Муниципальная общеобразовательная школа
МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»
Сценарий урока по русскому языку
5 класс по теме
«Сложное предложение»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
Самойлова
Светлана Александровна.
Дергачи-2014 г
Пояснительная
записка.
1.Аннотация к методической разработке
«Сложное предложение».
Работа
представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 5 классе по
теме «Сложное предложение» является результатом проектирования учебного
занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является
методологической основой ФГОС нового поколения. Урок был дан как открытое
занятие в рамках Недели русского языка и литературы в декабре 2013 года
учителем русского языка и литературы Самойловой С.А МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи».
Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного
цикла.
2.Введение.
В
средней школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение
простых и сложных предложений. Одной из главных задач, стоящих перед учителем,
является не просто обобщение и систематизация знаний, а умение научить на
практике отличать простое предложение от сложного. Сделать этот процесс ненавязчивым,
интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от
современного учителя большой творческой работы.
Уроки, связанные с этой темой, хорошо совмещать с другими предметами. Можно
широко использовать элементы нравственного, духовного, экологического
воспитания.
Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых
игровых приемов, практических упражнений и созданием проблемных ситуаций. В
результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и
точно применять знания на практике.
При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью
предложенных и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются
навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно
приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все вышеизложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной
урока на тему « Сложное предложение».
4.Заключение.
Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует
развивающему обучению.
Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса,
что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке
позволил добиться поставленных задач.
Методика
проведения различных частей урока.
Для актуализации знаний организовала работу с детьми, разделив их на
пары. Предложенное каждой паре задание, способствовало не только закреплению и
применению знаний на практике, но и проявило организаторские способности
одарённых детей.
Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде
проблемного диалога и путешествия по стране Синтаксис на волшебном паровозе,
который вел сказочный герой Колобок. Дети работали в группах и парах, что
позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и
«слабым» детям.
Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было
предложено самим дать вспомнить отличительные черты простого предложения от
сложного и сформулировать тему урока.
Закрепление учебного материала носило поисковый характер, предложила
подумать, какую задачу мы помогли решить Колобку. В ходе эвристической беседы ,
дети пришли к выводу, что простые предложения в составе сложного могут
связываться при помощи союзов- союзные предложения, при помощи лишь интонации-
бессоюзные предложения.
Самостоятельная работа проведена с целью закрепления и углубления знаний
учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.
Анализируя изученный материал, дети сделали обобщение по теме «Сложное
предложение». Для воспитания интереса к учёбе и предмету использовался игровой
момент при даче домашнего задания, который ориентировал учащихся на
самостоятельный поиск решения.
На
уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке,
развития интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило
сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и
интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась
индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Использовала
различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и
работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с
образцом на слайде).
В учебном материале присутствовали внутрипредметные и межпредметные
связи, которые имели педагогическую целесообразность. Перегрузки учащихся на
уроке не было, так как:
- проведена физминутка;
- чередование письменных и устных заданий;
- работа у доски.
План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и
развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на
итоговые вопросы урока.
Список
использованных источников
1. [Технологические
карты урока по русскому языку в 5 классе по УМК В.В Бабайцевой,
Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др. – Издательство «Учитель»,
г.Волгоград, 2012.Автор-составитель Г.В Цветкова.]
2. [http://ru.wikipedia.org]
Приложение.
Алгоритм.
Сложное
предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, соединенных в
одно целое.
Предложения, входящие в состав сложного,
связаны друг с другом по смыслу, интонационно и союзами
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
ПРОСТЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНЫ:
Союзами (И,ЧТО,ЧТОБЫ, А,НО и
др.) ИНТОНАЦИЕЙ
ПРОСТЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ!
ОТЛИЧАЙ!
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.
Сложное
предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, соединенных в
одно целое.
Предложения, входящие в состав сложного,
связаны друг с другом по смыслу, интонационно и союзами
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
ПРОСТЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНЫ:
Союзами (И,ЧТО,ЧТОБЫ, А,НО и
др.) ИНТОНАЦИЕЙ
ПРОСТЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ!
ОТЛИЧАЙ!
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.
Сложное
предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, соединенных в
одно целое.
Предложения, входящие в состав сложного,
связаны друг с другом по смыслу, интонационно и союзами
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
ПРОСТЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАНЫ:
Союзами (И,ЧТО,ЧТОБЫ, А,НО и
др.) ИНТОНАЦИЕЙ
ПРОСТЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ!
ОТЛИЧАЙ!
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.
Карточка для индивидуальной работы.
Задание: Списать предложения, на месте черточек поставить запятые.
Мир строит_а война разрушает.
Ласточка день начинает_а соловей
кончает.
Герой умирает_а слава его живёт.
Звал волк козу на обет_да коза не идёт.
Не бьёт, не ругает_а от него плачут.
|
Карточка для индивидуальной работы.
Задание: Списать предложения, на месте черточек поставить запятые.
Мир строит_а война разрушает.
Ласточка день начинает_а соловей
кончает.
Герой умирает_а слава его живёт.
Звал волк козу на обет_да коза не идёт.
Не бьёт, не ругает_а от него плачут.
|
Тест.
I. Выбрать определение
сложного предложения.
1)
Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых
больше, чем в простых.
2)
Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые
предложения.
3)
Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или
нескольких простых.
II. Выбрать способ связи
простых предложений в сложное.
1) С
помощью обобщающих слов.
2) С
помощью союзов.
3) С
помощью порядка слов.
III. Выбрать схему сложного
предложения.
1)
[– =], [– =].
2)
[– =].
3)
.[– =, =,].
IV. Найти сложные предложения.
1)
Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
2)
Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг
исчезают.
3)
Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш
каплет вода.
(К. Ушинский)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.