Главная / Информатика / Сценарий учебного занятия по теме: «Решение логических задач с помощью кругов Эйлера» (5 класс)

Сценарий учебного занятия по теме: «Решение логических задач с помощью кругов Эйлера» (5 класс)

Сценарий учебного занятия по теме:

«Решение логических задач с помощью кругов Эйлера»


Данное учебное занятие по метапредметному курсу «Задача» предназначено для учащихся 5 класса.

Цель: освоение новой модели изображения числа при решении логических задач.


Задача: формировать исследовательские навыки учащихся, умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах.


Единица содержания:

В данной учебной ситуации предполагается освоение учащимися нового способа изображения числа, т.к. ранее моделирование числа в виде отрезка в предлагаемой задаче становится неэффективным. У детей формируется понимание того, что процесс решения задачи во многом зависит от адекватного графического образа, благодаря которому станет возможным найти решение.


Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания:


Задачная форма организации учебного процесса. Используя данную технологию, педагог формирует у детей новые способы мышления. Попадая в ситуацию невозможности получить результат сразу, имея уже определенные накопленные знания, учащиеся самостоятельно осуществляют практическую деятельность, направленную на решение поставленной задачи. В результате они открывают для себя новое в исследуемом предмете.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На доске записана задача.

"Каждый ученик в классе изучает либо английский, либо французский язык, либо оба этих языка. Английский язык изучают 25 человек, французский - 27 человек, а тот и другой - 18 человек. Сколько всего учеников в классе?"

Учитель говорит задание: решить задачу, проиллюстрировав решение чертежом.

Каждый ученик работает в тетради самостоятельно (рисует чертеж).

До этого дети изображали число отрезком и чертеж будет в основном у всех одинаковый.

hello_html_m59b6dbf4.png

Потом идет объяснение решения задачи, проиллюстрировав его на чертеже.

Учитель формулирует текст "задачи-ловушки":

"В классе 35 учеников, каждый из которых любит футбол, волейбол или баскетбол, а некоторые - два или даже три из этих видов спорта. 24 ученика любят футбол, 18 - волейбол, 12 - баскетбол. При этом 10 учеников одновременно любят футбол и волейбол, 8 - футбол и баскетбол, а 5 - волейбол и баскетбол. Сколько учеников этого класса любят все три вида спорта?"

Задание остается таким же: решить задачу, проиллюстрировав решение чертежом.

Учитель разбивает детей по группам.

Каждая группа предлагает свои чертежи.

Т.к. дети владеют одним способом отображения числа в виде отрезка, то скорее всего они попытаются изобразить данные условия задачи этим же способом.

Учитель задает вопрос каждой группе:

Все ли данные из условия задачи отображены на чертеже?

Дети обсуждают сделанные чертежи и делают вывод, что на них нельзя представить все данные задачи, тем самым задумываются о новом способе изображения числа.

Учитель предлагает изобразить все данные из условия задачи другим способом.

Учащиеся создают новые чертежи.

Все предложенные варианты обсуждаются на вопрос:

Все ли данные из условия задачи отображены на чертеже.

Участвуют в обсуждении чертежей

В результате обсуждения учитель подводит к рассмотрению понятия множества и решения задачи с помощью кругов Эйлера.

Учитель дает историческую справку, относящуюся к кругам Эйлера.

Один из величайших математиков петербургский академик Леонард Эйлер за свою долгую жизнь (он родился в 1707 г., а умер в 1783 г.) написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. А впервые он их использовал в письмах к немецкой принцессе. Эйлер писал тогда, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Позднее аналогичный прием использовал ученый Венн и его назвали «диаграммы Венна».

Зhello_html_68a58801.pngарисовывают модель решения данной задачи в виде кругов Эйлера.



Сценарий учебного занятия по теме: «Решение логических задач с помощью кругов Эйлера» (5 класс)
  • Информатика
Описание:

Данное учебное занятие по метапредметному курсу  «Задача»  предназначено для учащихся 5 класса. 

Целью занятия является освоение новой модели изображения числа при решении логических задач.

В данной учебной ситуации предполагается освоение учащимися нового способа изображения числа, т.к. ранее моделирование числа в виде отрезка в предлагаемой задаче становится неэффективным. У детей формируется понимание того, что процесс решения задачи во многом зависит от адекватного графического образа, благодаря которому станет возможным найти решение. 

Автор Белова Наталия Леонидовна
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 2396
Номер материала 55285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓