеся выполняют) Теперь зачеркните слово «могу» в этих предложениях (выполняют), вместо этого слова запишите слово «хочу». Прочтите. (Несколько учащихся зачитывают вслух после каждого пункта). Зачеркните частицу «не». (Зачитывают) Допишите после «хочу» слова «и легко могу». Прочтите, что у вас получилось.

Небольшие комментарии к работе

Слайд 17 «Спасибо за работу!»

УМ. Подсчитаем, какая группа набрала большее количество зелёных карточек. Две жёлтых меняем на одну зелёную. Четыре красных – на одну жёлтую. Итак, какая группа стала победителем и зарабатывает отметку «5»? отметку «4»? отметку «3»?

Подсчитываются карточки. Вручаются сертификаты*. Фамилии учащиеся подписывают самостоятельно. (Сертификаты можно вручить на следующем занятии)

УМ. А теперь вам предстоит выполнить небольшую контрольную работу.

Учащиеся выполняют работу по маршрутным картам с заданиями.

(Возможен вариант работы со слайдами 12, 13, 14, 15)

Начинается обсуждение занятия.

Литература



    1. Волынкин, В.И.

Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / В.И.Волынкин – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.: ил. – (Высшее образование).

    1. Горлова, Л.А.

Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 144 с. – (Мастерская учителя физики).

    1. Горлова, Л.А.

Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (Мастерская учителя).

    1. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы / Н.К.Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008. – 656 с.

    2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2007. 320 с.

    3. Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия / авт.-сост. В.С.Благодаров, Ж.И.Равуцкая. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.

    4. Интернет-ресурсы:











Приложение 1



Инструкция по организации работы в группах

для учащихся



«Каждый человек, как буква в алфавите,

чтобы образовать слово, надо слиться с другими».

О.Мандельштам



Групповая работа в обучении используется в качестве средства для активизации деятельности учащихся в процессе усвоения ими определённого учебного материала, являясь одновременно средством обучения взаимодействию. При групповой работе учащиеся работают над одной т той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть оригинальное решение.

Среди ведущих идей групповой работы можно назвать:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;

  • организацию совместных действий;

  • обмен способами действия;

  • отношение участника к собственному действию и обеспечение адекватной коррекции этого действия.

Работа в группах – «Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща приближен к реальной действительности. Чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Процесс организации работы в группах складывается из следующих элементов:

    1. Соблюдение принципов расположения рабочих мест членов каждой группы учащихся:

  • каждая группа занимает строго отведённые рабочие места;

  • никто не сидит спиной к доске (каждому ученику видно. Что происходит у доски);

  • каждый ученик хорошо видит всех членов своей группы;

  • члены группы находятся друг от друга в пределах досягаемости (они могут соединить протянутые руки, легко дотянуться до общего листа бумаги и при необходимости повернуть его к себе).

    1. Распределение и выполнение заданных ролей:

  • «мудрец» (проверяет, все ли действительно поняли ответ и согласны с ним);

  • «бодрила» (подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия);

  • «секретарь» (записывает высказанные идеи и принятые решения);

  • «координатор» (возвращает группу к поставленной задаче, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе);

  • «докладчик» (выступает от имени группы перед всем классом).

3. Соблюдение норм поведения при работе в классе; переключение внимания на сигнал учителя в случае отсутствия контроля учащихся за громкостью своих голосов.

  1. Ознакомление учащихся групп с инструкцией – обязательное действие перед решением поставленных задач.

  2. Истолкование содержания инструкции, «примеривание» её на себя, планирование и распределение работы (Что надо знать, чтобы перейти к следующему шагу? Кто и как будет выбирать необходимый материал из источников? Какие вопросы надо освятить в ходе презентации? Сколько времени будет у группы? И т.д.).

  3. Соблюдение правила: вопросы учителю поступают только от группы; если у одного из учащихся возник вопрос, его надо сначала задать членам группы; если никто не знает ответа, вопрос задаёт вся группа (учитель должен видеть четыре руки).

  4. Ответственность за выполнение работы несут все члены группы.

  5. Анализ и выводы проделанной работы.

  6. Оценка учебной работы в группах (взаимозависимость по результату).



Нормы поведения в группе

  1. Личная ответственность. Я сам буду:

просить помощи у членов группы;

оказывать помощь всем, кто за ней обращается;

вежливо обращаться ко всем членам группы и выражать им свою признательность за оказанную помощь;

подбадривать членов группы, воодушевлять их;

отстаивать свою точку зрения, убеждать членов группы, если есть абсолютная в этом уверенность;

выполнять возложенные обязанности;

соблюдать нормы поведения.

2.Групповая ответственность. Мы отвечаем:

* за решение задач (самостоятельно решаем наши проблемы);

* за вопросы (мы спрашиваем сначала членов группы и только после этого – учителя);

* за взаимопомощь (мы помогаем друг другу, другим группам, учителю);

* за соблюдение тишины (мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи);

* за оценку работы группы;

* за совместное и самостоятельное принятие решений.

(Нормы поведения сформулированы в совместной работе участниками групп)

Приложение 2



Приёмы организации работы в группах



Игра «Как вы думаете?»



Игра с карточками для группы из 4-х – 6-ти человек.

Учитель раздаёт всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведённая схема



ВСЕГДА



В большинстве случаев

В некоторых случаях













Ход игры:



      1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

      2. Когда все члены группы разложат свои карточки, всё ещё не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает её «лицом» вниз.

      3. Когда этот этап работы завершён, анализируем результат: карточки, которые остались неперевёрнутыми, выражают мнение группы.

      4. Следующий этап – обсуждение каждой перевёрнутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто её перевернул. Затем идёт обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему мнению, то вам придётся искать компромисс.



































































Приложение 3



Распределение ролей учащихся в группах

(группа 313)







«Мудрец»



«Бодрила»



«Секретарь»



«Координатор»



«Оратор»



Группа №1



В.Капустин



Ю.Долгов



Н.Варениц



О.Родайкина



Д.Трофимов



Группа №2



Д.Ремизов



П.Кашина



С.Бочаров



А.Константинова



Суворов



Группа №3



И.Шерстнёв



С.Румянцев



Д.Мавсумов



Н.Токарев



О.Епишина



Группа №4



Милюшин



А.Коротких



К. Мелих



К. Бабеева



Ю.Шабакова

























Приложение 4



Измерение времени реакции человека

при помощи линейки





Цели:

  1. определение времени реакции каждого учащегося;

  2. формирование личной убеждённости каждого участника, что физика и математика – интересные науки;

  3. формирование умения практически применять полученные знания;

  4. совершенствование навыков использования приборов и инструментов

Оборудование: линейки (деревянные); микрокалькуляторы; таблицы



Ход работы



Энциклопедические данные: «Время реакции – это протяжённость от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал. Оно зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека. Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 – 0,14 с, а на зрительный 0,13 – 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов и т.д.».



1 Повторение (вопросы по кинематике)

  1. что такое равноускоренное движение? (Скорость тела изменяется одинаково за равные промежутки времени);

  2. что называется свободным падением? (Падение только под действием силы тяжести);

  3. каким является движение при свободном падении? (Равноускоренным);

  4. как рассчитать путь, пройденный телом за время t? (h = gt2/2).

2 Практическая часть

  1. позволить вертикально расположенной линейке падать свободно, разжав пальцы;

  2. линейка движется вниз равноускоренно с ускорением свободного падения;

  3. если сразу после падения поймать линейку, то по участку между пальцами (отметками в начале и в конце) можно судить о том, сколько времени она падала;

  4. это время равно времени реакции человека;

  5. остаётся связать участок пути h и время t свободного падения по формуле



hello_html_5b3ff277.gif=0,447hello_html_m146ad3c1.gif,



т.к. g =10 м/с.



4 Вычисления на калькуляторе и/или заполнение таблицы с округлением каждого числа до тысячных долей



h, м



1



2



..



n





t,с





5 Сравнение результатов

6*Градуировка линейки в соответствии с табличными данными

7 Домашнее задание

Изготовить (по желанию) красивую линейку с временной шкалой по данным вышеприведённой таблицы







Приложение 5



Маршрутная карта

Закрепление и контроль знаний по механике (физика) и вопросов по математике: вектор; квадратные и неквадратные уравнения; графическое изображение функций; площади геометрических фигур

Учебное занятие по физике и математике

«Академия М(Ф)М и ДД»



Учащегося группы №313 ……………………………………………………………

(имя, фамилия в родительном падеже)

Микрогруппа № 4 ……………………………………………………………………



Номер варианта участника 2 …………………………………………………



Дата проведения занятия «…………» ………………………….. 2012г.



Время на проведение занятия: два учебных часа





Виды работ на занятии



1 Расшифровать тему занятия «Академия М(Ф)М и ДД»

2 Формулирование проблемы и целеполагание

3 Актуализация физических и математических терминов

3.1 Групповое задание: разгадай кроссворд (слайд 5) (20 секунд!!!)

1 группа

? Изучает взаимодействие тел (8)

Ответ: …………………………………………

? Направленный отрезок (8)

Ответ: ………………………………………..



2 группа

? Явление сохранения скорости (7)

Ответ: ………………………………………..





? Бывает алгебраическое, которое нужно упростить (9)

Ответ: …………………………………………..



3 группа

? Состояние, при котором тело не падает (10)

Ответ: ……………………………………………



? Зависимость одной переменной от другой (7)

Ответ: ……………………………………………..



4 группа

? Произведение массы на скорость (7)

Ответ: ……………………………………….

? Равенство, выполняемое при некоторых значениях «Х» (9)

Ответ: ………………………………………..



3.2 Задание (групповое): назвать максимально возможное количество математических и физических терминов и явлений, представленных на слайде 6; назвать термины, одновременно относящиеся к физике и математике; записать (1,5 минуты!!!)













4 По работе с терминами сделайте:

  • самооценку: ……………………………………..

  • оценку группы: …………………………………



5 Определение средней скорости движения учащихся группы №313 на пути от дома до учебного заведения



5.1 Совместное решение задачи*















5.2 !!! Необходимо заполнить таблицу (у каждой группы свои данные), записать формулу и рассчитать среднюю скорость (решение записать):


уч-ся

Количество

шагов

Длина

шага, м

Пройденный

путь, м

Время в пути, с

Ско-

рость, м/с

1



2



3



4



5




170



982



268



600



1440

0,53



0,68



0,68



0,70



0,50

90,1



637,76



183,24



420



720

150



900



360



300



720


Средняя скорость …………….. м/с



Решение:

  1. расчёт скорости отдельного участника группы (расчёт выполняет каждый участник группы по своим данным):









  1. расчёт средней скорости:











6 По выполнению данного задания сделайте

  • самооценку: ……………………………

  • оценку группы: ………………………….



7 Определение времени реакции (совместное решение)

















8 Игра «Как вы думаете?» (групповое задание) (1,5 – 2 минуты!!!)



На столах – карточки с формулами и листы бумаги со схемой:





В некоторых случаях



В большинстве случаев



ВСЕГДА








Каждой группе определить: на каких карточках представленные формулы всегда относятся к физике и математике?



Инструкция к работе:

  • Каждый член группы раскладывает свои карточки, не советуясь ни с кем.

  • Затем необходимо посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы.

  • Если покажется, что карточка расположена неправильно, нужно перевернуть её «лицом» вниз.

  • Затем группа обсуждает каждую перевёрнутую карточку, выясняя, кто положил карточку на это поле, а кто её перевернул.

  • После этого идёт обсуждение, где должна находиться каждая карточка.



После коллективного обсуждения сделайте самооценку этой работы.



  • Самооценка: …………………………..

  • Оценка группы: …………………………



9* «График движения учащегося группы 313» (групповое задание)











10 Сделайте оценку по п. 9*:

  • самооценка: ………………………….

  • оценка группы: …………………………



11* Задания на слайдах 12-15 (задания могут быть частью контрольной работы)















12* Самооценка работы по слайдам 12-15: …………………

Оценка группы: ……………………………

13 Составить правила дорожного движения с позиции физических и математических знаний (две минуты!!!) (групповое задание)











14 Самооценка за ПДД: ………………………..

Оценка группы: …………………………………



15 Итоговая отметка за работу на занятии

  • Самооценка: ………………………………

  • Оценка группы: ………………………….



16 Упражнение «Снятие внутренних ограничений», т.е. как преодолеть ваши «не могу»



Я не могу ………………………………………………………………………………..



……………………………………………………………………………………………………



Я не могу …………………………………………………………………………………..



…………………………………………………………………………………………………….





17 Подсчёт карточек. Отметка: …………………………………………



Контрольная работа



1 Рассчитать время реакции (по собственным данным)





уч.



1



2



3



4



5



h, см



5



3



1



12



12





Дано: СИ Решение:



h =

t - ?











2 Рассчитайте, дайте определение движения (равномерное, равноускоренное, равнозамедленное) и ответы занесите в таблицу

1 вариант





Прочитайте уравнение

движения



Ответы



X = 5t

  1. ………………………………..

  2. V =



X = 12 + 0,3 t2

  1. …………………………………..

  2. X0 = ………… ; V0 = …………….. ;

a =



2 вариант





Прочитайте уравнение движения



Ответы



X = 8t

  1. …………………………………….

  2. V = …………..



X = 2 – 5t2

  1. ……………………………………

  2. X0 = ………. ; V0 = ………… ;

a = …………..



1 вариант



3 Ответьте на вопрос



? Почему наиболее устойчивы автомобили с низко расположенным центром тяжести?



Ответ:







2 вариант



3 Ответьте на вопрос



? Автомобиль трогается с места. Куда направлен вектор изменения импульса?



Ответ:









1 вариант



4 Задача

Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 52 км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 62 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.











5 Решите уравнение

0 = 12 + 0,3t2









2 вариант



4 Решите задачу



Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 68 км/ч, а вторую половину – со скоростью 32 км/ч. Найдите среднюю скорость на протяжении всего пути.











5 Решите уравнение



0 = 2 – 5t2











Отметки (по физике и математике) …………… / ……………….

Преподаватель физики Т.Е Тарасенко ………………………..

Преподаватель математики Е.П.Макрушина ……………….

























Приложение 6



Самоанализ

открытого интегрированного учебного занятия

по физике и математике («вдвоём»)

«Академия М(Ф)М и ДД»

1


Сценарий урока Академия М(ф)М и ДД
  • Математика
Описание:

     Сценарий урока для 10 класса или 1 курс техникума.                              На уроке демонстрируется презентация.                                                  Урок проводится двумя преподавателями.                                            Требуется подготовка обучающихся.

Автор Макрушина Евгения Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 300
Номер материала 32113
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓